План
1. Понятие и необходимость проведения инвентаризации.
2.Периодичность и сроки проведения инвентаризации. Задачи инвентаризации.
3. Классификация инвентаризаций.
4. Порядок проведения инвентаризации.
5. Оформление результатов инвентаризации и отражение их в учете.
Нормативные документы, регламентирующие проведение инвентаризации.
1) Федеральный закон Российской Федерации «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ.
2) «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 г. № 34-н.
3) Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 г. № 49.
Понятие и необходимость проведения инвентаризации. Задачи инвентаризации.
В самой природе бухгалтерского учета как системы формирования информации для целей ее пользователей заложена возможность отражения ошибочных сведений о фактах хозяйственной жизни организации.
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка, т.е. проводиться проверка соответствия учетных данных фактическому наличию имущества и обязательств организации.
Таким образом, инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета выступает в качестве необходимого дополнения к документированию хозяйственных операций.
Инвентаризация представляет собой способ контроля за сохранностью средств и обязательств организации и правильностью отражения их в бухгалтерском учете.
|
Объекты инвентаризации:
- имущество организации (основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, другие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы, дебиторская задолженность);
- финансовые обязательства организации (кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы);
- имущество, числящиеся в бухгалтерском учете на забалансовых счетах, т.е.находящееся на ответственном хранении, арендованное, полученное для переработки и т.п.
Причины возникновения расхождений между фактическими и учетными данными
Расхождения между фактическими данными и данными учета могут быть вызваны следующими причинами:
1) Естественными потерями (естественной убылью), возникающими под влиянием биологических, физических и химических воздействий внешней среды, например усушка материалов.
2) Вследствие ошибок в документах и неправильного отражения в учете товарно-материальных ценностей, которые возникают в результате неисправности измерительных приборов, пересортицы взаимозаменяемых материалов или изделий, несоблюдения норм вложения сырья в изготовляемую продукцию.
3) В результате прямых злоупотреблений материально ответственных лиц.
4) В результате расхождений в расчетах организации с другими организациями, которые могут быть следствием возникновения разногласий и споров по поводу отдельных требований и обязательств, а также непреднамеренных ошибок в записях.
|
Основными задачами инвентаризации являются:
1) выявление фактического наличия имущества организации (учтенного и неучтенного);
2) проверка реальности сумм учтенных на балансе товарно-материальных ценностей, незавершенного производства, дебиторской и кредиторской задолженностей;
3) контроль за сохранностью имущества организации путем сопоставления фактического их наличия с данными бухгалтерского учета;
4) выявление товарно-материальных ценностей, частично потерявших свои первоначальные качества, товарный вид, не отвечающих стандартам качества, залежавшихся и испорченных;
5) выявление сверхнормативных и неиспользуемых длительное время товарно-материальных ценностей с целью их последующей реализации;
6) проверка соблюдения правил и условий хранения товарно-материальных ценностей и денежных средств, правил содержания и эксплуатации объектов основных средств;
7) проверка соблюдения правил организации материальной ответственности за имущество организации.
Т.о. из перечня задач проведения инвентаризации видно, что кроме количественного контрольного значения инвентаризация имеет и качественную составляющую контроля.
Например, в ходе инвентаризации не только подсчитываются наличные запасы, но и проверяются условия их хранения. При этом обращается особое внимание на состояние складских помещений и устанавливается, соблюдаются ли условия, обеспечивающие сохранность товарно-материальных ценностей, а также санитарные нормы и правила их хранения.
Такой аспект инвентаризации служит средством не только вскрытия и выявления недостач и злоупотреблений, но и предупреждения их в дальнейшем.