Колорит – сочетание цветовых тонов в произведениях изобразительного искусства.
Консоль – архитектурная несущая конструкция: закрепленный в стене или столбе камень, конец балки и т.п. для поддержания карниза, колонны, балкона или предназначенный для установки статуи, вазы.
Контрфорс – поперечная стенка или вертикальный выступ, укрепляющие основную несущую конструкцию (обычно наружную стену).
Концептуальное искусство – искусство, в котором концепция произведения, идея важнее его физического воплощения. Цель искусства – в передаче идеи.
Кора – в древнегреческой скульптуре прямостоящая статуя девушки в длинных одеждах.
Крестово-купольный храм – тип христианского храма: купол на парусах опирается на четыре столба в центре здания, откуда расходятся взаимно перпендикулярные проходы.
Кромлех – мегалитическое сооружение в виде круговых оград из больших каменных блоков; достигает ста метров в диаметре.
Купол – покрытие в виде полушария или опрокинутой чаши, применяемое в круглых, овальных, многоугольных в плане сооружениях.
Курос – в древнегреческом искусстве статуя юноши-атлета, как правило, обнаженного.
Лопатка – плоский, немного выдающийся из стены вертикальный выступ, делит стену по всей высоте.
Лубок, народная картина – произведение народной графики (как правило, печатное), отличающееся простотой и доходчивостью образа.
Майолика – вид керамики, изделия из обожженной глины, покрытые глазурью, с яркой росписью.
Марина – морскойвид, картина (рисунок, гравюра),изображающая море.
Мегалиты – первобытные сооружения из огромных необработанных или полуобработанных каменных глыб.
Менгир – разновидность мегалита; вертикально врытый в землю продолговатый камень высотой до двадцати метров; менгиры могут образовывать длинные аллеи.
|
Метопа – каменная или керамическая плита, украшенная рельефом или росписью; помещается между триглифами во фризе дорического ордера.
Моноптер – небольшой, круглый в плане античный храм; его внутреннее пространство не ограждено стеной, а опоясано колоннадой, стоящей на стереобате.
Наос – главное(единственное) помещение древнегреческого храма, где находилась статуя божества (В Древнем Риме эта часть храма называлась целлой).
Нартекс (притвор) – входное помещение христианского храма в виде крытой галереи или открытого портика; примыкает к западной стороне храма, в нем размещались лица, не допускавшиеся в храм.
Неф – один из нескольких (обычно трех) проходов, на которые делится внутреннее пространство здания; в христианском храме нефы отделяются продольными рядами столбов или колонн.
Окр-арт (окружающее искусство) – художественная организация среды, окружающей зрителя.
Оп-арт (оптическое искусство) – художественно организованные оптические эффекты, геометрические комбинации линий и пятен; искусство, использующее оптические иллюзии.
Пандус – наклонная поверхность, заменяющая лестницу.
Парус – криволинейный треугольник, образованный двумя перпендикулярными друг другу арками, обычно служит основанием барабана купола.
Периптер – античный храм, со всех сторон окруженный колоннадой.
Перфо́рманс — форма современного искусства, в которой произведение составляют действия художника или группы в определённом месте и в определённое время. К перформансу можно отнести любую ситуацию, включающую четыре базовых элемента: время, место, тело художника и отношение художника и зрителя.
|
Петроглифы – наскальные изображения.
Пилон – массивные, сужающиеся кверху башни, оформляющие вход или въезд.
Пилястр(а) – плоскийвертикальный выступ в стене в виде четырехгранного столба, оформленный по правилам античного ордера (как правило, с каннелюрами и капителью).
Подиум – в древнеримской архитектуре высокая прямоугольная платформа, основание храма.
Полиптих – створчатый алтарь из нескольких частей (створок).
Полуколонна – колонна, выступающая из плоскости стены по всей высоте на половину диаметра.
Портал – архитектурно оформленный вход в здание.
Портик – галерея на колоннах или столбах, как правило, перед входом в здание.
Пропилеи – в древнегреческой архитектуре парадные ворота, оформляющие вход на территорию (например, акрополя) и образованные симметричными портиками и колоннадами.
Путти – изображение обнаженных, как правило, крылатых мальчиков.
Ризалит – часть здания, выступающая за основную линию фасада.
Ростра – украшение в виде носовой части древнего судна.
Ростральная колонна – колонна, украшенная рострами.
Ротонда – круглая в плане постройка, увенчанная куполом.
Свод – перекрытие здания, имеющее криволинейную форму; известны своды цилиндрические, крестовые, стрельчатые, ступенчатые, звездчатые и т.д. (всего около двадцати типов).
Створчатый алтарь – икона, состоящая из нескольких створок, покрытых живописными или рельефными изображениями с обеих сторон.
|
Стела – вертикально стоящая каменная плита с вырезанной надписью или изображением.
Стереобат – в античной архитектуре ступенчатое основание храма или колоннады.
Стилобат – верхняя ступень стереобата, на которой стоит колоннада.
Терракота – обожженная цветная глина, разновидность керамики.
Трансепт – поперечный неф в средневековой базилике.
Триглиф – плита с вертикальными желобками; чередуясь с метопами, триглифы образуют фриз в дорическом ордере.
Триптих – створчатый алтарь из трех частей (створок).
Триумфальная арка – отдельно стоящие монументальные ворота с одним, двумя или тремя арочными пролетами, сооруженные в честь исторического события или лица.
Фасад – каждая из внешних сторон здания.
Фриз – средняя часть антаблемента, расположенная между архитравом и карнизом, а также украшающая стену декоративная полоса, часто с рельефом.
Фронтон – архитектурное завершение фасада здания; треугольник, образованный двускатной крышей и антаблементом.
Хэ́ппенинг (хе́ппенинг) — форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художника, но не контролируемые им полностью. Хэппенинг обычно включает в себя импровизацию и не имеет, в отличие от перформанса, четкого сценария. Одна из задач хэппенинга — преодоление границ между художником и зрителем.
Центрические сооружения – здания, представляющие в плане квадрат, круг, восьмиугольник или равноконечный крест.
Цоколь – нижняя, обычно несколько выступающая часть наружной стены архитектурного сооружения (здания, памятника), лежащая на фундаменте.
Шатёр (шатровое покрытие) – завершение центрических сооружений в виде четырехгранной пирамиды или конуса.
Шеду – в Ассирии фантастические крылатые быки с человеческими лицами.
Эл-арт – направление поп-арта: конструкции, приводящиеся в движение с помощью электромоторов. Выделился в самостоятельное художественное направление – кинетизм.
Энвайронмент – обширная пространственная композиция, имитирующая реальное окружение. Может быть натуралистического типа (имитация интерьера с фигурами людей), иногда с привнесением элементов фантастических. Другой тип энвайронмента представляет собой игровое пространство, предполагающее определенные действия зрителя.
Энтазис – архитектурный прием: утолщение ствола колонны; как правило, располагается в ее средней части.
Эхин – часть капители дорической колонны в виде круглой в плане подушки с криволинейным краем; служит переходом от колонны к абаку.