Упражнение 8. Как произносится буква «г» в следующих словах:
1) г ул, г арантия, г ород, о г онь, то г да, ко г да, су г роб, со г ну, бла г одарить;
2) сне г, вра г, поло г,фла г,нало г;
3) а г а, о г о, э г е, г оп, г опля;
4) весёло г о, перво г о, се г одня.
Запомните: Бо[х], слава бо[γ]у, [γ]осподи, бу[γ]алтер.
Для справки:
[γ] (г фрикативный) - согласный звук, средний между [г] и [х], произносится с лёгким придыханием. Он характерен для южнорусских говоров и украинского языка.
Упражнение 9. Прочитайте слова и укажите, какие правила произношениясогласных и сочетаний согласных в них представлены? Какая норма («старшая» или «младшая») регулирует произношение данных согласныхзвуков всовременном русском литературном языке? Проверьте по орфоэпическому словарю, есть ли у приведённых слов произносительные варианты.
1) строгий, низкий, тихий, высокий;
2) испеклись, расплелась, смущаясь, старался, веселился;
3) безжалостно, изжарить, изжелта-зеленый, без жира; вожжи, дрожжи, жужжать, визжать, поезжай, езжу, позже, брюзжать, брызжет, можжевельник;
4) дождь, дождя, дожди, о дождях, дождик;
5) что, чтобы, ни за что, кое-что, что-нибудь, нечто.
Упражнение 10. Проверьте по словарю,как произносится сочетание чн в данных словах? Отметьте имеющиеся варианты. Укажите старомосковскую и современную норму произношения.
Конечно, булавочный, скучно, двоечник, взяточник, шуточный, нарочно, порядочный, булочная, пустячный, копеечный, яичница, стрелочник, лавочник, коричневый, молочный, сливочный, подсвечник, скворечник, горчичник, девичник, горничная, Ильинична, Никитична, очечник, полуночник.
Обратите внимание!
● Кала[ч’н]ое тесто – с суконным рылом в кала[шн]ый ряд (старин. погов.).
|
● Серде[ч’н]ые капли – друг серде[шн]ый (уст. сочет.).
● Фарфоровая пере[ч’н]ица – чёртова (старая) пере[шн]ица (прост., бран.: о сварливой и злой старухе.
● Полу´но[ч’н]ая серенада - полуно´[шн]ик, полуно´[шн]ичать.
● Копее[ч’н]ая монета - копее[шн]ая душа.
Упражнение 11. Как могут быть произнесены личные имена в ситуации официального общения, в торжественной обстановке и в атмосфере непринуждённого, неофициального общения?
1. Мы рады приветствовать Марью Михайловну!
2. До свидания, Нина Александровна.
3. Рад вас видеть, Александра Васильевна!
4. Недавно мы были в гостях у Александра Александровича.
Упражнение 12. Проверьте по орфоэпическому словарю, твердый или мягкий согласный произносится перед буквой " е " в данных иноязычных словах. Отметьте слова, имеющие варианты произношения.
I. Т емп, т ермин, д екан, с ессия, аг р ессия, ба сс ейн, г е н езис, диспан с ер, ар т ерия, д евальвация, д езинфекция, д еградация, к р ем, п р есса, ши н ель, эксп р есс, т ен д енция, т ера п евт, э н ергия, бу т ерброд, бан д ероль, нон с енс, т езис, фла н ель, фо р ель, компью т ер, ст р есс, юриспру д енция, бар т ер, пас т еризовать, м е н еджмент (м е н еджер), ку п ейный, брю н ет, д ефис, компе т енция.
II. Т ермос, т еррор, стра т егия, бак т ерии, р ейс, р еле, биз н ес (биз н ес м ен), продю с ер, р еквием, д екада, д е т ектив, д еп р ессия, р ейтинг, О д есса, сви т ер, но в елла, анти т еза, ар т езианский, кра т ер, к р едо, прог р есс, фа н ера, д епо, кон с енсус, пре т ензия, п р есса, с ервис, с ейф, с л енг, фе д ерация, т ермостат, гей з ер.
Упражнение 13. Найдите и исправьте орфографические ошибки, отражающие неправильное произношение
|
а) иноязычных слов:
1) инциндент1, прецендент (беспрецендентный), константировать, компроментировать2, дермантин, интригант (интригантка), конкурентноспособный, конъюктура;
2) грейфрукт, экскалатор (в метро), юристконсульт, компосировать (билет), нервопатолог, дивиденты3, легитивный4, скурпулёзный5, друшлак6, (купить) сервелада, (остановите) у почтампа, битон (с молоком);
3) фольклёр, коллёквиум7, экибана8, кипюра (денежный знак), нет брелка (для ключей), мебелированные (комнаты), перетрубация9, флюрография;
б) русских слов:
1) подскользнуться, надсмехаться, брезговать, подчерк, поддорожник, явства, взаимообразный, милостливый, летоисчисление, заклеймлённый, дикообраз, протвень;
2) будующий, жаждующий, (скоро) выздоровлю, обожгёшь, предрекёшь, вытеру, обезопасю, рукоплескают;
3) нет крыжек (для консервирования), (нога) не сгиналась, наскрозь, кружовник, трудоболик, полуумный.
Для справки:
1 Инциде´нт (лат.) – случай, происшествие (обычно неприятного характера), недоразумение, столкновение.
2 Компромети´ровать (фр.) – подрывать чью-л. репутацию, доброе имя, порочить.
3 Дивиде´нд (лат.) – доход, часть прибыли акционерного общества.
4 Легити´мный (лат.) – законный.
5 Скрупулёзный (лат.) – чрезвычайно тщательный, точный до мелочей.
6 Дуршла´г (нем.) – кухонная посуда в форме ковша с мелкими отверстиями для отцеживания жидкости.
7 Колло´квиум (лат. – «собеседование») – 1) беседа преподавателя со студентами с целью выяснения их знаний; 2) научное собрание с обсуждением докладов на определённую тему.
|
8 Икеба´на (яп.) – искусство составления букетов, распространённое в Японии, а также сам букет, составленный по принципам икебаны.
9 Пертурба´ция (лат.) - внезапное изменение, осложнение в обычном ходе чего-л., вносящее расстройство, беспорядок.
Запомните!
● Конъю н ктура (создавшаяся в какой-л. области обстановка, ситуация) - но конъектура (догадка; восстановление испорченного текста на основании догадки).
● Прецедент (случай, имевший место ранее и служащий примером или оправданием для последующих случаев подобного рода) - но прете н дент (тот, кто претендует на что-л.).
● Констатировать (устанавливать факт, наличие чего-л.) - но конста н та (постоянная величина).
Упражнение 14. Как произносятся согласные, стоящие перед мягкими согласными? Как называется это фонетическое явление?
Прочитайте слова, обращая внимание на произношение выделенных сочетаний согласных. Есть ли в современном литературном языке варианты произношения этих согласных?
Сн ег, сн изить, ре сн ицы, по сл е, сп екуляция, го ст и, ко см етика, ремо нт ировать, ба нт ик, рома нт ик, о деса нт е, дв ижение, зд есь, гво зд и, зл ить, зв езда, и зв е ст ие, ра зв е, и зв ините, зв ерь, Тв ерь, че тв ерг, ве тв и, ка зн ить, ра зн ять, во нз ить, бе нз ин, пе нс ия, И нд ия, му нд ир, бо мб ить, о бв ить.
Акцентологические нормы
Функции ударения
Обратите внимание!
● Ледн и к (в горах) - л е дник (погреб)
● Остр о та (остроумное выражение) - острот а (лезвия)
● Бр о ня (на билет, на номер в гостинице - "закрепление чего-л. за кем-н.") - брон я (на танке - "защитная облицовка из стали")
● Х а ос (в древнегреческой мифологии) - х а ос и ха о с («беспорядок»)
● Н а званный (в честь деда) - назв а ный (брат, сын - "неродной, приёмный")
● Занят о й (человек) - з а нятый (дом)1
● Языков а я (подготовка, особенность) - язык о вая (колбаса)2
● Развит о й (ребёнок, социализм) - р а звитый (в умственном отношении) - разв и тая (верёвка, скорость)3
● Тр у сить («бояться») - трус и ть («медленно бежать»)
● К о сит (траву) - кос и т (глаз)
● К а тит (колесо, тележку) - кат и т (на тройке - "быстро передвигается")
● В а лит (лес, с ног - "сбрасывает, опрокидывает") - вал и т (дым, снег; народ - "идёт сплошной массой, идёт стеной")
● Р о жки (козлёнка) - рожк и («макаронные изделия»)
Для справки:
1 Занят о й - употребляется как прилагательное, которое обозначает какое-либо постоянное свойство (в значении "постоянно обременённый делами"). Например: занят о й человек; занят а я женщина; учителя - люди занят ы е.
З а нятый - употребляется как причастие от глагола занять, если при нём есть (или подразумевается) зависимое дополнение, например: рабочий, з а нятый на сборке механизмов; учёные, з а нятые исследованием космоса; з а нятое место (подразумевается кем-то).
2 Языков о й - образовано от существительного язык в значении "средство общения", поэтому может сочетаться со словами отношения, отличия, ситуация и др. Например: языков ы е особенности, языков о й барьер.
Язык о вый - образовано от существительного язык в значении "орган в полости рта", поэтому здесь возможны только сочетания типа язык о вая колбаса, язык о вое заливное, язык о вые мышцы и т. д.
3 Развит о й - употребляется как прилагательное, обозначающее свойство, качество предмета. Используется в значении "достигший высокой степени развития; духовно зрелый, просвещённый, культурный", например: развит а я промышленность, развит о е сельское хозяйство, развит о й социализм, развит о й ребёнок, развит ы е люди.
Разв и тый - это причастие от глагола развить. Употребляется преимущественно в прямом значении "расправить что-л. свитое, раскрутить" → "раскрученный, развёрнутый", например: разв и тый локон, разв и тая верёвка. Возможно употребление этого слова и в переносном значении "предпринять что-н. с широким размахом, с энергией развернуть что-н.", например: разв и тые способности; разв и тая нами агитация; разв и тое на рассвете наступление; скорость, разв и тая до 120 км/ч.
Р а звитый - допускается в том же переносном значении, что и слово разв и тый, но чаще употребляется с другим оттенком значения "доведённый до определённой степени силы, мощности, совершенства", "поднять уровень чего-н.", например: р а звитая деятельность, р а звитое производство.
Упражнение 15. Какую функцию в русском языке выполняет ударение? Объясните постановку ударения в приведенных словах? Учитывая особенности значения данных слов, составьте с ними словосочетания.
Образец: х о ры (балкон в верхней части зала) - хор ы (певческие коллективы), п а рить (репу) - пар и ть (в облаках), зас о ленный (об овощах) – засол ё нный (о почве), рефл е кторный (от " рефлектор") - рефлект о рный (от "рефлекс"), н а голо (остричь) - нагол о (держать шашки).
И рис - ир и с, в и дение - вид е ние, мокр о та - мокрот а; заброн и ровать - заброниров а ть, брон и рованный – бронир о ванный, зат о ченный - заточ ё нный, сл о женный - слож ё нный, погр у женный - погруж ё нный; хар а ктерный – характ е рный, призывн о й - приз ы вный, чудн о й - ч у дный, м а ло - мал о.
Упражнение 16. Прочитайте словосочетания. Обратите внимание, в каких случаях ударение переносится на предлог или на частицу, а когда остаётся на основе.
На душу населения – как бог на душу положит. Выросли за зиму – за зимний период. Не был там ни разу – не было видно – не была уверена. Операция на сердце – положа руку на сердце. Друг за другом – слово за слово. Выехали за город – в боях за город. Поднялись на гору – вид на гору Арарат. Два умножить на три. Принять лекарство на ночь. Пропал без вести.