Виды и техники масляной живописи




Введение.

1. Цель работы: выполнить живопись масляными красками на заданную тему.

2. Задачи работы: изучить различные техники масляной живописи, понять правильное построение хода работы. Раскрыть понятие масляной живописи, погрузиться в историю её возникновения.

3. Практическая значимость: ХЗ

 

Живопись.

1.1 Живопись, в первую очередь, это вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твёрдую поверхность.

 

В художественных произведениях, создаваемых живописью, используются цвет и рисунок, светотень, выразительность мазков, фактуры и композиции, что позволяет воспроизводить на плоскости красочное богатство мира, объёмность предметов, их качественное, материальное своеобразие, пространственную глубину и световоздушную среду.

 

При помощи живописи художник может передать развитие, покой, движение и многое другое. В живописи возможен сложный сюжет и развёрнутое повествование, например, как в картине Репина "Садко".

 

На создание картины автора вдохновила известная в народе былина о Садко, новгородском купце, славившемся своей игрой на гуслях. Как-то Садко оказался в гостях у морского царя. Подводному владыке настолько понравилась игра музыканта, что он решил удержать Садко при себе. Ради этого царь готов отдать купцу в жены любую из своих дочерей.

 

Именно этот момент и изображен на полотне. Мимо былинного героя проплывают красавицы царевны. Художник нарядил их в богатые национальные костюмы. Но Садко они совершенно не интересуют, он смотрит на простую девушку Чернавку, стоящую на заднем плане. Как мы знаем из былины, такой выбор жены спасает ему жизнь и свободу.

 

Как мы видим, в своей картине художник может опираться на совершенно любой сюжет – будь то его личные переживания, придуманные им сюжеты, ситуации из реальной жизни, злободневность или произведения автора любой эпохи. Именно от идеи, заложенной в полотне, зависит его восприятие человеком.

 

Виды живописи

Живопись разделяется на множество жанров и видов, которые ограничены своим сюжетом: лица людей (портрет), вид какой-либо местности (пейзаж) и так далее.

Существует несколько видов живописи.

Станковая является самым популярным видом живописи. Называется она так, потому что выполняется на "станке" - мольберте. Отличают станковую живопись так же и разнообразие техник и цветов. Станковая картина является самостоятельным произведением, выполненным в определенном жанре.


Самым популярным инструментом при создании полотен в станковой живописи являются масляные краски. В основном, это обусловлено их универсальностью - масляными красками можно работать на дереве, картоне, бумаге, холстине, камне, металле и так далее.

Бурлаки на Волге, Репин, масляные краски.


Помимо масляных красок используют водоразбавимые краски такие как акварель, позволяющая работать от светлого к тёмному, создавать как мягкие и воздушные текстуры, так и довольно тяжелые и реалистичные объекты; гуашь, более плотная и матовая, нежели акварель и темпера, которую используют уже более трёх тысяч лет от Египта до России.

Натюрморт, Андрияка, акварель.

 

Мальчик с собакой,
Пикассо, гуашь, пастель.

Помимо красок, в станковой живописи используют пастель и энкаустику. Пастель, обычно, выпускается в виде мелков и карандашей и, как правило, помимо живописи, так же используется в графике. Пастель бывает "сухая", восковых и масляная. Энкаустика же, это техника, при которой используются краски на восковой основе, а если говорить проще — это рисование при помощи расплавленного воска. Энкаустика часто, как и яичная темпера, использовалась при иконописи.

 

 

Христос Пантократор из
Синайского монастыря,
энкаустика.

Спешу отметить, что акварель, гуашь и другие техники, использующие бумагу и краски на водной основе, так же относят и к графике. Они совмещают особенности живописи (богатство тона, построение формы и пространства цветом) и графики (активная роль бумаги в построении изображения, отсутствие специфической рельефности мазка, характерного для живописной поверхности).

Следующий вид живописи - монументальная. Это вид живописи на зданиях и фресках. Является самым старейшим видом живописи, известен ещё с палеолита. Благодаря своей долговечности и статичности многие произведения каждой культуры остались до наших дней.

Одной из техник монументальной живописи является фреска -живопись по сырой штукатурке водяными красками, одна из техник стенных росписей. Имеет приятную матовую поверхность и долговечна в закрытых помещениях.

Далее следует а секко - настенная живопись, выполняемая, в отличие от фрески, по твёрдой, высохшей штукатурке, вторично увлажнённой. Эта техника, в отличие от фрески, позволяет выполнить больший объем работы
за день, но является менее долговечной.

Сотворение Адама, Микеланджело, фреска.


Тайная вечеря, Да Винчи, Ассеко.

Не менее популярным видом монументальной живописи является мозаика. Это изображение, составленное из плотно пригнанных друг к другу кусочков разноцветных
материалов таких как
Воскресенье Христово, Сергеев, мозаика. гальки, мрамора, смальты, кусочков стекла разных форм и других материалов на цементирующей основе.

 
 

Следующей техникой монументальной живописи является витраж — это произведение из кусочков стекла или же живопись по стеклу. Помимо стекла можно использовать любой другой светопроницаемый материал.

Витраж собора Сен Этьен в Бурже

Так же к монументальной живописи относятся диорама - лентообразная, изогнутая полукругом живописная картина с передним предметным планом; и панорама - картина с круговым обзором, на которой плоский живописный фон совмещается с объёмным предметным первым планом.


Диорама ВОВ Панорама Волочаевская битва

 

 

Масляная живопись.

Живопись масляными красками – это одна из самых распространенных техник, которые используются художниками.

Для этой техники используются краски, в которые в качестве основного связующего вещества вводится масло. В идеале масляная живопись подразумевает рисование красками на основе масел на холсте. Масляные краски, как правило, состоят из пигмента и высыхающего растительного масла, например льняного. Чаще всего масляными красками пишут на льняном или хлопковом холсте, или на деревянной панели, точнее, подрамнике. Чтобы писать масляными красками на холсте, дереве, картоне или другом каком-либо основании, на него сначала наносят грунт, чтобы воспрепятствовать вытеканию масла из красок, обеспечить лучшее сцепление слоя краски с поверхностью холста и придать основанию определённую фактуру и цвет. Так же есть специальная бумага, предназначенная для живописи маслом или акрилом. Она очень плотная и уже имеет определённую фактуру.

Сама по себе, масляная живопись - очень сложная и многогранная техника, имеющая обилие сфер применения, от украшения интерьера и до книжных иллюстраций.

2.1. История живописи маслом насчитывает несколько веков, но, несмотря на такое древнее происхождение, этот вид живописи и по сей день не теряет популярности.

Масляная живопись возникла далеко после фрески и темперы.

По мнению историков, впервые вводить масло в краски придумали нидерландские художники братья Ван Эйки в 13 – 14 веке, но существует и другое мнение - некоторые учёные утверждают, что масляные краски были известны ранее в Европе. Переход от яичной темперы к масляным краскам в Северной Европе, а затем, к концу 15 века, и в Италии ознаменован множеством работ, в которых подмалевок был выполнен темперой, а последующие этапы, в которых основным техническим приемом была тонкая прозрачная лессировка, — масляными красками. До наших дней дошло немало картин, в которых темпера и масляные краски применялись одновременно.

Однако структура красок в начале истории мало напоминала современные масляные, к тому же в те времена художники еще не знали холста. Они рисовали на дереве, покрытом тонким слоем грунта. Писать на холстах художники начали в 15 веке. В первое десятилетие 16 ого века в Италии масляные краски плотно укрепились в качестве основных.

Традиционно художники смешивали свои собственные краски с необработанными пигментами, которые они часто шлифовали сами. Это делало переносимость трудной и оставляла большинство живописных работ в студии. Это изменилось в 1800-х годах, когда трубы масляной краски стали широко доступны.

От слияния краски и холста зависел внешний вид произведения искусства и его долговечность. Сначала художники пытались использовать гипсовую основу, но она трескалась, и картины теряли свою структуру. Позже для масляной живописи стали использовать клеевой и лаковый грунт в несколько слоев, что значительно продлевало срок жизни полотна. Благодаря этому сложному пути, продлившемуся столетия, до нас дошло множество великих произведений искусства, написанных масляными красками. Начиная с 16 века, большинство знаменитых художников использовали этот вид живописи для создания глубоких и многоплановых картин.

Виды и техники масляной живописи

В масляной живописи существует множество разнообразных техник и приёмов. Как правило, художник выбирает сам, какая техника ему ближе и приятнее, к какой технике лежит рука. Но всегда основе лежит два приема: однослойная и многослойная техники.

Однослойная техника очень удобна тогда, когда нужно написать " быструю картину" - пленэр, этюд. Для начала делают предварительный набросок карандашом или же, в зависимости от предпочтений, красками. После переходят непосредственно к письму. Картина пишется быстро, краска не должна высохнуть, так как при нанесении мазков художник помешивает их друг в друга, создавая новые оттенки прямо на холсте. Этот приём называют так же Alla Prima, или в переводе - в один приём.

 

Эта техника не требует высокого уровня проработки деталей, но это не делает её простой, так как она рождает необходимость работать сырым по сырому. В этом случае при нанесении нового слоя масляной краски на ещё сырой предыдущий слой есть риск подмешивания цвета один в другой и поэтому формирование рисунка значительно усложняется. Как раз поэтому картины, выполненные в этой технике, не могут в точности передать нам то, что именно видит художник. Они рассчитаны на передачу атмосферы, чувств и эмоций творца в момент написания картины.

 

Перейдём к многослойной технике. Она состоит как минимум из двух слоёв красок. Первым слоем всегда является подмалёвок, выполняемый жидко разведёнными масляными красками. В современности подмалёвок очень часто выполняют акриловыми красками. Цель подмалёвка заключается в том, чтобы найти основные цветовые сочетания и правильно обозначить большие пропорции, упуская из вида детализацию. Для начального этапа – подмалёвка – детализация совершенно не важна, так как более подробная прописка деталей последует в следующих слоях.

 

Когда подмалёвок полностью просох можно приступать к прописке. Её, как и Alla Prima, желательно завершить сразу, за один слой так, чтобы картина смотрелась максимально целостно. Если формат холста слишком большой или просто какие-либо обстоятельства не позволяют завершить картину «за раз», то можно наложить ещё несколько слоёв для прописки деталей. В этом случае стоит учитывать, что сцепление последующих слоёв краски со слоем прописки будет значительно слабее, чем сцепление слоя прописки с подмалевком.

 

Так же внешний вид картины будет напрямую зависеть от того, чем художник наносит краску. Для этого используют всё – от кусочка картона до пальца. Традиционно используют разнообразные кисти такие как мягкая и жесткая щетина, синтетические круглые и плоские кисти и мастихин. При работе часто используют салфетки, пальцы и тряпочку для растирания тона.

 

Например, мастихиновая живопись менее детальна и более образна.

 

Мастихин — это лопатка из тонкой стали. С его помощью можно создать красивую и сложную фактуру краски на поверхности картины, он даёт большие возможности для импровизации в ходе творческой работы. В этой технике пейзажи получаются очень выразительными, эмоциональными. Эта техника позволяет создавать воистину неповторимые творения, отличающиеся фактурностью, объемом, необыкновенной чистотой красок. Это достаточно молодой вид масляной живописи, который отличается от традиционной тем, что краски живописец не смешивает на палитре, а наносит непосредственно чистый цвет на холст. Картины, написанные мастихином, как правило, кардинально отличаются от картин, созданных обычной кистью. Широкий мазок, фактурность, чистая цветовая гамма, контрастность, отсутствие детализации являются основными чертами этой техники. А при беглом взгляде создается впечатление, что такие полотна созданы из маленьких разноцветных бумажных обрезков, наклеенных на холст.

Дорога, Кустанович,
мастихин, масло

 

Следующая техника, а точнее техники очень часто называют техниками старых мастеров. Живопись маслом имеет свойство меняться со временем, на это влияет подбор и сочетание красок, техника исполнения, финишное покрытие работы и условия хранения. Это, не учитывая тех ошибок и недочетов, которые мог допустить одаренный художник, пробуя новые методы и экспериментируя со свойствами материала. Техника масляной живописи дает огромные преимущества в работе: картину можно писать годами, постепенно создавая форму и прописывая детали тонкими слоями краски (лессировкой). Поэтому Alla Prima, где нужно завершить работу быстро не характерна для классической масляной живописи.

 

Существуют пятислойные, семислойные и даже девятислойные методы написания картины. Потихоньку, этап за этапом, художник накладывает полупрозрачные слои краски на холст создавая форму, новые оттенки и глубину работы. Первым этапом всегда является грунтовка, вторым карандашный Любовники, Натьер, масло. набросок, третьим – жидкий подмалевок, определяющий светотень и общую цветовую и тональную палитру рисунка. Далее следуют этапы прописки и уточнения деталей. На последнем, как правило, заключительном этапе, художник добавляет завершающие штрихи в работу.

 


Следующий метод – Фламандский. Этот метод письма масляными красками в основном сводился к следующему: на белый, гладко отшлифованный грунт переводился рисунок с так называемого картона (отдельно выполненного рисунка на бумаге). Затем рисунок обводился и оттушевывался прозрачной коричневой краской (темперой или масляной). Эта техника в своем дальнейшем развитии изменялась. Подготовленная под живопись поверхность покрывалась слоем масляного лака с примесью коричневой краски, через который просвечивал оттушеванный рисунок. Живописная работа заканчивалась прозрачными или полупрозрачными лессировками или же полукорпусным (полукроющим), за один прием, письмом. В тенях оставляли просвечивать коричневую подготовку. Иногда по коричневой подготовке писали так называемыми мертвыми красками (серо-голубыми, серо-зеленоватыми), заканчивая работу лессировками. Фламандский метод живописи легко проследить по многим работам Рубенса, особенно по его этюдам и эскизам, например по эскизу триумфальной арки “Апофеоз герцогини Изабеллы”
Фрагмент

Чтобы сохранить красоту цвета синих красок в масляной живописи так как синие пигменты, затертые на масле, изменяют свой тон, записанные синими красками места присыпали по сыроватому слою порошком ультрамарина или смальты, а затем эти места покрывали слоем клея и лака. Масляные картины иногда лессировали акварелью; для этого их поверхность предварительно протирали чесночным соком.

 

Далее следует итальянский метод письма масляными красками
Итальянцы изменили фламандский метод, создав своеобразный итальянский способ письма. Вместо белого грунта итальянцы делали цветной; либо белый грунт сплошь покрывали какой-либо прозрачной краской. По серому грунту рисовали мелом или углем не используя картон. Рисунок обводили коричневой клеевой краской, ею же прокладывали тени и прописывали темные драпировки. Затем покрывали всю поверхность слоями клея и лака, после чего писали масляными красками, начиная с прокладки светов белилами. После этого по просохшей белильной подготовке писали корпусно в локальных цветах; в полутенях оставляли серый грунт. Заканчивали живопись несколькими лессировочными слоями.
Позже начали пользоваться темно-серыми грунтами, выполняя подмалевок двумя красками — белой и черной. Еще позже применяли коричневые, красно-коричневые и даже красные грунты. Итальянский способ живописи затем был

 
 

усвоен некоторыми фламандскими и голландскими мастерами.

Юдифь и Олоферн, Караваджо

 
 

 

2.3 Основные этапы работы над картиной.

Каждый раз, когда художник начинает работу над картиной, процесс начинается в голове. Это идея и именно от неё зависит итоговое произведение.

После идеи всегда следуют наброски. В них художник ищет композицию, тень и свет, пропорции картины.

Далее следует эскиз. Эскиз является маленькой копией будущей картины от композиции до цветов. Затем изображение переносится на холст и делается подмалевок, в котором намечаются основные тона.


После – накладываются слои или же слой краски, в зависимости от техники, в которой работал художник. Далее следуют примеры процессов работ.


 


 

 
 



Пейзаж.

Пейзаж – это жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа. Дикая или же в той или иной мере преображенная человеком.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: