Средства трудового воспитания дошкольников




Трудовое воспитание дошкольников осуществляется с помощью ряда средств: собственной трудовой деятельности детей, ознакомления с трудом взрослых, художественных средств.

Собственная трудовая деятельность детей является необходимым средством трудового воспитания. Это естественно. Нельзя научиться чему-либо, не делая этого. Трудовая деятельность является ведущим средством тру­дового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным тру­довым умениям и навыкам, добиваются результата, удовлет­воряют свою потребность в реальном приобщении к миру взрослых. С помощью этого средства решаются прикладные, практические задачи трудового воспитания.

Ознакомление с трудом взрослых. Это средство позво­ляет расширить представления ребенка о содержании дея­тельности человека, об общественной значимости труда, об отношении к труду. Таким образом, ознакомление с тру­дом взрослых направлено на решение интеллектуально-нравственных задач трудового воспитания.

В дошкольной педагогике существует несколько разных подходов к про­блеме ознакомления детей с трудом взрослых.

Одни авто­ры (В.И.Логинова, М.В.Крулехт) считают, что ребенка нужно знакомить с процессом труда взрослых, рассказы­вать о создании разных продуктов труда. В результате у детей будет формироваться представление о содержатель­ной части трудовой деятельности взрослых, станет воспи­тываться уважение к труду.

Другие авторы (С.А.Козлова, А. Ш.Шахманова) полагают, что нужно знакомить дош­кольников с человеком-тружеником, с его отношением к труду, формировать представление о том, что профессия появляется в ответ на потребность людей в ней - врач ну­жен, чтобы лечить людей, учитель - чтобы учить детей. Ознакомление же с процессом труда должно служить фо­ном, содержанием, па котором можно конкретизировать деятельность человека.

Когда ознакомление с трудом взрослых рассматривает­ся как средство трудового воспитания дошкольников, воз­можен как первый, так и второй подход.

Когда решается группа задач, связанная с обучением конкретным трудовым навыкам, можно опираться на первый подход.

В том случае, когда решается группа задач трудового воспи­тания, связанных с формированием отношения к труду и нравственных качеств личности, более адекватен второй подход.

Знакомясь с трудом взрослых, ребенок может столкнуться не только с положи­тельным, но и с негативным отношением к труду, с недобро­совестностью и ее последствиями. Подобные случаи педа­гог может использовать для формирования у детей представ­ления о необходимости ответственного отношения к труду.

Художественные средства: художественная литература, музыка, изобразительное искусство. С помощью данной груп­пы средств у детей формируются представления о содержа­нии труда, об отношении людей к труду, о том, как оценива­ют окружающие труд других людей и др.

Эти средства слу­жат для воспитания нравственных чувств и отношений.

Роль художественных средств в трудовом воспитании дошкольников своеобразна. С помощью худо­жественных средств можно вызвать у детей интерес к тру­ду, желание быть похожим на тех, кто трудится, понять важ­ность и общественную значимость труда людей.

В работе с детьми каждодневно воспитатель использует пословицы и поговорки.

Эти «жемчужины народной муд­рости» помогают ему в лаконичной форме похвалить и под­бодрить ребенка («Маленький, да удаленький», «Глаза бо­ятся, руки делают»), высказать отношение к лени («У ло­дыря Федорки всегда отговорки», «Труд кормит, а лень портит», «Ленивые руки чужие труды любят», «Умелые руки не знают скуки»), подчеркнуть важность труда («Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож», «Хочешь есть калачи, не лежи на печи»). Пословица не вос­принимается ребенком как нотация, и поэтому она эффек­тивнее как средство воспитания.

 

Моральная ценность труда утверждается и в сказках. Во многих народных сказках положительный герой, как правило, трудолюбив, готов помочь другому и поэтому в конце концов вознаграждается любовью, богатством, при­знанием.

В авторских художественных произведениях отражено отношение к труду как важной деятельности человека («Кем быть?»В.Маяковского, «А что у вас?» С.Михалкова), по­казан процесс труда («Как печатали вашу книгу» С. Мар­шака. «Про чай», «Как вата на кусте растет» А. Ивича и др.), рассказывается об отношении человека к труду, люб­ви к своей профессии, самоотверженности и добросовест­ности («Какие они, полярники» А. Членова, «Сквозь буран» И. Винокурова).

Важна и энциклопедическая литература, из которой дети узнают и о происхождении разных профессий, и о процессе изготовления вещей, предметов, и о знамени­тых людях, чей труд оказал влияние на прогресс человече­ства. С помощью художественного произведения можно сде­лать обобщение о пользе труда, взаимосвязи и взаимопомо­щи людей разных профессий.

Читая детям художественные произведения о труде, вос­питатель решает сразу несколько важных обучающих и вос­питательных задач: дети узнают о разных профессиях, у них появляется интерес к еще одной стороне деятельности взрос­лого человека, формируется отношение к ней, по крупицам складывается образ, к которому ребенок начинает стремить­ся, создавая себя.

Средством воспитания детей выступают и произведения изобразительного искусства. Рассматривая картины масте­ров-художников, дети нетолько видят процесс труда, но, что более важно, проникаются настроением картины. В одном случае - это радость, эмоциональный подъем («Хлеб» Т.Яблонской), в другом - тихая, спокойная пере­дышка («Ужин трактористов» А.Пластова), наслаждение своим трудом («Кружевница» В.Тропинина).

Но труд не всегда легок и прост. Дети должны знать это, чтобы на­учиться относиться к людям, которые трудятся, с уважени­ем, сочувствием. Поэтому со старшими дошкольниками можно рассматривать и такие картины великих мастеров, как, например, «Кочегар» Н. Ярошенко или «Ремонтные ра­боты на железной дороге» К.Савицкого и др.

К группе художественных средств трудового воспитания относятся диа- и видеофильмы, слайды. К сожалению, осо­бенно в последние годы, мало создается таких средств на тему труда людей. Однако в прежние годы их было доста­точно, и они не утратили своей актуальности.

Помогает воспитанию желания трудиться музыка. Му­зыка повышает настроение, придает работе определенный ритм. Под музыку физический труд становится легче и при­ятнее. Ее полезно использовать во время коллективной уборки групповой комнаты, во время ручного труда, труда на пришкольном участке.

Все названные художественные средства эффективны в педагогическом процессе, если используются систематичес­ки, во взаимосвязи друг с другом и с организацией трудо­вой деятельности дошкольников.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: