Свадебные обряды на Руси




Семейные узы

и свадебный обряд на Руси:

Старинные и современные традиции

Дайджест

Верховье

 

Свадьба

Для каждой молодой особы, свадьба является символом создания крепкого союза. Конечно, впоследствии мы осознаем, правильно ли был выбран претендент на всю оставшуюся жизнь. Но если уж отважились на такой серьезный шаг, то и отметить его необходимо соответствующим образом. Не секрет - именно формальные свадебные обряды молодые переживают с особым напряжением. А вот уже на месте гуляний прекрасно раскрепостятся народные русские свадебные обряды, которые до сих пор слывут модными. Тут на помощь придет отличный тамада, который с помощью бабушек, которые еще помнят традиции, воскресит настоящую свадьбу. Популярным сегодня называют и свадебный обряд венчания, каковым люди ходят закрепить свою настоящую любовь.
Не секрет, что в старые времена свадьба неопределенным образом была связана с магическими силами. Ведь и сегодня существует обычай переносить новоиспеченную жену через порог дома. Это не просто романтический жест со стороны жениха, первоначально это делалось, дабы обмануть домового. То есть новая хозяйка, в этом случае невеста, в жилище не входила, она просто в нем оказывалась. О таких немного странных, где-то забавных ритуалах мы и расскажем вам на страницах нашего ресурса. Если вам непонятно высказывание «маяться в мае» либо же некоторые детали о мальчишнике, то вы на правильном пути. Мы поможем прорисовать образы главных персонажей свадебного действа и подскажем соответствующую символику. Обряд, как явление, представляет собой совокупность традиционных, условных действий, которые символизируют те или иные социальный отношения и являются формой их наглядного выражения. Способ совершения обряда передавался из поколения в поколение, от прадедов к дедам и отцам. В силу этого обряд выполнял важную функцию исторического и духовного объединения народа, воспитания культурных и национальных особенностей. Через обрядовые действия открывается духовная жизнь нации. Массовые, всенародные, часто повторяющиеся обрядовые действия сопровождали основные этапы в жизни человека. Одно из самых важных и значительных мест в череде таких обрядов принадлежит красивейшему свадебному обряду. Русская свадьба, объединяя одновременно церковные, языческие и светские традиции жизни народа, представляла собой яркую иллюстрацию древнего быта и народных верований русского человека. И, хотя, с тех пор суть подавляющего большинства обрядов утрачена, в наши дни в современной свадьбе отголоски старого русского свадебного ритуала занимают свое главенствующее место. Традиционный русский свадебный обряд окончательно сформировался только к 16 веку.

 

 

До распространения христианства на Руси основу свадебного обряда составляли языческие верования древних славян, подарившие нам и само слово «свадьба», а та же производные от него «сватовство», «свахи» и т.д. Распространение христианства на Руси сыграло важную роль в формировании особенностей русского свадебного обряда. Одним из основных нововведений христианства было обязательное освещение брака церковью. Отголоски язычества и традиции православной церкви в тесном переплетении существуют в свадебных обрядах по сей день. Не смотря на то, что к концу 16 века свадебный обряд сложился полностью, с четко определенными этапами, чинами, атрибутикой, свадьба все же по сути своей представляла игровое вариативное действо. Трудно было найти на Руси деревушку, в которой не было бы своих вариаций свадебного ритуала. Однако существовал некий незыблемый костяк свадебного обряда, повторяющийся во всех деревнях и городах, соблюдавшийся всеми сословиями на Руси. Состоял он из основных компонентов: сватовства, смотрин, сговора и запоя. Далее следовали девичник и молодечник, и, наконец, венчание, которое завершалось свадебным пиром.

Свадебные обряды на Руси

Если свадьба – это театрализованное действо, то прекрасным будет вспомнить о забавных обрядах в старину. Ведь именно они отображают всю прелесть этапов развития свадебного торжества. Если свадьба – это одно из самых прекрасных моментов в нашей жизни, то неудивительно, что с ней связано множество традиций. Не все относятся к старинным обрядам с большим энтузиазмом, но все же некоторые сохранились до этих пор, хотя и в измененном виде. На Руси существовало несколько этапов, которые предшествовали свадебной церемонии. Имели место досвадебные ритуалы, к примеру, гадания, либо же смотрины. Непосредственно предсвадебные обряды включали сватовство, девичник и забавные мужские посиделки. Само свадебное действо знаменовалось выкупом, венчанием и собственно праздничным застольем. А вот после свадьбы начиналась вереница визитов, и отмечался второй день этого события. Что интересно, так это выбор родителями подходящей пары своему чаду. Некоторые страны до наших времен остаются приверженцами такого способа женитьбы. Удивительно, но такое желание родителей не уменьшало число благополучных семей. Существовали специальные места и периоды, где возможно было познакомиться со своей половинкой.

К примеру, сюда можно отнести всевозможные народные гулянья, и конечно большие праздники, которые свято почитались и отмечались. Для девушек свадьба была самым главным и таинственным событием в жизни. Именно поэтому они часто проводили целые гадальные ритуалы, чтобы увидеть своего суженого. Особенную роль играли на свадьбах песни и веселье, а также время проведения самого обряда.В старину нельзя было увидеть праздничного стола в пост, а также на большие православные празднества. Часто свадьбу организовывали осенью, когда все работы на полях подходили к своему завершению. Также благополучным временем для такой цели считался период после Пасхи. Издавна первое воскресенье после Пасхи - так называемая Красная горка - было временем свадеб на Руси. Этот день был первым, когда разрешалось венчание после длительного перерыва. Дело в том, что по церковному уставу аж с Масленицы, а это 9 недель, венчание было невозможно. Со временем требования церковного устава обросли народными обычаями и поверьями. До сих пор Красная горка — один из наиболее популярных периодов для свадеб среди тех пар, которые не удовлетворяются регистрацией в загсе и хотели бы скрепить свой союз в Церкви. Символом свадьбы прослыл свадебный каравай, который украшался своеобразными шишками и птичками.

Сговор

Сразу после смотра невесты происходил сговор или рукобитие. Позднее он получил название помолвка. Сговор представляет собой не что иное, как договор двух семей о заключении брака. После помолвки лишь какие-то чрезвычайные обстоятельства могли помешать женитьбе. Если до помолвки жених имел счастье видеть свою невесту только во время смотрин, то после помолвки ему разрешено было довольно часто навещать невесту. Как правило, по поводу сговора устраивалось празднество. У разных сословий оно проходило по-разному. В богатых домах в честь помолвки давали пышный бал, с участием почетных членов городского общества. Родители объявляли о помолвке, затем знатные гости выступали с поздравлениями. В купеческих семья после официального знакомства родителей молодых, следовало благословение. Порой помолвки были скромными «по-домашнему». Священник обязательно благословлял молодых иконой и семьи подносили друг -другу хлеб-соль. Не смотря на различие в праздновании помолвки, у всех сословий одинаково было принято, что в день помолвки жених приносил в дар невесте кольцо с драгоценным камнем. Сватовство - ответственное мероприятие, на котором выбранные сваты делают официальное предложение. Обычно жених с невестой на сватовстве не присутствовали. Однако же зачастую они уже были знакомы по летним гуляньям или зимним посиделкам. В момент сватовства было необходимым присутствие крестных отца и матери невесты, бабушки, дедушки и другой родни. Центральной фигурой, конечно, выступала сваха. Как правило, свата или сваху выбирали из числа уважаемых и солидных людей, хорошо знавших своих «клиентов», и «бойких на язык». До момента сватовства свахи были отлично осведомлены о материальных условиях брачной сделки, выдвигаемых родителями каждой стороны. Символическим началом единения двух семей была совместная трапеза. За столом мать невесты подавала чай и различные угощения: пироги, варенье и т.д. Но сутью совместной трапезы был серьезный разговор взрослых людей о семье молодых и их хозяйственных возможностях. Предметом разговора за столом были и особенности характеров жениха и невесты.

В случае, если родители невесты были согласны на брак, составлялся «брачный договор», называемый в народе «рядно записью». Он включал в себя довольно большой круг вопросов, касающихся предстоящего брака. Это- и сроки свадьбы, и количество приглашенных гостей с обеих сторон, размер и состав приданного невесты. Символом удачно прошедшего сватовства был «заклад» - какая-либо ценная вещь, которую передавали жениху невестина родня. После обсуждения «рядной записи» через неделю назначались смотрины.

Свидетели

Свидетели – это одни из главных героев на праздничной церемонии. Именно они на пару с тамадой задают настроение находящимся на празднестве. Говорят, что верный выбор свидетелей – это уже практически подготовленная свадьба, поскольку эти люди выполняют ответственную функцию. Если кто-то думает, что постоять свидетелем с торжественным лицом на церемонии регистрации хватит, то ваше мнение ложно. Ведь свидетеля иногда величают премьер-министром праздника, в то время, как жених - президент. Сегодня наличие свидетелей в Загсе не принудительно, но практически все пары не отказываются от этой красивой традиции. Как правило, в свидетели берут неженатых молодых людей, каковые обязуются принять ответственность за мероприятие. Свидетельница, безусловно, самый верный помощник молодой до самой церемонии. Предельно часто свидетельница несет некоторую ответственность при подготовке самого торжества. Она может поучаствовать в заказе свадебного букета либо же забронировать номер в отеле. Конечно, ее не заставят заниматься ответственными моментами мероприятия, например, составлять меню либо приглашать гостей. Очень часто на плечи главной подружки невесты выпадает и подготовка девичника. Она может делать это вместе с молодой, но также и придумать свой собственный сюрприз. Именно свидетельница помогает нарядить молодую и отвечает за выкуп. На роль свидетеля всегда приглашали бесшабашного парня, каковой мог повеселить всю когорту. Ему так же, как и свидетельнице, могут поручить некоторые мелочи в подготовке к мероприятию. Он организовывает мальчишник, а в день свадьбы является хранителем колец, паспорта и отвечает за букет молодой. В обязанности свидетеля также входит проследить, чтобы на банкете невесту не украли, поскольку ему придется «отдуваться» за пропажу.

Выкуп

Этот обычай берет свои корни еще в давние времена, когда свадьбы были целым зрелищем. Предельно весело было, когда жениху приходилось выкупать свою возлюбленную на пути к ее дому, если он жил в другом селе. Дорога была длинной, а обряд довольно таки заводной. Чаще всего за выкуп «отвечают» свидетели, однако жениху также приходится поучаствовать. Самым распространенным способом выкупа невесты считаются цветы, конфеты и, конечно, деньги. В старину этот обычай имел небескорыстную цель, сегодня это лишь веселый обряд. Хотя можно поспорить, поскольку это напоминает жениху, что выбор избранницы дело непростое.

Ведь получить ее оказывается не так-то просто, а беречь ее придется всю оставшуюся жизнь. В выкупе участвует много действующих лиц, самую главную роль играет «стража». Чаще всего этим занимаются подружки молодой, а вот наступать принято свидетелю. Свидетель или дружка, как принято было называть его издревле, был повязан рушником. А вот когда стража выносила свое решение о выкупе, и торг был завершен, рушник меняли дружке на плечо. После этого торга, уже в доме, родня невесты метет дорожку перед женихом. Этот обычай указывает на то, что он почетный гость в их доме. Безусловно, молодой начинает требовать невесту, тут опять начинались торги, продавцами же выступали сестра либо брат невесты. Сначала жених должен был выкупить косу любимой. Поскольку сейчас косу не так уж легко найти, то женихи просто выкупают саму невесту либо же место рядышком. Потом же можно «продать» и стол, который стоит под покрывалом, этим опять занимаются подружки невесты. Конечно, чаще всего откупным есть водка, в старину же были просто пряники. Безусловно, сегодня этот ритуал стал короче, но настроение, с которым совершается выкуп всегда остается великолепным.

День свадьбы

Традиционно день свадьбы начинался с ожидания шкатулки с дарами от жениха. В качестве даров в день свадьбы выступали фата, венчальные свечи, сделанные из воска цветы, а также кольцо, если оно не было преподнесено невесте в день помолвки. Видеть свою невесту до венчания жениху не полагалось. После того, как шкатулка была доставлена, начиналась процедура подготовки невесты к венцу. Невесту обмывали, расплетали ей косы и расчесывали волосы. Обычно подготовкой невесты к венцу занималась ее тетка. Младший брат, называемый «свадебным отроком», обувал невесту, подавал ей фату и перчатки и, провожая до свадебной кареты, нес за ней шлейф, подражая сказочным эльфам. Пока невесту готовили к венцу, жених наряжался в парадный мундир или, если был штатский, во фрачную пару черного цвета с белым галстуком и белыми перчатками. Он приезжал в церковь первым и, вместе с шаферами, ожидал прибытия невесты. Невеста выезжала из дома только после того, как получала известие о прибытии жених в церковь. В церкви невеста должна была занять место слева от жениха, освободив правую руку от перчатки. Священник указывал молодым на венчальное место. Родственники становились справа.

Свадьба. Венчание

Венчание представляет собой церемонию заключения брака по обряду православной церкви. Без венчания с петровских времен и до революции брак считался недействительным. Для венчания выбирали определенное время года. Нельзя было проводит обряд венчания накануне постных дней, во время некоторых религиозных праздников или во время религиозных постов. С древних времен и до наших дней обряд венчания является одним из самых красивых и величественных обрядов. Он символизирует единение двух сердец, слияние их пред богом. Проходит венчание всегда в храме и состоит из обручения и собственно венчания. Обручение символизирует согласие молодых вступить в брак. Священник после прочтения молитв, спрашивает молодых об их добровольном согласии на брак, и одевает им освещенные кольца. Под звуки песнопений церковного хора священник, благословив общую чащу, предлагает молодым троекратно вкусить из нее разбавленное водой вино. После возложения священного покрова на головы жениха и невесты, священник, соединив их руки, троекратно обводит вокруг аналоя.

Венчание

В наше время церковный брак лишен гражданской юридической силы, поэтому венчают, как правило, супругов, уже зарегистрировавших свой гражданский брак в ЗАГСе. Венчание совершается в церкви в присутствии родных и друзей новобрачных. Отсутствие родительского благословения на венчание при условии, что жених и невеста достигли брачного возраста и уже состоят в гражданском браке, не является препятствием для совершения таинства. Обряд может совершать только законно поставленный священник, не находящийся под каноническим запрещением. Не принято, чтобы таинство брака совершал священнослужитель, принявший монашеские обеты. В случае отсутствия иной возможности священник может сам обвенчать своего сына или дочь. Каждое браковенчание должно совершаться отдельно, одновременное венчание нескольких пар никогда не позволялось. Брак совершает один священник при помощи одного диакона (если таковой имеется в составе притча). Согласно каноническим правилам не разрешается совершать венчание в течение всех четырех постов, в сырную седмицу, пасхальную седмицу, в период от Рождества Христова до Богоявления. По благочестивому обычаю, не принято совершать браки в субботу, а также накануне двунадесятых, великих и храмовых праздников, дабы праздничный вечер не проходил в шумных весельях и развлечениях. Кроме того, в русской православной церкви венчание не совершается по вторникам и четвергам. Священник, прежде чем совершить венчание, обычно выясняет, нет ли церковно-канонических препятствий к заключению брака между данными лицами. Прежде всего, нельзя венчать брак, если один из брачующихся состоит в браке с другим лицом. Препятствием к совершению браковенчания является кровное родство жениха и невесты, а также родство духовное, обретенное через восприемничество при крещении. Нельзя венчать того, кто однажды связал себя монашеским обетом безбрачия, а также священников и диаконов после их рукопожатия. Итак само последование венчания. Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи, изображающие духовный свет таинства, выходят на середину храма. Впереди них идет священник с кадильницей, указывая этим, что на жизненном пути они должны следовать заповедям Господним, а добрые дела их будут, как фимиам, возноситься к Богу. Жених и невеста становятся на разостланный плат перед аналоем, на котором лежат Крест, Евангелие и венцы, и им предлагается перед лицом всей Церкви подтвердить свободное желание вступить брак. Потом наступает главный момент таинства. Священник, взяв венец, знаменует им крестообразно жениха и дает ему целовать образ Спасителя. Благословив таким образом невесту и дав ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, священник венчает и ее. В церковных правилах нет строгих указаний, должны ли венцы быть надеты на головы новобрачных или их должен держать шафер над их головами, стоя у них за спиной. Этим венчанием выражается также честь и слава мученических венцов. Ибо путь к Царству Божиему – это свидетельство Христа, а значит, распятие и страдание. В супружестве Божием присутствие придает радостную надежду, что брачный обет сохраниться до тех пор, «пока смерть не разлучит», но покуда смерть не соединит их окончательно, после всеобщего Воскресения – в Царстве Небесном.

Венчание - один из центральных обрядов свадьбы, оформляющих брак, (наряду с обручением, брачной ночью, ритуальным сведением молодых, выкупом невесты, соединением рук, благословением и т.п.), переменой невесте прически и головного убора. Отсюда сакрализация Венчания, представление о его опасности и, как следствие, разнообразные обереги и запреты. Согласно поверьям, по пути к Венчанию злые пожелания и проклятия имеют особую силу, молодые доступны влиянию злых сил и колдовства, невесту может похитить водяной, участники свадебного поезда могут быть обращены в волков, в камни.

В целях оберега во время Венчания просят звонить в колокола, чтобы отогнать нечистую силу; венчаются в шапке, в одежде, имеющей красный цвет или вышитые кресты, опоясываются сетью, едут к Венчанию молча, а возвращаются другим путем. Ритуально отмечены все пространственные границы, преодолеваемое участниками обряда: порог дома, ворота двора, граница деревни (поле невесты, поле жениха), вода (река, колодец), порог церкви, алтарь (аналой). В обряде реализуется мифологический мотив преодоления водной границы, символизирующий заключение брака: молодые должны переехать через реку по пути к Венчанию или обратно, водой "переливают" дорогу свадебному поезду. Мотивы брода, мощения мостов встречаются и в свадебных песнях о Венчании. Венчание знаменует разрыв с прежним статусом и ритуальное обновление, поэтому в обряде так значима магия начала (Венчание в воскресенье, первый день недели, первый встречный у церкви, первое поздравление молодых, новая одежда для Венчания) и отделения (запрет останавливаться по пути к Венчанию, оглядываться назад, в прошлое, разрывание девичьей повязки, выбрасывание платка, которым невеста утирала слезы). Разрыв с прошлым меняет обычное течение времени, в которое включено Венчание: не случайно к Венчанию едут или очень медленно, или во весь опор. Обрядовое время получает космическую соотнесенность: венчаются, когда солнце идет в гору, едут к Венчанию и возвращаются по солнцу, заключают брак обходом по солнцу (ср. рус. «посолонь ходить» — венчаться). Молодые подвергаются изоляции (запрет прикасаться к ним, их молчание, бездвижность невесты по пути к Венчанию, закрывание ее покровом). Невеста приобретает сверхъестественные способности: может сглазить присутствующих в церкви при снятии с ее лица покрывала, вызвать засуху, если ее не напоить по дороге к Венчанию, предсказывает больному срок излечения. Венчальные предметы получают в результате Венчания магические свойства: продуцирующие, витальные, лечебные, привораживающие, отвращающие. У южных славян сохранялось Венчание с обведением молодых вокруг дерева, бочонка с вином или места, где совершалось богомолье. Следы не церковного Венчания возле дерева или воды можно найти и у восточных славян: венчали вокруг дуба в случае умыкания невесты или после Венчания в церкви, обводя вокруг озера, у раскольников, "круг ракитова куста" в былине о Дунае, у вербы или на озере под пихтой в народных преданиях; ср. пословицу " Венчали вокруг ели, а черти пели " и выражение "венчать вкруг ели, вкруг куста" (шутливо о невенчанных).

Ряд действий во время Венчания имеет характер скрепления брачных уз:

- молодым связывают руки вместе;

- они одновременно крестятся, задувают свечи и встают на один «подножник» перед аналоем, так, чтобы их ноги были на одной половице;

- выходя из церкви, преступают через положенный на порог замок, который замыкается и бросается в реку, и т. п.

Многие действия и гадания имеют целью повлиять на будущие роды. Чтобы обеспечить рождение детей, на пороге церкви разбивают яйцо, невеста грызет церковный замок или ключ, приговаривая: "Мне брюхатеть, а тебе [мужу] прихоти носить ", к ней подводят или сажают на колени мальчика и т.д. Для достижения власти в семье каждый из новобрачных старается выше поднять свою свечу, ступить в след или наступить на ногу другому, обежать его, заставить оглянуться, первым выйти из церкви и дольше сохранить молчание после Венчания.

Для скорейшего замужества подруг невеста вспоминает перед аналоем одну из подруг, а отходя от него, тянет за собой "подножник", дает своей дружке, держащей венец, встать на него носками, выбрасывает его ногой за порог церкви, толкает аналой ногой, снимает с одной из подруг венок после Венчания, а подруги стараются заполучить ее венок.

Во время Венчания невеста имеет при себе различные предметы: от порчи - иглы в одежде, воск, елей, в башмаке льняное семя, просо, пшено, за пазухой луковицу, чеснок, мак, гвозди и т.п., для богатства и благополучия в хозяйстве - деньги, хлеб и соль, хмель, жито, лен, шерсть, чтобы велись овцы; для счастливого брака и любви — наговоренный пирог, хлебец «доля» из остатков теста, хлеб, которым благословляли молодых, сладкие пряники и др. Во время Венчания запрещается проходить между молодыми, иначе они разлучатся ("Кошка между ними пробежала"), молодым нельзя иметь на себе бус, иначе жизнь их будет полна страданий и слез, и ничего завязанного во избежание трудных родов. Присутствовать на Венчании не разрешается родителям новобрачных и девушкам. С Венчанием связано множество примет: встреча с похоронной процессией грозит новобрачным смертью, бодрое поведение коней считается, наоборот, счастливым знаком; яркий огонь свечей в церкви предвещает хорошую жизнь, тусклый - мрачную и невеселую, ровный - ровную, мигающий - бедную, трескучий - ссоры и разлад; у кого из новобрачных больше или раньше сгорит свеча, тот раньше умрет. Если невеста под венцом уронит платок, ей придется вдовствовать, если упадет венец, один из новобрачных вскоре умрет. Если в момент отъезда из церкви зазвонят к вечерне, жизнь их будет недолгой. Дождь во время Венчания знаменует богатство или счастливую жизнь молодых, но иногда и слезы, солнце чаще предвещает светлую, веселую жизнь, но иногда и бедность, гром - несчастье или смерть. Наряду с обычным, известно и Венчание символическое. Так, у сербов засвидетельствовано повторное "венчание" для избавления от бездетности: супруги идут "развенчаться" и вновь "обвенчаться" в церковь, где священник читает им молитву "за неимушчих чадов". Пародийное Венчание устраивается иногда в завершение самой свадьбы: ряженые "поп" и "дьяк" "венчают молодых" - гостей, переодетых в одежду противоположного пола. "Молодыми" могут быть и родители новобрачных: "поп" "венчает" их старым веником на мусорной куче или вокруг ступы. Когда родители жениха женят своего последнего сына, то на его свадьбе они бывают "молодыми" и их возят вокруг дома под конец свадьбы. Святочные ряженые разыгрывают свадьбу с пародийным Венчанием - обведением "молодых" вокруг корзины или стула. Известно и "венчание" коров на Троицу: пастух плетет один венок на рога корове, а другой для ее хозяйки. Мотив Венчания представлен в некоторых поверьях: о вихре - " черт с ведьмою венчается", об "игре солнца" - " солнце до венца идет ". Мотив Венчания как связывающий, скрепляющий, а также противоположные ему мотивы "развенчания" и "невенчанности" отражены в различных отвращающих или скрепляющих магических действиях. Так, для отгона градовой тучи сербы перекрещивают ее подвенечным платьем или машут на нее венчальным венком, чтобы она "развенчалась" и ушла. У южных славян засвидетельствовано и "венчание болезни": для избавления от лихорадки вещи больного относят на вербу. У болгар тех, кто вступает в супружеские отношения невенчанными, считают виновниками засухи, а во время града таких невенчанных супругов выгоняют из дома. С неокончательной оформленностью брачных отношений может связываться происхождение русалок: по полесским представлениям, русалкой становится обрученная невеста, умершая до Венчания, по болгарским - обвенчанная, но оставшаяся девственной. В связи с этим в Полесье отец обрученной девушки, умершей до Венчания, совершает символическое Венчание ее с деревом, чтобы она не стала русалкой.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: