Колоннада – ряд колонн, поддерживающих перекрытие.




Колорит – сочетание цветовых тонов в произведениях изобразительного искусства.

Консоль – архитектурная несущая конструкция: закрепленный в стене или столбе камень, конец балки и т.п. для поддержания карниза, колонны, балкона или предназначенный для установки статуи, вазы.

Контрфорс – поперечная стенка или вертикальный выступ, укрепляющие основную несущую конструкцию (обычно наружную стену).

Концептуальное искусство – искусство, в котором концепция произведения, идея важнее его физического воплощения. Цель искусства – в передаче идеи.

Кора – в древнегреческой скульптуре прямостоящая статуя девушки в длинных одеждах.

Крестово-купольный храм – тип христианского храма: купол на парусах опирается на четыре столба в центре здания, откуда расходятся взаимно перпендикулярные проходы.

Кромлех – мегалитическое сооружение в виде круговых оград из больших каменных блоков; достигает ста метров в диаметре.

Купол – покрытие в виде полушария или опрокинутой чаши, применяемое в круглых, овальных, многоугольных в плане сооружениях.

Курос – в древнегреческом искусстве статуя юноши-атлета, как правило, обнаженного.

Лопатка – плоский, немного выдающийся из стены вертикальный выступ, делит стену по всей высоте.

Лубок, народная картина – произведение народной графики (как правило, печатное), отличающееся простотой и доходчивостью образа.

Майолика – вид керамики, изделия из обожженной глины, покрытые глазурью, с яркой росписью.

Марина – морскойвид, картина (рисунок, гравюра),изображающая море.

Мегалиты – первобытные сооружения из огромных необработанных или полуобработанных каменных глыб.

Менгир – разновидность мегалита; вертикально врытый в землю продолговатый камень высотой до двадцати метров; менгиры могут образовывать длинные аллеи.

Метопа – каменная или керамическая плита, украшенная рельефом или росписью; помещается между триглифами во фризе дорического ордера.

Моноптер – небольшой, круглый в плане античный храм; его внутреннее пространство не ограждено стеной, а опоясано колоннадой, стоящей на стереобате.

 

Наос – главное(единственное) помещение древнегреческого храма, где находилась статуя божества (В Древнем Риме эта часть храма называлась целлой).

Нартекс (притвор) – входное помещение христианского храма в виде крытой галереи или открытого портика; примыкает к западной стороне храма, в нем размещались лица, не допускавшиеся в храм.

Неф – один из нескольких (обычно трех) проходов, на которые делится внутреннее пространство здания; в христианском храме нефы отделяются продольными рядами столбов или колонн.

Окр-арт (окружающее искусство) – художественная организация среды, окружающей зрителя.

Оп-арт (оптическое искусство) – художественно организованные оптические эффекты, геометрические комбинации линий и пятен; искусство, использующее оптические иллюзии.

 

Пандус – наклонная поверхность, заменяющая лестницу.

Парус – криволинейный треугольник, образованный двумя перпендикулярными друг другу арками, обычно служит основанием барабана купола.

Периптер – античный храм, со всех сторон окруженный колоннадой.

Перфо́рманс — форма современного искусства, в которой произведение составляют действия художника или группы в определённом месте и в определённое время. К перформансу можно отнести любую ситуацию, включающую четыре базовых элемента: время, место, тело художника и отношение художника и зрителя.

Петроглифы – наскальные изображения.

Пилон – массивные, сужающиеся кверху башни, оформляющие вход или въезд.

Пилястр(а) – плоскийвертикальный выступ в стене в виде четырехгранного столба, оформленный по правилам античного ордера (как правило, с каннелюрами и капителью).

Подиум – в древнеримской архитектуре высокая прямоугольная платформа, основание храма.

Полиптих – створчатый алтарь из нескольких частей (створок).

Полуколонна – колонна, выступающая из плоскости стены по всей высоте на половину диаметра.

Портал – архитектурно оформленный вход в здание.

Портик – галерея на колоннах или столбах, как правило, перед входом в здание.

Пропилеи – в древнегреческой архитектуре парадные ворота, оформляющие вход на территорию (например, акрополя) и образованные симметричными портиками и колоннадами.

Путти – изображение обнаженных, как правило, крылатых мальчиков.

Ризалит – часть здания, выступающая за основную линию фасада.

Ростра – украшение в виде носовой части древнего судна.

Ростральная колонна – колонна, украшенная рострами.

Ротонда – круглая в плане постройка, увенчанная куполом.

Свод – перекрытие здания, имеющее криволинейную форму; известны своды цилиндрические, крестовые, стрельчатые, ступенчатые, звездчатые и т.д. (всего около двадцати типов).

Створчатый алтарь – икона, состоящая из нескольких створок, покрытых живописными или рельефными изображениями с обеих сторон.

Стела – вертикально стоящая каменная плита с вырезанной надписью или изображением.

Стереобат – в античной архитектуре ступенчатое основание храма или колоннады.

Стилобат – верхняя ступень стереобата, на которой стоит колоннада.

Терракота – обожженная цветная глина, разновидность керамики.

Трансепт – поперечный неф в средневековой базилике.

Триглиф – плита с вертикальными желобками; чередуясь с метопами, триглифы образуют фриз в дорическом ордере.

Триптих – створчатый алтарь из трех частей (створок).

Триумфальная арка – отдельно стоящие монументальные ворота с одним, двумя или тремя арочными пролетами, сооруженные в честь исторического события или лица.

Фасад – каждая из внешних сторон здания.

Фриз – средняя часть антаблемента, расположенная между архитравом и карнизом, а также украшающая стену декоративная полоса, часто с рельефом.

Фронтон – архитектурное завершение фасада здания; треугольник, образованный двускатной крышей и антаблементом.

Хэ́ппенинг (хе́ппенинг) — форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художника, но не контролируемые им полностью. Хэппенинг обычно включает в себя импровизацию и не имеет, в отличие от перформанса, четкого сценария. Одна из задач хэппенинга — преодоление границ между художником и зрителем.

 

Центрические сооружения – здания, представляющие в плане квадрат, круг, восьмиугольник или равноконечный крест.

Цоколь – нижняя, обычно несколько выступающая часть наружной стены архитектурного сооружения (здания, памятника), лежащая на фундаменте.

Шатёр (шатровое покрытие) – завершение центрических сооружений в виде четырехгранной пирамиды или конуса.

Шеду – в Ассирии фантастические крылатые быки с человеческими лицами.

Эл-арт – направление поп-арта: конструкции, приводящиеся в движение с помощью электромоторов. Выделился в самостоятельное художественное направление – кинетизм.

Энвайронмент – обширная пространственная композиция, имитирующая реальное окружение. Может быть натуралистического типа (имитация интерьера с фигурами людей), иногда с привнесением элементов фантастических. Другой тип энвайронмента представляет собой игровое пространство, предполагающее определенные действия зрителя.

 

Энтазис – архитектурный прием: утолщение ствола колонны; как правило, располагается в ее средней части.

Эхин – часть капители дорической колонны в виде круглой в плане подушки с криволинейным краем; служит переходом от колонны к абаку.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: