Страх в структуре эмоциональных состояний




Возрастная динамика детских страхов


Введение

 

Актуальность темы. Проблема эмоционального неблагополучия детей, в частности, проблема детских страхов, несмотря на достаточную изученность (А.И.Захаров, B.C.Мухина, М.В.Осорина, A.M.Прихожан и др.), не только не теряет своей актуальности в наши дни, но даже обостряется в связи с масштабными изменениями в общественно-политической и экономической жизни современной России. Ребенку XXI в. приходится бороться с такими страхами, каких не испытывали его сверстники в предыдущие века: их вызывают сюжеты фильмов ужасов, персонажи компьютерных игр, ежедневные сообщения в средствах массовой информации о войнах и террористических актах, катастрофы, многочисленные сцены насилия и убийства в художественных фильмах и др.

Исследование детских страхов как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе обусловлено пониманием важности того, насколько сильно эмоциональные состояния у детей влияют на нормальное протекание психических процессов и развитие личности ребенка. Невыявленные детские страхи могут серьезно затруднять учебную деятельность ребенка, в особенности это относится к учебным страхам. Страхи могут нарушать детско-родительские отношения, а также отрицательно сказываться на социальной активности и взаимоотношениях ребенка со сверстниками и взрослыми. Последствия страхов разнообразны, и неблагоприятные изменения претерпевают почти все психологические сферы. В первую очередь страдает эмоциональная сфера, так как страх окрашивает все чувства тревогой; может стать при этом тормозом для всех остальных эмоций. Может исчезнуть ряд положительных эмоций: смех, жизнерадостность, ощущение полноты жизни. Охваченный страхом человек вял, удручен, у него присутствует чаще всего тревожно-пессимистическая оценка будущего. Невозможность управлять собой порождает чувство бессилия и безнадежности, понижая еще больше жизненный тонус, культивируя пассивность и пессимизм В последние годы специалисты отмечают высокий рост детских страхов и подчеркивают, что наличие страхов в детском возрасте ни в коем случае нельзя оставлять без внимания, так как это может стать важной причиной нарушений в развитии личности ребенка. Цель работы - определив понятие, эмоциональную составляющую детских страхов и рассмотрев их классификации, проследить возрастную динамику детских страхов. Задачи работы: 1. Рассмотреть эмоцию «страха». 2. Привести классификацию детских страхов. 3. Определить, как с возрастом меняется предмет детских страхов. Объект курсовой работы - детские страхи. Предмет курсовой работы - возрастная динамика детских страхов. Работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе дается обзор понятий, связанных со страхом, во второй рассмотрено изменение предмета детских страхов по мере взросления ребенка. В заключении подводятся итоги и делаются выводы.


 

Исследование страхов в отечественной и зарубежной психологии

Понятие «страх»

 

Так, в психологическом словаре (под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского) страх определяется как эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности [Психология, 1990].

В словаре-справочнике М.И.Дьяченко, Л.А.Кандыбович [Психология, 1998] говорится, что страх - психическое состояние, возникающее на основе инстинкта самосохранения, как реакция на действительную или воображаемую опасность. Страх имеет много причин как субъективного (мотивация, эмоционально-волевая устойчивость и т.д.), так и объективного порядка (особенности ситуации, сложность задач, помехи и др.).

В «Кратком словаре системы психологических понятий» К.К.Платонова, [Краткий словарь..., 1984] отмечено, что страх - эмоция, биологически обусловленная необходимостью избежать опасности; в ее основе лежит пассивно или активно оборонительный рефлекс, определяющий его астеническое или стеническое развитие. Астеническая проявляется в пассивно-оборонительных реакциях (оцепенение, ступор, дрожь), стеническая - в активно-оборонительных (мобилизация своих возможностей, бегство и др.) (Там же. С. 144).

«Большой толковый медицинский словарь» [1998] объясняет страх как эмоциональное состояние, вызванное угрожающей опасностью и обычно характеризующееся неприятными субъективными ощущениями человека наряду с физиологическими и поведенческими реакциями. Сопровождающие страх физиологические изменения в организме могут включать учащение сердцебиения, повышение кровяного давления, усиление потоотделения и т.д. Изменения в поведении человека связаны с тем, что он старается избегать предметов и ситуаций, которые вызывают у него страх.

В.В.Зеньковский [1995] считает страх одной из основных и врожденных форм реакции души: меняются предметы страха, меняются выражение страха и его влияние на внутренний мир личности, на ее поведение, но страх как известная форма оценки, как тип отношения к миру и людям остается всегда. По мнению автора, если ребенок хоть раз испугался в темноте, то потом темнота сама по себе будет пугать его.

Страх определяется также как душевное явление, которое любой человек едва ли не каждый день может наблюдать в себе самом. Страх - это неприятное эмоциональное переживание, когда человек в той или иной степени сознает, что ему угрожает опасность [Д. Айке, 2001].

А.Кемпински отмечает, что дать ясное определение таких понятий, как страх, ужас, боязнь, тревога и т.п., не удается. Автор считает, что «так бывает всегда, когда речь идет о понятиях, касающихся наиболее личных переживаний. Их можно чувствовать, но трудно определять. Собственный мир, в противоположность миру окружающему, как бы ускользает от попыток классификации и интеллектуальной манипуляции» [А.Кемпински, 1998. С. 123].

Согласно С.С.Степанову, страхи - это эмоционально насыщенные ощущения беспокойства, в ответ на реальную или воображаемую угрозу для жизни и благополучия. В ситуации явной опасности для жизни, например, при обморочных состояниях, удушье, внезапных потерях равновесия, падениях и т.п., страх имеет инстинктивный характер и представляет собой оборонительную реакцию, средство защиты [С.С.Степанов, 1996].

По мнению А.И.Захарова, страх - это одна из фундаментальных эмоций человека, возникающая в ответ на действие угрожающего стимула. Если объективно рассмотреть эмоцию страха, можно констатировать, что страх выполняет разнообразные функции в жизни человека. На протяжении всего периода развития человеческого рода страх выступал как организатор борьбы людей со стихией. Страх позволяет избежать опасности, так как играл и играет защитную роль. Поэтому А.И.Захаров считает, что страх можно рассматривать как естественное сопровождение человеческого развития [А.И. Захаров, 2000].

По мнению А.Фрейд и 3.Фрейда, страх - аффективное состояние ожидания какой-либо опасности. Страх перед каким-то конкретным объектом называется боязнью, в патологических случаях - фобией [А. Фрейд, 3. Фрейд, 1997]. Страх - это прежде всего то, что можно почувствовать, продолжает 3.Фрейд в работе «Запрещение, симптом и страх». Это ощущение носит характер неудовольствия. Страхи часто являются результатом неудовлетворенных желаний и потребностей [З.Фрейд, 2001].

По мнению Г.Крайг, страх - это та эмоция, которой человек пытается избежать или свести к минимуму, но в то же время страх, проявляясь в мягкой форме, способен побуждать к научению [Г. Крайг, 2002].

Э. Эриксон определяет страх как состояние опасения, сосредоточенного на изолированных и могущих быть узнанными угрозах, так что их можно трезво оценить и реалистически противостоять им [Э. Эриксон, 1996].

Й.Раншбург считает, что страх можно определить как «эмоциональное состояние, которое появляется перед определенным событием и как бы предвещает наступающее фиаско. Следовательно, человек ощущает страх не просто в опасной ситуации, а тогда, когда он не верит в успех своей попытки избежать опасности, например, спастись бегством» [Й. Раншбург, П. Поппер, 1983. С. 110-114].

Е.П.Ильин рассматривает страх как эмоциональное состояние, отражающее защитную биологическую реакцию человека или животного при переживании ими реальной или мнимой опасности для их здоровья и благополучия. Однако, как утверждает автор, если для человека как биологического существа возникновение страха не только целесообразно, но и полезно, то для человека как социального существа страх может стать препятствием для достижения поставленных им целей [Е.П.Ильин, 2001].

Обращает на себя внимание определение страха, которое приводится в толковом словаре В.М.Блейхера, И.В.Крук: «Это чувство внутренней напряженности, непосредственной опасности для жизни в ожидании угрожающих событий, действий. Сопровождается разнообразными вегетативными расстройствами. Может быть различно выражено - от неопределенного чувства неуверенности, опасности до ужаса» [В.М.Блейхер, И.В.Крук, 1995. С. 530]. Однако, как указывают авторы, не все качественные характеристики (неуверенность, чувство внутренней напряженности) специфичны исключительно для состояний страха.

К.Изард предлагает следующую характеристику страха: очень «сильная эмоция, переживаемая как тревожное предчувствие, беспокойство. Человек испытывает все больше неуверенности в собственном благополучии, страх переживается как чувство абсолютной незащищенности и неуверенности в собственной безопасности. У человека возникает ощущение, что ситуация выходит из-под контроля. Он ощущает угрозу своему физическому и/или психологическому "Я", а в экстремальных случаях - даже угрозу своей жизни» [К.Изард, 1999. С. 292-320].

Итак, определения страха можно сгруппировать: 1) страх - это специфическая эмоция (психический процесс). В большинстве определений сущность этого эмоционального процесса не раскрывается, указываются лишь ситуации или причины, вызывающие страх; 2) страх - это психическое (эмоциональное) состояние (чаще всего также указываются ситуации или причины, вызывающие страх).

Разница между страхом как эмоциональным процессом и эмоциональным состоянием с точки зрения определения страха не принципиальна, потому что страх как психическое явление может проявляться и в форме процесса, и в форме состояния, и в форме свойства личности - индивидуальности (боязливость). Страх всегда предполагает различные виды действий, совладания со страхом.

 

Страх в структуре эмоциональных состояний

 

Целостность психических явлений требует рассмотрения взаимосвязи страха с другими эмоциональными процессами и состояниями.

На первый взгляд, тревога и страх чрезвычайно похожи. Однако несмотря на сходство их следует различать. В. Каган в своей работе обращает внимание на то, что одни авторы говорят, что у страха всегда есть точный адрес (страх высоты, червяков, смерти, езды в метро и т.д.), а тревога - страх без адресатов. Другие исследователи считают, что страх связан с вопросом «чего?», а тревога - «за что? за кого?». Третьи - что страх вызывается реальными жизненными событиями, а тревога держится на воображении [В. Каган, 2002. С. 115].

Основоположник психоанализа 3.Фрейд считал понятия страха и тревожности очень важными для понимания сути человека. Фрейд подчеркивал, что «проблема страха - узловой пункт, в котором сходятся самые различные и самые важные вопросы, тайна, решение которой должно пролить яркий свет на всю нашу душевную жизнь» [3.Фрейд, 1991. С. 251]. 3.Фрейд разделяет понятия испуга, страха и боязни: «Испуг (Schrek), страх (Angst), боязнь (Furcht) неправильно употребляются как синонимы. В их отношении к опасности их легко разграничить. Страх означает определенное состояние ожидания опасности и приготовления к последней, если даже она и неизвестна. Боязнь предполагает определенный объект, которого боятся. Испуг имеет в виду состояния, возникающие при опасности, когда субъект оказывается к ним неподготов-лен, он подчеркивает момент неожиданности» [3. Фрейд, 1989. С. 386].

Расширяя и уточняя понятия, сформулированные 3.Фрейдом, М.М.Решетников определяет страх как «протяженное во времени переживание, связанное с ожиданием опасности и формированием общей готовности к ней, даже если ее суть неизвестна»; боязнь связывается с «неким объектом, которого страшатся, но он конкретен и известен»; испуг определяется как «остро развивающееся состояние, мгновенная реакция на опасность, о которой субъект не подозревал и к неожиданной встрече с которой не подготовлен» [М.М. Решетников, 2006. С. 53].

При разграничении понятий страха и тревоги А.И.Захаров первоначально выделяет в них общий компонент в виде беспокойства. Однако тревога мотивирована антиципацией (предвосхищением) опасности и в большей степени свойственна людям с развитым чувством достоинства, ответственности и долга, а также чувствительным к своему положению и признанию среди окружающих.

Автор условно выделяет следующие основные различия между страхом и тревогой: страх психология дошкольный подростковый

) тревога - это сигнал опасности, а страх - ответ на нее;

) тревога - скорее предчувствие, а страх - чувство опасности;

) тревога обладает в большей степени возбуждающим, а страх -тормозящим воздействием на психику (следовательно, тревога более характерна для лиц с холерическим темпераментом, а страх - с флегматическим темпераментом);

) стимулы тревоги имеют более неопределенный и абстрактный характер, страх - более определенный и конкретный;

) тревога как ожидание опасности проецирована в будущее, страх как воспоминание об опасности имеет своим источником главным образом прошлый опыт;

) несмотря на свою неопределенность, тревога в большей степени рациональна, носит когнитивный характер, а страх - эмоциональный, иррациональный феномен. Соответственно, тревога скорее левополушарный, а страх - правополушарный феномен;

) тревога - социально, а страх - инстинктивно обусловленные формы психического реагирования при наличии угрозы [А.И. Захаров, 1988. С. 47].

Реально в повседневной жизни чаще присутствуют и страх, и тревога; преобладание одного или другого из них зависит от психической структуры личности, жизненного опыта и обстоятельств.

А.С. Спиваковская сходным образом разграничивает состояния страха и тревоги. Страх она определяет как «специфическое острое эмоциональное состояние», особую чувственную реакцию, проявляющуюся в опасной ситуации. Чувство страха свойственно каждому и имеет большое значение как для человеческого вида, так и для жизни определенного индивида. Страх вызывается конкретной близкой опасностью. Тревога же - это переживание неопределенной, отдаленной опасности. А.С. Спиваковская подчеркивает, что в то время как «страх одинаково присущ всем, тревога проявляется у разных людей по-разному» и определяется степенью их тревожности. Вместе с тем подчеркивается тесная связь понятий: «Причинность многих детских страхов не в устрашающих образах, а в лежащей за ними повышенной тревожности» [А.С.Спиваковская, 1986. С. 148-149].

А.И.Захаров также отмечает наличие общего эмоционального компонента у страха и тревоги, называя апофеозом страха и тревоги ужас. Если страх - аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека, то тревога - это эмоционально заостренное ощущение предстоящей угрозы. Тревога, в отличие от страха, не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, так как она возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания, в то время как страх - это всегда отрицательное переживание [А.И. Захаров, 1986. С. 14-15].

Ч. Спилбергер считает, что определяющей характеристикой страха является интенсивность эмоциональной реакции, пропорциональная величине опасности, вызывающей ее. Термин «тревога» традиционно используется для описания эмоциональной реакции, которая обычно рассматривается как «беспредметная», потому что стимулы или условия, порождающие ее, неизвестны. Особенностью тревоги является, как объясняет Ч. Спилбергер, «интенсивность эмоциональной реакции на стрессовую ситуацию, которая непропорционально выше величины объективной опасности». Таким образом, понятия страха и тревоги относятся к эмоциональным реакциям или состояниям, которые вызываются различными процессами [Ч. Спилбергер, 2001. С. 92-93].

По мнению Р.Мэй, «угроза, о которой говорится во многих определениях страха и тревоги, направлена на нечто, существующее в самой сердцевине личности. Тревожность есть опасение, выраженное в угрозе некоторым ценностям, которые индивид считает значимыми для собственной личности. Он опасается угрозы его физической или психологической жизни (смерть, потеря работы), а также угрозы ценностям, которые индивид идентифицирует со своим существованием (патриотизм, любовь и т.д.)» [Р.Мэй, 2001. С. 216].

В реальной жизненной ситуации установить границу между страхом и тревогой трудно, т.е. трудно определить «в какой момент страх переходит в тревогу и наоборот» [В.М. Астапов, 2001. С. 23].

Вопрос разграничения понятий страха и тревоги в психологии остается неоднозначным. В целом, страх рассматривается как включающий определенные объекты или события, в то время как тревога считается общим эмоциональным состоянием; страх - это реакция на присутствующую в данный момент опасность, а тревога - на ожидаемую или предполагаемую.

Следовательно, основное отличие страха от тревоги заключается в том, что он опредмечен, является реакцией на конкретную существующую угрозу, а тревога выступает как неприятное предчувствие без видимой причины.

Близка к страхам (по своим проявлениям и механизму) индивидуальная паника. Она отличается от страха большей неадекватностью реальному размеру опасности. Основная черта панического поведения-стремление человека к самоспасению. На первый план выдвигаются защитные эмоции, которые снижают уровень самоконтроля и заставляют физически уходить от опасности. Ради собственного спасения паникер может обречь на гибель других, отобрать у них средства, помогающие им бороться с надвигающейся опасностью [А.И. Захаров, 2000. С. 135].

 

Классификации страхов

 

Любое научное исследование включает в себя решение, помимо определения существенных характеристик исследуемого психического явления, а также его классификацию и установление определенных закономерностей.

На сегодняшний день существует множество классификаций страхов. Анализируя состояния страха, А. Кемпински выделяет четыре вида страха: биологический, социальный, моральный, дезинтеграционный. Данную классификацию он связывает с ситуациями, вызывающими установку страха. Ситуации, связанные с непосредственной угрозой жизни, вызывают биологический страх. Угроза, исходящая извне, ясно осознается субъектом, вызывая страх, и он тем сильнее, чем беспомощней чувствует себя человек в ситуации опасности. Страх появляется и в том случае, если угроза исходит изнутри, но «осознание угрозы неопределенное, туманное. Есть только страх, но причины его неизвестны» [А. Кемпински, 2000. С. 230-231]. Так, состояние кислородного голодания (при сердечной недостаточности, бронхиальной астме, большой потери крови) вызывает острое чувство страха. Автор утверждает, что недостаток в организме других элементов метаболического обмена не вызывает столь сильного чувства страха, как недостаток кислорода Социальный страх (страх отвержения близкими, страх наказания, страх учителя, который часто бывает у младших школьников) развивается в случае нарушения взаимодействия с ближайшим социумом.

Известный своими работами в этой области ученый, психотерапевт А.И.Захаров предлагает разные подходы к классификации страхов. Он считает, что условно все страхи можно разделить на природные и социальные. По мнению автора, «природные страхи основаны на инстинкте самосохранения, и помимо основополагающих страхов своей смерти и смерти родителей включают также страхи чудовищ, призраков, животных, темноты, движущегося транспорта, стихии, высоты, глубины, воды, замкнутого пространства, огня, пожара, крови, уколов, боли, врачей, неожиданных звуков и т.д.» [А.И.Захаров, 2000. С. 90]. К социальным страхам автор относит страх одиночества, каких-то людей, наказания, не успеть, опоздать, не справиться, не совладать с чувствами, быть не собой, осуждения со стороны сверстников и т.д.

Кроме того, как считает А.И.Захаров, страхи в самом общем виде условно делятся на ситуационные и личностно обусловленные. Ситуационный страх возникает в необычной, крайне опасной или шокирующей взрослого человека или ребенка обстановке. Часто он появляется в результате психического заражения паникой в группе людей, тревожных предчувствий со стороны членов семьи, тяжелых испытаний, конфликтов и жизненных неудач. Личностно обусловленный страх предопределен характером человека, например, его тревожной мнительностью и способен появляться в новой обстановке или при контактах с незнакомыми [А.И.Захаров, 1997. С. 14-15]. А.И.Захаров выделяет у страха также реальный и воображаемый, острый и хронический виды. Реальный и острый страхи предопределены ситуацией, а воображаемый и хронический - особенностями личности. А.И.Захаров, анализируя детские страхи, разграничивает возрастные страхи и невротические страхи. Первые он рассматривает как возникающие у эмоционально чувствительных детей, как отражение особенностей их психического и личностного развития. Невротические страхи имеют, согласно А.И. Захарову, следующие существенные отличия: большая эмоциональная интенсивность и напряженность; длительное или постоянное наличие; неблагоприятное влияние на формирование характера и личности; болезненное заострение; взаимосвязь с другими психическими расстройствами и переживаниями; избегание объекта страха, а также всего нового и неизвестного; прочная связь со страхами родителей и относительная трудность устранения [А.И. Захаров, 1997. С. 84].

В структуре страхов автор выделяет семь основных подгрупп: 1) медицинские страхи, связанные с боязнью уколов, крови, врачей, боли, болезней; 2) причинение физического ущерба - страхи неожиданных звуков, нападения, транспорта, огня, пожара, стихии, войны; 3) страх смерти - своей и родителей; 4) страхи животных и сказочных персонажей; 5) страхи перед сном, страхи кошмарных снов, темноты; 6) социально опосредованные страхи: страх людей, родителей, наказания с их стороны, опоздания, одиночества; 7) пространственные страхи: страх высоты, глубины, воды, замкнутого и открытого пространства [А.И. Захаров, 1988. С. 40]

В своей классификации страхов Ю.В. Щербатых делит все страхи на три группы: природные, социальные и внутренние. Природные страхи непосредственно связаны с угрозой жизни человека. К числу природных явлений, внушающих людям страх, относятся гроза, солнечные затмения, появление комет, извержение вулканов и сопровождающие их землетрясения, которые ассоциируются у человека со страхом конца мира. Особую группу природных страхов составляют страхи животных. К животным, вызывающим у людей особенно сильный страх, несомненно, относятся змеи. Вторую группу составляют социальные страхи - опасение за изменение своего социального статуса. Социальные страхи могут вытекать из страхов биологических, но всегда имеют специфический социальный компонент, который выходит на первое место, оттесняя более примитивные факторы выживания. Третью группу составляют внутренние страхи, рождённые лишь фантазией и воображением человека и не имеющие под собой реальной основы. К внутренним страхам исследователь относит не только страхи, рождённые фантазией человека, но и страхи собственных мыслей, если они идут вразрез с имеющимися моральными установками. Имеются и промежуточные формы страха, стоящие на грани двух разделов, и к ним автор относит страх пауков. «С одной стороны, существуют ядовитые пауки (каракурт, тарантул), укус которых болезнен и даже смертелен, но шансы встретиться с ними в наших широтах минимальны, и люди боятся всех пауков, даже совершенно безобидных. В подавляющем числе случаев люди боятся не конкретного встреченного ими животного, а того страшного образа, который они сами же и создали в своём сознании ещё в детстве» [Ю.В. Щербатых, 2003. С. 20].

Границы классификаций весьма условны, и что страхи с легкостью можно отнести как к одной, так и к другой группе. Большое количество различных классификаций существенно усложняет как работу психологов-исследователей, так и работу практических психологов.


 

Связь возраста и страха



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: