Варианты контрольных работ для ОЗО по Методике преподавания интегративного курса «Окружающий мир».
Вариант № 1
1. История развития естествознания в дореволюционный период России (XVIII - XIX вв.).
2. Натуральные средства обучения и методика работы с ними.
3. Для одного из уроков обосновать выбор методов обучения и их сочетание.
Вариант № 2
1. Развитие методики преподавания естествознания в XX в.
2. Работа с печатными источниками знаний (учебником и дополнительной литературой).
3. Разработать фрагмент урока, содержащий проблемную ситуацию. При этом предусмотрите специальное обучение учащихся решению проблем.
Вариант № 3
1. Раскрыть сущность и значение методических работ А.Я.Герда в развитии отечественной методики естествознания.
2. Работа с печатными источниками знаний (учебниками, дополнительной литературой).
3. Разработать фрагменты уроков, включающих проверку и контроль знаний учащихся.
Вариант № 4
1. Вопросы экологии в программах по природоведению (естествознанию). Заполнить таблицу
Автор | Название программы | Экологические представления и понятия | Факультативные курсы по экологии |
2. Методика подготовки и проведения ролевой игры.
3. Примеры использования различных средств наглядности с целью формирования у учащихся природоведческих представлений, понятий, изучения причинно-следственных связей.
Вариант № 5
1. Экологическое воспитание и образование в начальной школе.
2. Методика организации и проведения сюжетно-ролевой игры.
3. Разработать фрагменты уроков, включающих демонстрацию опытов на всех этапах урока с различными дидактическими целями.
Вариант № 6
1. Роль пришкольного участка и географической площадки в процессе обучения естествознанию.
2. Методика проведения экскурсий по естествознанию и ее значение.
3. Приведите примеры заданий для учащихся направленных на формирование у них умений «читать карту», «анализировать карту».
Вариант № 7
1. Содержание и принципы отбора материала по естествознанию.
2. Практическая работа по естествознанию (природоведению) и методика ее проведения.
3. Покажите на конкретных примерах, как вы организуете внеурочную работу по естествознанию.
Вариант № 8
1. Содержание и формы организации внеклассной работы.
2. Методика работы с приборами (термометром, компасом, снегомерной рейкой и др.) при обучении естествознанию.
3. Покажите на конкретных примерах, как можно организовать повторение на уроках естествознания.
Вариант № 9
1. Учебное оборудование и его роль при обучении естествознанию.
2. Методика организации и проведения наблюдений при обучении естествознанию.
3. Разработайте фрагменты уроков, в которых бы транспаранты - схемы использовались учителем на всех этапах учебного процесса с различными дидактическими целями.
Вариант № 10
1. Формы организации учебной деятельности.
2. Содержание и формы организации внеклассной работы (массовая, групповая, индивидуальная).
3. Разработать фрагменты уроков, содержащих проблемную ситуацию, предусмотрев специальное обучение для решения проблемы.
Методические рекомендации к выполнению контрольной работы по Методике преподавания интегративного курса «Окружающий мир» для студентов ОЗО социально-педагогического факультета.
Контрольная работа - одна из форм проверки и оценки усвоенных знаний, получения информации о характере познавательной деятельности, уровня самостоятельности и активности студентов в учебном процессе, эффективности методов, форм и способов учебной деятельности. Все вопросы контрольной работы соответствуют требованиям Госстандарта.
Выполнение контрольной работы необходимо начинать с титульного листа. Далее необходимо представить план (включаем все вопросы контрольной работы). В соответствии с учебным планом студенты - заочники выполняют одну контрольную работу по методике преподавания естествознания.
При выполнении контрольной работы необходимо использовать не только литературные источники, но и личный опыт преподавания. Если студент-заочник не работает в школе, ему следует посетить уроки опытных учителей и ознакомиться с методами преподавания в начальной школе.
Первый вопрос должен выявить знания по теории обучения естествознанию. Для ответа на него студенту-заочнику необходимо изучить систему методов и приемов обучения естествознанию, раскрытую в дореволюционной и современной методической литературе.
Второй вопрос связан с методикой работы с печатными источниками, картой, различными средствами наглядности с целью формирования у учащихся природоведческих представлений, понятий, изучения причинно-следственных связей.
Третий вопрос предусматривает разработку конкретного урока или его части (фрагмент урока). Конспект составляется примерно по следующему плану: тема, класс, цель урока, задачи (обучающая, развивающая, воспитательная), основные понятия, оборудование, методы проведения, тип урока, подробное описание хода урока, использованная литература.
Приступая к выполнению заданий студент обязан внимательно изучить соответствующие разделы курса. Ответ, если это необходимо, иллюстрировать фотографиями, рисунками, схемами и т. д. Выдержки из тех или иных руководств нужно поставить в кавычки, а в скобках указать источник (автор, название, издательство, год издания, страницы). Использованная литература приводится в конце контрольной работы.
В процессе работы необходимо руководствоваться дополнительной литературой, школьной программой, учебниками для начальной школы.
![]() |
Титульный лист контрольной работы
Рекомендуемая литература для всех тем.
1. Аквилева Г.Н., Методика преподавания естествознания в начальной школе / Г.Н.Аквилева, З.А.Клепинина. - М.: ВЛАДОС, 2003.
2. Барышева Ю.А. Я и мир вокруг. 1 класс. Методические рекомендации для учителя. - М.: Баллас, 1999.
3. Вахрушев А.А. Мир и человек. Земля. 2 класс. Книга для учителя. - М.: ДРОФА, 1998.
4. Вахрушев А.А. Обитатели Земли. 3 класс. Методические рекомендации для учителя. - М.: Баллас, 1999.
5. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. - М.: Вентана-граф, 1999.
6. Горшков С.П. Экология и географические основы охраны природы. - М.: Просвещение, 1992.
7. Горощенко В.П. Методика преподавания природоведения / В.П.Горощенко, И.А. Степанов. - М.: Просвещение, 1984.
8. Горощенко В.П. Основы природоведения / В.П.Горощенко, Л.Ф.Мельчаков, И.А. Степанов. - М.: Просвещение, 1976.
9. Горощенко В.П. Уроки природоведения в 4 классе / В.П. Горощенко, В.С. Никитина, М.И. Радзиевская. - М.: Просвещение, 1970.
10. Клепинина З.А. Природа и люди. 1-4 классы. Книга для учителя начальных классов.
11. Клепинина З.А. Уроки природоведения во 2 классе / З.А.Клепинина, Л.П.Чистова. - М.: Просвещение, 1980.
12. Козина Е. Ф. Методика преподавания естествознания: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / Е. Ф. Козина, Е. Н. Степанян. – М.: ИЦ Академия, 2004. – 496 с.12. Логовеева Г.П. Методика обучения сельскохозяйственному труду. - М.: Просвещение, 1989.
13. Нисканен Л.Г. Методические рекомендации к изучению курса «Основы природоведения и методика ознакомления детей с природой»
/ Л.Г. Нисканен, Л.С. Игнаткина. - М.: Просвещение, 1990.
14. Очерки истории школы и педагогической мысли / Под ред. Э. Э. Днепровой. - М.: Педагогика, 1991.
15. Пакулова В.М. Методика преподавания природоведения / В.М. Пакулова, В.И. Кузнецова. - М.: Просвещение, 1990. - 192 с.
16. Петросова Р.А. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе / Р.А. Петросова, В.П. Голов, В.И. Сивоглазов. - М.: Академия, 2000. - 176 с.
17. Плешаков А.А. Зеленый дом. Методическое пособие для учителей начальных классов. - М.: Просвещение, 1997.
18. Практикум по методике преподавания природоведения / Сост. А.Л. Филоненко-Алексеева. - М.: Просвещение, 1980.
19. Программно-методические материалы. Природоведение. Начальная школа. / Сост. Е.О. Яременко. - М.: ДРОФА, 1998.
20. Я иду на урок в начальную школу: Природоведение. - М.: «Первое сентября», 2003.
Работа с литературными источниками.
1. Ознакомиться с имеющимися в библиотеке систематическими, алфавитными, предметными каталогами.
2. В первую очередь изучить педагогическую, методическую, научную, периодическую литературу, содержащую теоретические основы проблемы. Затем познакомиться с литературными источниками, раскрывающими более узкие и частные вопросы.
3. Детально проработать публикации (если таковые есть) преподавателей кафедры, посвященной данной теме.
4. Составить собственную библиографическую картотеку.