К ПРОХОЖДЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА




Среди комплекса мероприятий, направленных на повышение качества комплектования суворовских военных училищ воспитанниками и эффективности учебно-воспитательного процесса, немаловажное значение играет профессиональный психологический отбор кандидатов на обучение.

Оценка военно-профессиональной направленности и индивидуальных психологических качеств кандидатов проводится (в соответствии с требованиями приказа МО РФ № 50-2000 г.) в целях выявления у них конкретных личностных качеств и индивидуальных особенностей, необходимых для успешного обучения в училище, овладения в будущем избранной военной специальностью и эффективного применения полученных знаний в самостоятельной военно-профессиональной деятельности.

Профессиональный психологический отбор включает социально-психологическое изучение, психологическое и психофизиологическое обследование кандидатов.

Социально-психологическое изучение предусматривает оценку воен­но-профессиональной направленности кандидата, условий воспитания и развития личности, моральных и волевых качеств, особенностей общения и поведения в коллективе, организаторских способностей.

Психологическое и психофизиологическое обследование предполагает оценку особенностей познавательных психологических процессов, эмоционально-волевых качеств, уровня нервно-психической устойчивости и других профессионально важных качеств.

В период проведения вступительных экзаменов (обычно в первую неделю) группа профессионального психологического отбора проводит социально-психологическое, психологическое и психофизиологическое обследование кандидатов в соответствии с утверждённым начальником училища расписанием.

В процессе социально-психологического изучения оцениваются военно-профессиональная направленность кандидатов на учёбу, целеустремлённость, степень общительности, склонность к организаторской деятельности, авторитетность, ответственность, социальные установки, целостные ориентации, особенности межличностных отношений и некоторые черты характера.

Для социально-психологического изучения кандидатов используются следующие методы:

- анализ документов;

- наблюдение и индивидуальное собеседование;

- обследование кандидатов по разработанным и стандартизирован­ным методикам.

Данные социально-психологического изучения кандидатов используются при определении общей группы профессиональной пригодности по результатам психологического и психофизиологического обследования.

В процессе психологического и психофизиологического обследования у кандидатов оцениваются свойства личности, определяются степень развития у них логического и пространственно-образного мышления, умение принимать правильное решение в условиях дефицита времени, уровень концентрации внимания, объём зрительной и оперативной памяти, эмоционально-волевая и нервно-психическая устойчивость и ряд других показателей.

Психологическое и психофизиологическое обследование кандидатов проводится в два этапа:

- на первом этапе проводится групповое обследование всех кандидатов с помощью комплекса формализованных методик;

- на втором этапе проводится индивидуальное обследование и собеседование с кандидатами.

По результатам профессионального психологического отбора каждому кандидату выносится одно из следующих заключений:

- рекомендуется к обучению в первую очередь (полностью соответствует необходимым требованиям) - 1-я группа профессиональной пригодности;

- рекомендуется к обучению во вторую очередь (в основном соответствует необходимым требованиям) - 2-я группа профессиональной пригодности;

- рекомендуется к обучению условно (минимально соответствует необходимым требованиям) - 3-я группа профессиональной пригодности (такие кандидаты допускаются к конкурсу только при недостатке кандидатов с более высокой группой профессиональной пригодности);

- не рекомендуется к обучению (не соответствует необходимым требованиям) - 4-я группа профессиональной пригодности.

Все кандидаты, получившие по результатам группового обследования неудовлетворительные результаты, обязательно проходят индивидуальное собеседование. Кандидаты, получившие по результатам индивидуального собеседования 4-ю группу профессиональной пригодности, к дальнейшим экзаменам не допускаются и в документах, выдаваемых им на руки или высылаемых по месту жительства, записывается формулировка: «Не прошёл профессиональный психологический отбор».

Результаты профессионального психологического отбора доводятся до кандидатов (заносятся в их экзаменационный лист) и учитываются при составлении конкурсного списка.

Преимущественное право на поступление в училище при прочих равных оценочных показателях имеют кандидаты, получившие по результатам профессионального психологического отбора более высокую группу профессиональной пригодности.

Успешность прохождения профессионального психологического от­бора зависит от наличия у кандидата необходимых профессионально важных качеств и внимательного отношения к выполнению всех заданий и инструкций.

При выполнении заданий кандидату необходимо уяснить, что значимость полученных результатов и полученные в результате обработки данные об индивидуальных качествах кандидата принесут только пользу каждому из них, поскольку будут способствовать правильному выбору военной специальности, обеспечат успешность её освоения при сохранении здоровья.

С целью подготовки к прохождению профессионального психологического отбора рекомендуем пользоваться, кроме данного пособия, следующей литературой:

1.Айзенк Г. «Универсальные тесты профессора Айзенка» (пер. с англ. Ефремова В.И.) (серия «Я мыслю, следовательно, существую») (СПб «Стелла», 1996).

2. Москвина А. «Энциклопедия психологических тестов» (серия «Практическая психология для всех») (М., изд-во АСТ, 1997).

3. «Энциклопедия психологических тестов (личность, мотивация, потребность)» (серия «Практическая психология для всех») (М изд-во АСТ 1997).

4. «Энциклопедия психологических тестов (мотивационные, интеллектуальные, межличностные аспекты)» (серия «Практическая психология для всех») (М., изд-во АСТ, 1997).

5. «Энциклопедия психологических тестов (общение, лидерство, межличностные отношения)» (серия «Практическая психология для всех») (М., изд-во АСТ, 1997).

6. «Энциклопедия психологических тестов» (сост. Касьянов С.А.) (М., ЗАО Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 1999).

 

ПРИМЕРЫ

наиболее типичных вопросов, предлагаемых кандидатам при прохождении профессионального психологического отбора

Для группового обследования кандидатов при прохождении профессионального психологического отбора могут использоваться, например, следующие методики:

1. «Биографическая анкета» и краткое (на 8-10 предложений) сочинение «Моя будущая профессия», опросник КОС—2 (коммуникативные и организаторские способности), методика «Ситуации» - для оценки степени выраженности военно-профессиональной направленности.

2. Методики «Арифметический счёт», «Аналоги» и ряд других - для исследования уровня общих познавательных способностей.

3 Методика «Графические изображения», «Тест возрастающей трудности» - для изучения индивидуальных психологических качеств (в частности, для исследования логического мышления).

4. Методика «Завершение фраз» и тест «Прогноз-2» - для оценки нервно-психической устойчивости и т.д.

ПРИМЕРЫНАИБОЛЕЕ ТИПИЧНЫХ ВОПРОСОВ:

Опросник КОС-2.

Кандидату предлагается ответить на вопросы, подобные следующим:

- Есть ли у Вас стремление к изучению людей и знакомству с различными людьми?

- Стремитесь ли Вы добиться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?

Методика «Арифметический счёт».

Её сущность состоит в устном выполнении арифметических действий с целыми числами. При этом исследуются качества оперативной и кратковременной памяти, внимания, мышления (способности к преобразованию цифровой информации) и некоторые темповые характеристики психиче­ских процессов кандидатов.

При выполнении задания надо помнить: арифметические действия должны выполняться строго в том порядке, в котором они записаны

Например: 53 + 47: 2 - 41 • 3.

Последовательно выполняя действия, получим:

53+47=100 100:2=50 50-41=9 9-3=27 Ответ: 27.

Методика «Графические изображения».

Это одна из наиболее прогностических методик для измерения невербального интеллекта.

С помощью данной методики могут быть также измерены эффективность мышления и эффективность скорости мышления.

Сущность данной методики заключается в установлении логических отношений между абстрактными фигурами.

Каждое задание представляет собой набор изображений, организованных в соответствии с определённой закономерностью. Кандидат должен выявить скрытую закономерность и найти недостающий фрагмент, выбрав его из числа предложенных вариантов.

«Тест возрастающей трудности».

Его сущность состоит в том же, что и сущность предыдущей методики «Графические изображения», а отличие - название текста говорит само »а себя.

Тест «Прогноз-2».

Кандидату предлагается дать ответ «да» или «нет» на вопросы, подобные следующим:

- Бывало, что при обсуждении некоторых вопросов я, особенно не задумываясь, соглашался с мнением других.

- Мне очень трудно приспособиться к новым условиям жизни, работы или учебы, это кажется мне невыносимо трудным.

Все методики, применяемые в училище при профессиональном психологическом отборе, научно обоснованы, адаптированы для подростков 14-15 лет и не представляют особого труда при их выполнении. От канди­датов требуется лишь внимание и собранность. Однако все они строго ограничены по временным показателям и контролируется время выполнения каждой методики.

В процессе выполнения кандидатами заданий за ними ведётся наблюдение. Отмечаются кандидаты, которые не могут сосредоточиться, теряются, волнуются, а также те, кто работает четко, спокойно, справляется с заданиями раньше времени.

Результаты наблюдения используются в качестве дополнительной информации при вынесении заключения о профессиональной пригодности кандидата.

Более подробную информацию о порядке прохождения профессио­нального психологического отбора можно получить в военных комиссариатах по месту жительства кандидата, а также в городских и областных центрах профессиональной ориентации молодежи.

 

 


на базе 5 класса при поступлении в 6 класс

Карточка-задание № 1

Русский язык
1. Расскажите о фонетике. Назовите гласные звуки.
2. Перечислите парные твердые и мягкие согласные.
3. Приведите пример простого предложения.
4. Определите, к какой части речи относятся слова: я, мой, они, кто, ничей.

Математика
1. Прямая, луч.
2. В классе 30 учеников, из них мальчики. Сколько мальчиков в классе?
3. Решите уравнение:
4. Сколько копеек в рубля?
______________________________________________________________________


на базе 5 класса

Карточка – задание № 2

Русский язык
1. Что такое грамматическая основа предложения?
2. Приведите примеры прилагательных.
3. Приведите примеры проверки безударной гласной в корне?
4. Расскажите о правописании букв З-С на конце приставок. Приведите примеры.

Математика
1. Прямоугольный параллелепипед.
2. Вычислите:
3. В хоре 90 ребят, это в три раза больше, чем в оркестре. Сколько ребят в оркестре?
4. Решите уравнение:

 


Карточка-задание 5 класс
Английский язык
1. Напиши вопрос к данному предложению:
1. _______________________? – My name is Alex.
2. _______________________? – I am 12 years old.
3. _______________________? – I live in Moscow.
4. _______________________? – I like reading.
2. Составь предложения:
1. go, in the morning, to, school, I.
2. have, sister, I, a.
3. He, weekend, plays, football, every.
4. Read, we, books, interesting.
3. а) Прочитай текст
I see a boy. His name is Nick. Nick is little. Nick is happy. His mother is a doctor. His father is a driver. They have a cat. They live in London.
б) Определи, правильно ли высказывание:
1. Nick’s mother works at school.
2. Nick lives in Moscow.
3. Nick has a dog.
4. Расскажи о своей семье
Карточка-задание 5 класс
Немецкий язык
1. Напиши вопрос к данному предложению:
5. _______________________? – Ich heiße Daniel.
6. _______________________? – Ich wohne in Bonn.
7. _______________________? – Ich bin 12 Jahre alt.
8. _______________________? – Ich mag lessen und im Internet surfen.
2. Составь предложения:
5. gehen, morgens, in, die Schule, ich.
6. mein Bruder, klein, sein, noch.
7. an, das Wochenende, du, oft, fernsehen?
8. wir, in,die Freizeit, gern, Rad, fahren.
3. а) Прочитай текст
Mein Freund heißt Peter. Peter hat eine groß Familie. Sein Vater heißt Wolfgang. Seine Mutter heißt Irena. Sie ist Lehrerin. Peter wohnt in Berlin. Seine Großelteren wohnen in Bremen. Peter hat einen Hund. Er heißt Schandor.
б) Определи, правильно ли высказывание:
4. Peters Mutter arbeitet in der Schule.
5. Peter wohnt in Bremen.
6. Peter hat eine Katze.
4. Расскажи о своей семье

 

на базе 4 класса при поступлении в 5 класс


Карточка-задание № 1

Русский язык
1. Расскажите о правописании окончаний прилагательных. Приведите примеры.
2. В данном предложении назовите известные вам члены предложения. Сонные камыши дремали у берега озера.
3. Определите спряжение глагола рисовать.
4. Просклоняйте существительное машина.

Математика
1. Прямоугольник, его площадь.
2. Мальчик сделал уроки за 1 час. Одну четверть всего времени он учил стихотворение. Сколько минут он учил стихотворение?
3. Вычислить значение выражения:
4. Решите уравнение:

______________________________________________________________________

 

Карточка-задание № 2

Русский язык
1. Расскажите о правописании букв И, А, У после шипящих. Приведите примеры.
2. Вставьте пропущенные буквы: ле(т,ч)ик, добы(т,ч)ик, попу(т,ч)ик, сче(т,ч)ик.
3. Проспрягайте глагол писать.
4. К какому склонению относится существительное команда?

Математика
1. Что такое отрезок?
2. Запишите выражения и найдите их значения: разность чисел 936 и 572 равно.
3. Решите уравнение:
4. Сравните значения величин: 202 см и 21 дм.

 


Это приблизительные версии билетов на вступительные экзамены/ ВСем удачи!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: