Общее недоразвитие речи как особая форма аномального речевого развития, нарушение основных компонентов речеязыковой системы (фонетико-фонематического, лексико-семантического, структурно-грамматического) при данной форме речевой патологии. Принцип системного подхода к развитию речи как основа для выделения речевого недоразвития, определение методологии коррекционно-педагогического воздействия (Р.Е. Левина). Структура аномальных проявлений при недоразвитии речи, природа их происхождения. Периодизация общего недоразвития речи (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева).
Основные признаки общего недоразвития речи в дошкольном возрасте, специфика нарушения речеязыковых механизмов, кодирующих и декодирующих речевое сообщение. Нарушения кодирования речи, их зависимость от состояния семантических операций, участвующих в процессе программирования речевого высказывания, характера его лексико-грамматической реализации, степени сформированности моторных компонентов речевой деятельности. Нарушения декодирования речи, их зависимость от степени расшифровки фонематического и фонологического кодов языка, специфики восприятия словесных значений, уровня понимания синтаксических правил их сочетания, характера восприятия речевого сообщения.
Особенности психической деятельности детей с недоразвитием речи: незрелость эмоционально-волевой сферы, снижение познавательной активности, столикие нарушения произвольного внимания, специфика словесно-логического мышления, различные варианты нарушения поведения.
Задания для практического занятия
1. Дать периодизацию общего недоразвития речи.
2. Выписать основные признаки общего недоразвития речи в дошкольном возрасте.
3. Подготовить конспект работы Левина Р.Е., Никашина Г.А. Общее недоразвитие речи. // Основы теории и практики логопедии / под. ред. Р.Е. Левиной. М., 1968, глава
Литература № 10, 17, 22, 25, 30.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Бельтюков В.И. О закономерностях развития речевой функции в онтогенезе // Вопросы психологии. — 1984. — № 5.
2. Белякова Л.И., Дьякова Е. Л. Заикание. — М., 1998.
3. Бодуэн де Куртенэ ИЛ. Избранные труды по общему языкознанию. — М., 1963. — Т. 2.
4. Брунер Дж. Онтогенез речевых актов // Психолингвистика / Под ред. A.M. Шахнаровича. — М., 1984.
5. Выготский JI.C. Мышление и речь // Собр. соч. — М., 1982. — Т. 2.
6. Гвоздев AM. Вопросы изучения детской речи. — М., 1961.
7. Горелов И.Н. Проблема функционального базиса речи в онтогенезе. — Челябинск, 1974.
8. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. — М., 1997.
9. Гринфилд П.М. Информативность, предсуппозиция и семантический выбор в однословных высказываниях // Психолингвистика. — М., 1984.
10. Гуменная Г.С. Психолого-педагогическая типология детей с недоразвитием речи // Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями / Под ред. Л.И. Беляковой. — М., 1991.
11. Жинкин Н.И. Механизмы речи. — М., 1958.
12. Исенина Е.И. Дословный период развития речи у детей. — Саратов, 1986.
13. Исенина Е.И. Коммуникативная значимость вокализации в дословном периоде развития речи у детей // Структура языкового сознания. — М., 1990.
14. Касевич В.Б. Онтолингвистика: типология и языковые правила//Язык, речь и речевая деятельность. — М., 1998. — Т. 1.
15. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. — М., 1979.
16. Кубрякова Е.С. Данные о детской речи с общелингвистической точки зрения // Детская речь как предмет лингвистического изучения. — Л., 1987.
17. Левина Р.Е., Никашина ГЛ. Общее недоразвитие речи // Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. М., 1968. — Гл. 3.
18. Леонтьев АЛ. Исследование детской речи // Основы теории речевой деятельности. — М., 1974.
19. Леонтьев АА. Основы психолингвистики. — М., 1999.
20. Лепская Н.И. Язык ребенка (онтогенез речевой коммуникации). — М., 1997.
21. Негневицкая Е.И., Шахнарович А.М. Язык и дети. — М., 1981.
22. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. — М., 1968.
23. Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. — М., 1977.
24. Слобин Д. Когнитивные предпосылки грамматики // Психолингвистика. — М., 1974.
25. Соботович Е.Ф. Формирование навыков речевого общения у детей с первичным недоразвитием речи // Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых. — Л., 1987.
26. Ушакова Т.Н. Пути усвоения родного языка нормальным ребенком // Вопросы психологии. — 1974. — № 1.
27. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской
речи. — М., 2000.
28. Чуковский К.И. От двух до пяти. — М., 1966.
29. Шахнарович А.М., Юрьева Н.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики (на материале онтогенеза). — М., 1990.
30. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. М., 1958.
31. Якобсон Р. Избранные работы. — М., 1985.
Методические рекомендации для студентов к курсу
«Онтогенез речевой деятельности»
Вопросы к зачету
- Детская речь как предмет научного исследования.
- Методы изучения детской речи.
- Периодизация речевого развития ребенка.
- Начальные фазы речевого онтогенеза.
- Характеристика детского лепета, развитие и изменение лепетных структур.
- Последовательность усвоения звуков в онтогенезе.
- Процесс овладения знаковой природой слова.
- Первые случаи морфологии, появление морфологически значимых единиц.
- Словообразовательные инновации в речи детей.
- Развитие синтаксических механизмов речи.
- Этапы развития связной речи, изменение форм в ходе онтогенеза.
- Усвоение техники ведения монолога и диалога.
Темы для контрольных работ (объем 5 – 7 печатных листов, формата А4, обязательно список использованной литературы, титульный лист, план)
- Актуальные тенденции изучения детской речи.
- Современные концепции речевого развития.
- Основные механизмы устной речи.
- Этапы онтогенетического развития речи.
- Врожденные предпосылки речи.
- Эволюция детского лепета.
- Развитие связной речи дошкольника.
- Практическая грамматика детской речи.
- Основные признаки недоразвития связной речи дошкольника.
Список рекомендуемой литературы
1. Бельтюков В.И. О закономерностях развития речевой функции в онтогенезе // Вопросы психологии. — 1984. — № 5.
2. Белякова Л.И., Дьякова Е. Л. Заикание. — М., 1998.
3. Бодуэн де Куртенэ ИЛ. Избранные труды по общему языкознанию. — М., 1963. — Т. 2.
4. Брунер Дж. Онтогенез речевых актов // Психолингвистика / Под ред. A.M. Шахнаровича. — М., 1984.
5. Выготский JI.C. Мышление и речь // Собр. соч. — М., 1982. — Т. 2.
6. Гвоздев AM. Вопросы изучения детской речи. — М., 1961.
7. Горелов И.Н. Проблема функционального базиса речи в онтогенезе. — Челябинск, 1974.
8. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. — М., 1997.
9. Гринфилд П.М. Информативность, предсуппозиция и семантический выбор в однословных высказываниях // Психолингвистика. — М., 1984.
10. Гуменная Г.С. Психолого-педагогическая типология детей с недоразвитием речи // Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями / Под ред. Л.И. Беляковой. — М., 1991.
11. Жинкин Н.И. Механизмы речи. — М., 1958.
12. Исенина Е.И. Дословный период развития речи у детей. — Саратов, 1986.
13. Исенина Е.И. Коммуникативная значимость вокализации в дословном периоде развития речи у детей // Структура языкового сознания. — М., 1990.
14. Касевич В.Б. Онтолингвистика: типология и языковые правила//Язык, речь и речевая деятельность. — М., 1998. — Т. 1.