ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ




УДК 304.42

М. В. Корнева, К. О. Лешко, О. А. Лабейко

учреждение образования «Барановичский государственный университет», Барановичи

ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРОБЛЕМЫРАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Развитие систем хозяйствования бывших социалистических стран привела к значительному сокращению роли государства в решении многих социально-экономических проблем. В результате подсистемы социального обеспечения этих стран потеряли значительную часть своей былой эффективности, а уровень доступа большинства населения к качественным социальным услугам и социальному обеспечению значительно снизился. Дифференциация общества стала серьезным препятствием на пути становления эффективной социально-ориентированной рыночной экономики.

Взаимодействие субъектов экономики может выражаться в самых разнообразных формах: от простого обмена информацией до создания какой-то организации. Часть из них носит временный характер, часть — постоянный, системный. При этом высшей, наиболее развитой формой взаимодействия является партнерство.

Партнерство представляет собой взаимоотношения, существующие между партнерами [1]. Для того чтобы организовать партнерство, его потенциальным участникам необходимо обладать партнерским мышлением, то есть способностью при установлении взаимоотношений, исходить из возможностей друг друга и в то же время объективно оценивать свой собственный потенциал. Партнерство строится либо на объединении ресурсов его участников, либо на принципе долевого участия и базируется на сугубо рациональной основе: договорах о взаимных обязательствах с точными сроками исполнения, определением неустойки [2].

Система взаимоотношений между коммерческими организациями, государственными органами власти и представителями общества, опирающаяся на переговоры в целях поиска взаимоприемлемых решений в регулировании социально-экономических отношений, получила название социального партнерства. Социальное партнерство — это один из важнейших институтов рыночного хозяйства, который позволяет интегрировать развитие бизнеса в общие направления развития народного хозяйства и экономико-правовую стратегию государства [3]. Социальное партнерство как система взаимодействия экономических субъектов находится под пристальным вниманием современных исследователей. Социальное партнерство затрагивает как социальную, так и экономическую сферу жизни тем самым являясь междисциплинарным понятием. Современный смысл понятия «социальное партнерство», состоит в поддержании и налаживании власти, бизнеса и общества.

В основе социального партнерства лежат:

· заинтересованность каждого из участников в поиске путей решения социальных проблем;

· понимание, что решение этих проблем поодиночке неэффективно;

· объединение усилий и возможностей при взаимоприемлемом контроле и учете интересов участников;

· стремление к поиску реалистичных решений социальных задач, а не к имитации такого поиска;

· ориентация на конструктивное сотрудничество, а не на противостоянии при несовпадении интересов взаимодействующих сторон;

· правовое оформление, обеспечивающее баланс интересов, а, следовательно, и наиболее выгодные условия взаимодействия каждому участнику партнерства и обществу в целом.

В узком смысле социальное партнерство представляет собой сотрудничество между органами государственной власти, владельцами фирм и наемными работниками (в лице профсоюзов) с целью развития экономики, улучшения условий труда и повышения жизненного уровня трудящихся. Другими словами, традиционно социальное партнерство представляется как система государственного регулирования социально-трудовых отношений между работодателями и наемными работниками. Поскольку в данном случае партнерские отношения складываются на трехсторонней основе, то систему социального пакта профсоюзов, работодателей и правительства часто называют трипартизмом [4]. При этом взаимодействие указанных экономических субъектов имеет целью эффективное разрешение проблем занятости, условий, продолжительности, оплаты труда и отдыха рабочих с учетом отраслевых и региональных особенностей, а также избежание социально-трудовых конфликтов (забастовок, голодовок и пр.).

Идеология социального партнерства основана на принципах сотрудничества, компромисса, взаимной ответственности, перехода от радикальных конфронтационных средств решения трудовых споров к примирительным, юридическим, согласительным процедурам. Предусмотрено равноправное взаимодействие и сотрудничество трех сторон: государства, нанимателей (предпринимателей), трудящихся (профсоюзов).

Идеология социального партнерства включает в себя следующие составляющие:

1. Преимущественно переговорный характер разрешения конфликтов и разногласий;

2. Согласование социально-экономической политики и осуществление мероприятий по гарантированной защите интересов всех субъектов социального партнерства;

3. Утверждение общечеловеческих ценностей в производстве и других сферах общественного труда.

В настоящее время в нашей стране идет формирование, освоение и утверждение системы социального партнерства на разных уровнях: общенациональном, отраслевом, местном, на уровне предприятий. Однако эта важная работа пока находится на начальном этапе, характеризуется большим количеством проблем и малой ответственностью. В этих условиях опыт и уроки социального партнерства необходимо не только изучать, но и учитывать, активно использовать.

Формирование системы социального партнерства на новом более высоком уровне становится первостепенным фактором для определения современной архитектуры общества.

В современных социально-экономических условиях, социальное партнерство обеспечивает не только перераспределение ресурсов, но и предполагает общественную инициативу для решения социальных проблем.

Первоочередной задачей в нашей стране является формирование грамотной эффективной концепции государственной социальной политики, четко ориентирующей деятельность всех ее участников. Необходимо сформулировать стратегические и тактические приоритеты социальной политики и правила их возможного пересмотра, а также упорядочить составляющие ее программы.

Существенным стимулом для налаживания партнерских отношений может стать решение правительства о проведении среди конкурсов проектов областных и региональных организаций по развитию социального партнерства. Это позволило бы оценить его эффективность и понять, как и насколько механизм социального партнерства влияет на социально-экономическую ситуацию в областях и регионах.

Интересы развития системы социального партнерства в Республике Беларусь требуют комплексного подхода к разработке и реализации мероприятий, направленных на совершенствование механизмов регулирования социально-трудовых отношений. Научно-методическое обеспечение социального партнерства предполагает глубокую и всестороннюю проработку и научное обоснование подходов сторон к оценке и прогнозированию социально-экономической ситуации, выбору приоритетов при подготовке и заключении коллективных договоров, соглашений.

Необходима выработка научно-методической основы для формирования правового, экономического и других механизмов, заинтересовывающих стороны вступать в партнерские отношения, проводить согласованную политику в области социально-трудовых отношений, выделять соответствующие финансовые и материально-технические ресурсы для реализации соглашений и коллективных договоров.

Для решения этих проблем должны быть привлечены научные организации республики, государственные, негосударственные и профсоюзные учебные и научно-исследовательские заведения, социологические службы, центры и т. п. Так же нужна юридическая, социологическая, экономическая, психологическая и другая подготовка кадров по специально разрабатываемым для этих целей программам. Требуется также разработка типовых учебных программ и учебно-методических пособий; широкое привлечение консультантов из числа высококвалифицированных специалистов в этой области; проведение семинаров, конференций, как по отдельным вопросам социального партнерства, так и по проблеме в целом; введение в учебные программы высших и средних специальных учебных заведений соответствующих курсов.

Развитие системы социального партнерства напрямую зависит от полноты и своевременности информационного обеспечения этой работы. Решение перечисленных выше и других вопросов позволит повысить эффективность системы социального партнерства, поможет мобилизовать имеющийся потенциал социального партнерства для эффективного социально-экономического развития нашей страны [5].

Можно полагать, что единичные примеры развития и реализации проектов по социальному партнерству станут общепринятой белорусской практикой.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: