Венчание - это брак, заключенный перед лицом Господа. Современный обряд.




Венчание проводят после заключения брака в ЗАГСе по свидетельству о браке, его от Вас собственно и потребует церковь.В некоторых церквях существует предварительная запись даты и времени венчания, так проще для молодых. Для этого им надо только подъехать. Венчать Вас будет священник, на которого выпадет очередность треб. Записываются обычно за одну-две недели до торжества. Этого времени достаточно, чтобы исповедать грехи, покаяться, духовно очиститься для нового периода в своей жизни.

Есть церкви, где такой записи не существует, и тут как повезёт. Венчать Вас будут после всех треб. Но здесь вы можете выбрать священника, если вдруг есть такая потребность. Для такого венчания Вам следует оформить квитанцию на совершение таинства в день свадьбы. Венчание не совершается во вторник, четверг и субботу, накануне и в дни великих и церковных праздников, в посты – Великий (семь дней до Пасхи), Петров (второй понедельник после Троицы), Успенский (14-27 августа), Рождественский (28 ноября- 7 января), Святки (7-20 января), на Сырной неделе (одна неделя до начала Великого поста), Пасхальная неделя (светлая седмица), 14 февраля (канун Сретения Господня), 6 апреля (канун Благовещенья Пресвятой Богородицы), Канун Вознесения Господня (39-день после Пасхи), Канун дня Святой Троицы (49-день после Пасхи), День Святой Троицы, 10 и 11 сентября (канун и день Усекновения Главы Иоанна Предтечи), 20 сентября (Канун Рождества Пресвятой Богородицы), 26 и 27 сентября (канун и день Воздвижения Креста Господня), 13 октября (канун Покрова Пресвятой Богородицы). Лучшим днем недели для венчания считается воскресенье, в этот день бывает много желающих обвенчаться. Некоторые церкви даже практикуют венчание нескольких пар одновременно, хотя это запрещается. Также венчают по понедельникам, средам и пятницам. Проходит венчание в середине дня, но ни в коем случае ни вечером. Венчание является платным действием. Плата у каждой церкви и храма своя, с Вами предварительно должны оговорить цену. Существуют некоторые ограничения к венчанию, по которым священник в праве вас не допустить к данному ритуалу. Вот некоторые из них: если один из молодых не крещен, то потребуется вначале окреститься; если большая разница в возрасте или возраст не входит в установленные законом рамки; если есть какое-либо родство жениха и невесты (до четвертой степени родства); если человек психически или умственно болен; если человек является атеистом, мусульманином, язычником или любой другой нехристианской религий. Также если человек состоял в браке более трёх раз или состоит в браке в данное время. И одно из главных - это благословения родителей! Если девушка в данный момент беременна, то это не будет препятствовать венчанию. Со всеми вопросами вы можете обращаться к правящему архиерею. Для венчания потребуется две иконы- Спасителя и Богородицы, а также кольца, свечи и белое длинное полотенце, на котором будут стоять молодые. Невеста должна быть одета в белое платье, даже если она в возрасте. Обувь должна быть удобная, без шпильки, так как придётся стоять несколько часов. Украшения и косметика должны отсутствовать или в минимальном количестве. На голове невесты должен быть головной убор, этом может быть как фата, так и платок. Молодожены обязательно должны иметь на себе нательные крестики. Надо позаботиться и о выборе свидетелей. Они должны быть обязательно крещенные. Лучше выбрать двух мужчин, так как придётся держать венцы над головами жениха и невесты, а это не так уж и легко. Перед венчанием молодые не должны ничего ни есть, ни пить, ни курить и воздержаться от брачных отношений - с двенадцати часов ночи. По приезду в храм молодые вначале исповедаются, молятся за литургией и причащаются Святых Тайн. Затем обычно в течение часа проводят молебен, отпевания и панихиды. Молодые могут за это время переодеться в специально отведенной для этого случая комнате. После Божественной Литургий проходит обручение. Молодые стоят у дверей в храм, священник в это время в образе Самого Господа Иисуса Христа находится в алтаре. Далее священник вводит жениха и невесту в храм для создания новой и чистой жизни в супружестве. Молодые подобно Адаму и Еве предстают перед Самим Господом. Священник начинает ритуал с подражания благочестивому Товии, который дымом и молитвами отгонял демонов от чистых браков. Далее он благословляет молодых, вначале жениха, потом невесту, произнося: «Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа» и дает им в руки зажженные свечи. На каждые три благословения от священника молодые должны креститься, только потом брать свечи.

Эти свечи являются символом пламенной любви и чистоте отношении между женихом и невестой. Далее священник произносит моления. Это молитвы о спасении молодых, о продолжении родства. Затем по повелению священника молодые и гости преклоняют головы перед Господом, в ожидании от него духовного благословения. Священник тем временем читаем молитвы к Господу Иисусу Христу, Жениху Святой Церкви, которую Он обручил Себе.Далее с правой стороны престола, как бы перед Самим Господом, священник берет кольцо жениха и надевает его, трижды крестя, говоря при этом: “Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”. Затем надевает кольцо на палец невесте, крестя три раза, приговаривая: “Обручается раба Божия (имя невесты) рабу Божиему (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”. Завершается обручение обменом колец межу молодыми. Жених надевает своё кольцо невесте, а невеста – своё жениху. И так три раза в честь и славу Святой Троицы. Иногда вместо молодых это делает священник. Этот обмен символизирует преданность и верность супруг. Затем священник молит Господа, что Он сам благословил и утвердил Обручение. После обручения собственно и начинается само венчание, основная часть. Молодые входят на середину храма, держа в руках зажженные свечи, перед ними идёт священник с кадильницей и дает наставления на добрые дела. Встречает молодых Хор пением псалма 127, который благословит супружество. Жених и невеста проходят к аналою, на котором лежит крест, Евангелие и венцы. Перед ним лежит белое длинное полотенце, на которое и становятся молодые. Далее жених и невеста подтверждают чистоту своих намерений друг перед другом и перед Господом Богом, а также подтверждают свою добровольность и непринужденное желание выбора. Это и есть главное условие для настоящего брака, после которого он должен считаться заключенным. Далее следует таинственное освящение супружества Божественною благодатью – чин венчания. Священник произносит три пространные молитвы. Первая, перед Господом Иисусом Христом о благословении, о мирной жизни, о плодах любви, о достатке в семье. Вторая молитва обращена Триединому Господу, чтобы он благословил, сохранил и помянул молодых. В третьей молитве священник умоляет Триединого Господа даровать брачующимся плод чрева. Далее наступает самые главные минуты - скрепление и освещение супружеского союза. Священник берет венец и крестит им жениха и дает ему целовать образ Спасителя, который прикреплён к передней части венца. Венчает жениха и говорит: “Венчается раб Божий (имя рек) рабе Божией (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”. Аналогично и невесте преподносит венец и говорит: “Венчается раба Божия (имя рек) рабу Божию (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”. Теперь молодых украшают венцы, жених и невеста предстоят во всей красе перед Господом Богом и ожидают благословения Божьего. Это и есть самая торжественная минута! Священник говорит: “Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!”. Это священник произносит три раза и три раза благословит молодых. Далее читаются изречения апостола Павла, Евангелие от Иоанна и произносится краткое прошение от лица Церкви. Потом священник преподносит жениху выпить вино по три маленьких глоточка, также поступает и невеста. После ритуала с вином, священник берет правые руки молодых и соединяет их, а сверху покрывает епитрахилью и своей рукой. Это означает, что через руку священника муж получает жену о самой Церкви, теперь они соединены во Христе навеки. Затем священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя. При каждом обходе поются тропари. Это хождение - символ «вечного шествия» этих людей об руку друг с другом. После обхода вокруг аналоя священник снимает венцы с супругов и приветствует их торжественными словами и молитвами. Завершается венчание у царских врат, где жених целует икону Спасителя, а невеста – образ Божьей Матери. Затем наоборот.

 

В заключении священник дает молодым крест для целования и вручает им две иконы: жениху — образ Спасителя, невесте — образ Пресвятой Богородицы.

Второй брак церковь не одобряет, но допускает как нисхождение к человеческим слабостям. В таком случае венчание немного отличается двумя покаянными молитвами, нет слов о добровольном и непринужденном браке, но прежним остаётся обручение и возлагание венцов. Расторгать церковный брак имеет право только архиерей. Вы предъявляйте ему свидетельство о разводе из ЗАГСа и если нет никаких канонических препятствии, он снимает благословение и дает разрешение на новый церковный брак.

Вопрос: «Для чего нужно венчание и что оно дает?» Отвечает заместитель руководителя Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре в Москве Юрий Белановский: «Прежде всего, хотелось бы отметить, что для создания семьи венчание не нужно. Брак, очевидно, создаётся не иначе, как взаимным договором двух любящих друг друга людей. Суть этого договора очень проста: взаимное признание друг друга мужем и женой и взятие ответственности друг за друга и за своих будущих детей. Этот договор не имеет ничего общего с так называемым брачным контрактом. Мы говорим о взаимной личной договоренности будущих супругов создать семью, свободно ради любви пожертвовать своей свободой, самостоятельностью, независимостью. Регистрация, признание родственниками, венчание, свадьба — это все вторично по отношению к тайне любви двух людей и их взаимному решению создать семью. Как бы это ни выглядело странно, венчание каждой христианской пары — это сравнительно молодая традиция. В Византии долгое время венчали большей частью богатых людей, тогда как простые люди ограничивались благословением епископа и совместным причащением. На Руси века до 15-16-го многие крестьянские семьи не были повенчаны. Тот чин венчания, который мы можем наблюдать сейчас, сформировался к 9-10 векам в Византии. Он представляет собой некоторый синтез церковного богослужения и греко-римских народных свадебных обычаев. Например, обручальные кольца. Они пришли ещё с тех времен, когда у знати были распространены кольца-перстни — не только украшения, но и своего рода печати, которыми можно было скрепить юридический документ, написанный на восковой табличке. Обмениваясь такими печатями (а до сих пор существует понимание, что жена носит кольцо мужа и наоборот) супруги вверяли друг другу всё свое достояние в свидетельство взаимного доверия и верности. Это символическое значение и закрепилось за кольцами, они стали обозначать верность, единство, неразрывность семейного союза. Благодаря этому обмен и надевание супружеских колец вошло в богослужебное чинопоследование. Подобно кольцам в богослужебный чин вошли и венцы. возлагаемые на головы новобрачных, которые появились не только благодаря народным обычаям, но и византийским церемониалам. В церковном понимании они свидетельствуют о царском достоинстве новобрачных, которым предстоит строить свое царство, свой мир, строить так, как они пожелают, строить для себя и своих детей, и никто не может вмешиваться. Они вольны сами выбирать себе советчиков. Прежде чем говорить о смысле и действенности венчания, остановимся на одном важном моменте, принципиально отличающем христианский подход к браку от некоторых других. Когда мы говорим о взаимном договоре, о принятии решения создать семью, то для христиан это означает только одно — этот союз навсегда. Не может быть семьи там, где есть начальная установка ограниченности семейного союза, где есть изначальное предположение, что может быть другой брак, лучший первого. Вступление в брак и собственная вера для христиан — это явления одного порядка. Поверить в Бога, поверить Богу — это почти то же, что и поверить, довериться любви другого человека. Если человек любит и любим, если он желает создать семью, то он должен совершить, как говорят, прыжок через пропасть, поверить в свою будущую семью и сделать такой шаг, после которого нет пути назад.

 

Если взаимное решение о создании семьи принято, то для его легитимности во все времена человеческой истории необходимо было публичное свидетельство о взаимной любви и ответственности, в наше время — это регистрация брака. Это признание общественностью важно, во-первых, чтобы минимизировать случаи обмана, шарлатанства, корысти и т. д. Во-вторых, для юридического признания детей и для решения каких-либо трудностей. Древние римляне различали два понятия, два типа отношений мужчины и женщины: семья и конкубинат. Последний означает взаимное сожительство без каких-либо обязательств и юридических последствий. Конкубинат — вполне законное явление, как в древности, так и в наши дни. Любой гражданин нашей страны может выбрать тот образ жизни, который ему подходит. Так вот, чтобы венчание было действенным, со стороны новобрачных необходимо соблюсти несколько условий. Первое из них: венчают только семейную пару — мужа и жену. На практике это выражается в обязательном требовании наличия у желающих венчаться государственного свидетельства о браке. Не может быть повенчана пара, живущая в конкубинате. Второе условие: повенчана может быть только христианская семья — союз христианина и христианки. Третье — это понимание сути венчания и принятие её. Венчание — это одна из форм церковного благословения христианского брака, но оно не даёт каких-либо благ семье, не лишает её трудностей, не уберегает от развода. В венчании не просто преподается Божья благодать, Божья милость, но, что очень важно, даётся помощь для конкретной задачи — быть именно христианской семьей, быть тем островком любви, мира, где царствует Христос. Можно сказать, что в венчании ставится задача и даются силы её решить, но от самих людей зависит, совершат они это дело или нет. Почему же христианство допускает разводы, ведь развод — это всегда трагедия? Православие смотрит на семью как на живой организм, венчание не создаёт, а воцерковляет его. Жизнь или смерть этого организма зависит от самих супругов. Важнейшим элементом христианской нравственности является учение о свободе и области ответственности человека, на которые даже Бог не посягает. Целостность семьи — это то, что в руках самих супругов, это их область ответственности, это то дело, на которое они сами решились. Если у людей нет сил семью созидать, нет любви, нет единства жизни - значит, они вольны принять решение о разводе или, если хотят семью сохранить, могут просить помощи у близких, у психологов, у священников или у Бога. Но ни близкие, ни психологи, ни даже Бог не могут насильно держать людей вместе, они могут оказать помощь, дать силы, но жить-то всё равно надо самим супругам».

04 мая 2008.

С венчанием связано тоже много примет. Вот некоторые из них:

Существует ритуал, который стоит проделать перед венчанием. С утра в день венчания надо под порог положить замок, как молодые переступят порог, закрыть замок на ключ, ключ выбросить, а замок сохранить- на счастливую совместную жизнь!

Если перед венчанием молодые поклянутся в верности друг другу над колодцем, но их любовь будет вечно и «бездонной».

Хорошая примета, когда невеста на венчание едет и возвращается обратно домой разными маршрутами, лучше их продумать заранее.

Ни в коем случае нельзя из-за тяжести венец придерживать над головами молодых – это считается чуть ли недействительным браком, дурным знаком. Поэтому он должен быть полностью одет на голову.

 

В процессе венчания, когда одевают венцы, молодые про себя могут повторят слова «..а болезни мои не венчаются», только так можно избавиться от болезней и не брать их с собой в новую светлую жизнь.

Если во время венчания свечи молодых горят ровно и плавно, то к размеренной и счастливой жизни, а если потрескивают, то придётся жить неспокойно.

Если свеча у кого-нибудь из молодых сгорит быстрее и больше, то тому придётся прожить не так уж долго.

Венчальные свечи надо сберечь и хранить всю жизнь дома. Существует поверье, что именно они помогают при трудных родах!

Полотенце, на котором стояли молодые на венчании, надо никому не давать и хранить дома всю жизнь. Это полотенце (еще его называют рушник) символ длинной жизненной дороги для двух любящих сердец. Кстати, кто первым ступит на полотенце на венчании, тот и будет править семьей.

Во время венчания молодые не должны смотреть в глаза друг другу, не приживутся вместе, к супружеской неверности.

По завершению венчания в знак благодарности за совершенное таинство молодые должны отблагодарить церковь свежеиспечённым хлебом, завёрнутым в льняное полотенце.

После венчания перед праздничным столом молодых встречают родители, которые преподносят им пирог, а в ноги кидают хмель. Жених и невеста должны съесть пирог пополам. Пирог (хлеб, каравай)- символ любви и гармонии в семье, а хмель на веселую жизнь.

Когда молодые садятся за праздничный стол, то они должны под ним переплести ноги, чтоб даже кошка не пробежала между ними. Так у молодых не будет ссор и скандалов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: