Глава 1. Формирование ведической традиции в Индии




Содержание

 

Введение

Глава 1. Формирование ведической традиции в Индии

Глава 2. Веды - священные книги древнеиндийской религии

Глава 3. Вероучение ведизма

Пантеон богов

Обрядово-культовая практика

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

 


Введение

 

Культурное и нравственное становления ведизма в Древней Индии одна из центральных проблем понимания древнего мира - осмысление многообразия и уникальности древних культур, отдаленных от нынешних временем и пространством. Особенностью формирования, посредничеством преодоления этносом исторического пространства на некоторой географической территории, древнеиндийская религиозная система повлияла на формирование и характер современной Индии и Азии. Вместе с этим, пример взаимодействие культур и возможности их взаимовлияния предоставляют возможность для изучения иных кроскультурных вариантов.

Изучения первой письменной памятки древнеиндийской цивилизации разрешает проблему изучения нового социально-экономического устрою, разрывает особенности трансформации социальных архетипов и народной памяти.

Предметом изучения данной роботы будет история формирования и особенностей обряда ведизма в Древней Индии.

Ввиду многоплановости темы, в работе сосредоточено внимание на разностороннее исследовании ведизма и поставлены следующие задачи.

В первой главе: выяснит особенности формирование ведической традиции в Индии.

Во второй главе: раскрыть историю формирования, структуру священных книг древнеиндийской религии.

В третьей главе: проследить особенности обрядово-культовой практики ведизма; охарактеризовать пантеон богов ариев и их смысловую нагрузку.

В работе были использованы материалы учебного характера.

 


Глава 1. Формирование ведической традиции в Индии

 

Индийская цивилизация - одна из самых давних на планете. На территории Индии найдена немало достопримечательность раннего палеолита. Раскопка поселений Хараппской цивилизации, начало середины III тыс. до н.э., свидетельствует, что уже тогда города имели регулярную застройку; водогон и канализацию, каменное укрепление. Население занималось оросительным земледелием и скотоводством, использовало орудия труда из бронзы. Государство по форме правления было рабовладельческим. Считают, что Хараппску цивилизацию сформировали предки дравідів - одного из современных народов Индии.

В III-II тыс. до н.э. в бассейне реки Инд существовал еще один центр индийской цивилизации - культура Мохенджо-Даро, созданная давними дравидийськими племенами. Города тоже имели регулярную застройку. Развивались металлургия, земледелие. Это было общество, основанное темнокожими туземцами Индостана. Здесь имели достаточно развитое сельское хозяйство и интенсивную торговлю, строили хорошо спланированные города, создали письменность и изобразительное искусство.

Археологическая находка дает определенное представление о веровании этих людей и тотемистических корнях последних. Существует изображение рогатого божества с тремя лицами в окружении зверей. Божество сидит на троне в типичной позе «лотоса» и напоминает более позднего бога индуистов Шиву; три лиц как будто опережают будущую «индуистскую троицу» - Тримурти. Есть и изображение божества с туловищем тигра, из председателя которого прорастает растение. Похоже на то, что здесь боготворили деревья, а также некоторые животные: буйвол, тигр, крокодил.

Для этой цивилизации характерный культ плодородия. Найдена много статуэтка, которая изображает богиню-мать. Кроме того, этот культ связан с богом-буйволом, которого изображали на троне; голова божества увенчана рогами. Центральная часть головного убора напоминает крону мирового дерева. В то же время акцентировалась его мужская сущность, что означало его функцию - поддерживать и обновлять жизнь. Божество это в надписи отражалось как «Звезда», или «Большая звезда» (то есть Юпитер); на рогах его выделялось 12 годовых колец, что означало двенадцатилетний цикл Юпитера, «год богов». Другие атрибуты божества также имели символический характер: шесть больших браслетов означало власть над шестью сезонами года, а шестнадцать малых - власть над мировым пространством. По оба боков от трона изображенные еде, отправление религиозных обрядов, поведения члена каждой касты, отношения между кастой - все это издавна получило форму религиозных канонов.

Однако арийцы со временем увидели, что могут раствориться в океане местной жизни. Через то была выдвинута идея о четырех варны (буквально «цвета»), на которых нужно делить общество: жрецы (брахманы), воины (кшартии), простонародье (вайшьи), и более низкие, слуга (шудры). Первые три варны считались выше (белыми, арийскими), последняя обнимала темнокожее местное население, которое должно было служить белым.

Не стоят отождествлять варны с кастой: последние являются разделением людей на группу внутри варны. Да, вайшьи разделяются на земледельцы, ремесленников, купцов; внутри этой касты есть еще и дифференциация за профессией (да, ремесленники бывают кузнецами, ювелирами, сапожниками, и тому подобное).

Эта расовая сегрегация была закреплена в законах, приписанных легендарному мудрецу Наваждение, а реально созданных близко V в. до н.э. На первое место здесь возвышенно брахманов, единственным занятием которых должно было быть изучение Вед и служба ритуалов. Цари (из варны кшатриив) должны уважать брахманов, все другие - на них работать. Надлежало им повиноваться: если шудра, например, оскорбил брахмана, ему заливали рота растопленным серебром. Поэтому, кастовая система, освященная в Законах Наваждение и других подобных религиозно юридических кодексах, строилась на расизме, насилии и социальной несправедливости.

Завоевав «черную» Индию, арии начали смешиваться с местным населением, перенимая отчасти его культуру и мировоззрение. Они перешли от кочевого образа жизни к оседлости и земледелию, стали жить в поселках и городах. Много тысяча местных богов и духи влились в достаточно простой пантеон «Вед», который боготворил в начале лишь основную силу и явления природы. Огромный пантеон местных божеств был воспринят как таковой, что отвечает представлением Вед о дифференциации девы и ракшасив - божеств и демонов.

В то же время боги (девы) не бывают злыми. Интересная история образа бога Шивы - повелителя процессов разрушения. Шива (букв. «милостивый») был сначала туземным богом чернокожей Индии, которого изображали в виде описанного выше воплощения Юпитера еще в эпоху Мохенджо-Даро. Но впоследствии он слился из ведическим Рудрой, богом бури, и начал осмысливаться как отец всего, что связано со смертью и уничтожением. Но смерть не есть «зло»: где Шива ударит своим трезубом, там погибает все, что отживший, высвобождая место для рождения нового. Титулом его становится Магадева - большой бог.

Имя одного из основных богов индуистского пантеона - Кришна - также наводит на мысль о туземном происхождении этой фигуры, поскольку переводится оно как «черный»; но Кришну отождествили с арийским Вишну - богом весны и плодородия, символом которого был белый цвет весенней вишни.

От местного населения было перенято и обожание животных (культ слона, мартышки, змеи, и тому подобное); ария уважала как святого животного лишь корову. Некоторые боги начали наделяться тотемистической чертой (например, бог мудрости Ганеша, что изображался в виде слона). Сама идея идола перенята была вчерашними кочевниками от туземцев.

Самые давние боги кочевников-ариев, что более всего уважали природу и скотоводство, были преимущественно светлой фигурой и олицетворяли хорошую естественную силу. Все в природе рассматривалось ариями сквозь призму собственных занятий. В частности святым было все, связанное с коровой, которая давала такое необходимое для питания молоко (тотемистическая черта).

Ведическая религия содержит ярко выраженную патриархальную черту, стройную иерархию богов, полубогов, которые олицетворяют силу и явления природы. Главной ее особенностью является обожание силы природы, анимизм, первобытная магия. За своим характером она была обрядовой: стержневым моментом в ней было жертвоприношение богам. Большую роль играли пение, гимны, молитва, магические заклинания. Святилищ, храмов, изображения богов, в ней не было. Жертвоприношения происходили под открытым небом па специально построенных алтарях. Посредниками между людьми считали жерцов-брахманов, которые владели священными знаниями - ведами.

В целом религия ведического периода отличается сравнительной простотой и несложностью. Центральный момент этой религии - принесение жертвы. Образы богов довольно многочисленны, и большинство их - олицетворения явлений природы; но в каждом случае исполнитель обряда имеет дело лишь с одним определенным богом. Образы богов суть в значительной степени лишь различные олицетворения одного и того же явления; поэтому они нередко сливаются и легко переходят один в другой. Вначале многие из них были, вероятно, племенными богами.

Полное преобладание мужских божеств и почти отсутствие женских отражают, видимо, господство патриархального строя общества. Эта сравнительно простая религия отражала переходный, родоплеменной общественный строй.

Период с середины II тыс. до н.э. до первой половины I тыс. до н.э., получивший в истории название ведийского, отмечен образованием классового общества и государства. Крупные достижения в области производства привлекли за собой расслоение общества.

Ведизм отражал сравнительную неразвитость антагонистических противоречий в индийской общине, сохранение значительных элементов племенной раздробленности и исключительности. К середине І тысячелетия до н.э. эти черты патриархальности приходят во всё более резко выраженное противоречие с такими крупными сдвигами в общественных отношениях, которые и являлись основной причиной возникновения буддизма.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: