Нормы произношения гласных звуков




Государственное образовательное учреждение высшего

Профессионального образования

«Тверской государственный университет»

Кафедра русского языка

ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Материалы к практическим занятиям

По курсу «Русский язык и культура речи»

Для студентов-нефилологов

Тверь 2005

 

 

Составители старший преподаватель

Л.М. Кузнецова

кандидат филологических наук, доцент

И.Л. Попова

кандидат филологических наук, доцент

Е.Г. Усовик


Орфоэпические нормы

Нормы произношения гласных звуков

Упражнение 1. Прочитайте слова, соблюдая литературную норму произношениягласныхзвуков в безударных слогах. Какие фонетические явления здесь отмечены?

1) м о роз, о кно, д о р о гой, зол о т о, коп о ть;

2) м е дведь, л е п е сток, в е ду, л е тят, в е ликий, ч е тыре, щ е ка, щ е бетать;

3) п я тно, р я довой, р я бина, вз я лись, я мщик, я зык, Я пония, я нварский;

4) ч а сы, ч а ёк, щ а вель, пощ а дить;

5) ж е на, ж е тон; ш е стой, ш е птать; ц е на, ц е ловать, танц е вать, лиц е вой.

Упражнение 2. М.В. Ломоносов писал: "Великая Москва в языке столь нежна, что " а " произносить за " о " (вместо "о") велит она". Какое языковое явление имел в виду великий учёный? Отмечается ли оно в наше время?

Упражнение 3. Как произносятся сочетания ша/жа в приведённых словах? Выделите слова, "младшая" произносительная норма которых отличается от "старшей" нормы.

Ша лун, жа кет, ша ги, жа смин, ло ша диный, жа ра, жа ровня, жа леть, р жа ной, ша ры, ша мпанское, к со жа лению.

Запомните!

Ж[ыэ]кет, ж[ыэ]смин, ж[ыэ]леть, к сож[ыэ]лению, лош[ыэ]дей, рж[ыэ]ной.

Упражнение 4. Известный фонетистР.И. Аванесов вспоминал, что в 20-е годы он со слуха воспринял фамилию одной из студенток как Жиркова, позднее же оказалось, что она Жаркова. Почему это могло произойти?

Упражнение 5. Русский языковед В.И. Чернышёв в 1915 г. отмечал, что в "образованном" произношении иноязычные слова типа бокал, поэт, роман не допускают аканья и произносятся с чётким [о]. Соответствует ли эта норма современному произношению? Какая тенденция в произношении этих иноязычных слов победила?

Пользуясь орфоэпическим словарём, определите особенности произношения безударного гласного " о " в приведённых ниже словахиноязычного происхождения. Чем можно объяснить разницу в произношении " о "?

1) в о кзал, кака о, б о а1, к о стюм, о азис, б о монд2, о тель, б о нтон3, б о нвиван4, п о эма, к о нтракт, с о нет, кред о 5, рен о ме6, ф о йе, р о к о ко7, б о рдо8, д о сье;

2) В о льтер, М о пассан, Ш о пен, З о ля, Ш о та Руставели.

Для справки:

1 Боа´ – 1) женский шарф из меха или перьев; 2) змея семейства удавов.

2 Бомо´нд – высший свет, высшие аристократические круги.

3 Бонто´н – хороший тон, хорошие манеры; светская учтивость, изысканность в обращении.

4 Бонвива´н – человек, любящий жить в своё удовольствие, богато и беспечно; кутила, весельчак.

5 Кре´до– [рэ и ре] убеждения, взгляды, основы мировоззрения.

6 Реноме´ – [рэ] репутация, установившееся мнение о ком-, чём-либо.

7 Рококо´ - стиль в архитектуре и декоративном искусстве, возникший в начале XVIII в.; отличается причудливой асимметричной орнаментацией и изяществом форм.

8 Бордо´ – 1) тёмно-красный цвет, 2) сорт вина.

Запомните: бро шю ра - [шу], пара шю т - [шу], но жю ри - [ж’у] (как ю).

Упражнение 6. Какой звук: [е] или [о] (как ё) - нужно произносить под ударением в приведённых словах? Проверьте по орфоэпическому словарю, какой из вариантов является нормативным и как квалифицируется другой вариант.

Афера - афёра, желчь - жёлчь, белесый - белёсый, блекнуть - блёкнуть, гренадер - гренадёр, маневры - манёвры, современный - совремённый, никчемный - никчёмный, опека - опёка, оседлый - осёдлый, одноименный - одноимённый.

Обратите внимание!

● Ист е кший год – ист ё кший кровью.

● Кричит как оглаш е нный – оглаш ё нный приговор.

● Кр е стный ход – кр ё стный отец.

● Голол е дица (корка льда на дорогах) – голол ё д (корка льда на деревьях, проводах, на поверхности земли).

● Пад е ж (грамматическая категория) – пад ё ж (повальная гибель скота).

● Молодой пре е мник - старый при ё мник.

Упражнение 7. Вместо точек вставьте нужную гласную: е или ё. Проверьте по словарю, есть ли у данных слов произносительные варианты.

Трёхвед..рный, быти.., безнад..жный, бл..клый, жити.., ос..тр, ж..лчный, вал..жник1, за..м, бер..ста, см..тка2, за ист..кший срок, плат..жеспособный, остри.., ж..рдочка, одноврем..нный, шл..м, ман..вренный, ист..кший кровью, местоим..нный (предлог), недоум..нный, скабр..зный3, двоеж..нец, разнош..рстный, можжев..ловый, иноплем..нный, кс..ндз4 (нет кс..ндза), коммивояж..р5, новорожд..нный, осужд..нный, хол..ный, пренебр..гший, перен..сший, прив..зший.

Для справки:

1 Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю.

2 Смётка (разг.) – способность быстро соображать, рассчитывать; сообразительность.

3 Скабрёзный – неприличный, непристойный (напр., скабрёзный анекдот).

4 Ксёндз – польский католический священник.

5 Коммивояжёр – разъездной агент крупной торговой фирмы, предлагающий товары по образцам, каталогам, прейскурантам.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: