Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные, и что они организованы в иерархическую систему:
Потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью прежде, чем другая, расположенная выше, потребность проявится и станет действующей.
Маслоу допускал, что могут быть исключения из этого иерархического расположения мотивов. Он признавал, что какие-то творческие люди могут развивать и выражать свой талант, несмотря на серьезные трудности и социальные проблемы. Также есть люди, чьи ценности и идеалы настолько сильны, что они готовы скорее переносить голод и жажду или даже умереть, чем отказаться от них. Наконец, Маслоу предполагал, что некоторые люди могут создавать собственную иерархию потребностей благодаря особенностям своей биографии.
Рассмотрим подробнее каждый из уровней потребностей:
- — физиологические потребности;
Самыми основными, сильными и неотложными из всех человеческих потребностей являются потребности, существенные для физического выживания. В эту группу включаются потребности: в пище, питье, кислороде, в физической активности, сне, защите от экстремальных температур и в сенсорной стимуляции.
— потребности безопасности и защиты;
Когда физиологические потребности в достаточной мере удовлетворены, для человека приобретают значение другие потребности, часто называемые потребностями безопасности и защиты. Сюда входят потребности: в организации, стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий и в свободе от таких угрожающих сил, как болезнь, страх и хаос.
— потребности принадлежности и любви;
Третий ряд в пирамиде Маслоу составляют потребности принадлежности и любви – это стремления людей устанавливать отношения привязанности с другими, в своей семье и/или в группе, любовь, дружба.
Потребности принадлежности и любви играют значительную роль в нашей жизни. Ребенок страстно хочет жить в атмосфере любви и заботы, в которой все его потребности удовлетворяются, и он получает много ласки. Подростки стремятся к общению со сверстниками, установлению с ними тёплых, дружеских, доверительных, интимных отношений, Этоосновная особенность подросткового периода.
Подростки, стремящиеся найти любовь в форме уважения и признания своей независимости и самостоятельности, тяготеют к участию в религиозных, музыкальных, спортивных, академических или других сплоченных группах.
— потребности самоуважения;
Маслоу разделил потребность самоуважения на два основных типа: самоуважение и уважение другими. Первый включает такие понятия, как компетентность, уверенность, достижения, независимость и свобода. Уважение другими включает в себя такие понятия, как престиж, признание, репутация, статус, оценка и приятие.
Маслоу подчеркивал, что здоровое самоуважение основывается на заслуженном уважении другими, а не на славе, социальном положении или лести. Одобрение сверстников для подростка выражается в том, что он популярен и его приглашают на вечеринки, а взрослого уважают обычно за то, что у него есть семья и дети, хорошо оплачиваемая работа и заслуги в деятельности гражданских организаций.
— познавательные потребности;
Человек стремиться узнавать, исследовать новое, расширять свой опыт.
— эстетические потребности;
Это желание наслаждаться красотой, окружать себя красивыми вещами.
— потребности самоактуализации;
Самоактуализация— это самая главная потребность, к которой человек стремиться. Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может стать. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности. В основном Маслоу писал, что самоактуализация наступает к 25 годам.
Самоактуализироваться — значит стать тем человеком, которым мы можем стать, достичь вершины нашего потенциала. Говоря словами Маслоу: «Музыканты должны играть музыку, художники должны рисовать, поэты должны сочинять стихи, если они, в конце концов, хотят быть в мире с самими собой. Люди должны быть тем, кем они могут быть. Они должны быть верны своей природе».
Маслоу пришел к заключению, что самоактуализирующиеся люди имеют следующие характеристики:
— принятие себя и других людей такими, какие они есть;
— непосредственность в поступках и спонтанность в выражении своих мыслей и чувств;
— обладание чувством юмора;
— развитые творческие способности;
— озабоченность благополучием других людей, а не обеспечением только собственного счастья;
— установление с окружающими людьми, хотя и не со всеми, вполне доброжелательных личных взаимоотношений;
— открытое и честное поведение во всех ситуациях;
— способность брать на себя ответственность, а не уходить от нее;
— приложение максимума усилий для достижения поставленных целей.