Страхи в младенчестве и раннем возрасте




 

Если присмотреться к перечню страхов, которые присущи тому или иному возрасту, то можно отметить определенный путь развития самосознания человека. А.И. Захаров считает, что «вначале ребенок боится остаться один, без поддержки близкого лица (в семь месяцев), опасается посторонних, неизвестных ему лиц (в восемь месяцев). Далее он боится боли, высоты, гигантских в его представлении животных. Временами он преисполнен суеверного ужаса перед Бабой-Ягой и Кощеем как символами зла и жестокости. Далее он боится темноты, огня и пожара, стихии, всего того, что было развито у первобытных людей, одухотворяющих многие неизвестные и опасные для них явления природы». Как утверждает А.И. Захаров, человек не смог бы выжить, пренебрегая этими страхами, передаваемыми из поколения в поколение и составляющими часть его жизненного опыта [А.И. Захаров, 2000. С. 37-51].

Об переживании страхов новорожденными писали многие ученые. Так, известный психолог О.Ранк говорит о страхе рождения, первом из числа множества других страхов, возникающих в жизни, и что само появление на свет представляет собой первую ситуацию опасности [О. Ранк, 2001. С. 23-24]. Идее травмы рождения как источника страхов были посвящены работы С. Грофа, Дж. Грэхема, в которых анализируется весь перинатальный период и отдельные этапы прохождения плода по родовым путям матери.

.Фрейд сущность родовой травмы видел в отделении от матери, в беспомощности. «Страх представляет собой первоначальную реакцию на беспомощность при травме - реакцию, репродуцируемую затем при ситуациях опасности как сигнал о помощи» [3. Фрейд, 2001. С. 19].

Первые проявления реакции страхов у младенцев наблюдаются, когда им уже исполняется несколько месяцев. Впервые реакция страха в виде боязни встречается у ребенка в шесть месяцев, он может испугаться, увидев незнакомое лицо [Й. Раншбург, П. Поппер, 1983]. Данный страх у детей 7-8 месяцев также отмечается в работе К. Флейк-Хобсон, Б.Е. Робинсон, П. Скин [1992]. Некоторые авторы считают, что у каждого ребенка появление этого страха происходит в различные сроки: раньше, позже, вовсе не проявляется. Далее утверждается, что существует связь между привязанностью к близким и страхом перед незнакомцами, причем чем больше привязанность, тем сильнее страх. Объясняется это тем, что в сознании малышей к 7-8 месяцам формируется в сознании схема безопасного пространства, состоящая из знакомых людей и окружающих предметов. Соответственно, все новое, не вписывающееся в данную схему, вызывает страх.

В этот период и до достижения ребенком 2-3 лет страх у детей вызывают те конкретные предметы, существа или ситуации, которые они и в самом деле считают опасными, то есть речь идет о «конкретных» страхах. На этой стадии, считает Й. Раншбург, у детей обнаруживается существование строгой зависимости между интеллектуальным уровнем и страхом. Чем выше интеллектуальный уровень ребенка, тем больше конкретных страхов он испытывает [Й. Раншбург, П. Поппер, 1983. С 110-114; 119].

В первые месяцы второго полугодия жизни, когда ребенок начинает ползать, он подвергается большей опасности. Все младенцы уже в этом возрасте разделяются по характеру реагирования на опасность. Одни из них почти сразу, а другие после многочисленных проб и ошибок проявляют известную осторожность - не глотают несъедобных предметов, вовремя останавливаются перед препятствиями и т.п. Такое раннее избежание опасности говорит о ярко выраженном инстинкте самосохранения у младенцев.

Возраст 7-9 месяцев определяется А.И. Захаровым как период повышенной чувствительности к возникновению тревоги и страха, а образовавшиеся у ребенка страхи в раннем возрасте могут сохраняться в течение очень долгого времени, иногда в течение всей жизни. «К двум годам происходит осознание ребенком собственной личности, своего "Я"», - говорит А.И. Захаров. В благоприятных условиях к 2 годам у детей заметно уменьшается беспокойство в отсутствии матери, возникает потребность в самостоятельности, независимости, но боязнь потерять мать еще очень велика. Именно на этой основе у малышей возникает страх темноты [А.И.Захаров, 1986. С. 37].

Темнота, как считают авторы, создает для ребенка ситуацию, аналогичную одиночеству. Ребенку кажется, что его все покинули, и это впечатление сопровождается чувством неуверенности и страха. Здесь ребенок имеет дело с двумя символами. Один из них - «я остался один» - связан с боязнью потерять мать, к которой ребенок очень привязан. В основе этих ощущений лежит связь между матерью и ребенком, к этому символу добавляется еще один: в воображении ребенка, умеющего образно мыслить, в темных углах комнат рисуются различные сказочные герои, платок вдруг предстает перед ним в виде змеи [Й. Раншбург, П. Поппер, 1983. С. 110-114].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: