Обрядово-культовая практика




 

Ранняя индуистская традиция храмов не знала. Центром культа был алтарь определенной формы (в виде квадрата, прямоугольника, полумесяца и т. п.), который сообщался с жертвенным местом, - ягашала, - что являло собой участок утрамбованной (или вымощенной кирпичом) земли. Индуистский жертвенный алтарь являл собой образ сотворения мира. Вода в смеси с глиной символизировали исконные воды и Землю, боковая перемычка - воздух, который окружает Землю, и тому подобное. Здесь курятся ароматы, осуществляется пуджа - обряд чествования статуи божества.

В ІІ тыс. до н.э. возникла многочисленные ритуалы, которые были описаны в специальных сборниках. Развился культ богов, что заключался в жертвоприношениях, сопровождаемых гимнами и магической формулой, которая выражала конкретную просьбу людей. Так, в сборнике «Ашвалаяна-Грихьясутра» детально определяется церемония принесения жертвы: «И где бы он не пожелал свершить жертвоприношения, пусть выберет площадку размером не меньше стрелы с каждой стороны. Пусть обмарает его (коровьим гноем) и прочеркнет шесть линии: одну на западном боку (из юга на север), две - к востоку по обоим ее концам и три посередине. Пусть он обрызгивает это место, установив огонь и положив в него полено, расчистив (землю) вокруг (огня) и разложив (священную траву); (вершит) обрызгивание молча в восточном направлении, в южном, западном и северном, заканчивая севером. Очистка жертвенного топленого масла происходит с помощью двух цедилки. Две (стебли) трава куша длиной в пядь, с нерасщепленными концами, которые не имеют внутренних пагонов, взяв из двух боков большим и безымянным пальцами так, чтобы ладони руки было обратно вверх, он очищает масло, обернувшись к востоку, один раз произнося мантру: «За указанием Савитара я очищаю тебя лучами Васу, Сурьи, (а) дважды молча» и так далее, и тому подобное с произнесением разнообразных мантр (заклинаний).

Принесение жертвы рассматривалось как кормление богов, и отношение к этому акту со стороны верующих было довольно практичное; это был своего рода торг: я даю тебе, а ты даешь мне. «Вот масло, где же твои дары?» - обращаются к богу. Местами в гимнах проскальзывает фамильярное отношение к богам на почве такого торга. Вот гимн Индре: «Милостивы руки твои, о Индра, и благи, когда расточают дары певцу. Где же замешкался ты? Почему не спешишь на попойку? Или скупишься?

Почему, богач, люди называют тебя щедрым? Ты на подаяния даровит, так слышу от всех: так дари же и мне. За песнь мою воздай казной, о всемогущий...

Будь у меня, о Индра, такие богатства, какими обладаешь ты, я, не жалеючи, одарил бы моего поклонника; я не оставлял бы его в бедности».

Такое чисто практическое отношение к жертве очень интересно. Интересно и то, что самый момент жертвоприношения считался настолько важным, что из него вырос особый мифологический образ: это еще слабо персонифицированный в ведическом периоде образ Брахманаспати - господина молитвы или заклинания.

Молитвы, связанные с жертвой, обладали принудительной силой. Боги не могли отказать человеку в просьбе, если она сопровождалась правильно произнесенными заклинаниями и правильно выполненной жертвой.

Таким образом, ведическая религия представляет собой наряду с сильным развитием мифологии и олицетворений все же в значительной мере магию: молитвы являются, в сущности заклинаниями, принудительно действующими на богов.

Культ также заключался в потреблении священного напитка сомы (возможно, хмельного или наркотического). Пользуясь практикой сжигания жертвы на огне, древние индейцы особенно уважали бога Агни как посредника между людьми и богами - здесь просматривается связь с первобытным почитанием огня, которое возникло еще в каменном возрасте. Жертва считалась наивысшим подвигом человека. Бог Праджапати, обладатель, живого, осознавался как покровитель жертвы; впоследствии его даже объявят царем богов.

В ведическом жертвоприношении принимали участие четыре главных жрецов: хотар, чтец гимнов Ригведы, которые должны были умилостивити богов; удхатар, который пел из текстов Самаведы; адхвар’ю, который вершил жертвоприношение, произнося магическую формулу из Атхарваведы; брахман, которому надлежало следить за точным выполнением ритуала, чтобы в обряд не проникло зло.

Ведическая религия (середина ІІ тысячелетия до н.э.) была религией жертвоприношений и ритуалов, большинство из которых были чрезвычайно сложны и осуществлялись в течение недели и даже месяцев. Целью жертвоприношений были не умилостивление Богов, а подчинение их воли жрецов-брахманов, для выполнения желания жертвователя.

В середине ІІ тысячелетие до н.э. ведическая религия переживает острый кризис. Вызревает протест против дорогой ритуальной практики и засилья жрецов-брахманов. Формируются неортодоксальные религиозные и религиозно философские учения (джайнизм, буддизм), которые отрицают и отбрасывают брахманский ритуализм, призывают к моральному усовершенствованию и уединенной монашеской жизни. Названные учения отбрасывают священный авторитет Вед и сакральность сословного разделения общества, обращают свою проповедь ко всем людям без исключения.

 


Заключение

 

Особенностью формирования ведической традиции в Индии было наложения мифологической системы ариев на культурную традицию местных жителей. В системе с становлением нового классового общества трансформировалась и религиозная система древних индийцев. Внедрения материального фактора привело к расслоению общества, а усложнения культовой части религии к выделению правящих классов.

Передаваясь, долгое время в устной традиции, ведическая литература оформилась в цикл сложных многофункциональных текстов. Формирования книг Вед охватывает период в 2 тысячелетия. Несмотря на большой объем разноплановых текстов, пояснений м комментариев ведическая литература все же имеет внутреннюю логику сюжета и нравственной системы, что подтверждается практикой ее использования и в наше время.

Значительное количество божеств у пантеоне ведизма обясняется условиями формирования религии на базе местных религиозных систем. Вместе с этим, большое количество богов характеризовало ведизм как естественную религию. Лишь с усложнением обрядово-культовой практики функциональность богов привязывается к социальным потребностям людей.

Несмотря на слабо сформированную ритуальную составляющую ведизма, привязка кастовой системы к религии приводит к появлению протестных настроев против жрецов и заритуализирования религии. Ведизм был в своей основе возможность повлиять на внешний мир посредством богов и духов, а сформированные в начале І тысячелетия условия сакрализации сословий привела к моральному реформизму ведических истин.

 


Список использованной литературы

 

1. Альбедиль М. Ф. Индийская религия и философия / Российский Христианский Гуманитарный институт; Институт востоковедения РАН [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <https://www.india.ru/india/history/hindi_history.shtml>

. Васильев Л.С. История религий Востока. - М.: Книжный дом «Университет», 2000. - 426 с.

. Лубський В. І., Лубська М. В. Історія релігій. Підручник: У 2 т. - К.: Видавничо-поліграфічний центр «Київський університет», 2007. - Том 1. - 383 с., 13 іл.

4. Синха Н. К., Банерджи А. Ч. История Индии / Пер. с англ. Степанова Л. В., Ястребовой И. П., Княжинской Л. А. - М.: Издательство Иностранной литературы, 1954. - 442 с.

. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. - М.: Политиздат, 1964. - 559 с.

 


Приложения

 

Приложения 1

Основные понятия

Ведизм - религиозная система, предшествовавшая брахманизму; развивалась преимущественно на территории современной Индии в с середины II тысячелетии до н.э.

Ригведа - «Веда песен» - собрания песни, которые воспевают богов и обращенных к им молитв.

Яджурведа - «Веда жертвоприношений» - сборник жертвенной формулы и заклинаний, молитв и правил осуществления жертвоприношений.

Самаведа - «Веда напевов» - сборник пения, предназначенного для ритуальной цели.

Атхарваведа - «Веда заклинаний» - сборник магических заклинаний против злых духов.

Ассуры - злые демоны, которые воплощали всевозможную неурядицу.

 


Приложения 2

Персоналии

Притхива - богиня матери-земли.

Сому - бог Месяца.

Рундру - бог бури.

Индра - бог-громовержец.

Агни - бог огня.

Адита - мать богов.

Варна - бог безоблачного неба.

Ушас - богиня утренней зари.

Мукша - богиня просветления, мудрости.

 


Приложения 3

Таблица. Классификация ведической литературы

Группа книг Содержание Включает в себя: Состоит из:
«Самхиты» собрания гимнов, молитв, заклинаний, благословений, жертвенных формул и т. п. «Ригведа самхита» 1028 сукт (гимнов), которые подразделяются на 10 мандала (книг)
    «Атхарваведа самхита» 731 гимна, которые подразделяются на 20 книг
    «Самаведа самхита» 1549 гимнов
    «Яджурведа самхита»  
«Брахманы» прозаические тексты, содержание которых составляют высказывания относительно различных ритуалов и церемоний жертвоприношения «Айтарейя брахмана», «Каушитакй брахмана», «Тандьямаха брахмана», «Джайминия брахмана», «Тайттирийя брахмана», «Шатапатха брахмана»  
«Араньяки» лесные тексты    
«Упанишады» трактаты, содержание которых составляю тайные поучения, сообщаемые во время частной беседы наставниками своим ученикам «Иша», «Кена», «Катха», «Прашна», «Мундака», «Мандукья», «Тайттирийя», «Айтарейя», «Чхандогья,» «Брихадараньяка», «Светасватара»  

 


Приложения 4

Тестовые задания

Вопрос Варианты ответов Ответ
  Ведизм развивалась на территории Индии в: 1. II тысячелетии до н.э. 2. I тысячелетии до н.э. 3. I тысячелетии 4. II тысячелетии  
  Сопоставьте: 1. «Самхиты» 2. «Брахманы» 3. «Упанишады» 1. Шатапатха 2. Айтарейя 3. Яджурведа 1-3 2-1 3-2
  Какая из книг Вед есть самой ранней. 1. Ригведа 2. Атхарваведа 3. Самаведа 4. Яджурведа  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: