Анализ визуальных и функциональных связей историко-архитектурной среды.




Понятие исконно русской архитектуры в приложении к современной теории и практике, к проблеме ее освоения и возрождения многогранно. Оно имеет региональную определенность и характеризуется региональными композиционными принципами организации форм в соответствии со спецификой конкретного содержания. Так, в архитектуре Киевской Руси синтезировались объемность и пирамидальность композиции формы с архитектурно-строительными приемами Византии, приспособленными ко вновь вводимой функции. Эти черты проявились в новом качестве традиций в центрических, ярусных градостроительных композициях русских городов периода объединения и возвышения Москвы. В отечественной архитектурной теории считают, что при всех изменившихся условиях в современном строительстве в Москве и в других городах Российской Федерации могли бы шире применяться такие присущие русскому национальному зодчеству черты, как ярусность пластической композиции, любовь к ярким красочным сочетаниям, к декоративным мотивам и элементам, умение создавать филигранную и затейливую по своему замыслу деталь.

Силуэтность города включает и силуэтность пространственных композиций, находящихся внутри него. В русской архитектуре это, например, построение кремлевских и монастырских ансамблей как в городской среде, так и в пригородном окружении. Неповторимый образ каждого города создается оригинальным сочетанием элементов архитектурной и ландшафтной среды. Положение храмов, так же, как и тенденции роста города, во многом определялось ландшафтными особенностями осваиваемой территории. Специфика природного окружения всегда играла определяющую роль в формировании древнерусских городов. Города, закладывавшиеся на высоких берегах рек, строились в зависимости от начертания рек и ручьев и структурой своей соответствовали местной топографии. Оборонительные системы крупных городов дополнялись монастырями, выполнявшими функции отдельно стоящих крепостей.

Осуществление охраны художественных качеств памятников архитектуры, определяющих их роль в облике города и отдельных видовых раскрытиях, выдвигает ряд требований к окружению, предполагает учет основных особенностей композиционного взаимодействия памятников с ним. Составляющая такого взаимодействия, связанная с памятниками, и есть их композиционно-видовое влияние, отражаемое в указанных требованиях и реализуемое в осуществляемых в соответствии с ними преобразованиях городской среды.

Единицей охраны композиционно-художественных качеств памятников архитектуры, их роли в облике города является вид на памятник архитектуры как простейшая форма его зрительного восприятия. Такой вид (панорама, перспектива, различные картины внутри города) охраняется в качестве самостоятельного архитектурно-художественного целого. Памятники архитектуры – ключевые или существенные составные часта этого единства, основа исторической ценности и эстетических качеств охраняемого вида. Композиционно-видовое влияние памятников архитектуры распространяется: на территории, где находятся обозреваемые в охраняемых видах застройка и зеленые насаждения (зоны формирования видов) и с которых эти виды воспринимаются (зона видимости); на прилегающие к зонам формирования видов территории, где возведение современной массовой многоэтажной застройки может нарушить эти виды, а также и на подлежащие восстановлению ценные утраченные элементы зон видимости. Регулирование застройки и зеленых насаждений в соответствии с требованиями охраны композиционно-художественных качеств памятников архитектуры осуществляется с зон видимости на территориях существующих и потенциальных зон формирования охраняемых видов.

Характер композиционно-видового влияния памятников определяется:

- архитектурным решением (высота, протяженность, силуэт, основные членения, характерные детали, цвет);

- расположением относительно форм рельефа и открытых пространств;

- качеством восприятия, зависящим от расстояния до них от мест наблюдения;

- особенностями сложившегося городского и природного окружения, экранирующего памятники или воспринимаемого вместе с ними в охраняемых видах (соотношение с элементами окружения определяет композиционную роль памятников);

- типом видов;

- ценностью видов.

Влияние исторических сооружений на объекты окружения зависит от их визуальных характеристик. Обозреваемость памятников, их выявленность в городском ландшафте находится в прямой зависимости от их величины и местоположения относительно форм рельефа и открытых пространств. Наиболее сильное влияние на окружение оказывают высокие памятники архитектуры – главные исторические доминанты, расположенные, как правило, в наиболее обозреваемых местах.

Они формируют силуэт города, воспринимаются в большом количестве видов и с больших расстояний. По силе своего влияния им заметно уступают более многочисленные исторические архитектурные доминанты второго порядка. Влияние невысоких памятников архитектуры, расположенных в застройке, ограничено их ближайшим окружением. Влияние невысоких, но протяженных сооружений, расположенных у обширных открытых пространств, может распространяться на большие территории. Важную роль в выделении памятников архитектуры из окружения играют также же силуэт, архитектурное и цветовое решение, отличные от характерных для соседствующей с ними застройки.

Качество зрительного восприятия памятников архитектуры и определяемые им особенности композиционного влияния зависят от расстояния до них от точки наблюдения. Наиболее полно и четко они воспринимаются с близких расстояний (до 200 м), когда хорошо видны не только детали сооружения, материал и фактура стен, но и само сооружение. С близких расстояний памятники видны под большими углами и имеет ярко выраженные перспективные сокращения. С расстояния в два максимальных размера сооружение воспринимается в целом, господствуя в обозреваемой картине.

С больших расстояний памятник всегда виден вместе с окружением, уступая ему по мере удаления все большее место в обозреваемой картине. Со средних расстояний (200 – 500 м) хорошо воспринимаются основные детали памятников, заметны перспективные сокращения, а изображения самих сооружений являются довольно крупными. С дальних расстояний (более 500 м) хорошо воспринимаются лишь основные членения объема зданий и их силуэт, перспективные сокращения различаются со всё большим трудом, а с расстояния в 2000 м и цвет теряет определенность.

Изображения памятников в обозреваемых с удаленных точек видах являются небольшими. Предел активного восприятия изображений зависит от их величины. Для небольших изображений он составляет 1 км. Архитектурные доминанты могут активно восприниматься с расстояния в 2-3 км и более.

Основными типами видов являются: панорамы, воспринимаемые с дальних и средних расстояний, с видовых точек и с больших открытых пространств; перспективы, обозреваемые с дальних, средних и близких расстояний вдоль магистралей, улиц и других ориентированных на памятники архитектуры внутригородских пространств; многообразные виды на памятники, раскрывающихся с близких расстояний в окружающем их пространстве. В качестве самостоятельного художественного целого воспринимается также силуэт города, района или ансамбля, играющий наиболее важную роль в основных городских панорамах. Силуэт является также одной из основных составляющих и в других охраняемых видах.

Конкретные формы композиционно-видового влияния памятников архитектуры заключается в установлении пределов возможного визуального воздействия на них новых и реконструируемых сооружений и зеленых насаждений, исходя из требований сохранения оптимальных условий обозрения памятников архитектуры, чистота интерьера исторических комплексов и ансамблей, композиционной роли памятников в панорамах и силуэте города, основных визуальных связей между историческими сооружениями и с их характерным городским и природным окружением.

Также пределы устанавливаются с учетом закономерностей визуального взаимодействия памятников архитектуры с экранирующими, фоновыми и фланкирующими объектами окружения.

Влияние памятников на экранирующие и фоновые объекты в пределах вида осуществляется в небольшой зоне их визуального контакта, ограниченной контурами изображения памятника или линией силуэта его окружения. В основе влияния лежат требования к их высоте. Вертикальные размеры сооружений и зелёных насаждений ограничиваются, исходя из необходимости сохранения существующего или восстановления прежнего раскрытия исторического сооружения, либо определяются мерой его возможного изменения (в обозреваемой картине новые здания не должны подниматься выше установленного уровня). Допустимое совмещение (по вертикали) исторического сооружения с окружающими объектами определяется на основе специального анализа выполняемого графически (рис. 1).

Рис. 1. Пример графического анализа высот исторического здания и окружающей застройки

Памятник архитектуры играет активную композиционную роль, если воспринимается не менее 1/3 высоты основного массива сооружения (его силуэтно-ответственная часть).

Допустимые высоты экранирующей и фоновой застройки следует определять со всех видовых точек, осей, фронтов и зон. Решающими являются соответственно самые близкие и самые удаленные, а также наиболее высокие участки видовых осей, фронтов и зон. Построение допустимых высот из таких участков является достаточным.

При сложной пространственной организации застройки, формирующей осевое перспективное раскрытие (расширения, различия по высоте и силуэту застройки вдоль улицы), видового фронта или зоны, а также в случае невозможности выделить в них характерные участки, допустимые высоты необходимо строить из точек, расположенных на равном расстоянии (через каждые 20, 50 или 100 м).

Для получения реальных допустимых высот экранирующих и фоновых объектов их значения, полученные для условной горизонтальной плоскости, следует откорректировать с учетом рельефа местности. Если горизонтальная плоскость находится выше поверхности земли, разница отметок прибавляется к установленным значениям, если ниже – то вычитается.

В результате получается единая для данного города характеристика влияния памятников архитектуры на высоту застройки.

Построения, определяющие композиционно-видовое влияние памятников архитектуры на экранирующую и фоновую застройку, прежде всего, необходимы при решении вопросов реконструкции существующей застройки, размещения нового строительства и организации архитектурно-пространственной композиции города на стадии генплана. Они являются также эффективным инструментом контроля за соблюдением требований охраны видового раскрытия памятников архитектуры в зоне их влияния.

Размещение и высота новых зданий ограничиваются пределами, в которых они не оказывают отрицательного влияния на памятники архитектуры. В ряде случаев высота застройки регулируется в связи с необходимостью сохранения на определенной территории исторического района сложившейся этажности зданий.

Влияние памятников на фланкирующие объекты максимально широко. Оно распространяется на все здания, зеленые насаждения и другие объекты, обозреваемые в пределах вида, и заключается в необходимости сохранения соотношений памятников и элементов их окружения, лежащих в основе художественной и исторической ценности наблюдаемых панорам, перспектив и силуэтов, а также в регулировании размеров новых сооружений.

Строгой охране подлежат наиболее ценные силуэты, в которых допускается лишь восстановление важных утраченных элементов. В несколько менее ценных силуэтах новые элементы должны быть лишь вспомогательными, подчиненными, не меняющими его основного характера (однодоминантный, двухдоминантный и т. д.).

В силуэтах, где допускаются преобразования, должна быть сохранена активная композиционная роль исторических архитектурных доминант, новые сооружения и комплексы в них не должны превышать установленных размеров и при размещении следует учитывать индивидуальные особенности сложившегося силуэта.

Композиционно-видовое влияние памятников ограничивается пределами хорошей видимости отдельных охраняемых сооружений и их групп, возможностями восприятия в качестве художественного целого силуэтов, панорам и перспектив, содержащих эти сооружения, а также пределами хорошей видимости новой застройки. Максимальным радиусом влияния на территории зон видимости обладают главные исторические архитектурные доминанты. В зависимости от их высоты, взаиморасположения, условий рельефа и т.д. он составляет 2000 – 5000 м. В зонах формирования видов влияние памятников архитектуры распространяется до 2000 – 3000 м.

При таком удалении от памятников даже очень крупные новые сооружения воспринимаются под небольшими углами и явно относятся к дальнему плану вида.

Композиционно-видовое влияние памятников архитектуры распространяется не только на существующую зону видимости и подлежащие восстановлению ее наиболее ценные утраченные участки, но и на территории, расположенные в границах хорошей видимости памятников (потенциальная зона видимости).

Эти территории, занятые в настоящее время зелеными насаждениями невысокой ценности, малоэтажной застройкой, намечаемыми к выносу предприятиями, могут быть использованы для расширения возможностей обзора памятников архитектуры в городе. Формирование на их основе новых видовых точек, осей, фронтов и зон расширяет видовое раскрытие памятников, усиливает и обогащает связь районов города с историческим центром, повышает качество архитектурного облика города в целом.

Зона композиционно-видового влияния памятников архитектуры определяется путем наложения друг на друга существующих и потенциальных зон видимости и зон формирования видов с учетом ограничений. Полученный суммарный контур и является ее границей. Наиболее сильно композиционно-видовое влияние памятников архитектуры проявляется вблизи них и на открытых пониженных территориях, где допустимые значения высот и площадей проекций зданий минимальны.

Ценность историко-культурного наследия города зависит от роли природных условий и градостроительного значения памятников архитектуры и их комплексов, формирующих пространственную структуру исторического района, его композицию, архитектурный облик, организацию внутригородских пространств.

Природные условия постоянно влияют на развитие города. В результате многовековой деятельности человека в нем начинают преобладать своеобразные архитектурные ландшафты – эстетически взаимосвязанные системы естественных ландшафтов и их антропогенных модификаций. Понятие «архитектурный ландшафт» тождественно понятию «городской ландшафт».

Важнейшими компонентами исторически сложившегося городского ландшафта, предопределяющими индивидуальный облик города, являются:

- связи с природной средой, силуэт, панорамы города;

- особенности архитектурно-пространственной композиции, обусловленные естественным ландшафтом, планом конкретного градостроительного образования, архитектурными доминантам и их взаимным расположением, характерной высотой рядовой застройки, ее специфическими чертами (характер кровель, цветовое решение и т. д.);

- архитектура зданий, насыщенность памятниками истории и культуры, их значимость.

Современный градостроительный подход к сохранению ценного исторического наследия предполагает охрану не только отдельных выдавшихся объектов, но и окружающей их естественно-природной или городской среды, в условиях которой возникли и существуют памятники градостроительства и архитектуры. Решающее значение в данном случае приобретает оценка природного ландшафта.

К ценным участкам, обладающим высокими пейзажными качествами, могут быть отнесены: естественные ландшафты – участки с характерным национальным пейзажем, органически включенные в панораму города или района, в архитектурные ансамбли (комплексы) или же имеющие большую историческую ценность; искусственные ландшафты – сады и парки, примыкающие к бывшим дворцам и усадьбам, искусственные рощи, лесопарки, лугопарки, системы искусственных водоемов.

Выявлению и охране подлежат как живописные участки природы, так и отдельные природные достопримечательности, имеющие эстетическую и историческую ценность. Во многих случаях, когда сохранилась непосредственная зрительная связь города с природным окружением, ландшафт пригородной зоны обретает особое значение. В небольших поселениях он настолько тесно увязан с застройкой, что нередко воспринимается как единое художественное целое.

Особое внимание следует уделять выявлению тех особенностей ландшафта, которые оказали влияние на формирование индивидуального и своеобразного облика населенного пункта, на выбор его местоположения, на структуру и композиционные построения исторического района. К таким особенностям относятся рельеф местности и структура водных бассейнов.

Возвышенности, холмы, участки высоких берегов издавна играли и играют роль активных компонентов архитектурно-пространственной композиции. Их значение усиливалось с постановкой на них высоких строений. Долины рек приобретали значение композиционно-пространственных осей в исторически сложившейся структуре города, долины небольших водных потоков и оврагов часто являлись природными рубежами, усиливаемыми в прошлом оборонительными сооружениями и т. д. Выявление этих особенностей имеет важное значение не только для изучения условий возникновения и эволюции населенного пункта, но и для понимания тех закономерностей построения архитектурно-пространственной композиции, которые могут быть положены в основу его преемственного развития.

Структура рельефа во многом определяет местоположение видовых точек и видовых зон. Эти места должны выделяться как ценные участки ландшафта, но при этом следует обращать внимание на характер системы зеленых насаждений, которые зачастую находятся в противоречии с градостроительной спецификой исторического района, условиями его панорамного восприятия и обзора памятников древнего зодчества. Следовательно, естественный рельеф местности, систему водных бассейнов, характерные пейзажи, растительность, а также видовые зоны и точки следует причислить к историко-градостроительным ценностям и нанести на историко-градостроительный опорный план.

В формировании неповторимого облика старинного населенного пункта, его исторического района исключительно важное место принадлежит ансамблям и сооружениям (преимущественно общественного назначения), доминирующим в городском ландшафте. По роли в городской среде и природном окружении исторические здания и сооружения можно классифицировать следующим образом: архитектурные доминанты, формирующие композицию населенного пункта (высотные постройки, застройка возвышенных мест); архитектурные акценты, организующие отдельные ансамбли (площади, улицы, кварталы), замыкающие перспективу улиц и переулков (не выделяющиеся из фоновой застройки и формирующие историческую среду в непосредственной близости, в основном – жилая застройка). Древнее ядро города, монастырский или какой-либо другой комплекс, представляющий собой законченный ансамбль, следует рассматривать как единый градоформирующий элемент. Классификация исторической застройки по композиционной роли в окружающей природной и городской среде, выявление архитектурных доминант и акцентов необходимы для исследования композиционно-видового раскрытия памятников архитектуры и ценных зданий.

Изучение градостроительного значения ансамблей и сооружений в прошлом помогает предусмотреть в ряде случаев необходимость восстановления активной композиционной роли памятников при реконструкции города (восстановление первоначальных объемов, расчистка от малоценной в художественном отношении окружающей застройки, разросшихся зеленых насаждений). При этом необходимо установить характер и размеры изменений, произошедших в доминирующих объектах и соответственно в историческом ландшафте, силуэте и панораме города, а также выявить их композиционную роль с целью выяснения целесообразности их восстановления или замены новыми высотными сооружениями.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: