Симфония №103 Ми-бемоль мажор




Симфонии Гайдна

Когда в 1759 году Гайдн написал свою первую симфонию, уже существовало и продолжало создаваться множество произведений в этом жанре. Они возникали в Италии, Германии, Австрии. В середине XVIII века самыми известными были симфонии, которые сочинялись и исполнялись в немецком городе Мангейме, обладавшем лучшим для того времени оркестром.

Среди композиторов так называемой «мангеймской школы» было немало чехов. Один из предков симфонии — трехчастная итальянская оперная увертюра (с соотношением частей по темпу: «быстро-медленно—быстро»).

В ранних («предклассических») симфониях еще только прокладывался путь к будущей классической симфонии, отличительными чертами которой стали большая образность содержания и совершенство формы. Гайдн пришел к созданию своих зрелых симфоний в 1780-е годы. Свои «Лондонские симфонии» - лучшие в этом жанре, Гайдн создал уже после кончины Моцарта. В зрелых симфониях Гайдна установился следующий типичный состав 4-хчастного цикла: сонатное allegro, медленная часть, менуэт и финал (обычно в форме рондо или сонатного allegro). Одновременно определился в своих основных чертах классический состав оркестра из четырех групп инструментов. Ведущая группа — струнная. В нее входят скрипки, альты, виолончели и контрабасы. Группа деревянных духовых инструментов состоит из флейт, гобоев, кларнетов и фаготов. Группу медных духовых инструментов у Гайдна образуют валторны и трубы, а из ударных он использовал только литавры и лишь в последней, 12-той «Лондонской симфонии» добавил треугольник, тарелки и барабан. Эта симфония известна как «Военная».

Симфония №103 Ми-бемоль мажор

Это 11-ая из 12-ти «Лондонских симфоний» Гайдна. Ее главной тональность - Ми-бемоль мажор. Она известна как «симфония с тремоло литавр». Симфония состоит из 4-х частей.

I часть начинается медленным вступлением. Сначала ее играют в октавный унисон виолончели, контрабасы и фаготы. В последних тактах вступления несколько раз чередуются унисоны на соседних звуках соль и ля-бемоль момент ожидания. Далее начинается экспозиция сонатного allegro. Вместо медленного темпа — быстрый (Allegro con spirito — «Быстро, с воодушевлением»), вместо тяжелых басовых унисонов — из тех же звуков соль и ля-бемоль в высоком регистре рождается первый мотив подвижной, танцевальной темы Г.П. Все мотивы этой темы, изложенной в основной тональности, начинаются с повтора первого звука — с задорного притоптывания.

В Св.П. опять появляется оттенок таинственности. Происходит модуляция в си-бемоль мажор (Доминанта Es-dur). В связующей партии нет новой темы, а слышатся исходный мотив темы главной партии и отдаленное напоминание темы вступления. Тема П.П. (B-dur) - в ритме вальса.

Разработка насыщена полифоническим имитационным и тонально-гармоническим развитием мотивов, вычлененных из темы главной партии. Тема побочной партии появляется под конец разработки. Она проводится полностью в тональности ре-бемоль мажор. А после общей паузы с (ферматой) в басу возникают и интонации таинственной темы вступления. Разработка звучит преимущественно piano и pianissimo и лишь иногда — forte и fortissimo с отдельными акцентами sforzando. Это усиливает впечатление таинственности. Мотивы из темы главной партии в своем развитии походят на фантастический танец.

В репризе в тональности Es-dur повторяется уже не только главная, но и побочная партия, а связующая пропускается. Некоторая таинственность появляется в коде. Она начинается, как и вступление, с темпа Adagio, тихого тремоло литавры и медленных ходов унисонов. Но вскоре, в самом конце первой части, возвращаются быстрый темп, громкая звучность и веселые плясовые «притоптывания».

II ч. симфонииAndante — представляет собой вариации на две темы — песенную в до миноре и песенно-маршевую в до мажоре. Построение этих двойных вариаций такое: излагаются первая и вторая темы, затем следуют: первая вариация первой темы, первая вариация второй темы, вторая вариация первой темы, вторая вариация второй темы и кода, основанная на материале второй темы.

III ч. симфонииМенуэт — оригинально сочетает в себе чинную поступь великосветского танца с капризными широкими скачками и синкопами в мелодии. Эту прихотливую тему оттеняет плавное, спокойное движение в Трио — среднем разделе Менуэта, расположенном между первым разделом и его точным повторением.

IV часть — финал - сонатное allegro, в экспозиции главная партия изложена в основной тональности Es-dur, побочная партия — в доминантовой тональности B-dur, а в репризе обе они звучат в Es-dur. Однако в побочной партии не появляется совершенно новая тема. Она построена на материале темы главной партии. Таким образом, получается, что весь финал основан на одной теме.

В финале окончательно воцаряется стихия веселого народного танца. Но она имеет здесь характер хоровода, что подтверждается повторением Г.П. 3 раза.— после небольшого переходного эпизода и после П.П., что вносит в сонатную форму черты формы рондо.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: