Характеристика подходов к педагогическому образованию




Моноуровневая система Многоуровневая система
   
   

 

Содержание фрагмента статьи Г.А.Бордовского

 

МОНО- И МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМЫПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ В настоящее время в стране имеет место два подхода к решению отмеченных выше задач. Один из них связан с совершенствованием сложившейся в советский период моноуровневой подготовки специалиста для системы образования (учителя по одному или двум предметам). Другой — с развитием новой, так называемой многоуровневой системы, призванной обеспечивать иное качество подготовки специалистов для разных секторов усложнившейся системы образования, например:

• для дошкольного и начального образования — через бакалавриат и магистратуру по направлению «педагогика»;

• для основного и дополнительного — через бакалавриат, а для общего среднего — через магистратуру по всем направлениям педагогического образования;

• для среднего профессионального — через магистратуру по направлениям образования и науки;

• для высшего профессионального — через магистратуру по направлениям образования и науки.

Чем же отличаются много- и моноуровневая модели (парадигмы) педагогического образования? Есть ли принципиальное различие в содержании и технологиях организации педагогического образования в рамках каждой из стратегий, если да, то в чем оно состоит? Выпускник какого педагогического вуза (вуза, работающего по модели многоуровневой системы — бакалавр и магистр образования, или вуза, работающего в рамках стандарта «специалист») в большей мере соответствует потребностям рынка педагогического труда, запросам образовательной практики и ожиданиям россиян? Эти и другие подобные вопросы волнуют всех, кто решает сегодня, по какому пути развиваться педагогическому образованию.

Проведем краткое сопоставление основных принципов построения этих двух моделей. В рамках концепции моноуровневого образования сохраняется термин «профессиональная подготовка специалиста». Это приводит к тому, что понятие «образование» учителя сводится к его «специализации», и получение высшего образования тождественно получению учительской профессии: учитель физики, учитель информатики и др. Данный подход предполагает, что главной задачей педагога является передача знаний по тому или иному предмету, поэтому при его обучении делается акцент на способности студента усваивать большие объемы информации и умение репродуцировать ее школьнику. Подготовка такого специалиста осуществляется по линейно-функциональному принципу с помощью объяснительно-репродуктивной технологии (лекция — семинар -практика — аттестация), основанная на определении уровня освоения знаний, умений и навыков. Данная концепция предполагает подготовку специалиста «на всю жизнь», что обеспечивается жестким набором учебных предметов и программ, насыщенными информацией курсами специальных дисциплин. Как правило, в вузах, работающих по моноуровневой системе, преобладают аудиторные занятия и контрольные мероприятия, связанные с оценкой остаточных знаний, т.е. технологии и содержание учебного процесса в своей основе имеют традиционный предметно-методический подход к подготовке специалиста.

Моноуровневая система педагогического образования унифицирована по срокам, профилю и уровню подготовки учителя. Для нее характерно точное определение того предмета, который будет преподавать учитель уже на стадии поступления в вуз. Большинство современных педагогических вузов являются приверженцами этой проверенной временем системы, что в немалой степени поддерживается спросом на учителя-предметника во многих учебных заведениях страны, которых еще не коснулись глубокие изменения. Концепция многоуровневой подготовки педагогов возникла в начале 90-х годов прошлого века, когда начались быстрые и неоднозначные изменения не только в системе образования, но и в жизни всего российского общества. Она была ответом на задачу подготовить специалиста к быстрой адаптации в изменяющихся условиях работы, привить ему потенциальную готовность к пе- 18 репрофилированию педагогической деятельности в короткий срок без необходимости получения второго и третьего образования. Именно в то время возникла необходимость подготовки педагога, владеющего научными навыками общения, способного самостоятельно, с полной мерой ответственности принимать нестандартные решения по различным проблемам, в том числе непедагогическим. Многоуровневая система предусматривает необходимость перехода от узкопрофессиональной унифицированной подготовки специалиста к широкому общекультурному и фундаментальному образованию с учетом личностных возможностей и потребностей учащихся и дифференцированного социального заказа общества. Вуз, работающий в рамках многоуровневой системы, создает условия для развития у будущих учителей способности не только умело воспроизводить готовые методики и технологии при организации учебного процесса, но и творчески их перерабатывать, а также создавать авторские образовательные технологии и методические системы. Многоуровневая система педагогического образования - открытая, гибкая, вариативная, позволяет проявить и использовать индивидуальные возможности каждого обучающего и обучающегося. Гуманистическая парадигма этой системы состоит в том, что человеку как носителю основополагающих ценностей дается возможность самореализоваться — вуз предоставляет на выбор образовательные услуги, а будущий педагог выбирает собственную траекторию педагогического образования. Идея многоуровневого образования базируется на получении фундаментальной подготовки по достаточно широкому направлению, в рамках которого закладывается возможность раскрытия веера профилизаций, учитывающих запросы как студентов, так и потенциальных работодателей. Поэтому в многоуровневой системе заложена необходимость выбора студентом того или иного образовательного маршрута уже в процессе обучения с учетом получаемых новых знаний. В отличие от дисциплинарного подхода к содержанию педагогического образования, присущего в большей мере моноуровневой и многоступенчатой системе образования, образовательные программы для каждого уровня многоуровневой системы построены по блочно-модуль-ному принципу. Они включают в себя три блока: общекультурный, психолого-педагогический и предметный. Многоуровневая система педагогического образования базируется на проектно-продуктивной технологии, при которой студент находится в активной позиции субъекта выбора и самостоятельного формирования своего образовательного маршрута, профессионально-образовательной программы, поиска разных способов решения образовательных задач. В результате у выпускника развивается способность к творческому решению и образовательных, и профессиональных задач, способность к постоянному профессиональному совершенствованию на основе дополнительного послевузовского образования. Их сказанного можно сделать следующие выводы. Моноуровневая система педагогического образования готовит учителя-предметника (учителя физики, математики, иностранных языков и проч.) для стабильных усло- вий работы школы по готовым методикам и технологиям с акцентом на главную задачу — трансляцию учебной информации по предмету — математике, биологии и проч. Выпускники многоуровневой системы педагогического образования в большей степени готовятся к решению педагогических задач в школе, работающей в неопределенных и нестабильных условиях, т.е. к решению задач складывающегося в последнее время нового рынка труда, о чем говорилось выше. При этом выпускник бакалавриата может работать и в школе, и в других типах образовательных учреждений, но выполнять стандартные, узко функциональные, четко стандартизированные задачи в определенном секторе рынка педагогического труда. Сильной стороной бакалавра образования является его способность к профессионализации — освоению необходимой для конкретного места работы профессиональной программы.

Магистр образования предназначен для:

• работы в особых, нестандартных условиях — в условиях организации профильного и индивидуального обучения, в работе с одаренными детьми и детьми с проблемами в развитии, в системе дополнительного образования, в инновационных учебных заведениях и др.;

• выполнения лидерских функций и решения нестандартных педагогических задач (руководство педагогическим коллективом или объединением педагогов, разработка авторской школьной учебной программы в рамках регионального или школьного компонента государственного школьного образовательного стандарта, апробация и адаптация школьного образовательного стандарта, апробация и адаптация к школьной практике новых методик или образовательных технологий, участие в опытно-экспериментальной работе по дальнейшему развитию системы школьного образования и др.);

· разработки научно-педагогических проектов и готовности к научно-исследовательской деятельности, обучению в аспирантуре, работе в колледжах, институтах, академиях и университетах при освоении дополнительной профессиональной образовательной программы «преподаватель высшей школы».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: