Ответы на вопросы
Как Вы лечите депрессию?
Мы ищем прежде всего духовные истоки, причину депрессии. Выясняем, почему у человека неправильно выстроена шкала жизненных ценностей. Подход сугубо индивидуальный. Например, один пациент, страдающий депрессией, признался: «Меня губит зависть. Как увижу, что у соседа или знакомого что-нибудь лучше, так и места себе не могу найти, словно сгораю изнутри». Что же, от такого недуга мне ему назначить таблетки три раза в день?
Или, допустим, вас обидел друг. И казалось бы, вы справедливо гневаетесь на него. По вашему мнению, друг поступил скверно и заслуживает лишь осуждения. Но понаблюдайте в момент этих размышлений за собой. И что же? Лицо напряжено, сердце «выпрыгивает» из груди, голова будто сдавлена стальным обручем. На первый взгляд — странно. Виноват-то другой (третий, пятый), а неприятные ощущения испытываете вы сами. Здесь тоже не поможет медикаментозный метод лечения.
Практика показывает, что облегчение у пациента наступает лишь тогда, когда заходит разговор о душе, о покаянии. С согласия пациента и по его желанию мы пытаемся оценивать симптомы болезни с духовных позиций. В результате у человека может измениться позиция. Он учится правильно реагировать. Большая, трудная работа — осмыслить свой духовный мир, ценности, взгляды.
Если же речь идет о тяжелой форме заболевания, когда помочь может только назначенное врачом лечение — прием психотропных препаратов, возможно, даже госпитализация, то я рекомендую такие меры.
Бывает, что депрессивные состояния, нервный срыв приводят человека к мыслям о самоубийстве. Что Вы посоветуете человеку, который, может быть, стоит на грани суицида?
|
Это очень ответственно… Но посоветую перекреститься с верой и сказать: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!» — и пойти в храм и все свои переживания без утайки, искренне рассказать священнику на исповеди. Если говорить о скорой помощи — она вот именно такая. Если сказать о проблеме суицида в целом, то известно, что только 10 % среди самоубийц — психически больные люди. А 90 % — это душевно здоровые, но духовно глубоко поврежденные люди. А вы знаете, сколько их? Десятки тысяч, это целый город самоубийц ежегодно! И мы говорим о завершенных суицидах. А есть еще суициды незавершенные, и их намного больше.
Можно ли самостоятельно принимать антидепрессанты?
Нет. Этого делать не нужно. Следует проконсультироваться с врачом. Лечение может подобрать и назначить только специалист. Не стоит заниматься самолечением.
В чем главное отличие депрессии от греховной страсти уныния?
Уныние — это, как Вы правильно сказали, греховная страсть. А депрессия есть болезнь. Правда, в некоторых случаях болезнь может быть вызвана пленением души этой греховной страстью. В других случаях депрессия обусловлена биологическими факторами (изменение биохимии мозга и др.).
Поясните суть термина «циклотимия».
Циклотимией обозначаются состояния нестабильности настроения с повторяющимися эпизодами неглубоких депрессий и немотивированных подъемов настроения (гипоманий).
Сын вот уже около месяца пребывает в тяжелом унынии. Почти ничего не ест, плохо спит. Что мне делать?
Вашему сыну, судя по описанному Вами его психическому состоянию, нужна помощь врача-психиатра. Чем быстрее вы обратитесь за консультацией, тем будет лучше.
|
Расскажите о действии греха на душу человека.
Вот что писал на эту тему митрополит Макарий (Невский): «Если хочешь знать, как рождается грех, то выслушай меня. Грех образуется в душе почти незаметно для самого человека, начиная с малого — мимолетной мысли. Мысли же возникают от зрения, слуха, осязания, от нечистого движения других чувств, чтения книги или воспоминания. Возникает она сама собой или иногда по наваждению вражескому: например, взглянул человек на чье-либо лицо, услышал чью-либо речь, прикоснулся к чему-либо — и от этого промелькнула в нем недобрая мысль. Это — первая ступень ко греху и не есть еще собственно грех, потому что помысел является в душе без участия воли. Человек может не обратить на него внимания или же постараться отогнать от себя, после чего никаких следов в душе не остается. Такая случайная мысль называется прилогом. Но если остановишься на таком приражении, захочешь удержать его, рассмотреть, призадуматься над виденным или слышанным, то это будет вторая ступень ко греху, которая именуется вниманием. Здесь как бы бросается семя, из которого может вырасти злое дело.
Внимание бывает уже при участии нашей воли, и человек становится нравственно ответственным. Момент внимания к помыслу весьма важен: парализуй, подави, игнорируй мелькнувшую мысль, и грех уйдет в самом своем зачатии. Но если остановлено внимание, то этим проложен путь к дальнейшему развитию греха.
Удержавший помысел начинает им заниматься, интересоваться и наконец услаждаться. Услаждение есть третья ступень развития греха. Тут мысль переходит уже в сердце, становится сокровищем последнего и пленяет его — отсюда уже совершается быстрый переход к желанию согрешить.
|
При внимании к помыслу и услаждении им грех остается еще внутри человека, но, как скоро присоединяется желание, грех стремится выйти наружу, чему помогает ум, придумывая способы к исполнению его на деле.
Желание, войдя в соглашение с умом, вызывает, наконец, решимость совершить грех.
Значит, все готово: есть желание, придуманы способы к исполнению его, явилась решимость. Вслед за этим приводится в движение тело: передвигаются ноги, начинается хождение по греху, ухаживание за ним, работают руки, протягиваясь, например, к похищению намеченного предмета, участвуют и другие органы — словом, все существо человека начинает служить греху.
Так развивается и совершается грех, происходя от одной лишь мимолетной мысли. Не обрати человек на нее внимания, вовремя удали ее от себя, что вначале нетрудно сделать, не произошло бы и греха с пагубными его последствиями.
Таков же путь перехода от первой доброй мысли к доброму делу.
Пример, данный в притче о блудном сыне, пришедшем от развратной жизни к покаянию и возвратившемся в дом отчий».
Страх Божий и страх как фобия. В чем разница?
Страх Божий рождает в сердце мир и покой. Страх как фобия — это страх бесовский. Кто главный неврастеник? Дьявол. И страх, внушенный им, рождает в сердце именно вот такое состояние.
Я в своих книгах сравниваю покаянный плач о грехах и невротическое самоедство. Покаянный плач о грехах рождает в сердце мир, покой и радость. А невротическое самоедство — это как толочь воду в ступе, как бег по кругу, печаль для печали и ничего другого. Он ничего конструктивного не несет.
А как человеку разобраться, где какой страх?
Для этого нужно изучать святых отцов. И православие — это не с кондачка, это не на пять минут. Его нужно изучать, стараться жить по-христиански и в храм ходить. И так потихонечку, потихонечку строй мыслей будет изменяться в нужном направлении.
В поликлинике мне предложили по поводу нервного истощения, безсонницы и депрессии пройти курс лечения гипнозом. Хотелось бы узнать мнение Православной Церкви об этом методе психического воздействия.
Гипнозом лечиться не следует. К великому сожалению, гипноз широко используется официальной медициной, врачами-психотерапевтами. Есть среди последних те, которые применяют гипноз по религиозному невежеству. Иные считают себя атеистами. Есть и сознательные служители злу.
Итак, гипноз. Адепты применения гипнотических трансов говорят об открытии особых психосоматических каналов во время использования гипноза, о влиянии на психику человека, минуя критику («без тормозов»), о раскрытии резервных возможностей организма, о потрясающих терапевтических эффектах.
Как специалист, я с уверенностью заявляю, что никаких исключительных эффектов нет. А если и бывает какая-то «польза» от гипноза, то неизвестно, как она еще аукнется в будущем… Точнее, известно, и даже с определенностью. Об этом гипнологи в лучшем случае и не помышляют. Гипноз, в особенности глубокие его стадии, — это насилие над личностью. К примеру, в третьей стадии гипноза сомнамбул (загипнотизированный) во всем безпрекословно подчиняется своему «гуру», может видеть, слышать, ощущать несуществующие предметы, людей (галлюцинации), может не чувствовать боли, обнажить потаенные мысли, чувства, желания.
Как разрешать конфликты по-христиански?
Встречаясь с разнообразными проявлениями конфликтов, я всегда убеждаюсь в том, что решение их с помощью агрессии, жестокости, мести и т. п. — глубоко ошибочно. Этот путь и безполезен, и непродуктивен, а самое главное — глубоко греховен.
Вот простой пример. Вы, казалось бы, вполне справедливо гневаетесь на какого-то человека, и Вам кажется, что это обоснованно. Он, по Вашему мнению, поступил плохо, подло и заслуживает только осуждения. Но проанализируйте свои ощущения. И что же? Напряженность, волнение, учащенный пульс, головная боль, сердечный спазм, подъем давления… Казалось бы, странно, ведь виноват-то другой, а мы испытываем все эти неприятные симптомы.
Господь говорит, что Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21). Но это состояние иное. Это совсем не рай, а скорее преисподняя. (В данном случае я не имею в виду праведный гнев.) Один мой знакомый признался мне: «Я, — говорил он, — однажды так злился на своего обидчика, что почувствовал какую-то дурноту и боль в сердце. В тот момент я понял, что нахожусь в плену страстей. И решил помолиться Богу о себе и о своем недруге. Как только я от души произнес: “Господи, спаси и сохрани раба Твоего (имярек) и помилуй меня грешного” — и положил земной поклон, вся злость куда-то исчезла. Просто поразительно. На душе стало мирно и тихо».
Именно поэтому Господь учит нас подставить левую щеку, если ударили по правой. И это не пораженческая позиция. В этом великая сила. В этом истина. К чему призывает нас Христос? К любви, к смирению. Можно ли представить себе человека, преисполненного любви и смирения, жестоким и мстительным. Это абсурд. Такого не бывает. Зло ничего не созидает. Установка на скандал не сулит нам нравственных приобретений. Вспомним евангельское повествование о Закхее. Закхей был мытарь и далек от благочестия. Спаситель ни единым словом не укорил его и с любовью обратился к нему. И что же Закхей? Душа его совершенно преобразилась. Половину имения моего отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо (Лк. 19, 8) — вот что говорит после встречи с Господом Закхей.
Возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22, 39). Величайшая заповедь любви. Так, стало быть, нужно полюбить и ближнего, и себя. А что полюбить в себе? Богоподобие. Всякий человек есть образ и подобие Божие, обладатель безсмертной души. Как врач и психолог, я зачастую вижу, что, не приняв и не полюбив себя должным образом, человек компенсирует это атаками нервозности, душевного немирствия, агрессивности. К примеру, порой диву даешься, как, предположим, юношеские угри или еще что-нибудь в этом роде уродуют душу человека. То есть, конечно, не угри уродуют душу, а сам человек абсолютно убежден, что именно они — главная проблема, центр и причина его несчастной жизни. Формируются так называемые комплексы неполноценности (как их любит называть современная психология), которые буквально изъедают душу их обладателей. А причина в другом. И это важно понять.
Известный греческий иерарх митрополит Иерофей (Влахос), автор книги «Православная психотерапия», пишет: «Сегодня много говорят о психологических проблемах. Я убежден, что так называемые психологические проблемы суть проблемы помыслов, помрачения ума и нечистого сердца. Именно нечистое сердце, как описывают его святые отцы, помраченный и скотоподобный ум и нечистые помыслы и создают эти так называемые проблемы. Если же человек внутренне исцелится, откроет свое сердце, очистит умную часть своей души и освободит разумную ее часть, то у него не будет и психологических проблем. Он будет испытывать блаженный и нерушимый мир Христов (конечно, я говорю все это без учета телесных болезней, происходящих от утомления, истощения, старческой немощи и изнашивания организма)».
В чем Вы видите духовное значение депрессии?
В перемене жизни, в покаянии и обращении ко Христу.
Небесное заступничество
На всех путях жизни, во всех скорбях и болезнях, в радости и в горе, во всякое время и на всяком месте христиане молятся Господу, Пречистой Его Матери — усердной Заступнице рода христианского, святым ангелам и человекам, которых мы называем угодниками Божиими, то есть тем, кто жизнью, подвигами, добродетелями или страданиями угодил Богу.
Промысл Божий наделил святых дарами разнообразной помощи людям, в том числе и исцелять недуги, врачевать немощи и страсти, примирять враждующих, умирять нашу жизнь.
Читая жития святых, порой можно заметить некоторое сходство их земной жизни, подвигов или страданий с теми чудесами, той благодатной помощью, которая совершается по их благомощному ходатайству ко Господу за нас, нашего ради спасения. Этот благодатный дар исцелять душевные и телесные недуги некоторые святые получали от Владыки Вседержителя еще на земле, иные — в Царствии Небесном.
Издревле русские люди шли к мощам преподобного Сергия Радонежского, молились у чудотворных икон Пресвятой Богородицы, святителя Николая Чудотворца, преподобного Серафима Саровского — да можно ли перечислить всех угодников Божиих, к кому обращался страждущий люд за целебной помощью и не был оставлен без оной!
От всех недугов молятся святому великомученику и целителю Пантелеимону; вообще в болезнях — святителю Спиридону чудотворцу, епископу Тримифунтскому, преподобному Пимену многоболезненному, мученику Диомиду врачу, безсребреникам и чудотворцам Косме и Дамиану Асийским, безсребреникам мученикам Киру и Иоанну, мученикам Фотию и Аниките, Фалалею и Трифону.
Приложения
Святые отцы об унынии
Уныние — от парения ума, а парение ума — от праздности, суетных бесед или от пресыщения чрева.
Преподобный Исаак Сирин
Кто обращается с братом своим лукаво, не избежит печали сердечной.
Преподобный Исаия Отшельник
Человек надменный постоянно сокрушается скорбью, постоянно досадует, постоянно сетует. Ничто не может утолить его страсти.
Святитель Иоанн Златоуст
Скорби находят и за прежде бывшие грехи, принося с собой то, что соответствует каждому прегрешению.
Преподобный Марк Подвижник
Грех — причина всех скорбей человека и во времени, и в вечности. Скорби составляют как бы естественное следствие, естественную принадлежность греха, подобно тому как страдания, производимые телесными недугами, составляют неизбежную принадлежность этих недугов, свойственное им действие.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Впрочем, [эта страсть] иногда происходит от предшествующего порока — гнева — или рождается от неудовлетворения желания какой-нибудь корысти, когда кто видит, что он потерял рожденную в уме надежду получить какие-нибудь вещи, а иногда без всяких причин, располагающих к этой болезни.
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин
Духовные врачевства
Кто победил пожелания, тот победил страсти; а кто победил страсти, тем не овладеет печаль.
Не печалится воздержанный, что не достал снеди, целомудренный, что не улучил срамного непотребства, негневливый, что не удалось отмстить, смиренномудрый, что лишен человеческой почести, нелюбостяжательный, что потерпел неудачу. Они совершенно погасили в себе все такие пожелания, почему и не испытывают печали; ибо безстрастного не уязвляет печаль, как одетого в броню не пронзает стрела.
Плавильная печь очищает неочищенное серебро, а печаль по Богу — сердце, сущее в грехах.
От уныния врачует терпеливость и то, чтоб делать свое дело (несмотря на недостаток охоты) со всяким самопринуждением, из страха Божия.
Во всяком деле определи себе меру и не оставляй его прежде, чем кончишь; также молись разумно и усиленно, — и дух уныния бежит от тебя.
Преподобный Нил Синайский
Не думай, что ты один терпишь скорбей больше всякого. Как живущему на земле невозможно избегнуть этого воздуха, так человеку, живущему в этом мире, невозможно не быть искушенным скорбями и болезнями. Занятые земным от земного испытывают и скорби; а стремящиеся к духовному о духовном и болезнуют. Но последние будут блаженны, потому что плод их обилен о Господе.
Бог не допускает душе, уповающей на Него и терпеливой, быть искушаемою в такой мере, чтобы дойти ей до отчаяния, то есть впасть в такие искушения и скорби, которых не может она перенести (см. 1 Кор. 10, 13). И лукавый не в такой мере искушает душу и тяготит ее скорбию, в какой хочет, но в какой попущено ему Богом. Пусть только душа переносит все мужественно, держась упования по вере и ожидая от Бога помощи и упования, и невозможно, чтобы она была оставлена. Напротив того, чем более подвизается душа, прибегая к Богу с верою и надеждою и несомненно ожидая от Него помощи и избавления, тем скорее избавляет ее Господь от всякой обдержащей ее скорби. Ибо Он знает, сколько душа должна подвергаться испытанию и искушению, столько и попускает. Если горшечник, сделав сосуды, не положит их в печь, чтобы, обожженные, отвердели, то не бывают они годными к употреблению людям. Но и [полагая их в печь] знает он, сколько времени должно держать их в огне, пока не сделаются годными, и не оставляет их в печи сверх надлежащего времени, чтоб, перегорев, не истрескались; и опять не вынимает прежде времени, чтоб не остались недоделанными и негодными к употреблению. Итак, если люди в рассуждении тленного имеют столько разборчивости и знания, то кольми паче Бог знает, сколько имеют нужды в испытаниях и искушениях души, желающие угодить Ему и вожделевающие улучить вечную жизнь.
Преподобный Ефрем Сирин
Любление безчестий есть исцеление раздражительности; псалмопение же, милосердие и нестяжательность суть убийцы печали.
Плачущий о себе не знает уныния.
Уныние происходит иногда от вкушения удовольствий чувственных, а иногда от безстрашия пред Богом.
Преподобный Иоанн Лествичник
Надо всеми мерами стараться, чтобы сохранить душевный мир и не возмущаться оскорблениями, но переносить их равнодушно, так, как если бы они не касались нас. Такое упражнение может доставить нашему сердцу тишину и сделать его обителью Святого Духа.
Преподобный Серафим Саровский
Бог не попускает нам искушение выше силы нашей. В хрустальный или стеклянный сосуд легко ударяет мастер, чтобы не разбился, а в серебряный и медный крепко бьет; так немощным легкое, а крепким тягчайшее попускается искушение.
Святитель Тихон Задонский
Господь недостаток наших добрых дел восполняет или болезнями, или скорбями.
Святитель Димитрий Ростовский
Добро ли нам кто-нибудь сделает или злое потерпим от кого-нибудь, мы должны взирать горе и благодарить Бога за все случающееся с нами, всегда укоряя самих себя и говоря, как сказали отцы, что если случится с нами нечто доброе, то это дело Божия Промысла, а если злое, то это грехи наши, ибо поистине все, что мы ни терпим, терпим за грехи наши. Святые если и страдают, то страдают за имя Божие, или для того, чтобы обнаружились добродетели их на пользу многим, или для того, чтобы умножились венцы и награды их от Бога.
Преподобный авва Дорофей
Сколько душа может вместить в перенесении скорбей, столько вмещает и благодати Божией.
Старец Александр Гефсиманский
«…Я усладился словом Господа моего Иисуса Христа, где Он говорит: в дому Отца Моего обители мнози суть (Ин. 14, 2) (то есть для тех, которые служат Ему и прославляют Его святое имя). На этих словах Христа Спасителя я, убогий, остановился, и возжелал видеть оныя небесные обители и молил Господа моего Иисуса Христа, чтобы Он показал мне эти обители; и Господь не лишил меня, убогого, Своей милости; Он исполнил мое желание и прошение, вот я и был восхищен в эти небесные обители; только не знаю, с телом или кроме тела, Бог весть; это непостижимо. А о той радости и сладости небесной, которую я там вкушал, сказать тебе невозможно».
И с этими словами отец Серафим замолчал… Он поник головою, гладя тихонько рукою против сердца, лицо его стало постепенно меняться и наконец до того просветилось, что невозможно было смотреть на него. Во время таинственного своего молчания он как будто созерцал что-то с умилением. Потом отец Серафим снова заговорил: «Ах, если бы ты знал, — сказал старец иноку, — какая радость, какая сладость ожидает душу праведного на небеси, то ты решился бы во временной жизни переносить всякие скорби, гонения и клевету с благодарением. Если бы самая эта келия наша (при этом он показал на свою келию) была полна червей и если бы эти черви ели плоть нашу во всю временную жизнь, то со всяким желанием надобно бы на это согласиться, чтобы только не лишиться той небесной радости, какую уготовал Бог любящим Его. Там нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания; там сладость и радость неизглаголанные; там праведники просветятся как солнце. Но если той небесной славы и радости не мог изъяснить и сам святой апостол Павел (см. 2 Кор. 12, 2–4), то какой же другой язык человеческий может изъяснить красоту горнего селения, в котором водворятся души праведных?!»
Из беседы преподобного Серафима Саровского с иноком
Никогда не будем унывать в скорбях и, увлекаясь своими помыслами, не будем предаваться отчаянию. Но, имея большое терпение, будем питаться надеждой, зная благое промышление о нас Господа.
Мы должны быть убеждены только в одном: что Бог все посылает для нашей пользы, а самого способа не исследовать и не роптать и не унывать, когда не знаем его.
Святитель Иоанн Златоуст
Скорбь приносит двоякую пользу: во-первых, делает нас более ревностными и внимательными; во-вторых, дает нам немалое право на то, чтобы быть услышанными [в молитвах].
Святитель Иоанн Златоуст
Земная жизнь христианина растворена утешениями и искушениями. Так устроил Промысл Божий! Утешение поддерживает на пути Божием, а искушение преумудряет.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Покой и веселье обыкновенно ведут к безпечности, тогда как скорбь приводит к заботливости и заставляет душу, рассеянную вовне и развлеченную многими предметами, обращаться к самой себе.
Святитель Иоанн Златоуст
Обладающие терпением избавляются от многих скорбей.
Преподобный Ефрем Сирин