Причины школьной дезадаптации учащихся




Наиболее распространенной причиной школьной дезадаптации являются минимальные мозговые дисфункции (ММД). В настоящее время ММД рассматриваются как особые формы дизонтогенеза, характеризующиеся возрастной незрелостью отдельных высших психических функций и их дисгармоничным развитием. При этом необходимо иметь в виду то, что высшие психические функции как сложные системы не могут быть локализованы в узких зонах мозговой коры или в изолированных клеточных группах, а должны охватывать системы совместно работающих зон, каждая из которых вносит свой вклад в осуществление психических процессов и которые могут располагаться в совершенно различных, иногда далеко отстоящих друг от друга участках мозга.

При ММД наблюдается задержка в темпах развития тех или иных функциональных систем мозга, обеспечивающих такие сложные интегративные функции, как поведение, речь, внимание, память, восприятие и другие виды высшей психической деятельности. По общему интеллектуальному развитию дети с ММД находятся на уровне нормы или (в отдельных случаях) субнормы, но при этом испытывают значительные трудности в школьном обучении. Вследствие дефицитарности некоторых высших психических функций ММД проявляются в виде нарушений формирования навыков письма (дисграфия), чтения (дислексия), счета (дискалькулия). Лишь в единичных случаях дисграфия, дислексия и дискалькулия представлены в изолированном, «чистом» виде, значительно чаще их признаки сочетаются между собой, а также с нарушениями развития устной речи.

Среди детей с ММД выделяются учащиеся с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ). Этот синдром характеризуется несвойственными для нормальных возрастных показателей избыточной двигательной активностью, дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими и трудностями в обучении. Вместе с тем

дети с СДВГ часто выделяются своей неловкостью, неуклюжестью, которые часто обозначаются как минимальная статико-локомоторная недостаточность.

Вторая по распространенности причина школьной дезадаптации – неврозы и невротические реакции. Ведущей причиной невротических страхов, различных форм навязчивостей, соматовегетативных нарушений, истероневротических состояний являются острые или хронические психотравмирующие ситуации, неблагоприятная обстановка в семье, неправильные подходы к воспитанию ребенка, а также трудности во взаимоотношениях с педагогом и одноклассниками. Важным предрасполагающим фактором к формированию неврозов и невротических реакций могут служить личностные особенности детей, в частности тревожно-мнительные черты, повышенная истощаемость, склонность к страхам, демонстративному поведению. В категорию школьников-«дезадаптантов» попадают дети, имеющие определенные отклонения в психосоматическом развитии, которое характеризуется рядом признаков:

1. Отмечаются отклонения в соматическом здоровье детей.

2. Фиксируется недостаточный уровень социальной и психолого-педа-гогической готовности учащихся к учебному процессу в школе.

3. Наблюдается несформированность психологических и психофизиологических предпосылок к направленной учебной деятельности учащихся.

Очень часто причинами школьной дезадаптации при переходе учащихся начальных классов в среднее звено, и начало обучения в новых условиях, вызывает массу неприятностей, связанных с тем что пятиклассники не могут приспособиться к новому темпу школьной жизни.

Характерными признаками могут быть хронические опоздания школу, на уроки, длительное приготовление домашних заданий, астенические явления к концу учебного дня, учебной недели. Чтобы избежать подобных проявлений

детям необходимо соблюдать четкий режим дня и правильно распределять умственные и физические нагрузки.

Причинами дезадаптации в данном случае может являться смена учебных предметов, их новое содержательное наполнение. Характерные признаки и проявления у детей это отсутствие заинтересованности при знакомстве с новым предметом, состояние непонимания, смысловой неопределенности, нервно-психическое напряжение. Чтобы устранить данные проявления, учителю необходимо формировать активно-познавательное отношение к своему предмету.

Нарушение характера взаимоадаптации между учеником и учителем-предметником.

Характерными признаками данных причин является отсутствие интереса к школьному предмету, страх перед учителем. Ученик знает материал, но боится отвечать на уроке, результатом является низкая успеваемость по предмету, занятие посторонними делами во время урока, негативные реакции на замечания сделанные учителем, поиск предлога для привлечения внимания учителя, пропуски и прогулы. Существует несколько способов устранения этих причин, например коррекция межличностных отношений в системе «учитель — ученик», а также повышение психологической компетентности педагогов.

Причинами низкого уровня произвольной регуляции поведения и учебной деятельности являются неорганизованность, невнимательность, повышенная отвлекаемость, неактивность, ребенок часто забывает или теряет свои вещи, плохо запоминает и воспринимает учебный материал, не умеет выделять главное, обобщать, анализировать, не может самостоятельно выполнять домашнее задание, зависим от взрослых, часто опаздывает на уроки. Пути устранения данных проявлений такие как, повышение уровня саморегуляции через коррекцию стиля семейного воспитания, использование коррекционных программ по развитию познавательных процессов и их произвольности.

Причины несформированности учебной мотивации характеризуется признаками: имея нормальное интеллектуальное развитие, не хочет учиться,

отрицательно относится к процессу обучения, не хочет посещать школу, игровые мотивы преобладают над учебными. Пути и способы помочь ученику преодолеть эти причины - формировать учебные интересы через игровые формы обучения, работа с родителями и коррекцию стиля семейного воспитания.

Несформированность элементов и навыков учебной деятельности характеризуется низкой успеваемостью по многим предметам, невнимательность, неорганизованность, заучивание без предварительной логической обработки материала, выполнение упражнений без предварительного изучения условия, соответствующих правил, использование случайных примеров. Устранения этих причин является обучение приема учебной деятельности, замена неправильных способов работы правильными.

Отсутствие мотивации достижения успеха служит на фоне достаточно высокого уровня познавательных способностей, предпочитает не браться за Решение трудных проблем, всегда выбирает более легкие задачи, не участвует в соревнованиях, неуверенность в собственных силах сочетается с высокой тревожностью, низкой самооценкой. Пути и способы устранения этих причин - формировать устойчивую мотивацию достижения успеха через эмоционально-положительное подкрепление успешной деятельности, повышения уровня притязаний и самооценки, коррекцию тревожности.

Несформированность продуктивных форм общения и самоутверждения характеризуется стремлением быть в центре внимания, навязыванием другим, «играет героя», «прикидывается дурачком», рискует без надобности, хвастается, паясничает, вызывающе одевается, общается с детьми старше себя, подражает хулиганским проделкам других, повышенная тревожность, очень охотно выполняет поручения и задания учителя, чрезмерно дружелюбен. Способы устранения сводятся к включению в группу тренинга общения, обучать умению демонстрировать свои позитивные качества, коррекция межличностных семейных отношений.

Педагогическая запущенность характеризуется такими признаками: нежелание учиться, прогуливает занятия, работает только тогда, когда его контролируют или заставляют, избегает учителя, не заинтересован в одобрении или неодобрении взрослых, списывает домашние задания, эгоистичен, враждебен к детям, любит интриги, «нечестный игрок», берет чужие вещи без разрешения, обижает других, любит попугать, пристает к более слабым, скрытен и недоверчив. Способы устранения этих причин: формирование соответствующих социальных норм через включение в группу функционально-ролевого тренинга, коррекцию стиля семейного воспитания, вовлечение в интересную деятельность, организацию успеха в учении.

Высокий уровень общих или специальных способностей (одаренность) характеризуется признаками отсутствия интереса к учебному процессу, «уход в себя». Ребенок часто занят посторонними делами на уроках, пытается «монополизировать» внимание учителя, задает негативные вопросы, имеет неустойчивость отношений с одноклассниками, переходящая в конфликтность и изолированность. Наряду с этими - быстрый темп обучения, высокая познавательная активность, оригинальность и самостоятельность суждений; музыкальные, художественные, математические и другие способности. Способы устранения: найти правильный индивидуальный подход к одаренному ученику в соответствии с его способностями, обеспечить изучение определенных школьных дисциплин по разным программам, создать условия для перевода из класса в класс, способствовать посещению секций, кружков, факультативов.

Интеллектуальная недостаточность характеризуется неуспеваемостью по многим предметам, низким объемом знаний и представлений об окружающем мире, бедностью интересов, отсутствие высших потребностей, низкий социальный статус, как правило, неблагоприятная или функциональная несостоятельность семьи. Пути и способы устранения этих причин следующие: консультация у соответствующего специалиста, а также использование коррекционных программ, направленных на общее развитие ребенка

 

Список литературы

1. Адаптация к школе. Диагностика, предупреждение и преодоление дезадаптации: методическое пособие. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2006. – 46 с.

2. Варламова А. Школьная адаптация подростков.-Волгоград: Издательство ВолГУ, 2001. - 144 с.

3. Диагностика школьной дезадаптации. М.: «Социальное здоровье России», 1995.

4. Заваденко Н.Н., Петрухин А.С., Успенская Т.Ю. Клинико-психологическое исследование школьной дезадаптации: её основные причины и подходы к диагностике // Неврологический журнал. 1998, № 6, с. 13–17

5. Семаго, Н.Я, Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н.Я.Семаго, М.М.Семаго. – М., 2000.

6. Слободяник, И.П. Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы / И.П.Слободяник. – М., 2004.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: