Объем дисциплины, виды учебной работы и формы контроля




Онтогенез речевой деятельности.

Для получения зачета необходимо подготовить в соответствие с требованиями контрольную работу, объемом 5-7- листов формата А4, обязательно список использованной литературы, титульный лист, план.

Темы контрольных работ:

1. Актуальные тенденции изучения детской речи.

2. Современные концепции речевого развития.

3. Основные механизмы устной речи.

4. Этапы онтогенетического развития речи.

5. Врожденные предпосылки речи.

6. Эволюция детского лепета.

7. Развитие связной речи дошкольника.

8. Практическая грамматика детской речи.

9. Основные признаки недоразвития связной речи дошкольника.

Введение.

Дисциплина «Онтогенез речевой деятельности» согласно образовательному стандарту относится к специальным дисциплинам. Изучается на дневном отделении в 1 семестре.

Цели и задачи изучения дисциплины

Цель дисциплины: сформировать у студентов представление о последовательности этапов онтогенетического развития речи. Систематизировать и уточнить имеющиеся у них знания о возможных стратегиях овладения ребенком средствами и способах речевой деятельности, что является принципиально значимым для определения уровня речевого развития, диагностики и коррекции речеязыковых нарушений.

Задачи дисциплины:

-познакомить студентов с физиологическими, психологическими и лингвистическими параметрами устной речи;

- дать представление о периодизации речевого развития ребенка;

- определить роль семантических структур в развитии механизмов детской речи;

- сформировать представление о значении сензитивных, гиперсензитивных фаз развития речевой и моторной функций у детей первых лет жизни;

- наметить диагностические критерии разграничения языковой нормы и патологии по следующим показателям:

1. крик новорожденного;

2. предречевые вокализации: гуление и лепет, психофизиологические и лингвистические характеристики;

3. период появления первых слов;

4. этап овладения грамматическими закономерностями языка: формирование синтаксических функций и обобщение грамматических значений.

5. период становления связной монологической речи, овладение техникой построения диалога и монолога:

6, развитие металингвистической способности ребенка.

Дисциплина ориентируется на диагностико-аналитические учебно-воспитательные виды профессиональной деятельности, ее изучение способствует решению следующих типовых задач:

- в области диагностико-аналитической деятельности – проведение психолого-педагогического обследования с целью определения хода психического развития, соответствия возрастным нормам;

- в области учебно-воспитательной деятельности:

исследование современных научно-обоснованных и более адекватных приемов и средств обучения;

использование технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;

применение современных средств оценивания результатов обучения;

Требования к уровню усвоения содержания дисциплины

В ходе изучения дисциплины студент должен

Знать:

-содержание основных этапов онтогенеза речевой деятельности;

- возрастную динамику становления речеязыкового механизма ребенка;

- эволюцию процессов осознания им своей речи.

Уметь:

- свободно оперировать базовыми терминами дисциплины;

- владеть приемами и методами онтолингвистического изучения речевой продукции детей дошкольного возраста;

- определять надежные и прогностические показатели речевого развития ребенка;

Владеть навыками:

- установления контакта с ребенком, находящимся на разных стадиях речевого онтогенеза;

- психологического обследования детей с целью выявления специфики их речевого развития;

- профессиональной работы с материалами детской речи;

- дифференциальной диагностики речевой нормы и патологии.

Программа дисциплины знакомит студентов с современными тенденциями в исследовании детской речи, раскрывает положения научных концепций речевого развития. Структура и содержание программы позволяют в полном объеме рассматривать разделы дисциплины, определяющие современные этапы развития логопедии, приоритетные направления, ее фундаментальные понятия и категории.

Взаимосвязь с другими дисциплинами ООП

Дисциплина «Онтогенез речевой деятельности» связан с предметами: логопедия, логопедический практикум, логопедические технологии, логопсихологией, введением в логопедическую специальность.

 

Объем дисциплины, виды учебной работы и формы контроля

 

Таблица – Заочное ускоренное отделение

Вид учебной работы Всего Часов по семестрам
 
Аудиторные занятия: - лекции - практические занятия Самостоятельная работа: - рефераты - творческие работы - деловые игры - подготовка статей - прочие        
Всего    
Вид итогового контроля (зачет) зачет зачет

 

Содержание дисциплины

Таблица 2.1. – Содержание теоретических занятий

Тема Трудоемкость в часах
Очная форма Заочная форма
Ауд. СРС Ауд. СРС
1.Детская речь как предмет научного изучения.          
2. Основные механизмы устной речи.        
3. Начальные фазы речевого онтогенеза.        
4. Овладение звуковой формой слова.        
5. Развитие лексики детской речи.        
6. Овладение грамматическими закономерностями языка.        
7. Онтогенетическое развитие связной речи.        
8. Общая характеристика недоразвития речи.        
Всего:        

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: