Православная психотерапия уныния и депрессии




Центральной темой православной психологии и психотерапии является учение о страстях. Что же такое греховная страсть? Обратимся к святым отцам. Святитель Григорий Палама: «Страсть — это особая наклонность души, имеющая тягу к непомерному росту и подавлению собой всех прочих сторон души и личности». Преподобный Силуан Афонский учил, что влекущая сила страсти над человеком состоит в обещании услаждения. Таким образом, стремление к получению удовольствия является основным побудительным мотивом поведения человека и принятия им греховных помыслов. В этом, как говорят святые отцы, суть психологии страсти.

«Страсть, — пишет святитель Феофан Затворник, — есть постепенное желание грешить известным образом. Или любовь к греховным каким-нибудь делам или предметам». Страсть в человеке, постепенно укореняясь, становится как бы второй его природой, основным ядром его чувств и желаний.

Страсти — это греховные навыки души, обратившиеся от долгого времени и частого упражнения в грехе как бы в природные качества. Так, например, кто постоянно раздражается, воспламеняется гневом и при этом наполняется чувством мести и т. п., тот одержим страстью гнева. Кто всегда готов напиться, лишь бы было спиртное, или кто любит есть сладко и вкусно и без всякой меры, тот одержим страстью пьянства и чревоугодия. Кто любит думать и говорить о себе высоко, а о других низко, злословя и осуждая их, тем владеет страсть гордости, самая гибельная страсть. Кто привык печалиться, тем владеет греховная страсть печали. Итак, всякий грех порождается какой-либо страстью.

Как указывают святые отцы, семя нравственного зла в человеке — самолюбие, которое разрастается в самовозношение (славолюбие), любовь к наслаждениям (сластолюбие) и своекорыстие (сребролюбие). Часто у святых отцов мы встречаем выделение восьми главных страстей: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость.

Страсти, гнездящиеся в нашем естестве, сильнее борют нас, будучи возбуждаемы и усиливаемы греховным миром и бесами. Под миром разумеется все страстное, суетное, греховное, вошедшее в окружающую нас жизнь, жизнь частную, семейную и общественную, и ставшее там обычаем и правилом. Кроме мира, страсти возбуждаются в нас бесами. «Возжигают в нас нечистые страсти, — говорит преподобный Иоанн Карпафский, — обновляют их, возвышают и размножают злые бесы». По словам преподобного Максима Исповедника, «бесы усиливают в нас наши страсти, принимая в содейственницы себе наше нерадение и подстрекая (возбуждая) их, а умаляют страсти святые Ангелы, побуждая нас к деланию добродетелей». Бесы, как источник всякого зла, всюду окружая людей, научают их на всякий грех, действуя преимущественно через плоть, особенно через чувства, посредством людей, посредством всяких вещей и обстоятельств нашей жизни, а также влияя и непосредственно на душу.

Поэтому апостол Павел представляет жизнь христианина под образом непрерывной брани с духами злобы — врагами хитрыми, злостными и сильными.

Поговорим подробнее о страстях уныния и печали. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин поучает, что печаль иногда «рождается от неудовлетворения желания какой-нибудь корысти». Преподобный Максим Исповедник указывает и на то, что «памятозлобие сопряжено с печалью». Преподобный Иоанн Кассиан также утверждает, что печаль «иногда происходит оттого, что мы впали в гнев». Этот же святой отец определяет и еще одну причину печали — непосредственное действие бесовское на душу человека. Он пишет: «Иногда без всяких причин, располагающих к этой болезни, по влиянию тонкого врага мы вдруг подвергаемся такой скорби…»

Главным отличием уныния от печали является то, что уныние не имеет никакого определенного повода, по выражению преподобного Иоанна Кассиана, оно состоит в «неразумном смущении духа». Унынию нужна определенная душевная «почва». Что это за «почва»? Привязанность к наслаждениям (авва Фаласий), неверие и маловерие (преподобный Макарий Египетский), парение ума (преподобный Исаак Сирин). Многие святые отцы указывают на праздность и леность как предвестников уныния.

Преподобный авва Дорофей говорит, что по отношению к страстям может быть три устроения (души) в человеке:

• или он действует по страсти;

• или сопротивляется ей;

• или искореняет ее.

Первый — грешит, так как приводит страсть в исполнение, удовлетворяет ее;

второй — начинает очищаться, потому что уже не действует по страсти, но сопротивляется и борется с ней, хотя еще и имеет страсть в себе;

третий — близок к безстрастию, ибо подвизается и делает противное страсти.

Все эти три состояния имеют большое разнообразие.

Борьба с грехом начинается с момента обращения грешника к Богу. Это прежде всего усердная молитва, покаяние во грехах, чтение слова Божиего, посильный пост, личная решимость в борьбе со страстями и, конечно же, причащение Святых Христовых Таин. Сначала эта борьба ведется преимущественно с греховными делами, а потом и с греховными помыслами.

Святые отцы указывают на несколько последовательных моментов или этапов развития и усиления в душе греха. Весь ход восстания в душе страстей может быть описан таким образом.

1. Набеги греховных мыслей, которые святые отцы именуют «прилогами».

2. Внимание к появившимся греховным помыслам, принятие их, размышление о них, сочувствие им — «сочетание, сосложение, услаждение».

3. Пленение страстными помыслами, влечение к ним, внутреннее согласие на исполнение — «пленение и желание».

4. Решение исполнить их делом.

5. Само дело.

Враг коварен. Человеку, победившему с Божией помощью какую-либо греховную наклонность, нужно трезвиться, молиться и быть, как говорится, начеку.

Для успешной борьбы с каждой страстью необходимо твердо помнить и придерживаться следующих основных правил:

1. Избегать поводов и причин возбуждения и питания в душе страстей.

2. Отсекать страсть надо в самом начале ее образования.

3. В борьбе со страстями не следует унывать. Если и случится падение, то, раскаявшись, вновь и вновь восставать и шествовать ко Христу, преодолевая греховные наклонности.

4. Никогда не следует в самонадеянности полагаться только на свои силы и волевые качества, но упование свое возложить прежде всего на Господа.

5. Грех, прежде чем осуществиться делом, зарождается в душе в помыслах. Необходимо пресекать греховные помыслы при самом их возникновении.

6. Успешно искореняется каждая страсть деланием добрых дел, противоположных страсти.

Мы используем термин православная психотерапия. Религиозный конфессиональный признак психотерапии указывает на использование не вообще религиозного опыта, а конкретно православной духовности. Это очень важное обстоятельство.

Психотерапия может помочь человеку лучше понять себя, свое душевное устроение, глубже оценить ту или иную конфликтную ситуацию, успокоиться и т. п. Однако никакой психотерапии не под силу преодолеть в душе человека грехи и страсти. Это, при условии его духовных усилий, возможно только Господу.

 


Полезные советы

Одним из действенных психологических приемов является рационализация. Прежде всего надо успокоиться, помолиться; потом взять чистый лист бумаги, авторучку и внимательно, трезво проанализировать сложившуюся затруднительную или конфликтную ситуацию, выписать главные причины столкновения и возможные пути решения этого конфликта, взвесить все «за» и «против», усмотреть нужды и тревоги всех участников сложившегося недоразумения, найти верные доводы в пользу выдержки, самообладания, смирения. Попутно можно разглядеть некоторые ранее не замеченные обстоятельства, существенные психологические нюансы.

Завершающим этапом рационализации должно явиться принятие определенного решения, так как чем длительнее будет сохраняться неопределенное, двойственное отношение к конфликту, тем труднее его разрешить, а стало быть, и восстановить душевное равновесие. Враг нашего спасения всегда пытается лишить нас душевного мира, запутать, склонить к унынию. Будем помнить это и трезвиться.

Предусмотрительность. Несмотря на все многообразие жизненных событий, многие из них неоднократно повторяются и представляют собой как бы некое «клише». По опыту известно, что можно «спотыкаться», терять душевный мир или впадать в прегрешения регулярно в одних и тех же ситуациях. Поэтому надо заранее готовить себя к трудностям, важным разговорам, встречам, ответственным шагам. Всего, конечно, учесть невозможно, но многое можно предусмотреть. Причем готовиться следует не только размышлением, но и молитвой, беседой с духовником, его советом и благословением.

Святитель Феофан Затворник советует: «Утром, по молитве, сядь и расчисли, что тебе необходимо делать в продолжение дня, где быть, с чем и с кем встречаться, и применительно тому наперед определи, что где помышлять, что сказать, как держать свою душу и тело и пр. Это значит, что истинный христианин должен сам держать себя в руках, сам заведовать всеми движениями своей души, а не позволять им происходить самим собою, как бы без его ведома. Он должен быть сам владыкою всего внутри его происходящего, владыкою своих сил».

Переключение — простой и эффективный прием. Кому не известно, как приятно прогуляться по лесной тропинке, послушать пение птиц, полюбоваться луговыми цветами. Одному доставляет радость работа на даче, другому — встреча с друзьями и вечер, проведенный в сердечном и душеполезном общении, и т. д. Умение отдыхать с пользой для души — премудрость, которая стоит того, чтобы ею овладеть.

Уединение и безмолвие. Совершенно необходимо каждому из нас время от времени уединяться (хотя бы на полчаса), побезмолвствовать, привести в порядок мысли, помолиться в тишине, отключиться от повседневных забот, побыть наедине с Богом и с самим собой.

Хорошо прогуляться с молитвой на устах и миром в сердце; можно заняться рукоделием или почитать.

Терпение скорбей. На практике удавалось с Божией помощью утешить скорбящего человека таким образом: ему предлагалось представить себе последний день своей земной жизни и оценить свои переживания с этой точки зрения. Нередко подобный совет оказывался полезным.

«Нет скорбей — нет и спасения», — говорил преподобный Серафим Саровский. А преподобный Симеон Новый Богослов наставляет нас так: «Как одежду, измаранную грязью и всю оскверненную какой-либо нечистотой, невозможно очистить, если не мыть в воде и не стирать ее долго, так и ризу душевную, оскверненную тиною и гноем греховных страстей, иначе отмыть нельзя, как только многими слезами и перенесением искушений и скорбей».

По словам святителя Иоанна Златоуста, христианину важно понимать следующее: а) не грешить; б) согрешивши, каяться; в) кто плохо кается, тому терпеть находящие скорби.

По слову святителя Игнатия (Брянчанинова), «искушения и скорби ниспосылаются человеку для его пользы: образованная ими душа делается сильною, честною пред Господом своим. Если она претерпит все до конца в уповании на Бога, то невозможно ей лишиться благ, обещанных Святым Духом, и совершенного освобождения от страстей.

Души, будучи преданы различным скорбям, явным, наносимым человеками, или тайным, от восстания в уме непотребных помыслов, или телесным болезням, если все это претерпят до конца, то сподобляются одинаковых венцов с мучениками и одинакового с ними дерзновения».

Рецепт духовный святителя Игнатия (Брянчанинова)

 

«Присылаю вам рецепт духовный и советую вам употребить предлагаемое лекарство по нескольку раз в день, особливо в минуты усиленных страданий, и душевных и телесных. Не замедлится при употреблении вынаружение силы и целительности, сокровенных во врачевстве, по наружности своей самом смиренном.

Уединясь, произносите неспешно, вслух самому себе, заключая ум в слова (так советует святой Иоанн Лествичник) следующие:

“Слава Тебе, Боже мой, за посланную скорбь; достойное по делам моим приемлю: помяни мя во Царствии Твоем!”

Должно произносить молитву крайне неспешно. Сказав молитву однажды, несколько отдохните. Потом опять скажите и опять отдохните. Продолжайте так молиться минут пять или десять, доколе не ощутите вашу душу успокоенною и утешенною. Причина этому ясна: благодать и сила Божия заключается в славословии Бога, а не в красноречии и многословии. Славословие же и благодарение суть делания, преподанные нам Самим Богом, — отнюдь не вымысел человеческий. Апостол заповедует это делание от лица Божия (см. 1 Фес. 5, 18)».

 


Памятный случай

Этот рассказ записан мной со слов пациента. «Родился я в Москве, крещен в младенчестве, но к церкви не был приучен. Рос здоровым, подвижным мальчиком, в школе все схватывал на лету, учился всегда хорошо. Поступил в вуз, на экономический факультет. В институте, почувствовав свободу, грешил напропалую, это казалось вполне нормальным.

В конце четвертого курса я вдруг стал чрезмерно разговорчивым, оживленным, не мог усидеть на одном месте и несколько минут. Спал 2–3 часа в сутки, резко похудел. Через месяц это состояние как-то само собой поутихло, может, оттого, что я пил какие-то успокоительные лекарства. Однако к осени того же года все возобновилось, но с точностью до наоборот: возникла депрессия, не хотелось жить.

По настоятельной просьбе родителей я обратился к психиатру, и вскоре мне поставили диагноз: маниакально-депрессивный психоз. Назначили много лекарств, которые необходимо было пить почти безпрерывно. Я страшно тяготился клеймом “сумасшедшего”, боялся, что о душевном недуге станет известно друзьям и знакомым.

Примерно в это же время я впервые переступил порог храма. К Богу привела меня болезнь. Батюшка, которому довелось первый раз в жизни исповедоваться, как-то сразу стал мне очень близок. Я начал посещать церковные службы, причащался. Все мне в храме нравилось: и пение, и убранство, и лица богомольцев… Ощущение было такое, что будто после долгой разлуки попал в отчий дом.

Но потом завертелся, самочувствие было сносным, и как-то реже стал ходить в храм, к исповеди, а потом и вовсе отошел от Церкви. Окончил институт. Приступы болезни были еще дважды. Пил таблетки, которые выписывал психиатр…

И вот однажды вечером раздался телефонный звонок. Поднимаю трубку и не верю своим ушам — звонит батюшка. Но откуда он узнал номер телефона? Ведь и фамилии-то моей он не знал и адреса тоже, а лишь одно имя! Вскоре удивление сменилось ощущением такого тепла и покоя в душе, что и не пересказать. Я почувствовал, как подкатывают слезы, а в голове с калейдоскопической скоростью проносились мысли: “Господи! Как же я мог оставить Тебя?! Почему я перестал бывать в храме?!”

Мне стало очень стыдно. Но это были лишь мои чувства. Батюшка поинтересовался, не болен ли я и не нужна ли мне его помощь. Сказал он еще что-то простое и теплое, благословил меня и попрощался. Представляете, он ни в чем меня не укорял, а, напротив, был так добр и приветлив.

Я не спал почти всю ту ночь, много думал. Глядя на иконы, молился и плакал, просил у Господа прощения. Под утро мне пришла мысль о том, что я должен вернуться в Церковь и принести глубокое покаяние. Я где-то читал, что такая исповедь называется генеральной, за всю жизнь. Господь сподобил меня принести такую исповедь. Не буду описывать свое душевное состояние на тот момент, но скажу лишь, что я почувствовал, как будто какая-то глыба рухнула с моей души. И… болезнь отступила. В течение нескольких лет я был практически здоров. Врачи удивлялись и недоумевали: “Как это может быть?”

В дальнейшем я прибегал к помощи психиатров, но той остроты болезненных проявлений, как раньше, не было. Покаяние — это великое благо, дарованное нам Господом. Слава Богу за все!»

* * *

 

За годы работы врачом я, как и многие мои православные коллеги, встречался с дивными, чудесными случаями помощи Божией людям. Господь, Его Пречистая Матерь, святые угодники Божии по вере страждущих людей обильно подают целебную помощь. Собственно говоря, каждый случай исцеления — это великая милость Божия. Только чудом и никак иначе можно назвать преодоление греховных страстей, когда, к примеру, блудник начинает вести целомудренную жизнь, а пьяница или наркоман приходит к глубокой вере, воцерковляется. Не раз я был свидетелем того, как покаяние матери приводило к выздоровлению и даже чудесному сохранению жизни ребенка.

За годы врачебной практики я встречался с множеством случаев исцеления от неизлечимых с медицинской точки зрения недугов, тяжелейших заболеваний. Приведенный пример — один из множества. Дивны дела Твои, Господи!

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: