Использование рисуночного теста «Я и моя мама в детстве» для оценки привязанности к маме в детстве у взрослых




Использование рисуночного теста «Я и моя мама в детстве» было осуществлено в сочетании с использованием опросника по привязанности к маме в детстве в рамках дипломной работы Матушевской Н.В. (под руководством Филипповой Г.Г.) [17]. Для данного исследования был проведен анализ опросников, применяемых для оценки романтической привязанности (привязанности к партнеру) и привязанности к матери в детстве.

Одним из наиболее широко используемых в изучении романтической привязанности опросников является предложенный в 1998 г. Brennan et al. «Experiences in Close Relationships» (Опыт близких отношений – ECR) [8]. Метод измерения содержит 30 вопросов и использует 2 шкалы – избегания (дискомфорт от близости и дискомфорт от зависимости) и тревоги (боязнь отвержения и сепарации), выделенные с помощью факторного анализа множества моделей и методов измерения качества привязанности. В 2000 г. этот опросник был доработан Brennan, Fraley & Waller и стал называться «Experiences in Close Relationships – Revised» (ECR-R). По каждой из шкал считается средний балл, который свидетельствует об уровне выраженности тревоги/избегания, и на основании этого можно делать вывод об индивидуальных особенностях респондента во взаимоотношениях с близкими.

Для изучения качества привязанности в данном исследовании были разработаны два опросника – один по взаимоотношениям с мужем, второй по взаимоотношениям с матерью в детстве, выявляющие уровень тревожности и уровень избегания в отношениях. В основе опросников – методика, созданная Fraley, Waller, Brennan «The Experiences in Close Relationships-Revised (ECR-R) – Questionnaire» [8, 17]. При оценке привязанности к маме в детстве использовались данные опросника по взаимоотношениям с мамой в детстве и рисуночного теста «Я и моя мама в детстве». На основании полученных данных для рисуночного теста «Я и моя мама в детстве» были выделены показатели, характеризующие качество привязанности к маме в детстве.

Интерпретация данных рисуночного теста «Я и моя мама в детстве» проводилась по критериям, принятым в психодиагностике для рисуночных тестов и разработанным специально для подобных вариантов рисуночных тестов. Основными параметрами оценки являлись: структура рисунка; особенности нарисованных персонажей и взаимодействия между ними; процесс рисования.

Для сопоставления данных проективной методики с результатами опросника при интерпретации рисунков были также выделены шкалы тревожности и избегания. По формальным и содержательным показателям были выделены следующие симптомокомплексы для каждой шкалы и каждому из них был присвоен определенный ранг:

1. Шкала тревожности:

1) низкий уровень тревоги – хорошее качество линий; расположение рисунка в центральной части листа; размеры рисунка соответствуют принятым в психодиагностике; отсутствие стираний, зачеркиваний, перерисовок; отсутствие длительных обсуждений (как и что рисовать) или отговорок (я не умею и т.п.), а также длительных пауз в процессе рисования; положительные эмоции в процессе рисования; сюжет рисунка отражает положительные эмоции; отсутствие символизации и замены образов; фигуры и лица людей четко прорисованы, расположены фронтально; нет большого количества дополнительных деталей (ранг 1).

2) средний уровень тревоги – недостаточно крупный рисунок; расположение в нижней части листа или ближе к углу; качество линий недостаточно хорошее, наличие линии основания; наличие штриховки; некоторая схематичность изображения; дополнительные объекты; не очень хорошо или слишком сильно прорисованы лица, глаза, волосы; некоторые трудности при рисовании (ранг 2).

3) высокий уровень тревоги – мелкий рисунок; очень плохое качество линий; сильная штриховка; перерисовка; неадекватный сюжет; отсутствие прорисованных лиц; сильная схематизация; отсутствие себя или партнера (мамы или мужа) на рисунке; рисунок в черном цвете; символизация и замена образов; отрицательные эмоции в процессе рисования; большие затруднения при рисовании или отказ (ранг 3).

2. Шкала избегания:

1) низкий уровень избегания – одинаковая качественная прорисовка обоих персонажей рисунка; их адекватный размер; наличие контакта, близкое расположение друг к другу; отсутствие преград и предметов, разделяющих фигуры; отсутствие других лиц, объектов; на рисунке «Я и моя мама» хорошая идентификация с фигурой матери; при символизации – хороший контакт и по форме, и содержанию; выраженность положительных эмоций (ранг 1).

2) средний уровень избегания – наличие небольшой дистанции между фигурами, отсутствие непосредственного контакта; дополнительные предметы в руках; менее качественная прорисовка одного из персонажей, его некоторая схематичность; небольшие различия в размерах фигур; при символизации – недостаточный контакт объектов; некоторые сложности при изображении партнера (ранг 2).

3) высокий уровень избегания – мелкий рисунок; отсутствие партнера; значительная дистанция между фигурами; большое количество дополнительных предметов; изображение других персонажей; наличие преград между фигурами, изолированность персонажей; спрятанные руки или их отсутствие; плохая прорисовка фигур, лиц; сильная схематичность изображения; при символизации – несовместимые символы; большие сложности при рисовании, отрицательные эмоции, отказ (ранг 3).

По результатам обеих шкал для каждого рисунка можно диагностировать уровень тревожности и избегания в отношениях с матерью и в отношениях с мужем и сопоставить полученные результаты с данными опросников. Поскольку вербальные методики предполагают возможность социально желательных ответов респондентов, существует вероятность расхождения результатов опросников и проективных методик. Опыт использования рисуночного теста «Я и моя мама в детстве» показал, что чем сильнее выражен конфликт с матерью, тем больше расходятся данные рисуночного теста и опросника. Это также может служить диагностическим признаком в оценке отношений респондента со своей матерью.

 

Литература

1. Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка. // Детский практический психолог, 1994, № 1, c.

2. Брутман В.И., Филипова Г.Г., Хамитова И.Ю. Динамика психологического состояния женщин во время беременности и после родов. \\ Вопросы психологии, 2002, №1, с. 59-69

3. Брутман В.И., Филипова Г.Г., Хамитова И.Ю. Методики изучения психического состояния женщин во время беременности и после родов. \\Вопросы психологии, 2002, №3, с. 110-118

4. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство. – М.: Изд-во ВЛАДЕС-ПРЕСС, 2005

5. Вшивкова И.В. Рисуночные тесты как метод исследования агрессивной материнской позиции // Перинатальная психология и психология родительтва, 2004, №1. с. 12-43

6. Лебедева Л.Д., Никонорова Ю.В., Тараканова Н.А. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии. – СПб.: Речь, 2006

7. Лосева В.К. Рисуем семью: диагностика семейных отношений - М.: А.П.О., 1995

8. Матушевская Н.В. Теория привязанности: история и современное состояние исследований \\ Перинатальная психология и психология родительства, 2005, №2, с. 48-97

9. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике - М.: Дидакт, 1992

10. Суркова Е.Г. проективные методики диагностики: Психологическое консультирование детей и подростков: Учеб.пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2008

11. Филиппова Г.Г. Комплексная диагностика материнской сферы в период беременности и раннего развития ребенка. \\ Перинатальная психология и медицина. Сб. мат. конф. по перинатальной психологии. СПб., 2001, с. 62-64

12. Филиппова Г.Г. Метод рисуночного теста в психологической работе с беременными. \\ Психотерапия в России: школы, научные исследования и практические достижения. Тез. Всер. н-пр. кон. -М., 2000

13. Филиппова Г.Г. Проективные методы в диагностике и коррекции материнской сферы в период беременности и раннего развития ребенка. \\ Душевное здоровье человека – духовное здоровье нации. Мат.5 Всер. н-пр. кон. по психотерапии и клинической психологии. - М., 2002

14. Филиппова Г.Г. Психология материнства (сравнительно-психологический анализ). Дисс. докт. психол. наук., М., 2001

15. Филиппова Г.Г. Психология материнства. Учебное пособие. - М.: Изд-во института психотерапии, 2002

16. Филиппова Г.Г., Васичкина Е.В. Образ будущего ребенка у беременной женщины: особенности содержания и средства формирования. \\ Перинатальная психология и психология родительства, 2007, №1, с. 14 - 41, 1 п.л.

17. Филиппова Г.Г., Матушевская Н.В. Взаимосвязь качества привязанности беременной женщины к своей матери в детстве и к мужу во время беременности \\ Перинатальная психология и психология родительства, 2006, №2, с. 64-92

18. Филиппова Г.Г., Милехина Н.В. Особенности представлений матери и отца о будущем ребенка. \\Перинатальная психология и психология родительства, 2006, №2, с. 82 - 94, 0,5 п.л.

19. Филиппова Г.Г., Черткова И.Н., Сапарова И.М., Антонов М.В., Соколова О.А., Рябухина А.В., Пашкова Ю.В., Николаева Ю.А.. Исследование психологических особенностей переживания беременности у женщин с патологией беременности \\ Перинатальная психология и психология родительства. Тем. выпуск «Журнала практического психолога». - М.: 2003, с. 64-83



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: