Тема 8. Общая характеристика недоразвития речи




Общее недоразвитие речи как особая форма аномального ре­чевого развития, нарушение основных компонентов речеязыковой системы (фонетико-фонематического, лексико-семантического, структурно-грамматического) при данной форме речевой патоло­гии. Принцип системного подхода к развитию речи как основа для выделения речевого недоразвития, определение методологии коррекционно-педагогического воздействия (Р.Е. Левина). Структу­ра аномальных проявлений при недоразвитии речи, природа их происхождения. Периодизация общего недоразвития речи (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева).

Основные признаки общего недоразвития речи в дошкольном возрасте, специфика нарушения речеязыковых механизмов, ко­дирующих и декодирующих речевое сообщение. Нарушения ко­дирования речи, их зависимость от состояния семантических опе­раций, участвующих в процессе программирования речевого выс­казывания, характера его лексико-грамматической реализации, степени сформированности моторных компонентов речевой дея­тельности. Нарушения декодирования речи, их зависимость от степени расшифровки фонематического и фонологического кодов языка, специфики восприятия словесных значений, уровня пони­мания синтаксических правил их сочетания, характера восприя­тия речевого сообщения.

Особенности психической деятельности детей с недоразвити­ем речи: незрелость эмоционально-волевой сферы, снижение по­знавательной активности, столикие нарушения произвольного внимания, специфика словесно-логического мышления, различные варианты нарушения поведения.

Задания для практического занятия

1. Дать периодизацию общего недоразвития речи.

2. Выписать основные признаки общего недоразвития речи в дошкольном возрасте.

3. Подготовить конспект работы Левина Р.Е., Никашина Г.А. Общее недоразвитие речи. // Основы теории и практики логопедии / под. ред. Р.Е. Левиной. М., 1968, глава

Литература № 10, 17, 22, 25, 30.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бельтюков В.И. О закономерностях развития речевой фун­кции в онтогенезе // Вопросы психологии. — 1984. — № 5.

2. Белякова Л.И., Дьякова Е. Л. Заикание. — М., 1998.

3. Бодуэн де Куртенэ ИЛ. Избранные труды по общему язы­кознанию. — М., 1963. — Т. 2.

4. Брунер Дж. Онтогенез речевых актов // Психолингвисти­ка / Под ред. A.M. Шахнаровича. — М., 1984.

5. Выготский JI.C. Мышление и речь // Собр. соч. — М., 1982. — Т. 2.

6. Гвоздев AM. Вопросы изучения детской речи. — М., 1961.

7. Горелов И.Н. Проблема функционального базиса речи в онтогенезе. — Челябинск, 1974.

8. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. — М., 1997.

9. Гринфилд П.М. Информативность, предсуппозиция и се­мантический выбор в однословных высказываниях // Психолинг­вистика. — М., 1984.

10. Гуменная Г.С. Психолого-педагогическая типология де­тей с недоразвитием речи // Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями / Под ред. Л.И. Беляковой. — М., 1991.

11. Жинкин Н.И. Механизмы речи. — М., 1958.

12. Исенина Е.И. Дословный период развития речи у детей. — Саратов, 1986.

13. Исенина Е.И. Коммуникативная значимость вокализации в дословном периоде развития речи у детей // Структура языково­го сознания. — М., 1990.

14. Касевич В.Б. Онтолингвистика: типология и языковые правила//Язык, речь и речевая деятельность. — М., 1998. — Т. 1.

15. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. — М., 1979.

16. Кубрякова Е.С. Данные о детской речи с общелингвисти­ческой точки зрения // Детская речь как предмет лингвистичес­кого изучения. — Л., 1987.

17. Левина Р.Е., Никашина ГЛ. Общее недоразвитие речи // Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. М., 1968. — Гл. 3.

18. Леонтьев АЛ. Исследование детской речи // Основы тео­рии речевой деятельности. — М., 1974.

19. Леонтьев АА. Основы психолингвистики. — М., 1999.

20. Лепская Н.И. Язык ребенка (онтогенез речевой коммуни­кации). — М., 1997.

21. Негневицкая Е.И., Шахнарович А.М. Язык и дети. — М., 1981.

22. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Ле­виной. — М., 1968.

23. Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. — М., 1977.

24. Слобин Д. Когнитивные предпосылки грамматики // Пси­холингвистика. — М., 1974.

25. Соботович Е.Ф. Формирование навыков речевого обще­ния у детей с первичным недоразвитием речи // Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых. — Л., 1987.

26. Ушакова Т.Н. Пути усвоения родного языка нормальным ребенком // Вопросы психологии. — 1974. — № 1.

27. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской

речи. — М., 2000.

28. Чуковский К.И. От двух до пяти. — М., 1966.

29. Шахнарович А.М., Юрьева Н.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики (на материале онтогенеза). — М., 1990.

30. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. М., 1958.

31. Якобсон Р. Избранные работы. — М., 1985.

 

 

Методические рекомендации для студентов к курсу

«Онтогенез речевой деятельности»

 

 

 

 

Вопросы к зачету

  1. Детская речь как предмет научного исследования.
  2. Методы изучения детской речи.
  3. Периодизация речевого развития ребенка.
  4. Начальные фазы речевого онтогенеза.
  5. Характеристика детского лепета, развитие и изменение лепетных структур.
  6. Последовательность усвоения звуков в онтогенезе.
  7. Процесс овладения знаковой природой слова.
  8. Первые случаи морфологии, появление морфологически значимых единиц.
  9. Словообразовательные инновации в речи детей.
  10. Развитие синтаксических механизмов речи.
  11. Этапы развития связной речи, изменение форм в ходе онтогенеза.
  12. Усвоение техники ведения монолога и диалога.

Темы для контрольных работ (объем 5 – 7 печатных листов, формата А4, обязательно список использованной литературы, титульный лист, план)

  1. Актуальные тенденции изучения детской речи.
  2. Современные концепции речевого развития.
  3. Основные механизмы устной речи.
  4. Этапы онтогенетического развития речи.
  5. Врожденные предпосылки речи.
  6. Эволюция детского лепета.
  7. Развитие связной речи дошкольника.
  8. Практическая грамматика детской речи.
  9. Основные признаки недоразвития связной речи дошкольника.

Список рекомендуемой литературы

1. Бельтюков В.И. О закономерностях развития речевой фун­кции в онтогенезе // Вопросы психологии. — 1984. — № 5.

2. Белякова Л.И., Дьякова Е. Л. Заикание. — М., 1998.

3. Бодуэн де Куртенэ ИЛ. Избранные труды по общему язы­кознанию. — М., 1963. — Т. 2.

4. Брунер Дж. Онтогенез речевых актов // Психолингвисти­ка / Под ред. A.M. Шахнаровича. — М., 1984.

5. Выготский JI.C. Мышление и речь // Собр. соч. — М., 1982. — Т. 2.

6. Гвоздев AM. Вопросы изучения детской речи. — М., 1961.

7. Горелов И.Н. Проблема функционального базиса речи в онтогенезе. — Челябинск, 1974.

8. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. — М., 1997.

9. Гринфилд П.М. Информативность, предсуппозиция и се­мантический выбор в однословных высказываниях // Психолинг­вистика. — М., 1984.

10. Гуменная Г.С. Психолого-педагогическая типология де­тей с недоразвитием речи // Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями / Под ред. Л.И. Беляковой. — М., 1991.

11. Жинкин Н.И. Механизмы речи. — М., 1958.

12. Исенина Е.И. Дословный период развития речи у детей. — Саратов, 1986.

13. Исенина Е.И. Коммуникативная значимость вокализации в дословном периоде развития речи у детей // Структура языково­го сознания. — М., 1990.

14. Касевич В.Б. Онтолингвистика: типология и языковые правила//Язык, речь и речевая деятельность. — М., 1998. — Т. 1.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: