Принципы нюанса и контраста в решении реконструкции историко-архитектурных градостроительных объектов.




Гармония и единство являются обязательным условием построения любого архитектурного ансамбля; они предполагают использование таких категорий, как метр и ритм, тождество, контраст или нюанс, симметрия и асимметрия, цвет, пропорция, масштаб и масштабность.

Контраст в градостроительстве применяется как акцент, фиксирующий определенное место в пространстве, центр, изменение направления движения, остановку, является наиболее существенным средством архитектурной организации пространства.

Ритмическое и метрическое расположение акцентов организует жилую среду. Случайное размещение акцентов нарушает ясность архитектурного замысла и обесценивает градостроительное значение самих зданий.

К средствам архитектурной выразительности и организации пространства жилой застройки следует отнести и асимметрию. Асимметричная композиция при контрастном соотношении основных элементов нередко может иметь тождественные элементы в ее второстепенных частях. Особенно важно при асимметричном решении создать впечатление зрительного, пространственного равновесия (рис. 58).

Пропорции, цвет, силуэт являются второстепенными средствами по отношению к главным, перечисленным ранее, — ритму, тождеству.

контрасту, акценту, и используются для еще большего выявления их архитектурного значения.

Критерий масштабности применительно к жилой застройке имеет особенно Ж) большое значение, так как жилая среда должна быть соразмерна человеку. Поэтому очень высокие жилые здания необходимо сочетать со зданиями средней или пониженной этажности или членить их на более мелкие элементы. Можно выделить три формы масштабных связей:

— отношение части к целому и частей между собой:

— отношение величины и объема объекта к пространственной среде:

— отношение величины и объема объекта к человеку

Смена видовых перспектив имеет значение и при движении человека по вертикали. Здесь необходимо учитывать постепенное раскрытие панорамы и изменение силуэта застройки.

Целостность восприятия жилой застройки достигается объединением ее акцентов в единую пространственно-ритмическую композицию, где линейный ритм акцентов на протяженных участках сочетается со сложным пространственным ритмом композиционных узлов в местах изменения направления движения. Завершают видовые перспективы общественные центры, группы домов повышенной этажности, которые переключают внимание пешехода на новое направление движения и на восприятие новой перспективы.

Размещение высотных акцентов в жилой застройке необходимо подчинять общей композиционной идее района в соответствии с архитектурно-пространственным замыслом генерального плана города, так как, несмотря на разнообразие, жилая застройка должна составлять сравнительно нейтральный фон для ведущих городских ансамблей.

Главный компонент композиции города – силуэтность застройки, характерное своеобразие каждого исторического градообразования. Образная характерность застройки, вызывающая определенные (заложенные зодчим) эмоции и ассоциации. Силуэт – визитная карточка города.

Гармоничность силуэта города и окружающего ландшафта, единство со своим естественным окружением – то, к чему стремится архитектор в своей профессиональной деятельности.

Силуэтность – это правильно рассчитанные пропорции отдельных зданий и композиций, гармоничное сочетание пропорции зданий, зависимость пропорций, общего рисунка, высоты построек от параметров соседних строений, существование математически выверенных соотношений высот зданий.

Возможность утраты расчетных показателей пропорциональных соотношений в реальном пространственном и природном окружении, ставит необходимость развития у зодчего интуиции и тонкого ощущения пропорций.

Силуэт – постоянный составляющий элемент панорамы города. Чередование спокойной фоновой застройки с высотными акцентами в силуэте городов на рельефе. Основополагающий прием в русской архитектуре – восстановление высотного акцента, при его утрате на том же месте (восстановление утраченного или возведение новостроя).

Понятие силуэтности архитектурной среды вошло в историю градостроительства как обязательное условие сохранения архитектурноисторической среды.

 

Существует 6 подходов реконструкции исторической среды:

1) Тотальная охрана, музеефикация города. Вымытая экономика, депрессивная среда, монофункциональная среда. Тотальная охрана дискредитирует саму идею охраны. Запрещается градостроительная деятельность. Запрещается даже любая хозяйственная, экономическая деятельность. Консервируется все, что является материальным на данной территории.

НЮАНС - 2) Доминирующая ценность исторической среды. Историческая среда – это территория объектов историко-культурного наследия с их окружением («групповая охранная зона»). Если объектов историко-культурного наследия не менее 50, то признается доминирующая роль исторической среды.
Историческая среда является целостной и непрерывной, если имеется непосредственная связь между этими объектами. Визуальная близость объектов наследия, нет визуальных преград. У каждого памятника есть свой радиус неприкосновенной территории – это зона охраны памятников. Когда их зоны смыкаются, образуется групповая зона, т.е. историческая среда.

Доминирует не уникальность каждого из памятников, а доминирует сама связность, ткань в виде единой исторической среды.
Применяем постмодернистские методики градокомпозиции.
Используем методику Кевина Линча, делаем стилизацию. Тематическое единство градокомпозиции. Скрытая реконструкция. Строим новую архитектуру так, чтобы её не было видно за старой. Контекстуализм (ad-hoc, урбанизм, mini-max).

Пути и приёмы градокомпозиции нужно комбинировать, но в модуле, масштабе и ритме. Главное, чтобы композиционный каркас не был нарушен. (Периметр - композиционный каркас - узлы – звенья – доминирующие элементы).

3) Доминирующая ценность одного объекта наследия.
Когда историческая ткань распадается, когда нет ничего особо ценного в городе, то признаётся доминирование отдельного элемента. При поиске новой архитектуры мы не идём постмодернистким путём. Никакой стилизации и эклектики. Нужен контраст рационалистический, чтобы подчеркнуть яркость объекта наследия. В рамках методики контекстуализма (модуль/масштаб/ритм оставляем) создаём новую архитектуру. Методику Линча-Шпенгелина можно применять только в композиции.

4) Метод критической реконструкции. Есть объекты, ценные только по исторической дате создания, но не выдерживающие никакой критики, не вызывающие уважения. Связь с историческими планами города, преимущественно «квартальное градостроение», ориентир на классическую высоту зданий, выразительность расчлененных фасадов - ведущие направления в развитии градостроения, в котором было отражено понятное желание восстановления узнаваемых картин города, которые ведут также к тому, что облик города не меняется и мало приспособлен к элементам новой архитектуры.

КОНТРАСТ - 5) Признание доминирующей ценности современной архитектуры в исторической среде. Это самый рискованный и интересный путь. В данном случае используем приёмы деконструктивизма, нужно создать контраст на дистанции времён, визуальный шок. Историческая среда слабо структурирована, аморфная. Это, как правило, обычная гражданская архитектура с невыразительной фигуративностью без доминирующих элементов. Но среда обладает ценностью в 1-2 критерия (как правило по времени), кроме того мы её оставляем, так как нужно решать экономические вопросы. Подобные здания приходится реконструировать минимальными бюджетными средствами. В итоге эта среда, обладающая минимальной выразительностью, продолжает жить. Решение: необходимо внедрять современную архитектуру. 50% средств инвесторов уходят на реконструкцию среды, где собираются строить объект современной архитектуры: реставрацию инфраструктуры, канализации и т.д., остальные 50% - на сам объект. Пока это единственный возможный путь развития исторической среды (zuck zwank).

В европейской практике таких случаев немало. Это встряхивает общество. На радикальном контрасте нового и старого старина работает более выпукло и презентабельно. Общество начинает замечать и ценить старину. Мы идём прямым путём: крепим градостроительную композицию, периметр, создаём композиционный каркас и доминирующий элемент, деконструктивное пространство не создаем, поддерживаем позитивистскую эстетику. Что касается объёма – предельная ультрасовременная эстетика хаоса.
Не допустима методика Кевина Линча. Не допустима методика Линча-Шпенгелина (возможны только первые 4 пункта, методика описана в приложении). Методика контекстуализма, минимакс. Практически можно все, но в рамках контекстуализма. Никакой стилизации, эклектики, нужен контраст, но не равный по силе историческому наследию, а контраст пуристический, фон, подчеркивающий особенность исторического наследия.

Пример, г. Люксембург. Вариант решения задачи диаметрально противоположная ситуация, когда среда ценна, плотна, у неё настолько высокая репутация, что её давно пора скомпрометировать. Среду уже не испортим. Её значимость настолько высока, что укол «современной архитектуры» её не испортит, любой удар будет нечувствителен, любой имплант приживётся. Люди, постоянно живущие в исторической среде не замечают её, их нужно встряхнуть, и вот такой укол современной архитектуры заставит их иначе посмотреть на историческую среду. Эстетическая масса среды стремится к бесконечности, контексту не обязательно уделять большое внимание, если получится соблюсти модуль и масштаб – хорошо, если же нет – не страшно.

Пример, г. Лауфенбург – город как модель, старый банковский центр, всегда был вдали от феодальных конфликтов, своеобразная тихая заводь, где противоборствующие стороны хранили свои капиталы. У города особая судьба: ни одного шрама, ни одной потери, находится под эгидой ЮНЕСКО. Это 100% консервация. Современная архитектура на контрасте. Когда разрабатывались проекты по развитию города не было сомнений каким путём идти – только ультра современная архитектура. Рейн – граница между городами и странами (Швейцария и Германия), который влияли друг на друга. И сейчас Рейн – граница, люди «переходят» из одного времени в другое.

Скрытая реконструкция. Методы скрытой реконструкции-преобразования и функционального насыщения внутренних городских территорий (дворов, пустырей и др.) с сохранением облика исторически сложившейся среды улиц и площадей.

6) Генеральная реконструкция, тотальная («бульдозерная» в прошлом). Полное уничтожение наследия.

Первый и шестой пути не используются. Со второго по пятый пункты - пути (подходы) реконструкции исторической среды, успешно применяемые в мировой практике и дающие наиболее качественные результаты.

 

Лекция 5. Комплектность научно-проектной документации в разработке проектов реконструкции историко-архитектурной застройки

Цель лекции: рассмотреть состав, структуру и последовательность разработки научно-проектной документации в разработке проектов реконструкции историко-архитектурной среды.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: