Формы и средства профилактической работы




 

В настоящее время проблема обеспечения безопасности дорожного движения является достаточно актуальной, но в тоже время довольно многоаспектной. Однако главным из них всегда есть и будет, сохранение человеческой жизни и здоровья. Именно поэтому выбор форм и средств ведения профилактической работы является основополагающим критерием при осуществлении данной деятельности.

К определению содержания понятия «пропаганда безопасности дорожного движения» существует достаточно много подходов. Нормативное закрепление данное понятие получило в Приказе МВД России от 2 декабря 2003 г. № 930[4], в соответствии с которым, пропаганда безопасности дорожного движенияпредставляет собой целенаправленную деятельность, осуществляемую субъектами пропаганды по распространению знаний, касающихся вопросов обеспечения безопасности дорожного движения, разъяснению законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих поведение участников дорожного движения.

В этой связи, основными задачами Госавтоинспекции по пропаганде являются:

1. Информирование населения о состоянии безопасности дорожного движения.

2. Формирование у участников дорожного движения правосознания и культуры в области дорожного движения, уважительного отношения к действующим правилам, нормативам и стандартам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, установление партнерских взаимоотношений между участниками дорожного движения и сотрудниками Госавтоинспекции.

3. Воспитание дисциплинированности граждан, чувства долга и личной ответственности за свое поведение в процессе дорожного движения.

Следует отметить, что подразделения Госавтоинспекции решают стоящие перед ними задачи по пропаганде во взаимодействии с другими подразделениями органов внутренних дел, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, образовательными организациями, общественными объединениями, СМИ.

Профилактическая работа невозможна без выявления причин и условий, способствующим негативным явлениям в области безопасности дорожного движения. Именно поэтому среди всего многообразия средств профилактики наиважнейшими являются правовое воспитание и правовая пропаганда. Профилактические меры могут быть мерами общего порядка (направленные на большую общность людей) или носить индивидуальный характер применительно к конкретному лицу.

Материально-техническое обеспечение подразделений пропаганды осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России. Деятельность подразделений Госавтоинспекции по пропаганде осуществляется по следующим основным направлениям:

1. Разъяснение законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере безопасности дорожного движения с целью предупреждения ДТП и правонарушений, воспитание дисциплинированности граждан, ответственности за свое поведение в процессе дорожного движения.

2. Информирование участников дорожного движения о проблемах обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе о ДТП и причинах их возникновения, дорожных заторах, а также иных актуальных вопросах обеспечения безопасности дорожного движения.

3. Проведение мероприятий, направленных на профилактику ДТП и снижения тяжести их последствий.

При проведении массовых мероприятий, направленных на профилактику безопасности дорожного движения (смотров, конкурсов, рейдов, операций), основное внимание уделяется:

· разработке планов по их проведению;

· оповещению населения о целях и задачах мероприятий, ходе и результатах их проведения;

· разработке и изданию печатных материалов, информирующих о проводимых мероприятиях;

· проведению целевых профилактических пробегов;

· привлечению к активному участию в проведении массовых мероприятий, заинтересованных государственных и общественных организаций и объединений.

4. Укрепление авторитета и доверия среди населения к деятельности Госавтоинспекции, а также привлечение внимания широких слоев населения к проблеме обеспечения безопасности дорожного движения. В этих целях подразделениям Госавтоинспекции необходимо:

· объективно и всесторонне отражать деятельность Госавтоинспекции по предупреждению ДТП, профилактике нарушений законности сотрудниками Госавтоинспекции, а также освещать характерные примеры задержаний, розыска транспортных средств, изъятия оружия, наркотических средств и психотропных веществ, предотвращения террористических актов, проведение профилактических акций с детьми и подростками;

· оказывать помощь представителям СМИ в подготовке информационных материалов по всем направлениям деятельности Госавтоинспекции;

· анализировать публикуемые материалы, вносить предложения по дальнейшему улучшению деятельности Госавтоинспекции;

· своевременно информировать население через СМИ о мерах, принятых по критическим выступлениям;

· проводить целенаправленную пропаганду участия общественных организаций в мероприятиях по предупреждению аварийности.

Наказание также является профилактической мерой. Оно преследует цели специального предупреждения (удержания от совершения преступления того, к кому применено наказание) и цели общего предупреждения (предупреждения от совершения преступления других лиц под страхом наказания)[5].

Пропаганда воздействует на мыслительные процессы огромных масс людей через различные эмоциональные, образные, познавательные механизмы, переводит общественное сознание на качественно новый уровень, формируя новые поведенческие модели и институты гражданского общества. В целях снижения ДТП и уровня детского дорожно-транспортного травматизма и воспитания у подрастающего поколения негативного отношения к нарушениям Правил дорожного движения необходимо использовать разнообразные формы и методы пропаганды БДД[6].

В частности, при осуществлении деятельности по пропаганде подразделения Госавтоинспекции используют следующие формы и методы:

1. Организация проведения в субъектах Российской Федерации автомотовело пробегов, конкурсов, выставок, викторин и других массовых профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения.

2. Организация издания и распространения брошюр плакатов, листовок, памяток, рисунков и обращений к населению по безопасности дорожного движения, деятельности Госавтоинспекции.

3. Организация проведения конкурсов-смотров на лучшие издания, пропагандирующие безопасность дорожного движения.

4. Участие в качестве консультантов и рецензентов изданий, кино-, видеопродукции, социальной рекламы, сценических постановок по безопасности дорожного движения, а также содействие в организации дальнейшего их использования.

5. Использование возможностей СМИ, социальной рекламы, печатной и сувенирной продукции.

6. Организация трансляций обращений к участникам дорожного движения посредством радиоустановок (громкоговорящих установок) на вокзалах, предприятиях, в общественном транспорте, крупных торговых центрах, а также в иных общественных местах.

7. Проведение лекций и бесед с различными категориями участников дорожного движения в организациях и общественных формированиях.

8. Принятие участия в организации и проведении конференций и методических семинаров по безопасности дорожного движения.

9. Обобщение передового опыта работы и внедрение новых форм пропаганды безопасности дорожного движения.

Интересен опыт профилактической работы в странах СНГ и ближнего зарубежья, так в частности в Республике Беларусь, для профилактики дорожно-транспортных происшествий, пресечения грубых нарушений Правил дорожного движения и правонарушений в сфере автомобильного транспорта в Госавтоинспекции открыта и действует бесплатная линия связи GSM-022. С помощью этой линии Госавтоинспекция обращается к гражданам и просит незамедлительно сообщать информацию о водителях, управляющих транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения или без права на управление, о нетрезвых пешеходах на проезжей части, о фактах, которые помогут предупредить ДТП и преступления, позволят повысить степень безопасности на дорогах[7].

Положение с безопасностью на Литовских дорогах, как считает член Сейма Рамуне Висоцките, настолько серьезно, что впору говорить об идущей на автомагистралях войне: только в этом году из-за нетрезвых водителей произошло три с половиной сотни ДТП, в результате которых погибло 27 человек. Предпринимаемые властями до этого меры по исправлению ситуации пока что большой отдачи не дали. Поэтому, по мнению парламентария, необходимо обязательное лечение тех водителей, кто садится за руль «под градусом». Кроме того, действенным дополнением к этой мере могла бы стать конфискация автомобилей у особо злостных любителей совмещать езду и дружбу с «зеленым змием». Однако курс на явное ужесточение мер в отношении нарушителей Правил дорожного движения, предпринимаемый сейчас литовскими властями, не исключает и меры профилактики ДТП[8].

В городе Днепропетровске, юные инспекторы движения из городского детского дома № 1 совместно с представителями духовенства посещают пострадавших в ДТП детей, в отделении травматологии областной детской клинической больницы. Организуют и показывают для них театрализованную программу о необходимости соблюдения правил дорожного движения, дарят сладкие подарки. Также в Украине проводятся рейды «Внимание! Дети на дорогах!», направленные на снижение детского дорожно-транспортного травматизма, в результате количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей значительно сокращается[9].

В Казахстане под усиленный контроль дорожной полиции попадают все автолюбители, а также периодически проводится республиканское оперативно-профилактическое мероприятие «Безопасная дорога». В целях профилактики ДТП на въездах в город устанавливаются покореженные автомобили и табло с информацией о состоянии аварийности. Также на дорогах столицы стоят макеты инспекторов дорожной полиции и патрульных автомобилей. Но все же лучшей профилактической мерой казахские полицейские считают личную беседу с водителями[10].

С 11 октября 2017 года в десяти субъектах Российской Федерации, в шести федеральных округах началась реализация Всероссийского социального проекта «Повод для обгона». В рамках кампании разработан комплекс рекламно-просветительских мероприятий, охватывающих почти все группы населения: воспитанников детских садов, школьников, студентов, учащихся автошкол, начинающих и опытных водителей, людей пенсионного возраста и лиц с ограниченными возможностями.

Так, в частности с 20 марта тематические занятия по безопасности дорожного движения в форме интерактивного спектакля пройдут в 25 школах и 20 детских садах Брянска. В частности, целью данных занятий является пропаганда использования детских удерживающих устройств при перевозке детей, безопасного поведения во время организованной детской перевозки, необходимости использования световозвращающих элементов на одежде. Учащиеся средних классов также получат знания о выборе авто или мотошколы и узнают о необходимости использования авто и мотозащиты. В 5-ти автошколах региона состоятся занятия с подробным разбором всех нюансов такого опасного манёвра как обгон. А в лекциях для пенсионеров специалисты расскажут о безопасном поведении пассажиров на всех видах транспорта, а также разберут опасные ситуации, связанные с совершением маневра обгон лицами пенсионного возраста. Для молодёжи будет представлен образовательный фильм с участием известных блогеров и образовательные интерактивные мероприятия на базе ВУЗов. В адресную программу кампании также включены просветительские мероприятия на базе родильных домов и женских консультаций, железнодорожных и автовокзалов. Во всех каналах коммуникаций будут размещены тематические плакаты по проблематикам. А красочные тематические фотозоны в торгово-развлекательных комплексах города привлекут самые разные категории участников дорожного-движения и позволят сделать яркие фотографии и принять участие в конкурсах[11].

Специалисты многих стран на основе глубокого изучения положения дел в области обеспечения безопасности дорожного движения пришли к выводам, что за последнее десятилетие в мире произошло существенное изменение взглядов на обеспечение безопасности дорожного движения на основании результатов значительных научных исследований и опыта. Наработанный годами и десятилетиями опыт начинает отражаться на национальных и международных политических и управленческих решениях в данной области. Новое понимание проблемы состоит в том, что серьезные дорожно-транспортные происшествия с травмами и смертельным исходом, сегодня можно в значительной мере предсказать и предотвратить. Для этого необходимо иметь достоверные данные, научный подход и сильную политическую волю. Вместе с тем опыт многих стран показывает, что проводимая в данном направлении профилактическая работа по воспитанию культурного участника дорожного движения, все-таки занимает одно из важных мест среди других мер, направленных на предупреждение и предотвращение нарушений Правил, повлекших ДТП, проводимая совместно и в комплексе, как органами государственной власти, так и самих граждан и институтов гражданского общества[12].

Таким образом, можно говорить о том, что

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: