Коррекционно-развивающая программа
на тему: «Коррекция нарушений полоролевой принадлежности и формирование гендерной идентичности»
Выполнила:
Гордиенко Л.Е.
Направление подготовки: 44.03.02
Психолого-педагогическое образование
Курс 4, группа 4ПП-1
Проверила:
канд. пед. наук, доц. каф. иностранных
языков, педагогики и психологии
Галкина Л. А.
Волжский, 2020
Содержание
Пояснительная записка........................................................................................3
Теоретическое методическое обоснование программы..................................6
Основное содержание программы.....................................................................12
Рабочий план реализации программы………………………………………….16
Список используемых источников......................................................................19
Приложение А Методические рекомендации педагогам по формированию гендерной идентичности у детей подросткового возраста..............................21
Приложение Б Содержание занятий..............................................................24
Пояснительная записка
Данная программа «Кто я?» предназначена для организации коррекционно-развивающей работы по предотвращению полоролевых нарушений среди подростковых групп в общеобразовательной организации.
Актуальность программы. Проблема гендерной идентичности сегодня актуальна как никогда. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. В России в последние десятилетие демократизация отношений полов привлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и проявление мужественности у женщин. На фоне этих изменений меняется и сознание детей. У девочек наблюдается проявление таких качеств как грубость, агрессивность, а мальчик перенимают женский тип поведения. Гендерная идентичность – внутреннее самоощущение человека как представителя определённого пола, то есть как мужчины, женщины или представителя другой категории. Формирование и развитие гендерной идентичности в подростковом возрасте трудоёмкий процесс, так как гендерная устойчивость формирует в возрасте от 4-7 лет. Поэтому людям, находящимся в этот период рядом с ребенком необходимо осознавать важность происходящего в этот период. Формирование гендерной идентичности у детей подросткового возраста с легкой умственной отсталостью это долгий и сложный процесс. Который требует собранности, профессионализма и трудолюбия. Семья является для ребенка тем фундаментом, без которого невозможно строить процесс воспитания и обучения. Родители должны быть верными союзниками и помощниками для того чтобы ребенок правильно осознавал свою гендерную принадлежность.
|
Гендером является социальный пол, который определяет поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Гендер не всегда может совпадать с биологического полого человека. Еще одним важным понятием является гендерная идентичность. Гендерной идентичностью мы будем называть субъективное ощущение человеком своей принадлежности к женскому или мужскому полу. Гендерная идентичность как особый вид личностной идентичности относится к числу наиболее стабильных идентификаций человека. На основе нее индивид создает свой собственный субъективный образ. Формирующий потенциал идентичности реализуется по мере осознания индивидом своей принадлежности к определенной гендерной группе.
|
Цель программы: развитие гендерной идентичности у детей подросткового возраста.
Задачи программы:
1. Сформировать у детей подросткового возраста представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу;
2. Создать пространство в группе сверстников, способствующего формированию гендерной идентичности и гендерной социализации подростков;
3. Привлечь родителей к процессу формирования гендерной идентичности у детей.
Работа строилась на следующих принципах:
1. Единство диагностики и коррекции. Данный принцип отражает комплексность и целостность всей работы и заключается: во-первых, в предшествующем диагностическом исследовании с целью утверждения направления и задач развития, а во-вторых, в отслеживании динамики результатов для получения наиболее достоверной информации об эффективности работы.
2. Принцип нормативности развития. Принцип указывает на учет психофизических особенностей ребенка подросткового возраста.
3. Принцип системности и последовательности. Важная роль уделяется непрерывности и регулярности всей работы.
4. Деятельности принцип коррекции. Отражает специфику программы через ведущую деятельность – общение со сверстниками.
Программа адресована детям подросткового возраста, родителям детей подросткового возраста, педагогам, педагогам – психологам.
Методические рекомендации педагогам по формированию гендерной идентичности у детей подросткового возраста. (Приложение А)
|
Теоретическое и методическое обоснование программы
Анализ проблематики гендерной идентичности свидетельствует, что большинство детей именно в подростковом возрасте не идентифицируют себя со своим полом. А одними из ведущих в классификации психотравмирующих ситуаций являются негативные феномены, порожденные школьной жизнью: школьная дезадаптация, отвержение подростка в классе, конфликт со сверстниками и учителями, дидактогения (пограничные расстройства психики, связанные с травмирующим воздействием на ребенка самого процесса обучения), и др. В связи с этим важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье обучающихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.
В широком смысле образовательную среду можно понимать как структуру, включающую несколько взаимосвязанных уровней: к глобальному уровню можно отнести общемировые тенденции развития культуры, экономики, политики, образования, глобально-информационные сети и др.; к региональному уровню (страны, крупные регионы) – образовательную политику, культуру, систему образования, жизнедеятельность в соответствии с социальными и национальными нормами, обычаями и традициями, средства массовой коммуникации и др.; к локальному уровню – образовательная организация (ее микрокультура, микроклимат), ближайшее окружение, семью. В узком смысле слова к среде можно отнести лишь непосредственное окружение индивида, именно оно может оказывать наиболее сильное влияние на становление и развитие человека.
Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье обучающихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Одним из условий нормализации развития обучающихся является ранняя профилактика социальной дезадаптации, редукция социальных и психологических девиаций, в том числе полоролевых нарушений. Коррекция нарушений гендерной идентичности предполагает систему мер, способ организации окружающей среды, способствующей формированию личности и предполагающей освоение средств и способов разрешения, возникающих у человека проблем, а также систему мониторинга состояния человека. Целевыми группами (объектами) коррекции гендерной идентичности обучающихся являются: обучающиеся, специалисты образовательных организаций (педагоги, медицинские работники, педагоги-психологи, социальные педагоги), представители государственных учреждений, участвующие в жизнедеятельности вышеуказанных групп. Категории детей, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении в образовательной организации.
Субъектами коррекционной работы являются: специалисты образовательных организаций (педагоги, медицинские работники, педагогипсихологи, социальные педагоги), специалисты учреждений социальной защиты населения, сотрудники органов внутренних дел, специалисты системы здравоохранения, представители общественных объединений и организаций, способные оказать помощь детям и подросткам, а также занимающиеся профилактикой и оказанием поддержки семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, представители СМИ.
Методологическую основу модели психолого-педагогического сопровождения коррекции гендерной идентичности составили:
- идеи психологов о гендерной идентичности как важнейшей и стабильной форме социальной идентичности человека (И.С. Клецина, О.В. Митина, Л.В. Штылева, А.А. Чекалина, Т.В. Бендас и др.);
- работы психологов и социологов по проблемам становления гендерных исследований, разграничивающих социальную и биологическую составляющие процесса гендерной идентификации (Л.Н. Надолинская, Е.Г. Ярская-Смирнова, Я.Л. Коломинский, В.Н. Клипинина-Литовченко,В.Г. Горчакова, Д.В. Воронцов и др.);
- идеи гендерного подхода в педагогике (Л.В. Штылева, И.С. Кон, Л.И. Столярчук, Т.В. Попова, И.А. Тупицына и др.);
-учение об андрогинии (С. Бэм и др.) как условии эффективного развития и самореализации личности.
Основой ранней коррекции являются: создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития подростков; своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у обучающихся определенного возраста. Коррекция должна строиться на принципах системности, комплексности, содержательной насыщенности, целостности, взаимосвязанности, пролонгированности, преемственности, скоординированности психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Общие принципы построения коррекционной работы конкретизируются в более частных принципах с учетом того или иного уровня пкоррекции: на уровне личности:
- доступности и своевременности помощи и поддержки;
- гуманизма – вера в возможности ребенка, позитивный подход;
- реалистичности – учет реальных возможностей ребенка и конкретной ситуации;
- системности – рассмотрение ребенка как целостного, качественно своеобразного, динамично развивающегося субъекта;
- индивидуального подхода – изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от особенностей ребенка, целей работы, позиции и возможностей специалиста;
- деятельностного принципа коррекции – опора на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту ребенка; на уровне образовательной организации:
- профессионализма специалистов – психологов, социальных педагогов, учителей и других участников учебно-воспитательного процесса;
- приоритетности превентивности социальных проблем;
- сотрудничества с учреждениями и органами, которые занимаются вопросами охраны психического здоровья несовершеннолетних и его профилактикой;
- опережающего характера психолого-педагогической профилактики; конструктивно-позитивного характера превенции; на уровне государственных учреждений:
- системности, взаимодействия региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и подведомственных им организаций, а также межпрофессиональное взаимодействие специалистов различных служб и ведомств; единой стратегии профилактики и коррекции, включая основные направления, методические подходы и конкретные мероприятия;
- комплексного использования социальных, психологических и личностно-ориентированных направлений и форм профилактической и коррекционной деятельности;
Школа, являясь основной социализирующей средой, в которой находится ребенок в течение 11 лет, совместно с семьей имеет возможность организовывать планомерную целенаправленную работу по формированию жизнестойкости ребёнка, раскрытию его потенциала, освоению способов преодоления проблем.
Школа имеет ресурс в виде команды специалистов, которая может оказать комплексную помощь при возникновении проблем у несовершеннолетних. Учитывая тот факт, что в настоящее время мы сталкиваемся с явлением кризиса семьи, изменением принципов семейного воспитания, разрушением традиционной иерархической модели семейной организации, утратой родителями, а в некоторых случаях их нежеланием, возможности использовать опыт собственного воспитания при организации эффективного взаимодействия со своими детьми, школа призвана оказать профессиональную поддержку семье в ходе психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних, организуя и направляя взаимодействие членов семьи, просвещая родителей и лиц, их замещающих, предлагая принципы, формы и методы воспитания. Школа является и административным учреждением, и непосредственно средой, реализующей внутренние правила и принципы деятельности, т.е. школа может задействовать в организации профилактической и коррекционной работы внутренний и внешний ресурс.
Основные условия успешной практической реализации модели психолого-педагогического сопровождения коррекции нарушений гендерной идентичности подростков:
1. Микросоциальные (школьные) условия. Престиж здорового образа жизни в школе. Наличие в школе атмосферы, способствующей хорошему настроению, высокой работоспособности, психогигиеническому комфорту и желанию все это сберечь и сохранить. Учет динамики умственной работоспособности при организации учебного труда и отдыха, выборе режимов обучения, составлении недельного расписания; использование на уроках здоровьесберегающих педагогических технологий, минимизация стрессовых воздействий во время проведения контрольных работ и экзаменов.
2. Понимание руководителями школы, членами администрации и педагогическим коллективом образовательной организации всей значимости решения вопросов формирования, сохранения и укрепления здоровья обучающихся в процессе получения ими образования, присутствие фактора социального одобрения деятельности, отнесенной к здоровому образу жизни (далее – ЗОЖ). Наличие у учителя высокой культуры здоровья, реализация им положительной модели здорового образа жизни.
3. Формирование у школьников в процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей и значимой мотивации на соблюдение норм и правил ЗОЖ, находящей одобрение и поддержку в семье и среди сверстников (психологические условия). Особое значение в этом процессе имеет семья. Именно воспитание в семье закладывает предпосылки здорового или, наоборот, аддиктивного, саморазрушающего поведения.
4. Конструктивная политика школы в отношении здоровья и личностного развития детей и положительный климат в школе и классе. Под такой политикой понимаются те реальные ценности, нормы, правила, которые придают жизни в школе направленность и структуру, позволяют предъявлять адекватные требования к возможностям учеников, устанавливать четкие правила и последовательно их выполнять, соблюдать дисциплину на основе поощрения позитивного поведения, а также позволяют учащимся активно участвовать в жизнедеятельности школы, устанавливать отношения доверия и конструктивного взаимодействия.
5. Специальная профессиональная подготовка учителей, участвующих в реализации данной модели.
Организованная таким образом работа позволит создать условия психолого-педагогической комфортности ученика в образовательной организации, обеспечить социальную и психологическую защиту детей, снизить количество дезадаптированных подростков.
Таким образом, психолого-педагогическая коррекция нарушений гендерной идентичности подростков выступает в виде педагогического феномена, основанного на взаимодействии органов и учреждений, обладающих превентивным ресурсом. Она вбирает в себя передовые достижения целого комплекса наук, строится как превентивная система, основывающаяся на принципах комплексного подхода. При этом коррекция нарушений гендерной идентичности обучающихся будет возможна лишь при новом витагенном мышлении педагогов, осознании ими ответственности за будущее ребенка, своей судьбоносной роли в самоукреплении его личности.
Основное содержание программы