Симптомокомплексы рисуночного теся «Я и мой ребенок»




Филиппова Галина Григорьевна

Рисуночные тесты «Я и мой ребенок», «Я и моя мама».

История разработки методик: Рисуночные тесты широко применяются в психологических исследованиях, они хорошо зарекомендовали себя в диагностическом, прогностическом и терапевтическом аспектах. Однако, когда мы приступили к изучению особенностей материнской сферы женщины (1991 год), а затем родительской сферы в целом у женщин и мужчин на разных этапах развития родительской потребностно-мотивационной сферы, выяснилось, что разработанных рисуночных методик и систематических исследований по использованию рисуночных тестов для изучения родительской сферы в литературе не встречается. Детско-родительские отношения (в первую очередь со стороны ребенка) исследовались при помощи теста «Кинетический рисунок семьи» или «Рисунок семьи». В консультативной практике эти методики использовались также для родителей. На основе этих тестов автором была разработана рисуночная методика «Я и мой ребенок», которая первоначально применялась для диагностики отношения матери к будущему ребенку в беременности при работе с беременными женщинами в женской консультации (1991 год), а затем для работы с матерями с младенцами (1993 год). В это же время данная методика была опробована в лонгитюдном исследовании (со второго триместра беременности до 1года после рождения ребенка). В дальнейшем эта методика была дополнена рисунком «Я и моя мама» (в двух вариантах: в настоящее время и в детстве) для беременных женщин и женщин с детьми [17]. С 1998 года рисуночные тесты «Я и мой ребенок» и «Я и моя мама» были опробированы в исследовательской и практической работе на разных контингентах испытуемых: беременные женщины и беременные пары, женщины и мужчины, не имеющие детей, состоящие и не состоящие в браке, родители с детьми разного возраста, дети разного возраста (от 4 лет), беременные с нормально протекающей и беременностью и с патологией беременности, женщины и мужчины с бесплодием, семейные пары с бесплодием и невынашиванием [2, 3, 11 - 19]. Были проведены как срезовые, так и лонгитюдные исследования (по триместрам беременности и после рождения ребенка), а также использованы данные практической психологической работы на семьях, периодически обращающихся за консультациями в течение нескольких лет.

Многолетние собственные и выполненные под руководством автора исследования позволили обосновать информативность рисуночных тестов на тему «Я и мой ребенок» и «Я и моя мама». Использование этих методик на разных контингентах респондентов позволило подтвердить большую диагностическую и прогностическую ее ценность, особенно в сочетании с другими методиками (наблюдение, интервью, личностно-ориентированные методики, другие проективные графические методики, ЦТО, исследование материнско-детского взаимодействия и др.).

Цели методики: выявление особенностей детско-родительских отношений, переживания беременности и ситуации материнства (родительства), восприятия себя и ребенка, динамики этих особенностей на разных этапах родительства.

Обоснование методик: Эффективность применения рисуночных тестов «Я и мой ребенок» и «Я и моя мама» подтверждено использованием их совместно с другими прямыми и проективными методиками: интервью, контент-аннализ, семантический дифференциал, генорамма, ЦТО, графические тесты, родительские сочинения и другие рисуночные тесты [2,3, 16-19]. Основой интерпретации рисуночных тестов «Я и мой ребенок» и «Я и моя мама» служат принятые в психодиагностики критерии (по рисуночным тестам «Кинетический рисунок семьи», «Рисунок человека», «Автопортрет», «Рисунок несуществующего животного», «Дом, дерево, человек», «Четыре персонажа» и др. ) [1, 4, 5, 6, 7, 9, 10]

Рисунок «Я и мой ребенок»

Данные, полученные в течение пятнадцати лет при обследовании указанных выше контингентов респондентов (всего более 2000 человек в собственных исследованиях автора и сделанных под его непосредственным руководством работах), свидетельствуют, что по рисуночному тесту «Я и мой ребенок» можно диагносцировать отношение родителя к ребенку, ценность ребенка для родителя и его взаимодействие с другими ценностями, актуальными для родителей, в беременности стиль переживания беременности и готовность к материнству. Данные, полученные на детях разного возраста и женщинах и мужчинах, еще не имеющих детей (в варианте рисунка «Я и мой будущий ребенок»), позволяют выявлять готовность к родительству и основные проблемы в отношении к будущему ребенку и принятии родительской роли.

На основе анализа полученных в исследованиях и практической работе данных выделены показатели оценки содержания всех составляющих родительской сферы: потребностно-эмоционального блока, операционального и ценностно-смыслового [14, 15].

В рисунке учитывается наличие на рисунке родителя и ребенка, содержание образа ребенка и его возраст, наличие совместной деятельности родителя с ребенком, психологическая дистанция, а также характеристика общего состояния (благополучное состояние, неуверенность в себе, тревожность, признаки конфликтности и враждебности, относящиеся к теме рисунка) по формальным признакам рисунка, принятым в психодиагностике (качество линии, расположение на листе, детали рисунков и т.д.).

При изучении особенностей переживания женщиной беременности были выявлены показатели, характеризующие готовность женщины к материнству и ее отношение к ребенку и ситуации беременности. Отклонения в стиле переживания беременности во всех случаях отражается в рисуночном тесте, причем в большинстве случаев - по типу наличия тревоги и конфликта с беременностью. Показателями неблагополучной ситуации по рисуночному тесту служат: выраженная тревога, неуверенность в себе и конфликт с беременностью. Эти показатели по всем группам испытуемых устойчиво сочетаются: с отклонением от адекватного стиля переживания беременности; с неблагоприятной семейной ситуацией; с отрицательным отношением к своим изменениям, связанным с беременностью; с нарушением онтогенетических периодов развития материнской сферы; с изменением ценности ребенка в онтогенетические периоды; с отклонением от адекватной ценности ребенка;

Полученные данные позволяют заключить, что для первого триместра беременности в рисуночном тесте нормальными являются незначительные симптомы тревожности, неуверенности в себе, конфликтности. Выраженные проявления этих качеств, а также их устойчивое сохранение во втором и третьем триместрах отражают неблагополучие в отношении к беременности и материнству. В процессе беременности при адекватном стиле переживания беременности и адекватной ценности ребенка возраст ребенка на рисунке постепенно приближается к младенческому. Наиболее диагностически значимыми являются следующие особенности рисунка: отсутствие на рисунке себя; отсутствие на рисунке ребенка; замена образа себя и/или ребенка на символ, растение, животное; ребенок “спрятан” в коляске, кроватке, животе матери; изоляция ребенка; пространственная дистанция матери с ребенком.

При лонгитюдном исследовании беременных женщин были выделены типы рисунков, соответствующие следующим особенностям переживания беременности и ситуации материнства: благоприятная ситуация; незначительные симптомы тревоги, неуверенности, конфликтности; выраженные тревога и неуверенность в себе, конфликт с беременностью или с ситуацией материнства [2, 3, 19]. Во всех случаях в рисуночном тесте отражается динамика ценности ребенка и типа интерференции ценностей, сочетание стиля переживания беременности и материнского отношения. В небольшом количестве случаев улучшение ситуации по рисуночному тесту (от конфликта с беременностью к выраженным симптомам тревоги и неуверенности в себе после родов) сочетается с переходом амбивалентного стиля переживания беременности к тревожному стилю материнского отношения, сопровождаются некоторым повышением ценности ребенка, в редких случаях с тенденцией к сверхценности. В остальных случаях соотношение рисуночных тестов в беременности и после родов прямо отражает динамику других показателей.

Исследование беременных с привлечением данных об онтогенезе их материнской сферы показало, что есть достоверно выраженная связь готовности к материнству с историей отношений с собственной матерью и другими особенностями протекания онтогенеза материнства.

Благоприятная ситуация по рисуночному тесту сочетается со всеми благоприятными тенденциями и достаточно адекватным развитием материнской сферы в онтогенезе.

Незначительные симптомы неуверенности, тревоги и конфликтности сочетаются с незначительными отклонениями в стиле переживания беременности с динамикой улучшения, достаточно стабильной или улучшающейся в беременности ценностью ребенка, благоприятной динамикой интерференции ценностей, нарушениями в онтогенезе материнства без значительного изменения ценности ребенка, с незначительными отклонениями стиля материнского отношения (в основном по типу тревожности),

Выраженная тревога, неуверенность в себе и конфликт с беременностью и материнством во всех случаях сочетается с отклонением от адекватного стиля переживания беременности, с неблагоприятной семейной ситуацией, с неблагоприятным отношениям к своим изменениям и недовольством отношением окружающих, с нарушением онтогенеза материнской сферы с изменением ценности ребенка, с отклонением от адекватной ценности ребенка и неблагоприятной тенденцией интерференции ценностей, с отклонением от адекватного стиля материнского отношения.

Исследования на других контингентах респондентов подтвердили диагностическую значимость выделенных показателей и позволили описать четыре симптомокомплекса, характеризующие проявление в рисунке «Я и мой ребенок» особенностей родительской сферы как в актуальном родительстве, так и на разных этапах его формирования в онтогенезе.

Симптомокомплексы рисуночного теся «Я и мой ребенок»

Благоприятная ситуация

Формальные признаки

Хорошее качество линии; расположение рисунка в центральной части листа; размеры рисунка соответствуют принятым в психодиагностике, (отражают нормальное состояние без признаков тревоги и неуверенности в себе); при наличии развернутого сюжета (с дополнительными кроме фигур матери и ребенка деталями: обстановка комнаты, дом, деревья и др.) рисунок занимает большую часть листа; отсутствие стираний, зачеркивания, перерисовок, рисования на обратной стороне листа; отсутствие длительных обсуждений (как и что рисовать) или отговорок (я не умею и т.п.), а также пауз в процессе рисования больше 15 секунд; положительные эмоции разной степени выраженности в процессе рисования.

Содержательные признаки

Наличие на рисунке себя и ребенка; отсутствие замен образов себя и ребенка на растения, животных, неживые объекты, символы; соразмерность фигур матери и ребенка; отсутствие других людей; дополнительные предметы и детали одежды не составляют главную часть рисунка, их количество, степень прорисовки, размеры не давлеют над фигурами матери и ребенка; наличие совместной деятельности матери и ребенка; наличие телесного контакта (родитель держит ребенка на руках или за руку); ребенок не спрятан (в кроватке, коляске, или при беременности – в животе матери) и не изолирован (в беременности и после родов ребенок, завернутый в пеленки, с прорисованным лицом, которого мать или отец держит на руках - нормальный признак); прорисовка лица ребенка; все фигуры нарисованы лицом к зрителю; возраст ребенка в период беременности приближается к младенческому прогрессивно с первого к третьему триместру, после родов - ребенок в настоящем возрасте, до актуального родительства – в наиболее знакомом респонденту возрасте и соответствующим инструкции.





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!