Затейники (Ровным кругом)




Дети становятся в круг. Одного из играющих воспитатель назначает затейником. Он находится в середине круга. Дети идут по указанию воспитателя вправо или влево под следующий текст:

Ровным кругом,

Друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте,

Дружно вместе

Сделаем... вот так!

По окончании текста дети становятся на расстоянии вытянутых рук друг от друга.

Затейник показывает какое-нибудь движение, и все стоящие по кругу повторяют его. Затем воспитатель сменяет затейника или затейник выбирает кого-нибудь вместо себя, и игра продолжается. Каждый затейник сам должен придумывать движения и не повторять тех, которые уже показывали до него.

 

Колпачок и палочка

Материал. Палочка; колпак с кисточкой.

Ход игры. Играющие образуют круг. Выбирается водящий, он получает палочку и становится в середине круга. Воспитатель надевает ему на голову красивый колпак с яркой кисточкой. Колпак надвигается ребенку до носа, прикрывает ему глаза, не касаясь их. Дети, держась за руки, бегут по кругу и говорят: «Раз, два, три, четыре, пять — будет палочка стучать». Водящий в это время, присев на корточки, стучит палочкой об пол. С последним словом дети останавливаются, а водящий протягивает палку в сторону детей. Тот, на кого указала палочка, берется за ее конец и называет водящего по имени, а водящий отгадывает, кто его назвал. Затем игра продолжается с новым водящим.

 

Сделай фигуру

Ход игры. Из числа играющих выбирается ведущий, он стоит в стороне. Остальные дети бегают, прыгают с ножки на ножку по всей комнате (площадке). По сигналу воспитателя (удар в бубен или слово «стоп») все останавливаются в какой-либо позе и не двигаются. Ведущий обходит все «фигуры» и выбирает ту, которая ему больше всех нравится. Этот ребенок становится водящим — оценщиком, а предыдущий водящий присоединяется к остальным детям, и игра повторяется.

Быстрей по местам

Материал. Небольшие предметы, например кубики (на 1 меньше количества детей).

Ход игры. Дети становятся в круг на расстоянии вытянутых в стороны друг от друга рук. Место каждого играющего отмечается каким-нибудь предметом, например кубиком, который кладется на пол. По сигналу воспитателя «бегите!» или по удару в бубен дети выходят из круга, ходят, бегают или прыгают по всей площадке (комнате). Воспитатель тем временем убирает один из предметов, лишая таким образом одного ребенка места. При ударе в бубен или после сигнала «по местам» все дети бегут в круг и занимают любое место. Оставшемуся без места дети хором говорят:

Ваня, Ваня (Маша, Оля и др.), не зевай,

Быстро место занимай.

Когда игра проводится последний раз, воспитатель кладет обратно кубик, для того чтобы все дети имели место.

 

Кто больше соберет

Материал. Однородные предметы небольшого размера: шишки, кубики, шарики и т.п.; 2—3 корзинки (ведерка). При усложнении игры: повязка для глаз.

Ход игры. На полу или на ровной площадке высыпаются однородные предметы небольшого размера. Из числа играющих выбирается 2—3 ребенка, им дается корзиночки или ведерки. По сигналу «раз, два, три!» они начинают собирать шишки (шарики, кубики), при этом разрешается брать в руку только по одному предмету. По сигналу «стоп!» сбор предметов прекращается. Воспитатель подсчитывает, кто набрал больше. Затем соревнуются другие дети. Игра может повторяться столько раз, сколько есть желающих участвовать в ней. Для более ловких детей, которые чаще других бывают победителями, игру можно усложнить: предложить собирать предметы с завязанными глазами.

 

30. У кого мяч?

Материал. Мяч диаметром не более 15 см.

Ход игры. Играющие образуют круг. Выбирается водящий. Он становится в центре круга, остальные придвигаются плотно друг к другу, руки у всех за спиной. Воспитатель дает кому-либо мяч (диаметр не более 15 см), и дети за спиной передают его по кругу. Водящий старается угадать, у кого мяч. Он говорит «руки», и тот, к кому он обращается, должен выставить вперед обе руки ладонями вверх. Если водящий угадал, он берет мяч и становится в круг, а тот, у кого найден мяч, начинает водить. Игра повторяется до тех пор, пока у детей не иссякнет к ней интерес.

 

Кольцо на палочке

Материал. Кольцо из картона или фанеры диаметром 15 см с шириной ободка 3—4 см, шнурок, палочка длиной примерно 30 см.

Ход игры. К кольцу привязывают шнурок, второй конец которого прикрепляют к палочке. Играющие, поочередно подбрасывая кольцо, ловят его на палочку.Каждый играющий имеет право сделать подряд 3 попытки и считает, сколько раз удалось ему поймать кольцо. Затем он передает палочку с кольцом следующему. Игра заканчивается, когда кто-нибудь из детей наберет условленное количество попаданий. Играть могут 3—5 детей.

 

Блошки

Материал. Коробочка, в которой лежат 20 пластмассовых кружков (блошки) 4 цветов диаметром 12—16 мм и толщиной 1—1,5 мм; 4 биты разных цветов диаметром 20—22 мм.

Ход игры. Играющие (4 человека — по количеству бит) берут из коробки 5 кружочков и одну биту определенного цвета.

Коробку ставят на середину стола и недалеко от нее проводят линию кона. Стол накрывают чем-нибудь мягким (например, скатертью). Играющие по очереди ставят свои блошки на линию кона и, нажимая краем биты на край блошки, заставляют ее взлететь вверх и опуститься в коробку. Тот, кто первый загонит свои пять блошек в коробку, выигрывает. С разной силой нажимая битой на блошку, можно регулировать длину ее прыжка.

 

Летчики

Материал. Игра проводится на участке, где есть укрытия (кусты, пригорки, деревья), пропеллеры 3 цветов (на один меньше количества участников); 3 флажка (по одному каждого цвета).

Ход игры. На одной стороне участка — аэродром, на котором расположены отдельно одна от другой 3 группы детей — летчиков. У летчиков на груди прикреплены пропеллеры своего цвета для каждой группы. В противоположной стороне участка — место с укрытиями, куда будут лететь самолеты. «Начальник аэродрома» назначает, какая группа самолетов полетит вначале. «Летчики» назначенной группы заводят моторы и по сигналу «начальника» (взмах флажком) вылетают. В этот момент оставшиеся на аэродроме «летчики» отдыхают — поворачиваются спиной к вылетевшим. Облетев круг, «летчики» продолжают полет дальше, и каждый садится в различных местах под тем или другим укрытием.

После этого «начальник» передает: «Приготовиться к поиску самолетов!» Все «летчики» готовятся в путь: накачивают бензин, заводят моторы и по сигналу «начальника» (взмах флажком) вылетают на поиски. Разыскав «летчиков» из первой группы, все возвращаются назад. Затем к полету назначается другая эскадрилья самолетов и т.д.

Правила игры. Вылетает та группа «летчиков», которую назначает «начальник». Нельзя подглядывать, куда скрываются самолеты. Тот, кого нашли, летит на аэродром и ждет, чтобы собрались все «летчики».

Указания к игре. Сигнал к полету дается флажком, соответствующим по цвету пропеллерам данной группы. Сигнал может даваться также словами «приготовить к полету голубые самолеты!» или «приготовить к полету красные самолеты!» и т. п. Для большей стройности игры детям необходимо разъяснить, что после сигнала к началу поисков спрятавшиеся должны уже оставаться за своими укрытиями, пока их не найдут, а не менять без конца места. Эту игру не следует превращать в обычное соревнование на быстрое возвращение к своему месту или на большее количество найденных каждым в отдельности самолетов и т.п. Важно создать у детей настроение общности, взаимопомощи и передать в игре характерную для наших летчиков отвагу и заботу друг о друге.

 

Акулы

Материал. Небольшое возвышение около 40 см, его можно сделать из досок или снега.

Ход игры. Дети делятся на две неравные группы: акул (2—3 участника) и моряков. На большом корабле (построен из досок, снега или нарисован на земле) стоит «капитан». Он наблюдает за «моряками», плавающими в море (дети спрыгивают со своего корабля и бегают по площадке, раскидывая руки, как при плавании). «Акулы!» — кричит капитан. «Моряки» быстро влезают на корабль, а «акулы» бросаются за ними. Не поймав никого или, наоборот, забрав свою добычу, «акулы» уплывают в море, а «моряки» снова спрыгивают в воду, плавают и ныряют. Так игра повторяется несколько раз.

Правила игры. Ловить лишь после слова «акулы!». На корабль «акулам» заходить нельзя. Пойманных отводят в сторону, и они пропускают одну игру.

Указания к игре. Игра очень проста по правилам и может проводиться с детьми смешанной возрастной группы.

Для отдыха можно ввести такое добавление: на море поднимается шторм, акулы прячутся на дно, а моряки сидят на корабле и слушают рассказ капитана или кого-нибудь из команды.

 

Отважные туристы

Материал. Веревка. Игру следует проводить на площадке в солнечный день после снегопада.

Ход игры. Перед началом игры воспитатель рассказывает:

— Вчера я читала в газете о том, что несколько человек поднялись на высокую-высокую гору Эльбрус. Подниматься было трудно и страшно. Но отважные туристы не побоялись опасности. Чтобы никто не свалился в пропасть, они связали себя длинной веревкой и дошли до самой вершины горы. Ну-ка, собирайтесь сюда, отважные туристы! Эльбрусом будет вот этот снежный вал. Нам придется долго добираться до его вершины по нерасчищенному снегу, через те дорожки, мимо горки, через тоннель (показывает маршрут по участку). Вот вам веревка. Но мы не станем привязываться, а только возьмемся за нее и будем крепко держаться. Я пойду впереди. Вы все за мной. Постарайтесь не падать, где бы мы ни шли. Посмотрим, кто ни разу не споткнется и не отпустит веревку. Дети, держась одной рукой за веревку, идут за воспитателем. В конце игры воспитатель отмечает самых ловких.

Правила игры. Смотреть под ноги, идти не спеша, не толкаясь. Не выпускать из рук веревку.

Указания к игре. Выбрать для такой игры надо солнечный день после снегопада. При повторении игры маршрут путешествия можно изменить. На подъеме и при спуске следует замедлять шаги, считаясь с идущими в конце. Более слабых детей надо поставить ближе к воспитателю, так как в конце цепочки идти труднее.

 

Чудесный шарик

Материал. «Чудесный» шарик (шарик, состоящий из частей, навинчивающихся на винтообразный стержень); цветные флажки. В ходе игры дети читают стихотворение М. Ивенсен.

Ход игры. Дети отправляются путешествовать и берут с собой шарик, который показывает им дорогу. Кто-либо из детей катит шарик, стараясь закатить его подальше. При этом все говорят:

Шарик, шарик, не ленись,

Куда хочешь, повернись!

Катись быстро, катись шагом,

По тропинке, по ухабам,

По дороге столбовой,

А мы, шарик, за тобой.

Все, стоя на месте, следят, как остановился шарик: если шарик стал к детям красной стороной, надо переправиться через горы (дети ползут на четвереньках через пещеры или идут друг за другом, как по узкой доске, приставляя пятку одной ноги к носку другой); если шарик стал к детям голубой стороной, надо переплыть через речку (через нее бегут, размахивая руками); если шарик остановился полосочками вперед, дорога впереди хорошая и можно идти по ней шагом.

Прокатывая по очереди шарик в различном направлении, дети путешествуют по всей комнате или по участку.

Правила игры. Выполнять движения в зависимости от уговора: голубой цвет — речка (надо бежать), красный — пещеры (надо ползти или идти, как по доске), полосочки означают удобную пешеходную дорогу (надо идти спокойно и т. д. Начинать движение можно только после того, как шарик остановился.

Указания к игре. Если шарик остановился слишком далеко и не видно цвета, посылается кто-нибудь на разведку с цветными флажками. Он поднимает флажок соответствующего цвета и этим указывает движение. Можно придумать другое обозначение пути и другие движения. Например, ввести езду на автомобилях (бег мелкими шагами), место плавания (бег с движениями рук, как при плавании), переправу на лошадях, (прыжки с ноги на ногу), переправу на лодках (сидя на скамье, наклонять туловище вперед и назад и двигать руками, как при гребле). В пути можно устроить привал: сесть у костра (кружком) и спеть песню, полежать на травке (на ковре) и т.п. Это послужит отдыхом от движений.

Важно в этой игре создать особое творческое настроение, увлечь детей данными образами, сделать понятным смысл этой игры.

Пожарные

Материал. Каски и пояса с топориками из картона или фанеры (по числу человек в команде), руль, звонок, скамья.

Ход игры. Пожарных команд несколько. Они состоят из сигнальщика, шофера и 3—5 пожарных (каждая группа детей сама распределяет роли). Каждая команда хорошо знает свой номер, чтобы знать, кому ехать на пожар, если будет вызов.

Дожидаясь вызова, «пожарные» отдыхают в клубе (сидят на скамейках или стульчиках или ходят по краю площадки). Они могут заниматься чем хотят: играть на разных инструментах (делать соответствующие движения), гулять по парку (ходить по площадке), читать газеты или книги (сидеть и держать ладони перед собой, будто это книга) и т.п.

«Дежурный» (воспитатель) подходит к телефону (к игрушке или просто прикладывает один кулак к уху), узнает, где пожар (ведет вслух воображаемый разговор по телефону), затем громко объявляет: «Первая команда! Пожар в доме вот там, за горкой!» (показывает на какое-нибудь сооружение, дерево и т.п.).

«Пожарные» из первой команды бегут к скамейке, где лежат вещи, быстро надевают каски и пояса, переносят скамью поближе к месту пожара, «шофер» с рулем садится на передний край скамьи, все остальные по обеим ее сторонам спиной друг к другу, а «сигнальщик» становится позади на скамью и звонит в колокольчик. «Р... р... р...», — ревет «машина», «динь, динь, динь», — звонит «сигнальщик». Приехали.

Все быстро бегут к горящему дому. Одни качают воду (взявшись за руки лицом друг к другу, то раздвигают руки в стороны, то опускают их); другие разбирают топорами крышу (ударяют своими топорика- ми по снегу или по постройке, изображающей горящий дом); третьи заливают огонь (изображают, будто у них в руках пожарный рукав). Затем «сигнальщик» звонком созывает команду к машине и в таком же порядке, как приехали, «пожарные» возвращаются с пожара. Они быстро ставят скамью на место, снимают с себя пояса и каски, кладут аккуратно все вещи на скамью и идут в клуб. «Дежурный» вызывает другую команду, и игра продолжается до тех пор, пока все не побывают на пожаре 1—2 раза.

Правила игры. Выезжать на пожар может только та команда, которую вызывают. Пожарные должны запомнить указанный порядок выезда и возвращения и аккуратно сложить на скамье все вещи.

Указания к игре. Если имеется достаточное количество вещей, нужных для игры, можно одновременно посылать на пожар две команды, а иногда даже три. Последнее значительно сложнее и возможно лишь в хорошо организованной группе. Следует вносить разнообразие в задания, которые даются пожарным. Например, можно предупредить, что пожар случился во многоэтажном доме и надо повыше пускать струю (выше поднимать руки, залезть на лесенку или трибуну и т. п.). Следует указывать места пожаров в разных концах участка. Если дети знают цифры, можно сделать номера и вывешивать на стене номер команды, которая вызывается на пожар. Если на участке имеются постройки, можно их использовать в этой игре.

Игры можно разнообразить, например: можно вместо отдыха в клубе изобразить, как пожарные спят (сидят, закрыв глаза), зимой — катаются на коньках, скользят по ледяным дорожкам, а летом — как едут на велосипедах (прыгают с ноги на ногу по дорожкам).

В эту игру можно играть также в помещении, если имеется большая, просторная комната.

Если игра проводится зимой на воздухе, можно обойтись без касок или сделать их из бумаги надевающимися поверх детских шапочек (чтобы они не слетали с головы, нужно пришить резинку).

Лягушки

Материал. В ходе игры дети читают стихотворение А. Барто.

Ход игры. На земле очерчивается большой прямоугольник — это река. С двух сторон рисуют берега, на них — кочки (кружочки, очерченные на таком расстоянии, чтобы не трудно было с кочки одним прыжком попасть в воду, т.е. в очерченный прямоугольник).

«Журавль» сидит в своем гнезде, а «лягушки» (остальные дети) усаживаются на кочки и начинают свой концерт:

Вот с насиженной гнилушки

В воду шлепнулась лягушка.

И, надувшись, как волдырь,

Стала квакать из воды:

«Ква, кэ, кэ, ква, кэ, кэ,

Будет дождик на реке».

Как только «лягушки» скажут последние слова, «журавль» вылетает из гнезда и ловит их. «Лягушки» не даются, они прыгают в воду, где «журавлю» ловить их не разрешается. Пойманная «лягушка» остается на кочке до тех пор, пока «журавль» не улетает и пока не вылезают снова все «лягушки». После того как «журавль» поймает несколько «лягушек» (например, 3—4), выбирается новый журавль из числа тех детей, которые ни разу не были пойманы.

Дети на кочках сидят на корточках, а в воде могут плавать (бегать внутри круга). Обратно на кочку можно попадать только прыжком.

Правила игры. Начинать движения можно только после того, как дети закончат говорить стихотворение. Ловить «лягушек» разрешается только за пределами реки — на кочке или между ними за прямоугольником. Каждый третий, пойманный «журавлем», меняется с ним ролью.

Указания к игре. От кочек до реки примерно 45—55 см. Надо показать детям, что это расстояние нужно перепрыгнуть одним прыжком. Гнездо журавля должно был поблизости, иначе он не сможет поймать лягушку.

Необходимо следить за соблюдением первого правила, так как, говоря стихотворение, дети отдыхают после прыжка. Следует также разъяснить детям, что «лягушки» не прыгают из воды на кочки до тех пор, пока не улетит «журавль». Таким образом, в игре регулируется прыганье, иначе дети очень устанут. Образ журавля нужно нарисовать детям настолько ярко, чтобы они сами, по-своему изобразили его в движениях: как он шагает на длинных ногах по берегу, выискивая лягушек, какой у него длинный клюв и т.п.

 

Лошади

Материал. Дощечка, палочка.

Ход игры. Дети делятся на две неравные группы: конюхов (1/3 детей) и лошадей (остальные дети). Очерчивается место — конюшня. На конюшне стоят «лошади». Неподалеку на скамейке сидят «конюхи». «Старший конюх» (воспитатель) подходит к дощечке, положенной на скамье или привешенной к дереву, и палочкой отбивает на ней 15—18 ударов. За это время «конюхи» быстро выводят свою пару «лошадей», запрягают и выстраиваются тройками друг за другом. «Старший конюх» проверяет, хорошо ли запряжены «лошади». «Но, поехали!» — командует он. Площадка заполняется бегущими тройками. Каждый «конюх» погоняет своих лошадей то рысью, то шагом. «Лошади испугались!» — говорит «старший конюх». «Лошади» разбегаются по площадке. Их догоняют «конюхи», стараясь поскорее запереть всех «лошадей» в конюшню. Затем «конюхи» садятся отдыхать на скамейку. Дети меняются ролями, и игра возобновляется.

Правила игры. Надо успеть запрячь «лошадей» за время, пока отбивают удары по дощечке. Необходимо подчиняться сигналам. После слов «лошади испугались» можно ловить любую «лошадь». Лошадь, отведенная в конюшню, не должна убегать.

Указания к игре. Эта игра является усложнением обычной игры в лошадки. Конюхи намечаются либо по желанию, либо считалочкой. «Старший конюх» дает сигналы таким образом, чтобы у детей было достаточно времени для движений, но чтобы они не устали. В качестве отдыха в игру можно ввести такое добавление: «конюхи» осматривают лошадей, кормят их, чистят. Роли в игре меняются после каждого возвращения «лошадей» в конюшню.

Медведь и дети

Материал. В варианте игры: какой-либо предмет, изображающий горшок с медом или улей.

Ход игры. Один из детей выбирается на роль медведя. Он сидит в своей берлоге (прямоугольник или круг, нарисованный на краю площадки). Все играющие изображают детей, которые идут в лес за грибами или за ягодами (ходят по площадке, наклоняются, будто ищут и рвут ягоды).

«Медведь идет, — неожиданно говорит воспитатель. — Не шевелитесь». «Медведь» выходит из берлоги и внимательно оглядывает каждого. Тех, кто пошевелится, он уводит к себе. Обойдя всех, «медведь» уходит в свою берлогу, а дети продолжают снова собирать ягоды.

Игра кончается тогда, когда «медведь» поймает условленное количество детей (4—6).

Правила игры. «Медведь» не выходит из берлоги до тех пор, пока воспитателем не будет дан сигнал. Дети должны остановиться в той позе, в какой их застал сигнал. Пошевелившихся «медведь» уводит.

Указания к игре. Если игра проводится в помещении, где имеется ковер, дети, спасаясь от «медведя», могут лечь. Это будет хорошим отдыхом после движений. Если много играющих, можно выбрать 2 медведей, которые должны переловить всех детей. Такой вариант легче.

Вариант игры. Когда будет поймано несколько детей, остальные отправляются выручать их.

В противоположной части площадки или комнаты кто-либо из непойманных детей кладет предмет, который должен изображать горшок с медом или улей (если нет ничего подходящего, его можно нарисовать на земле). Подойдя к меду, «медведь» 3 раза просовывает в горшок или улей лапу и лакомится медом (делает вид, что ест, причмокивая языком и поворачивая лапу то наружной, то внутренней стороной).

Если за это время пойманные дети успеют добежать из берлоги до дома (обозначается на земле напротив берлоги), они спасены, если нет, «медведь» их ловит снова. Затем выбирают нового медведя, и игра начинается сначала.

Указания к игре. Этот вариант дает возможность чаще менять роли в игре и воспитывать взаимовыручку. Расстояние между домом, где живут дети, и берлогой должно быть вдвое больше, чем от берлоги до улья, чтобы дети успели «выручиться». Лучше, если «медведь» будет стоять спиной к убегающим из берлоги. Можно придумать и другие способы, как «выручать» пойманных.

 

Охотник, зайцы и собаки

Ход игры. Площадка для игр изображает лесную полянку, где живут зайцы (дети). Заячьи норки (их несколько) расположены вокруг полянки на некотором расстоянии друг от друга. «Зайцы» живут, в норках по 4—6. «Охотник» ходит со своими собаками (несколько детей) и высматривает, не пробежит ли где-нибудь «заяц». А «зайцы» сидят смирно, тихо, притаившись в своих норках. «Охотник» с собаками уходит в дом (условленное место в стороне от норок).

«Зайцы» выскакивают на полянку прыгают, могут даже прискакать совсем близко к дому охотника. Вдруг залаяли и выбежали «собаки». Их выпустил «охотник», который до этого удерживал их в доме (воспитатель держит их за руки, чтобы дать «зайцам» подойти совсем близко). «Зайцы» быстро убегают к своим норкам, где «собаки» их не могут достать. Пойманные «зайцы» отводятся к «охотнику» (и они пропускают одну игру). Игра продолжается до тех пор, пока не поймают условленное количество «зайцев» (примерно 4—5). Затем выбираются новые собаки, и игра начинается сначала.

Правила игры. «Зайцы» прыгают по всей полянке; чем ближе к охотничьему дому они подходят, тем храбрее они считаются. «Собаки» выбегают из дома ловить «зайцев» только тогда, когда их пошлет «охотник». Пойманные «зайцы» из охотничьего дома не выбегают.Спасаться можно в любой норке.

Указания к игре. Можно ввести особое дополнительное правило: собаки выбираются из числа самых смелых и лучше прыгающих (в этой игре роль собак особенно привлекательна), это побудит детей следить за собой и не поддаваться «собакам». Игра может проводиться и на ветке, и в помещении. Зимой заячьи норки можно сделать из снега, еще небольших снежных загородок (три стороны загородить, одну ставить для входа). Летом можно норки выложить из шишек, камешков или нарисовать палочкой на земле.

Роль охотника выполняет воспитатель, так как он менее привлекателен для детей и наиболее подходит для руководства игрой. Чтобы побудить детей к смелости, можно возле дома «охотника» начертить огород, куда будут прибегать «зайцы» за морковью и капустой.

В этой игре для каждого действующего лица есть свое время отдыха: для «зайцев» — когда «охотник» гуляет с собаками по лесу, для собак» — когда «зайцы» скачут.

Постепенно можно усложнять игру, вводя следующие правила: «зайцы» могут спасаться только в своей норе, «собаки» бросаются ловить «зайцев» только тогда, когда «охотник» скажет «возьми!». Последнее правило требует большой выдержки. Детям легче, когда воспитатель сам их сдерживает и посылает ловить.

По примеру данной игры можно проводить разнообразные игры в охоту на разных зверей, вводя при этом разнообразные движения. Например, можно охотиться на обезьян, которые спасаются, влезая на деревья (дети влезают на лесенку) и т.п.

 

Ловля оленей

Ход игры. Все дети — олени, а двое из детей вместе с воспитателем — охотники. «Олени» стоят на линии, которая обозначает поляну, где они пасутся. На расстоянии 40—45 м от этой поляны расположена вторая поляна, обозначенная также линией (линии параллельны). Хижина охотника находится сбоку, как раз на половине пути от одной до другой поляны. «Охотники» сидят в хижине (на стульчиках или на коврике) и ждут, когда их позовет «главный охотник» (воспитатель). «Олени» пасутся — ходят вдоль линии, будто едят мох. Вдруг раздается сигнал «главного охотника» (подражание рожку). «Олени» бегут на новую поляну, а «охотники» их ловят, стараясь преградить им путь и поймать. Пойманных «оленей» отводят в хижину, и игра продолжается. Теперь «олени» бегут уже обратно на первую поляну. Когда «охотники» поймают по паре «оленей», выбирают новых охотников (из числа непойманных) и начинают играть сначала.

Правила игры. «Олени» и «охотники» бегут только после того, как затихнет рожок «главного охотника». Ловить можно только до линии. Пойманные «олени» не убегают и не вырываются. «Главный охотник» только дает сигнал, он не ловит.

Указания к игре. Объяснение игры может носить характер образного рассказа, которым в воображении детей рисуются яркие, заманчивые образы и создается интерес к предстоящей игре. Необходимо четко определить правила игры заранее и добиваться их выполнения. Важно, чтобы дети выбегали вовремя и чтобы никто не оставался после сигнала на линии. Если игра проводится на воздухе, необходимо определить границы площадки, где можно бежать, чтобы «олени» не забегали далеко ни в стороны, ни вперед. В качестве отдыха в игру можно ввести добавление: наступила ночь, спят все — и «олени», и «охотники» (сидят, отдыхают). Их будит сигнал «главного охотника», и игра продолжается.

 

Гуси

Ход игры. Один играющий изображает волка, другой — хозяйку, все остальные — гусей. Для гусей отводится дом, а для волка рисуют в стороне кружок — это «гора», за которой волк подстерегает гусей. «Хозяйка» гонит «гусей» пастись, затем сама возвращается домой и говорит: «Гуси, гуси, домой!» — «Зачем?» — спрашивают гуси. «Серый волк под горой!» — «Что он делает?» — «Гусей щиплет». — «Каких?» —«Серых да белых — все домой!»

Сразу после этого «гуси» бегут домой, а «волк» их ловит. Пойманных «гусей» «волк» отводит к себе в дом. «Хозяйка» снова гонит «гусей» пастись, и снова «волк» их ловит по дороге домой. Так продолжается до тех пор, пока все «гуси» не попадают к «волку». Тогда «хозяйка» отправляется разыскивать своих «гусей». «Волк, ты не видал моих гусей?» — спрашивает она. «А какие были гуси?» — спрашивает волк. «Серые, да белые, да полосатые», — отвечает «хозяйка». «Волк» указывает дорожку, по которой побежали «гуси» (показывает любое направление). В это время изображающие гусей начинают хлопать в ладоши, будто гуси хлопают крыльями. «Что это такое?» —спрашивает «хозяйка». «Ложки падают с полки», — объясняет «волк». «Хозяйка» уходит по указанной дороге и снова возвращается к «волку» и повторяет те же расспросы. На второй раз изображающие гусей топают ногами. «Что это такое?» — спрашивает «хозяйка». «Это лошади на конюшне топочат», — объясняет «волк». «Хозяйка» опять уходит и возвращается с прежними расспросами. На третий раз «гуси» начинают шипеть. «Что это такое?» — спрашивает «хозяйка». «Это щи кипят», — отвечает «волк». «Хозяйка» собирается уходить, но «гуси» начинает громко кричать «га, га, га...». «Хозяйка» идет и начинает отбирать своих «гусей». Тогда «волк» велит всем «гусям» крепко сжать кисти рук. У каждого по очереди «хозяйка» пытается разнять кисти рук (пробует по 3 раза); у кого ей это удается сделать, тот ее «гусь», у кого она не может разнять сжатые вместе кисти рук, тот остается у «волка». Затем выбираются новый волк, новая хозяйка, и игра повторяется. Отбор гусей можно провести и другим образом. На землю кладут палку или рисуют линию. «Хозяйка» проходит по ней медленно, приставляя пятку одной ноги к носку другой, и говорит: «Вот так мои гуси!» Следом за нею идет «волк» быстрыми шагами, бегом, не считаясь с линией. Затем по очереди проходят «гуси»: кто сумеет пройти, как и «хозяйка», идет к ней, кто побежит, как «волк», или оступится, идет к «волку». Затем считают, у кого больше «гусей» — у «волка» или у «хозяйки», и отмечают, кто из них выиграл.

Правила игры. Бежать и ловить только после слов «хозяйки» «серые да белые — все домой!». Выполнять все действия и звукоподражания в намеченной последовательности.

Указания к игре. Эта игра привлекает детей не только движениями, но и увлекательной драматизацией — изображением ролей, звукоподражанием, динамикой. Она развивает воображение, самодеятельность, дает ряд ярких переживаний, объединяющих детей, и хорошо их организует. Начинать надо с более простого варианта (см. игру «Лиса и гуси»). С более сложным вариантом можно познакомить детей, рассказывая или показывая, причем воспитатель берет на себя одну из ведущих ролей (хозяйки или волка) и тихонько подсказывает детям, что им нужно делать и как говорить. Повторяя игру, дети легко запомнят ее и смогут играть вполне самостоятельно.

 

Сумей промолчать

Материал. Любой предмет, например колечко.

Ход игры. Воспитатель показывает детям какой-нибудь предмет, например цветное колечко, и уславливается, что спрячет его, а все должны будут его найти. При этом уговариваются о том, что колечко будет спрятано так, что его будет видно, но плохо заметно. Каждый, кто заметит колечко, должен промолчать и только подойти к воспитателю и тихо, на ухо, сказать, где оно находится. Никому, кроме воспитателя, говорить об этом нельзя. Когда колечко будет найдено большинством детей, воспитатель скажет всем, кто его нашел первым, вторым и третьим. Они считаются выигравшими, потому что раньше всех нашли и сумели промолчать об этом.

Правила игры. Никому, кроме воспитателя, не говорить и не показывать, где находится спрятанная вещь.

Указания к игре. Предмет надо прятать так, чтобы нетрудно было его заметить. Если играет немного детей, можно выждать, чтобы его нашли все, если играющих много, приходится считаться с нетерпением первых, нашедших предмет, и с необходимостью уберечь от утомления тех, кто долго ищет. Поэтому в таких случаях можно ограничиться тем, что найдут вещь только часть детей. Все дети будут иметь возможность найти спрятанное, если заранее условиться, что нашедшие, после того как скажут об этом воспитателю, могут чем-нибудь заняться, пока ищут другие.

 

Кто пришел

Ход игры. Выбирают нескольких человек, которые отходят в сторону и уговариваются, кого каждый из них будет изображать. Все остальные дети сидят полукругом. «Динь-динь», — говорит кто-нибудь из загадчиков. Все дети спрашивают: «Кто пришел?» — «Летчик с аэродрома». — «Что там делают?» Летчик изображает, как заводят мотор, совершают полет и затем приземляются (приседают на корточки). Его движениям подражают все дети, которые должны при этом отгадать, что они изображают.

«Динь-динь» — «Кто пришел?» — спрашивают дети следующего загадчика. «Ученик из школы». — «Что там делают?» Ученик показывает, как в школе читают книги, пишут, считают, а дети отгадывают и повторяют движения.

Так могут прийти дети, исполняющие разные роли. Например: моряк показывает, как собирают канат, влезают на мачту, стреляют из орудий, пляшут «Яблочко» и т. п.; мальчик или девочка из детсада — как там играют в мяч или с куклами, или как дети пляшут, маршируют, или как одеваются, спят, едят и т. п.; ненец с далекого Севера — как там охотятся, ходят на лыжах, греются у костра и т.п.

Правила игры. Выполнять движения в соответствии с изображаемым. Садиться на место, как только уходит тот, кто приходил.

Указания к игре. Эта игра является одной из разновидностей игр в загадки. Она интересна тем, что требует от каждого играющего самостоятельности, сообразительности и смелости (выйти и показать всем движения). Кроме того, игра дает возможность выявить особенности каждого ребенка — его движения, способность к творчеству и т. д. Роли в игре должны меняться. На один раз следует выделять не более 3—4 загадчиков. Лучше при повторении игры больше разнообразить выполняемые роли. Играть можно и в помещении, и на воздухе в теплое время года.

 

Кого хочешь, выбирай

Ход игры. В двух концах площадки стоят две пары, каждая пара сговаривается между собой и загадывает два предмета. Например, у одного будет яблоко, у другого — груша, или у одного — кукла, а у другого — плюшевый мишка и т. п. Воспитатель разъясняет детям, то нужно загадывать приблизительно равноценные предметы. Пока пары сговариваются, остальные играющие берутся за руки и образуют длинную цепочку. Они ходят длинной вереницей по двору и говорят:

Цепь-цепочка,

Сыночек да дочка,

Шли они полями,

По лугам петляли,

На березку набрели,

Ту березку обошли,

Вышли на лужайку,

Увидали зайку.

Зайка, серенький хвосток.

Он пустился наутек

Через пень да кочку,

Разорвал цепочку.

С перепугу, прыг в сарай —

Кого хочешь, выбирай!

Слова повторяются до тех пор, пока пары не поднимут сцепленные вместе руки, что означает, что цепочка может пройти через образовавшиеся ворота. Последний в цепочке задерживается — он должен выбрать: «Что тебе дать — куклу или мишку?» — спрашивают «ворота». В зависимости от ответа он становится позади кого-либо из данной пары. Так постепенно всем предлагается на выбор то, что придумывают пары, и все распределяются на четыре группы. Когда все распределены и из цепочки никого не осталось, каждый из образующих ворота подсчитывает, сколько детей ему удалось привлечь на свою сторону.

Затем из каждой группки образуется круг и при помощи считалочки выделяются новые две пары, которые будут загадывать, а остальные образуют цепочку, и игра начинается сначала.

Правила игры. Право считать принадлежит тем, кто держал ворота. Пары могут менять свои предложения играющим, придумывая разнообразный выбор предметов и стараясь привлечь их заманчивыми предложениями, но они не должны слишком долго задерживать цепочку. Перескакивать со своего места на конец цепочки не разрешается.

Указания к игре. Игра может проводиться с большой группой детей разного возраста. Воспитатель должен проследить за тем, какие предметы загадывают пары, не допуская сомнительных в воспитательном отношении. В то же время воспитатель отмечает в конце игры, кто привлек больше всего детей, кто придумал самое интересное, и этим побуждает детей к изобретательности. Если играющих немного, то можно ограничиться только одними воротами.

 

Молчанка

Ход игры. Все играющие говорят вместе какую-нибудь прибаутку или стишок. Например:

Первенчики, червенчики,

Зазвенели бубенчики

По свежей росе,

По чужой полосе,

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок,

Молчок!

При слове «молчок» все должны замолчать и перестать смеяться или улыбаться. Если кто-либо не вытерпит — засмеется или скажет хоть одно слово, его штрафуют: например, велят проскакать на одной ножке до установленного места или спеть,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: