От традиционной школы до домашнего обучения.




Я очень постараюсь охватить кратко но ёмко современное образование школьников от оптимизации традиционного обучения в обычной школе и до семейного самостоятельного обучения, основываясь на своем субъективном опыте и видении педагога и детского психолога.

* Если решено было вести ребенка в обычную начальную школу, то здесь самое важное:

1) Найти хорошего учителя начальных классов. Это может быть самая обычная школа рядом с вами, но учителя начальных классов важно выбрать самого лучшего из имеющихся в округе. Важно, чтобы учитель, а скорее всего учительница любила детей и свое дело быть учителем, излучала доброту, в лучшем случае - свет, покой и терпение, но это не значит, что она не будет строгая, она может быть и строга и справедлива, что не мешает ей любить детей.

2) Еще важный здесь момент – это время, которое ребенок будет тратить до школы, максимум на это у него должно уходить не больше получаса, в противном случае измучается и ребенок и вы.

3) Нужно не пожалеть времени и изучить методики обучения. Посмотреть, что ближе именно вам и вашему ребенку.

- С хорошим учителем можно и на традиционной методике, особенно в начальной школе.

- От себя и для своих детей я выбрала Развивающее обучение - РО. Это давно, еще с советского опыта проверенная и хорошо себя зарекомендовавшая методика. У нас в университе даже был отдельный курс, достаточно продолжительный и подробный, о методике именно развивающего обучения иностранному языку. Я, кажется, еще тогда поняла все его плюсы и решила, что мои дети будут учится по этой методике, в отличие от обычной. Разница с традиционным в том, что всё обучение строится на интересе, на заинтересованности, а когда ребенку интересно – это главное! Можно более подробно прочитать, например, здесь: https://www.eduportal44.ru/Kostroma_EDU/Rovesnik/pedagog/DocLib1/%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B5%D0%B5%20%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5.aspx

Все остальное зависит от школы и ее директора. Нам повезло и традиции РО в нашей школе и во внеклассной деятельности, и в построении общения с родителями и учениками, детям всегда там интересно, они заметно более самостоятельные и ответственные.

- Есть классы в школах России по методике удивительно, благородного В. Базарного. Там здоровью и моральному развитию уделяют особое и бережное внимание на протяжении всех 11 классов, как и многим другим важным аспектам обучения. Немного материала я приложила в конце – Приложение 2

- Для начальных классов еще можно рассмотреть обучение в классах Жохова, но там много спорных моментов, в первую очередь все зависит от самого Жохова и от преподавателя, который будет непосредственно у вас, хотя методика очень интересная.

- Есть еще Монтессори классы, но это тоже для начальной школы. Вальфдорская педагогика, но она чаще для садиков.

- Стоит внимательно и осторожно рассматривать все современные и новые методики, особенно платные частные школы. Они часто сырые, не всегда себя оправдывающие, и созданы для зарабатывания денег. Или же мне просто не довелось пока встретить удачный пример современной методики... Узнаете – рассказывайте мне!

4) Нужно компенсировать движением и спортом малоподвижность ребенка в школе, чем больше, тем лучше!

5) Важно следить за питанием ребенка как в школе, уча его выбирать еду, а лучше давать ему с собой домашнюю еду, так и дома после школы следить, чтобы питание его было полноценным и полезным. Обратить внимание на то, сколько, как и когда ребенок пьет воду, научить его быть в этом самостоятельным, помогать ему. Здесь же важно уделить внимание походам ребенка в туалет по своим малым и немалым нуждам, многие дети стесняются или не хотят в школьный туалет или забывают.

6) Чем младше ребенок, чем младше класс, тем чаще можно отдыхать от школы, начиная с того, чтобы забрать ребенка раз в неделю на урок раньше, и заканчивая тем, что выбрать день, в который ребенок дома будем учиться самостоятельно под присмотром родителей, и договориться об этом с учителем и администрацией школы. Увеличивать каникулы, тоже сюда.

7) Если домашних заданий много во 2, 3, 4, 5, 6... классе у ребенка в будни, то хотя бы в пятницу и один из выходных дней ребенок должен от них отдыхать, быть в семье, просто играть, больше гулять с друзьями и родителями.

 

* Есть еще заочное, очно-заочное и дистанционное обучение в школе. Не во всех школах, но при желании и необходимости можно найти подходящую школу. Его имеет смысл рассматривать в старших классах. Можно например посмотреть здесь: https://extern-mos.ru/ochno-zaochnoe-obrazovanie-obuchenie/

 

* А для самостоятельных и сознательных – семейное образование!

Я долго искала мои сохраненные интересные ссылки на сайты для детей на семейном образовании, но так и не нашла, но их много, очень много: видео уроки по всем предметам, конспекты по темам по предметам и по классам, просто интересные разборы физики, химии, биологии и прочего.... Но это всё легко найти самим в инете, сейчас проще - выбирай любой.

О Семейном образовании от юристов, в том числе про компенсацию родителям: https://jurjur24.ru/semejnoe-obrazovanie-po-novomu-zakonu-ob-obrazovanii-v-tekushhem-godu/

Здесь огромная свобода в организации и планировании учебного процесса, много форумов и родителей, которые щедро делятся своим опытом и помогают другим. Например, сайт от мамы по семейному образованию: https://interesno.co/education/64043e7b8379

Отдельно и особенно я хочу порекомендовать обучение в Русской Классической Школе, там уникальные методики и бережное отношение к ребенку. У них на сайте есть учебники и методика и поддержка: https://russianclassicalschool.ru/ Это подойдет как для семейного образования, так и дистанционного, а может быть кто-то захочет учиться у них очно.

Так же большой интерес и качество осталось в советских учебниках времен Сталина. Это так же будет полезно как дополнительное образование, я пока не знаю как можно взять его за основное: https://vk.com/stalins_bukvar

Алёна Белик

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Сгонник Любовь: Плюсы самостоятельного образования

Моя доченька закончила школу с отличием. Лиза не посещала школу ежедневно, а потому вместо 11 лет училась 7 лет. Школа не украла у неё счастливое детство: не было ранних побудок, домашних работ, стресса ежедневных проверочных работ, глупых списываний и профанации учёбы ради оценок взрослых…

Вместо этого вдоволь отсыпалась, была бодра и активна для иных занятий, греющих душу: балета, рисования, спорта, музыки. Её жизнь не ограничивалась прохождением школьной программы и была наполнена занятиями по интересам без психологических и физических перегрузок. А потому, попробовав себя в различной деятельности, Лиза очень рано определилась в своих приоритетах, выбрав самостоятельно и специальность, и ВУЗ, в котором мечтает учиться…

Самообразование сформировало в ней личную ответственность за результаты своего труда. Её не надо контролировать, она самостоятельно планирует свой день, неделю, месяц, год. Навыками такого тайм-менеджемента не каждый взрослый владеет. И это умение выросло из её личного опыта проб и ошибок, ведущих её к успеху. Она самостоятельно составляла расписание своих занятий, консультаций и экзаменов, а не жила по схеме расписаний, утверждённых школой. Когда мне пришлось оставить её посреди 10 класса, то я даже не волновалась, что она самостоятельно справится с задачей, которую перед собой ставила.

Но не это главное… Меня пугали, что ребёнок, не посещающий школу, будет не социализирован. Когда я спрашивала, что же это такое, пугающие меня ничего умнее не могли ответить, как: «Она не научится общаться»… Теперь мне смешно, когда вспоминаю, что, порой, поддавалась и сама этим страхам… Тяжело расставаться со старыми штампами, социальными установками. Опыт освобождения от них - самый бесценный в череде наших дней.

Да, дочь не умеет и не любит ходить строем, выполнять с энтузиазмом навязанную работу, подчиняться приказам, изображать приятие, когда его не чувствует, не стремится в толпу, не понимает смысла слов «общественно полезная работа», не гоняется за оценками и одобрением, не готова предать свои интересы ради интересов коллектива… Она не боится совершать ошибки, промахи, так как в её опыте отсутствует страх перед двойкой, которую надо «исправлять» ценой стресса… Она не умеет заискивать ради одобрения, потому легко говорит «нет»...Её внутренний ребёнок свободен...

Дочка не училась 11 лет в одновозрастном и навязанном взрослыми детском коллективе. А потому у неё нет страха перемен, она с лёгкостью адаптируется к любому разновозрастному коллективу, сохраняя свою индивидуальность. Она не кичлива и не тщеславна, так как не была заложницей десятка лет школьной жизни, где правит оценочная система. Ей не важна оценка, а важен сам процесс освоения таких знаний, в которых она видит смысл для своей дальнейшей деятельности. Она трезво видит себя такой, какая она есть, без пудры, без фальши, не обольщаясь внешней видимостью, ориентируясь на внутреннее ощущение ценности того, что с ней происходит...

Лиза не развращена формализмом: ей претит заниматься делом, которое ей навязывают, изображая бурную и напряженную деятельность. Она научилась создавать внутреннюю мотивацию, которая труд превращает в лёгкое и радостное занятие. Она на собственном опыте знает, что любимое дело не может быть тяжким трудом.

Дочь не знает, что такое авралы из-за отвратительно спланированного времени. А оно во многих школах спланировано не под нужды детей, а под нужды учителей, ставящих под сомнение возможность разумной индивидуальной цикличности «отдых-расслабление»... Свою усталость Лиза научилась снимать отдыхом, прислушиваясь к внутреннему состоянию, а не с оглядкой на ужас завтрашней контрольной, когда уже валишься с ног и тут уж не до расслабления. Она была сама себе хозяйкой, а потому отдыхала тогда, когда уставала, а не когда внешние обстоятельства позволяли сделать это без «угрызения совести».

Её не ломала система. Она выросла с внутренней свободой выбора. Это сформировало в ней личную ответственность… Её кипучая деятельность, постоянный поиск возможностей реализовать свои интересы не опирается на инфантильное желание скинуть ответственность за свои ошибки на кого-нибудь. В ошибках она видит потенциал роста… Я вместе с ней этому училась, так как сама воспитывалась в рамках очень жесткой социальной системы, не дающей право на ошибку…

Так, вместе с дочерью, я слой за слоем снимала с себя наслоения многих десятков лет, замешанных на страхах быть собой, психологических травмах от тотального контроля… И пишу я всё это не для хвастовства, а для того, чтобы те, кто стремится к личной свободе, позволил бы и своим детям развиваться в их собственном темпе самореализации, не травмируя их природу… Такие дети - основа будущей цивилизации внутренне свободных людей. Они способны уважать себя и других, ценить свою и чужую индивидуальность. Они лишены цепей и не стремятся посадить на цепь любого, к кому привязываются. У них нет патологической тяги к подавлению и контролю…

Таких детей становится всё больше и больше. И только от родителей зависит, станут ли их дети «винтиками государства» или творцами собственной судьбы… Вся пропаганда ценностей школьной системы выгодна государству, а не отдельному человеку… Рабами легче управлять…


ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Как калечит школа

Речь пойдёт педагогической системе Базарного, которая убедительно доказывает, что без врачебного вмешательства, только педагогическими средствами можно противостоять школьным формам патологии. Есть и другие альтернативы, например, семейное образование...

Московская школа-лаборатория № 760 им. Героя Советского Союза А. Маресьева. Директор — заслуженный педагог РФ, кандидат педагогических наук В. Гармаш. Здесь на протяжении 15 лет в начальной школе применяются отдельные технологии профессора В. Базарного.

Выпускной класс 2004 года (юноши): рост 180—194 см; коэффициент показателя грудо-плечевого теста больше 1 (то есть осанка очень хорошая); острота зрения больше 100 процентов (по таблице Новикова), у более половины парней доходит до 200 процентов (!); степень реакции на внешний раздражитель в 2,5 раза выше средних показателей. Перед началом внедрения технологий нарушения осанки наблюдались у 95 процентов учащихся. В целом по школе в 1995—1996 годах было уже 8 процентов учеников с нарушением осанки, на настоящий момент — 2,2 процента (всего 15 человек на 700).

Удивительный результат? Чудо? Но гигиеническая программа, разработанная учеными Красноярского края под руководством В. Базарного, утверждена еще в 1989 году в качестве методических рекомендаций “Массовая первичная профилактика школьных форм патологии, или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательного процесса в детских садах и школах”.

Данные методические рекомендации были приняты Минздравом России (по согласованию с Минобразования) после десятилетней широкой апробации практически во всех республиках СССР и скрупулезной экспертизы результатов со стороны ведущих отечественных научных центров — Горьковского и Ивановского НИИ педиатрии, материнства и детства. Результат — только положительный. Спрашивается: почему она у нас не в массовой школе? Хотя там уже пытались внедрять и “половое воспитание”, и валеологию, и компьютеры, и т. п. А здоровье детей тем временем ухудшается обвально!

В России свыше тысячи детских садов и школ используют в своей работе отдельные элементы системы доктора Базарного.

Но нужны ли Системе Образования Российской Федерации физически, психически и нравственно здоровые, всесторонне развитые дети?

Базарный Владимир Филиппович (родился 4 мая 1942), русский учёный, врач и педагог-новатор. Более 33 лет посвятил решению судьбоносной для России проблемы – предотвращению демографической катастрофы путём сохранения и укрепления здоровья подрастающих поколений. В своих исследованиях вскрыл корни и причины наблюдаемого в последние десятилетия процесса деградации и угасания жизнеспособности народа, убедительно показав, что существующая система воспитания и обучения детей в детских садах и школах ориентирована против природы ребёнка.

Суть системы

Затраты на внедрение системы очень малы (переоборудование парт (внедрение наклонных парт — конторок), внедрение перьевых ручек вместо шариковых, установка специальных стендов — офтальмотренажеров и панно «Экологический букварь», применение карточек с заданиями, держалок для чтения текста).

Главные проблемы при внедрении системы Базарного:

Инерция мышления педагогов и родителей
Препятствия со стороны чиновников Министерства здравоохранения
Характерные особенности системы Базарного:

Подвижность детей во время занятий;
Раздельное обучение мальчиков и девочек;
Подотчётность педагогов родителям и детям, минуя бюрократические структуры министерства образования
Чёткие количественные критерии, по которым производится оценка интеллектуального и психо-физиологического состояния детей (а значит, и качества работы педагога) — воображение, осанка, острота зрения и т. д.;
Природосообразность используемых методик — образовательный процесс протекает благодаря, а не вопреки естественной природе детей (в отличие от традиционной системы образования).
Совместное творчество педагогов, детей и родителей;
Внедрение предмета «Детское хоровое пение», основанного на народных песнях и классической музыке.
В настоящее время система широко используется в двух регионах нашей страны — в Республике Коми и в Ставропольском крае.

Ниже представлена статья Владимира Базарного из журнала "Российская Федерация сегодня" № 14, 2005 г

От худого семени не жди доброго племени

С будущим у России, мягко говоря, проблемы. Наше грядущее нынче шагает с бутылкой пива в руках или лежит в роддоме на искусственном вскармливании. Фактически мы не сегодня, так завтра подойдем к черте, за которой оставшееся число дееспособных граждан не сможет обеспечить армию и прокормить больных и немощных. И дело тут даже не в экстремальных случаях, которые вот-вот станут “нормой жизни”, — тревожная статистика роста молодых наркоманов, алкоголиков, больных СПИДом и т. п. известна. Речь идет о самом обыденном: к окончанию школы 50 процентов подростков имеют ограничения даже в выборе профессии по состоянию здоровья. “Школьное детство счастливое” становится ахиллесовой пятой национальной безопасности России.

Большинство экспертов утверждают: больное поколение — результат социально-экономического неустройства России и нарушенной экологической среды. Да, бедных у нас сегодня много, а мазутные реки встречаются теперь чаще молочных. Но ни органы здравоохранения, ни органы образования так и не вникли в первопричины, глубинные истоки эпидемии массового нездоровья учащихся. Чем объяснить феномен, когда жизнеспособность у детей из блокадного Ленинграда была выше, чем у сегодняшних младенцев?

Фундаментальной наукой доказано: десять основных форм хронической патологии, которые определяют нынешнюю сверхзаболеваемость и сверхсмертность, в том числе разрушение детородного потенциала, берут свое начало именно в школе. В структуре детской заболеваемости на первом месте болезни костно-мышечной системы, на втором — органов пищеварения, затем болезни эндокринной системы, психической сферы.


У детей до 14 лет преобладают болезни органов пищеварения, а у подростков с 15 до 18 лет — недуги костно-мышечной системы и психической сферы. К типичным школьным патологиям — нарушению осанки, близорукости, искривлению позвоночника — добавляются считавшиеся прежде старческими заболевания — гипертония, атеросклероз, стенокардия, неврозы, психические расстройства и т. д. Идет обвальное разрушение телесной детородной конституции.

Большинство осуществленных во второй половине ХХ века “образовательных новаций” внедрялось без элементарного научного обоснования и санитарно-гигиенической экспертизы. Внедрялось административно, принудительно. В результате бульшая часть “школьных реформ” оказалась чуждой природе ребенка. Перечислим некоторые из таких нововведений, дошедших до настоящего времени:

— игнорирование в учебном процессе творческого, эмоционально-смыслового правого полушария и преимущественная опора на информационно-программируемое левое полушарие (строительство отечественной школы на вербальной основе);

— исключение из базового учебного плана полноценного художественного, музыкального, трудового, патриотического воспитания и рукотворчества;

— внедрение бесполой дидактики, мы обучаем мальчиков в одних классах с более старшими по генетическому и духовному возрасту девочками, в итоге заглушаем развитие свойственных полу (прежде всего мальчиков) воображения, эмоций, фантазий, смыслов;

— строительство учебного процесса в начальной школе на основе скорописи с помощью шариковой ручки и внедрение для детей стандартов чтения под секундомеры вне оценки индивидуальных ритмов осмысления прочитанного;

— замена ростомерной мебели на одномерную, замена оптимальной для зрительного восприятия наклонной поверхности рабочих парт на искажающую перспективу букв горизонтальную поверхность столов;

— замена оптимального электролампового освещения на негативное для мозга мелькающее люминесцентное;

— постоянно возрастающая информационная интенсификация учебного процесса.

В итоге, как признало Минобразования в своем официальном письме № 220/11-12 (от 22.02.99), спустя только один учебный год у 60—70 процентов детей выявляются признаки психических нарушений! А впереди еще 10 лет такой умопомрачительной дидактики!

В России — при сверхвысокой смертности и низкой рождаемости — сегодня сложилась тяжелейшая демографическая ситуация. Даже в годы Великой Отечественной войны рождаемость была выше, чем сейчас. Происходит депопуляция, то есть вымирание, русского и других народов России. И это связано не только со сложившимися социальными и экономическими условиями. В обществе исчезает главная доминанта — нацеленность на ребенка и семью. Очень большую роль имеет социальное научение, которое осуществляют многие “сексопатологические” СМИ. Но главная наша беда в том, что у подавляющего большинства выпускников школ нынешняя система строительства учебно-воспитательного процесса разрушает детородную конституцию. Директор НИИ детской гематологии Минздрава России, членкор РАМН, главный педиатр Москвы Александр Румянцев на парламентских слушаниях в Совете Федерации, посвященных детскому здоровью, заявил буквально следующее: если мы к сегодняшним девушкам подойдем с мерками молодежи послевоенного поколения, то с этой точки зрения ни одной выпускницы школы с нормальной детородной конституцией сегодня нет. “Кого же они будут рожать?!” — вопрошает А. Румянцев.

Мы провели исследования качества телесной, и прежде всего детородной, конституции у молодых людей (девятиклассников), проживающих в подмосковных городах. Почти у всех старшеклассников — узкогрудость, плоскостопие, отклонения в развитии таза, нарушение осанки, снижение функций выносливости сердечно-сосудистой системы. Это — обычная молодежь из обычной школы. Физическое развитие этих юношей практически уже несовместимо со здоровым деторождением.

Полученные данные объясняют те факты, которые озвучил в конце 90-х годов директор Научного центра здоровья детей РАМН академик Александр Баранов: из каждой 1000 новорожденных, появившейся на свет в крупных индустриальных городах России, у 800—900 выявляются те или иные дефекты и аномалии развития.

К сожалению, семья, школа, современные СМИ так воспитали молодых людей, что они убеждены: Господь Бог дал им разум во имя единственной цели — для все большего совершенствования способов удовлетворения потребностей и получения удовольствий и наслаждений. Благодаря “средствам массового растления” “героями” молодежи уже давно стали секс-звезды. Но еще ни одна культура, ни одна цивилизация, ни один народ не выживали после погружения их в сексуальные свободы. И сегодня в России, по существу, почти сложился глобальный механизм самоликвидации. С одной стороны, у нас уже выросли целые поколения со слабой волей и силой духа. С другой — мы запустили всепоглощающую машину соблазнов. С третьей — здоровьеразрушающий процесс обучения в государственной школе. В результате мы имеем то, что имеем. А Россия тем временем стремительно вымирает. По последним данным Росстата, за последние 4 месяца этого года число умерших выросло в 50 субъектах и в целом превысило прошлогодний показатель на 6 тысяч. За январь—апрель умерлo почти 797 тысяч жителей России, а родилось только 477,5 тысячи. Куда идем?!

Наш последний реальный шанс сохранить себя как нацию состоит в том, чтобы отмобилизовать все силы общества и власти на пресечение корневых механизмов развития заболеваемости и сверхсмертности. Мы должны переориентировать систему образования и здравоохранения на подлинное воспитание и воспроизводство народа.

Ясно одно: столь масштабные катастрофы сами по себе уже нас не оставят. Только возведение матери с ребенком на груди в высшие этические и политические ценности общества, в культ государства, только всеобщая нацеленность на воспитание здоровых, мужественных, сильных духом юношей и целомудренных невест — наш последний шанс для продолжения духовной истории народа.

(Ссылки ниже не активны, но думаю, при желании их можно найти)

Видео о методике Базарного:
Спасём детей - спасём Россию

Кто ходит в школу по утрам
Автор на своем опыте убедилась, что школа для детей не обязательна, кроме того она отнимает у детей 90% свободного времени, при этом не даёт знаний, а наоборот всякими способами отбивает любое мало-мальское желание их получать. А ведь все дети с детства тянутся к знаниям...



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: