Свадебный обряд на Орловщине




О тголоски языческой веры нашли отражение и в материальной культуре Орловского края, истоки которой тесно связаны с богатой и самобытной культурой восточнославянского племени вятичей. Наши предки через обряды и ритуалы стремились передать накопленный опыт и искусство магии от одного поколения к другому. Следы язычества проявляются и по сей день в разнообразных сферах народной жизни. С реди бытовых праздников самым ярким и поэтичным был свадебный, напоминающий по форме проведения настоящее театрализованное представление. Повсеместно в России и, в частности в нашей Орловской губернии, устройство свадеб крестьяне старались приурочить к сельским храмовым праздникам, соединяя все торжества в единое целое. Свадьбы были пышным и удивительным праздником, воплотившим в себе все самое лучшее из праздничных гуляний нашего народа.

 

Основу русской свадьбы составляли разнообразные ритуальные игры: "Сватовство", "Смотрины", "Сговор", "Предсвадебная неделя", "Девишник", "Сборы свадебного поезда", "Встреча" (поезжан), "Венчание", "Княжеский стол", а на второй день в доме жениха — "Испытание молодой" и на третий — "Отводины". Все эти обряды исполнялись и в свадебных ритуалах на Орловщине. Существовали и свадебные приметы. Откуда они взялись, трудно объяснить, но люди верили в них. Жители села Ильково Мценского уезда считали, например: кто на кошку наступит или дверью звонко хлопнет — жениться захотел, у кого пальцы длинные — невеста маленькая будет, нельзя сор с ноги месть — свекровь лихая будет, ситники (булочки) в печке считать нельзя — жених лысый будет, когда ешь, ложку облизывать нужно, а то жених и невеста рябые будут, нельзя девушкам и парням пенки есть — свадьба негожая будет. На первое место в свадебных ритуалах, естественно, выдвигались жених и невеста — князь и княгиня, лебедь и лебедушка. Сватов обычно величали купцами и боярами из далеких заморских стран (просто по имени обращаться было не принято). "Сустреть" сватов нужно было должным образом. Если у порога встречали, о свадьбе и речи быть не могло. А вот за столом да угощением все вопросы решались: и "приданое ладилось", и "дела долаживались", и "сговор шел". Предметом особой заботы в крестьянских семьях являлось приданое дочери. "В хорошей семье без должного приданого молодайку со свету сживут", — считали крестьяне орловских деревень. Расходы на сбор приданого наносили огромный ущерб крестьянскому хозяйству. В этот период во многих семьях яйца на целый год исчезали с крестьянского стола: "На велик день разговляемся только". Но девку с рук сбывать надо было, и начинала мать "мотувать", тратя все до последней копейки. Чем ближе было свадебное торжество, тем более насыщен был день невесты. Баня со своими ритуалами и обрядами сменялась прощанием с родственниками, а затем и девичником — расставанием с подругами и девичьей волей. Предсвадебная неделя не представлялась без плача невесты, даже в том случае, если жених был желанный:

Ветры буйные, разбушуйтеся,
Заметите путь-дороженьку:
Не пройти бы, не проехати
Что за мной, младой, чужим людям.

Кульминационный момент наступал в день свадьбы. В доме невесты совершались обряды: "Бужение невесты", "Сон невесты" (по снам разгадывалась жизнь в замужестве), "Одевание невесты" и "Расплетание косы". Утро свадебного дня было наполнено хлопотами по сбору свадебного поезда, которыми руководил дружка. Дружкой выбирали человека, хорошо знающего свои обязанности. На его плечи ложились и "Выкуп невесты", и "Откуп места для князя", и ведение свадебного обряда. Любое действие сопровождалось лирическими, величальными, корильными и игровыми песнями:

Ой темно, темно на дворе,
Темней этого в терему.
Шумнули бояре в ворота.
Торгуют, они торгуют.
Александрушки дочерью, —

пелось девушками во время обряда выкупа невесты.

 

В церковь жених и невеста ехали порознь в свадебных повозках, украшенных цветами и лентами, под звон колокольчиков и бубенцов. Торжественность обряда венчания зависела от материального благосостояния вступающих в брак. По богатству венчающихся определялся состав священнослужителей, состав хора, количество свечей и т. д. После венчания молодые садились в одну повозку и в сопровождении свадебного поезда отправлялись в дом жениха. Родители жениха приветствовали новобрачных хлебом и солью, осыпали их хмелем, овсом, рожью, приговаривая:

"Сколько на болоте кочек, столько вам дочек.
Сколько в лесу пеньков, столько вам сынков ".

Свадебный пир длился 3-4 дня. Свадебное гуляние было наполнено песнями, плясками, заговорами, различными обрядовыми играми. "Отводины" справлялись в доме невесты. Теща угощала зятя блинами, так и говорили: "К теще на блины". По тому, как зять резал блины, определяли его личные качества. Радушный да щедрый — большими кусками нарежет, скупой да жадный — маленькими. Возвращаясь в "мужнину семью", родственники несли из дома невесты донце, гребень и курицу. Пральник (валек) не брали, считалось плохой приметой — одни девки родятся. А рождение девочки в крестьянской семье рассматривалось как несчастье: оно несло разорение, и чем больше девочек, тем оно глубже. В старинных праздниках и обрядовом фольклоре нашел отражение богатый внутренний мир русского человека, талантливого и в деле, и в веселье. Иногда свадебный обряд в быту, впрочем, как и любой другой праздник, имел и свои негативные стороны. Вот какое критическое описание крестьянской свадьбы на Орловщине оставлено в "Орловских Епархиальных Ведомостях" (1903, № 27): "Не нужно быть особенно глубоким знатоком народной жизни, чтобы составить себе правильное понятие о народных свадьбах. Для этого достаточно посетить любое село Орловщины. Для непривычного посетителя общая картина представляла неприглядную сторону и производила подавляющее впечатление. В храмах скапливалось множество народу. Уже при въезде в село слух поражали звуки песен, гармошек, пьяных криков и возгласов. Скоро начинают попадаться на глаза более осязательные доказательства веселья: то там, то здесь валяются пьяные, очевидно, раньше других успевшие наугощаться досыта, с избытком...". Не напиться на свадьбе до беспамятства считалось чуть не грехом. "Ну и весело было, — говорили крестьяне про какую-нибудь свадьбу, — все перепились". Таков укоренившийся веками был взгляд крестьян на брачный пир. Шло время. Менялись нравы, вкусы, традиции. На место стариным народным праздникам пришли новые: принятие в пионеры и в комсомол, вручение паспортов, октябрины (заменившие крестины), чествование передовиков производства и многие другие, порожденные новой идеологией и новым ходом исторических событий. Многие народные праздники, особенно христианские, были преданы забвению. Некоторые приобрели совершенно иное звучание и наименование: День птиц, Русская березка, Осенины — День урожая. И только спустя десятилетия изучению и возрождению старинных праздников и обрядов стало уделяться должное внимание, что открывает новые просторы для развития духовной культуры русского народа. Христианские праздники, народные обряды и традиции все прочнее стали входить в жизнь и на нашей орловской земле. Центром сосредоточения народной культуры в наши дни являются деревни и села, где наиболее ощутима связь людей с прошлым. Так, в Сосковском (Гнилое Болото, Прилепы), Кромском (Арбузове, Гавриловка), Троснянском (Березовка), Знаменском (Каменка) районах сохранился обряд "Похороны кукушки". В Орловском (Салтыки, Пустово), Знаменском (Каменка, Михайловка), Урицком (Солнцево), Шаблыкинском (Волкове) районах известен обряд "Таусень".

 

Жители Залегощенского (Чичирено), Новосильского (Бредихино), Колпнянского (Теменка). Дмитровского (Лукино) районов знают обряд "Касарецкого молить", хотя значение и происхождение его объяснить не могут. В Волховском (Липовка, Шпилево, Фатнево), Сосковском (Прилепы, Мерцалово, Зяблово), Новодеревеньковском (Логовая), Малоархангельском (Юдино, Луковец) районах помнят обряд "Кострома", но на сегодняшний день он практически утрачен.

Многие старинные обряды легли в основу русских народных праздников и гуляний. По выражению этнографа И. М. Снегирева: "Древние праздники народа остались от древнего быта как отечественные обычаи, обратившиеся в игру его жизни".

Библиография

1. Балашов, Д. М. Русская свадьба: свадебный обряд на Верней и Средней

Кокшенеьге и на Уфтюге (Тарногский район Вологодской области) /

Д. М. Балашов, Ю. И. Марченко, Н. И. Калмыкова. – М.: Современник, 1985.

- 390 с.: ил.

 

2. Васнецова, Н. Ю. Свадьба от «А» до «Я» / Н. Ю. Васнецова. – М.: РИПОЛ

КЛАССИК, 2002. – 352 с.

 

3. Войнова, Э. Л. Старинный народные обряды / Э. Л. Войнова //

Века над Окой: книга - альбом / Гл. ред. А. П. Олейникова – Орёл: ОГТРК,

1998. – С. 239 – 240.

 

4. Коновалов, А. С. Времён связующая нить / А. С. Коновалов – Калуга: изд.

Науч. лит. Н. Ф. Бочкарёвой, 2005. – 469 с.

О свадебных обрядах начала XX века в селе Русский Брод Верховского района

Орловской области - С. 256 – 259

 

5. Коновалов, А. Свадебная пора / А. Коновалов // Путь Ильича. – 1990. –

20, 22 февр.

О свадебных обрядах начала XX века в селе Русский Брод Верховского района

Орловской области.

 

6. Костин, В.И. Свадебная поэзия / В.И. Костин // Костин. В.И. Фольклор

Орловского края / В. И. Костин, О.В. Бережнова, И. В. Бутримова, Э. В.

Сальникова. – Орёл: ОРАГС, 2004. – С. 71 – 83.

 

7. Костин, В.И. Свадебные песнопения / В.И. Костин // Костин, В. И. Фольклор

Орловского края / В. И. Костин, О.В. Бережнова, И. В. Бутримова, Э. В.

Сальникова. – Орёл: ОРАГС, 2004. – С. 161 – 184.

 

 

8. Кулагина, А. «Привыкай, душа Марьюшка… » / А.Кулагина // Родина. –

1997. - № 11. – С. 103 – 106.

Традиции свадьбы в Московии.

9. Листова, Т. Благословение на брак / Т. Листова // Родина. – 1994. - № 8. –

С. 100 – 104.

О русском свадебном ритуале.

 

10. Новикова. А. М. Свадебные песни Тульской области / А. М. Новикова,

С. И. Пушкина. – Тула: Приок. кн. изд – во, 1981. – 238 с.: ноты.

 

11. Празднично – обрядовая культура Орловского края: библиографический

указатель / Орл. обл. публ. б-ка им. И. А. Бунина, отдел краевед. лит.; [сост.

Л. П. Хоменкова]. – Орёл: ООО Издат. Дом «ОРЛИК», 2007.

Свадьба. – С. 43 – 48.

 

12. Сапрыкин, Н. Верховская колыбель / Н Сапрыкин. – Орёл: ОГУП Орл обл.

тип. «Труд», 2002. – С. 13 – 14.

Свадебный обряд в XVIII веке в Орловской Губернии.

13. Свадебная поэзия // народные песни Орловского края: сборник / Записи,

вступит. статья, примеч. Р. А. Масленниковой. – Тула: Приок. кн. изд – во,

1987. – С. 23 – 84.

14. Свадебные обряды и обычаи // Русский народ. Его обычаи и обряды,

суеверия и поэзия, собранные М. Забылиным. Реприот. воспроизвед. издания

1880 года. – М.: Автор, 1992. – С. 114 – 181.

 

 

15. Свадебный обряд // Славянский мир: историко – культурное издание / Сост.

Р. В. Андреева, В. В. Будаков, Л. Ф. Попова. – Воронеж: Центр духовного

Возрождения Ченозёмного края, 2001. С. 31 – 40.

 

16. Свадьба. Венчание / Панкеев. И. А. Обычаи и традиции русского народа /

И. А. Панкеев. – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 1999. – С. 209 – 217.

 

17. Старинная женитьба и свадьба // Русский народ. Его обычаи и обряды,

суеверия и поэзия, собранные М. Забылиным. Реприот. воспроизвед. издания

1880 года. – М.: Автор, 1992. – С. 538 – 561.

 

18. Троснянская, М. Обычаи предков / М. Троснянская // Казаки в России и на

Орловщине. – Орёл: Издатель В. М. Лебёдкин, ТОО «Тургеневский бережок»,

1996. – 241 с.

О свадебном обряде в казачкой семье Новодеревьковского района Орловской

области - С. 107 – 111

 

 

19. Чиннова, Е. Свадебный обряд / Е.Чиннова // Наше время. – 2001. – 23 июня.

- С. 2.

О свадебном обряде села Корсунь Верховского района Орловской области

в начале XX века.

 

20. Чистов, А. Свадьба / А. Чистов // Комсомольская правда. – 2000. – 13 окт. –

С. 27.

О русских обычаях – свадьба с покрова до Филиппова дня.

 

21. Щербинина, О. Тайны брака / О. Щербинина // Родина. – 1997. - № 5. –

С. 98 – 100.

Из истории русского свадебного обряда.

 

Составитель: Л.Замуруева,

ведущий библиограф.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: