Сводка характеристик и примеры измерительных шкал




Шкала Характеристики Примеры
Номинальная Объекты классифицированы, а классы обозначены номерами. То, что номер одного класса больше или меньше другого, еще ничего не говорит о свойствах объектов, за исключением того, что они различаются Раса, цвет глаз, номера на футболках, пол, клинические диагнозы, автомобильные номера, номера страховок
Порядковая Соответствующие значения чисел, присваиваемых предметам, отражают количество свойства, принадлежащего предметам. Равные разности чисел не означают равных разностей в количестве свойств Твердость минералов, награды за заслуги, ранжирование по индивидуальным чертам личности, военные ранги
Интервальная Существует единица измерения, при помощи которой предметы можно не только упорядочить, но и приписать им числа так, чтобы равные разности чисел, присвоенных предметам, отражали равные различия в количествах измеряемого свойства. Нулевая точка интервальной шкалы произвольна и не указывает на отсутствие свойства Календарное время, шкалы температур по Фаренгейту и Цельсию
Отношений Числа, присвоенные предметам, обладают всеми свойствами объектов интервальной шкалы, но помимо этого на шкале существует абсолютный нуль. Значение «нуль» свидетельствует об отсутствии оцениваемого свойства. Отношения чисел, присвоенных в измерении, отражают количественные отношения измеряемого свойства Рост, масса, время, температура по Кельвину (абсолютный нуль)

21. Основные функции педагогического контроля в школе. В современной дидактике выделяются четыре основные функ­ции педагогического контроля в школе: диагностическая, обуча­ющая, организующая и воспитывающая.

Диагностическая функция вытекает из самой сущности конт­роля, нацеленного на выявление интересующего педагогическо­го явления, его оценку и принятие по итогам контроля управ­ленческого решения. Выявление и оценка представляют собой основу всякого диагноза. Педагогическая диагностика является важнейшей частью научной системы педагогического контроля, которая непосредственно связана с процессом выявления уров­ня воспитанности, общего физического развития, образованно­сти учащихся, с учетом их реального поведения, степени усвое­ния общечеловеческих ценностей и т.д. Цель диагностики — по­лучение научно обоснованной информации для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Основные формы и методы диагностики воспитанности и об­разованности учащихся, используемые в настоящее время, — это устные и письменные опросы, письменные контрольные работы, устные и письменные экзамены и зачеты, лабораторные и конт­рольные работы и др. Известно, что каждое из перечисленных средств диагностики имеет достоинства и недостатки, в заметной степени влияющие на результаты контроля.

Достоинство опроса как средства диагностики связано с отно­сительной простотой, доступностью применения в работе если не всех, то многих учителей. Во время устного опроса контролируют­ся не только знания, но и вербальные способности, исправляют­ся ошибки речи учащихся. Воспроизведение материала способ­ствует лучшему запоминанию, активному использованию науч­ных понятий, что невозможно без достаточного их употребления в речи. В то же время слабые ответы порождают пассивность, ску­ку на занятиях, приводят к потерям учебного времени. Письмен­ные работы позволяют документально установить уровень усвое­ния материала, но требуют больших затрат времени.

Чаще других видов контроля критикуются экзамены. Они со­держат дополнительную нагрузку на психику: почти все учащиеся волнуются, перевозбуждаются, у них нарушается сон, аппетит, появляется тревожность, нервозность и другие явления, отрица­тельно влияющие на психическое здоровье.

У каждого экзаменатора даже при наличии общих критериев оценки знаний имеется свой подход к экзамену, свое понимание педагогических принципов требовательности и справедливости, свое отношение к оценке. Один особенно ценит точность изложе­ния и основательность знаний, другой — оригинальность; одни экзаменаторы являются воплощением строгости, другие — самой доброжелательностью. Субъективизм и волюнтаризм в оценке устного опроса и экзамена ставит школьников в неравные усло­вия, делает оценки несопоставимыми между собой. Все это гово­рит о том, что существующую систему методов контроля знаний у учащихся нужно изменить и, прежде всего, стандартизировать как по содержанию, так и по структуре и формам поведения.

Успешная реализация диагностической функции педагогиче­ского контроля немыслима без перестройки положения дел в этой сфере. Здесь можно выделить четыре основных недостатка. Первый заключается в том, что сами формы и методы педагогической диагностики не стали пока еще предметом систематического на­учного анализа, специально организованных методических иссле­дований; их, по существу, не проводят и специально не финан­сируют, поскольку они вроде бы не дают прямой, непосредственно измеряемой экономической отдачи.

Второй недостаток — это слабая материально-техническая база педагогического контроля, нехватка машин и оборудования, стан­дартных программ для диагностики знаний по различным пред­метам и для математико-статистической обработки результатов. Появившиеся в небольшом числе школ компьютерные классы создают необходимые условия для систематической диагностики достижений учащихся и дифференциации педагогических воздей­ствий.

Третьим недостатком оказывается неподготовленность учите­лей в вопросах организации педагогического контроля, если не считать отдельных энтузиастов. И наконец, надо сказать и о пре­рванных в 30-х годах прошлого века традициях работы над совер­шенствованием педагогического контроля, что нанесло заметный урон качеству работы общеобразовательной школы.

Обучающая функция. Появление программированного обучения, а вместе с этим и программированного контроля знаний повлек­ло за собой существенное расширение функций контроля; послед­ний стал органической частью учебного процесса, незаменимым средством обеспечения обратной связи от ученика к учителю. Обу­чение стало дифференцированным в полном смысле этого слова: каждый ученик приступает к изучению нового материала неза­висимо от других только после усвоения предыдущего. В случае неправильного ответа на контрольные вопросы он возвращается к повторному изучению тех разделов курса, которые оказались неусвоенными. Тем самым индивидуализируется темп обучения: более способные продвигаются быстрее, менее способные вы­нуждены прилагать дополнительные усилия для преодоления воз­никающих затруднений. Это позволяет отказаться от распростра­ненной сейчас ориентации учителей на абстрактного среднего ученика; такая ориентация приводит к тому, что слабые учени­ки все равно отстают, а сильные — искусственно задерживаются в своем развитии.

Обучающая функция реализуется также при других, традици­онных формах и методах контроля. Постановка дополнительных проверочных вопросов позволяет уточнить представления об уровне овладения учебным материалом, выявить неточности. Интересны обучающие возможности обсуждения в классе случаев неправиль­ного или спорного ответа на проверочные вопросы. Анализ оши­бок одного ученика нередко приносит пользу и для других. Осо­бое внимание учителей обращается на разбор и обсуждение часто повторяющихся типичных ошибок. Замечено, что более частый контроль заставляет учащихся заниматься интенсивнее, их зна­ния становятся глубже и прочнее.

Организующая функция педагогического контроля проявляется в его влиянии на организацию всего учебно-воспитательного про­цесса. В зависимости от результатов контроля принимается реше­ние о необходимости проведения дополнительных занятий и кон­сультаций, об оказании помощи неуспевающим школьникам, о поощрении хорошо потрудившихся учащихся и педагогов.

Центральным организующим моментом педагогического про­цесса является активизация, под которой понимается целеустрем­ленная деятельность учителя, направленная на разработку и ис­пользование такого содержания, таких форм, методов, приемов и средств обучения, которые способствуют повышению интере­са, активности, творческой самостоятельности в усвоении зна­ний, формированию умений и навыков, применению их на прак­тике.

Идея активизации и совершенствования организации учебно­го процесса за счет улучшения педагогического контроля возник­ла довольно давно. Отдельные элементы ее применения обнару­живаются в материалах по истории древних цивилизаций. Однако она всегда имела своих сторонников и противников. Время от вре­мени, вплоть до наших дней, предлагалось вести обучение без оценок. Поэтому в разные годы различные формы контроля в школах то вводились, то отменялись — в зависимости от отно­шения к этой идее. Оппоненты небезосновательно указывали на нервно-психические и эмоциональные напряжения школьников во время экзаменов, на нарушение нормального режима учебного труда, отдыха и сна, нарушение здоровья. Разумеется, эти напря­жения выше у тех учащихся, которые, слабо занимаясь в течение года, пытаются наверстать упущенное в период контрольной про­верки. Тем не менее отмена экзаменов и других форм контроля приводила к отрицательным последствиям другого рода — к сла­бой мотивации обучения, к низкому уровню знаний. Там, где контроль налажен хорошо, при прочих равных условиях выше и достижения. Неоднократно отмечалось, что учащиеся изучают предмет глубже и серьезнее, если заранее известно, что по нему будет проводиться контроль с помощью объективных методов. При таком контроле мотивируется работа учителя, так как до­стижения учащихся оценивает теперь не он сам, а другие; ведь неизвестно, как результаты его работы будут выглядеть в сравне­нии с результатами работы коллег. Отсюда возникают дополни­тельные стимулы к качественной работе, стремление подготовить каждого ученика и делать это не ради формы, а по существу.

Трудно ожидать, что идея контроля везде и всеми будет встре­чена доброжелательно, потому что люди работают по-разному. Даже хорошо работающие относятся сдержанно к контролю их работы. Но как бы то ни было, принципиальная проверка всегда была одним из лучших средств организации работы, профилактики не­желательных отклонений. Попытки исключить педагогический контроль полностью или частично из учебного процесса приво­дили, как правило, к отрицательным результатам.

Педагогический контроль выполняет свою положительную роль тогда, когда он основан на непредвзятом подходе, на объектив­ности. Известно, что проверка, осуществляемая любым челове­ком, всегда несет в себе то или иное влияние этого человека, его отношение к проверяемому. Для ограничения субъективизма в процессе педагогического контроля рекомендуется придерживаться ряда принципов.

Субъективизму и связанным с ним различным нарушениям надо противопоставить такую систему организации контроля, которая исключила бы отрицательные проявления в принципе, опиралась бы на объективные или, по меньшей мере, на объективирован­ные методы. Там, где эта работа начата, уже получены первые обнадеживающие результаты.

Воспитывающая функция. Хорошо организованный педагогиче­ский контроль обладает большим воспитательным эффектом. Уже не раз отмечалось, что проверка помогает совершенствовать зна­ния, делает их более ясными и систематизированными, содей­ствует развитию памяти и мышления.

Можно выделить несколько типов отношения учащихся к конт­ролю. Одни учатся хорошо из-за боязни получить плохую оценку со всеми вытекающими отсюда последствиями. У таких школьни­ков основные устремления направлены не столько на знание пред­мета, сколько на хорошую отметку. Отсюда проистекает прагма­тическое отношение к предмету, изучение «от и до», использова­ние шпаргалок и других способов получить желаемую отметку. В воспитательной работе с учащимися такого типа надо пытаться изменить структуру ценностных ориентации. С помощью педаго­гических методов воздействия у учащихся формируется представ­ление о знании как самоценности, а не только как о средстве достижения тех или иных прагматических целей.

Другой тип школьников — это те, которые учатся хорошо из-за стремления достичь жизненного успеха; они осознают важную роль учебы для самоутверждения личности. У таких школьников учебные достижения становятся одним из немногих, а нередко и единственным способом самовыражения (в хорошем смысле сло­ва), проявления своих способностей. Если способности есть, то такие учащиеся добиваются заметных результатов в первую оче­редь за счет стремления к успеху. Если способности недостаточ­ны, то это компенсируется повышенным трудолюбием, увеличе­нием времени на выполнение учебных заданий; в таких случаях не остается времени на полноценный отдых, общение, расширение своего культурного кругозора. Однако в обоих случаях мы имеем дело с людьми, обладающими высоким мотивом достижений. Для них экзамен или другая форма проверки — очередной жизненный барьер, который надо обязательно преодолеть, желательно с пер­вого раза и с запасом; это нужно для того, чтобы быстрее прийти к успеху. Наряду со многими положительными следствиями высо­кий мотив достижений при неудачном экзамене нередко является причиной глубоких переживаний, эмоциональных реакций. В вос­питательных целях с такими школьниками целесообразно там, где это допустимо и необходимо, проверку знаний повторять, не прибегая в первый раз к выставлению плохой отметки. К тому же у учащихся такого типа много времени и сил отнимает обще­ственная работа, которой они все охотно занимаются, нередко непомерно, во вред учебе.

Довольно распространен в ученической среде совсем другой тип, так называемый способный бездельник, имеющий, как пра­вило, высокие умственные способности, но низкий мотив дости­жений. Такой ученик быстро схватывает содержание предмета, преимущественно на уроке, а время, отведенное на самостоятель­ные занятия, тратит на удовлетворение других интересов. Знания у таких школьников есть, но только поначалу; затем они стано­вятся все более поверхностными. При контроле знаний учащихся такого типа особое внимание должно уделяться проверке тех прак­тических умений и навыков, которые формируются в процессе лабораторных и самостоятельных занятий. Педагогический контроль без учета типологических различий становится одной из причин снижения интереса школьников к учителю, к предмету, который он ведет, и общего снижения ин­тереса к учебе. И наоборот, внимание к личностным особенно­стям каждого ученика и связанная с этим дифференциация вос­питательных воздействий создают необходимые психологические предпосылки для учебы в полную силу, для формирования у уча­щихся творческого отношения к учебным занятиям.

В учебно-воспитательном процессе все четыре рассмотренные функции, как правило, взаимосвязаны.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: