слайд Основными направлениями государственной политики в сфере обеспечения экономической




Слайд Цели, направления и задачи гос политики в области обеспечения ЭБ

Мы рассматривали и разбирали Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года".

Настоящая Стратегия является основой для формирования и реализации государственной

политики в сфере обеспечения экономической безопасности на федеральном, региональном,

муниципальном и отраслевом уровнях.

2 слайд Целями государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности являются:

1) укрепление экономического суверенитета РФ;

2) повышение устойчивости экономики к воздействию внешних и внутренних вызовов и угроз;

3) обеспечение экономического роста;

4) поддержание научно-технического потенциала развития экономики на мировом уровне и повышение ее конкурентоспособности;

5) поддержание потенциала отечественного оборонно-промышленного комплекса на уровне, необходимом для решения задач военно-экономического обеспечения обороны страны;

6) повышение уровня и улучшение качества жизни населения.

слайд Основными направлениями государственной политики в сфере обеспечения экономической

безопасности являются:

1) развитие системы гос. управления, прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономики;

2) обеспечение устойчивого роста реального сектора экономики;

3) создание экономических условий для разработки и внедрения современных технологий, стимулирования инновационного развития, а также совершенствование нормативно-правовой базы в этой сфере;

4) устойчивое развитие национальной финансовой системы;

5) сбалансированное пространственное и региональное развитие РФ, укрепление единства ее экономического пространства;

6) повышение эффективности внешнеэкономического сотрудничества и реализация конкурентных преимуществ экспортно ориентированных секторов экономики;

7) обеспечение безопасности экономической деятельности;

8) развитие человеческого потенциала.

5 слайд Основными задачами по реализации направления, касающегося развития системы государственного управления, прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономики, являются:

1) совершенствование системы стратегического планирования, последовательное проведение гос. политики в сфере обеспечения экономической безопасности;

2) улучшение инвестиционного климата, повышение привлекательности российской юрисдикции для осуществления предпринимательской деятельности;

3) принятие комплекса дополнительных мер, направленных на деофшоризацию (система законодательных инициатив в Российской Федерации, направленных против сокрытия доходов российских предприятий, формально принадлежащих компаниям, находящимся в офшорах) национальной экономики;

4) совершенствование гос. контроля за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

5) совершенствование механизма принятия ответных мер в случае применения иностранными государствами и международными организациями санкций и других дискриминационных ограничений в отношении российских юридических и (или) физических лиц и отраслей экономики РФ;

6) оптимизация регулятивной и налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития экономики страны и модернизации ее производственно-технологической базы;

7) совершенствование механизмов бюджетного планирования, осуществления контроля в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, предотвращение картельных сговоров;

8) повышение эффективности бюджетных расходов;

9) повышение эффективности государственного управления государственными корпорациями, государственными компаниями и акционерными обществами с государственным участием;

10) использование механизмов проектной деятельности;

11) совершенствование деятельности контрольно-надзорных органов, в т. ч. на основе широкого внедрения риск-ориентированного подхода и развития практики страхования ответственности субъектов экономической деятельности;

12) оптимизация потоков трудовой миграции исходя из потребностей национальной экономики;

13) юридическое закрепление границ исключительной экономической зоны РФ, защита прав и интересов российских хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в этой зоне;

14) совершенствование норм и нормативов применения инновационных технологий и материалов в производственной и хозяйственной деятельности;

15) борьба с нецелевым использованием и хищением гос. средств, коррупцией, теневой и криминальной экономикой.

На сегодняшний день сформирована региональная нормативная правовая база, устанавливающая требования к документам стратегического планирования субъектов Российской Федерации. В каждом субъекте приняты законы «О стратегическом планировании» субъекта, утверждены порядки разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации стратегий социально-экономического развития, приняты стратегии социально-экономического развития на долгосрочный период и разработаны планы мероприятий по их реализации, утверждены среднесрочные и долгосрочные прогнозы социально-экономического развития, установлены порядок разработки и утверждения бюджетного прогноза, утверждены схемы территориального планирования. Значимой новацией в практике государственного управления стало закрепление Федеральным законом пространственного стратегирования как неотъемлемого компонента системы стратегического планирования с целью совершенствования пространственной структуры экономики. 13 февраля 2019 года распоряжением Правительства Российской Федерации № 207-р утверждена Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, направленная на сокращение разрывов в социально-экономическом развитии различных субъектов Российской Федерации.

Между тем, сегодня стратегическое государственное планирование характеризуется как фрагментарное, находящееся в процессе освоения. В целом система стратегического планирования не сформирована, в связи с чем органы государственной власти субъектов сталкиваются с проблемами, требующими решения на федеральном уровне.

Действующие различные государственные плановые документы (стратегии, концепции, программы) недостаточно взаимоувязаны и скоординированы, нет единого государственного органа планирования.

На законодательном уровне не определено место национальных целей и проектов в системе документов стратегического планирования, не раскрыта их роль как инструмента (документа) стратегического планирования. В результате система стратегического планирования теряет всеобъемлющий характер, недостаточна взаимоувязка национальных проектов с государственными программами и иными документами стратегического планирования.

К основным препятствиям регионы относят несовершенство методической и организационной базы управления этими процессами, проблемы реалистичности оценок достижения поставленных в документах стратегического планирования целей, отмечаются разночтения в определении временного горизонта планирования, отсутствие оценки необходимых ресурсов, проблемы организации экспертной работы по разработке документов стратегического планирования в связи с отсутствием необходимой квалификации у сотрудников аппарата управления.

Отмечаются сложности, связанные с достижением значений показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, и громоздкость сформированной на сегодняшний день многоуровневой системы мониторинга реализации национальных, федеральных и региональных проектов.

Затрудняет деятельность исполнительных органов государственной власти субъектов отсутствие на федеральном уровне документов стратегического планирования (стратегии социально-

экономического развития Российской Федерации, стратегического прогноза Российской Федерации), иерархической согласованности документов, единого плана разработки документов стратегического планирования федерального и регионального уровней, а также недостаточность информационного обеспечения разработки указанных документов.

Документы характеризуются отраслевой изолированностью, отсутствием стратегических ориентиров для бизнеса и регионов, практически не используются в процессе выработки и принятия решений. Не всегда прослеживается взаимосвязь между стратегическими целями и бюджетным процессом.

В связи с этим особое внимание должно быть уделено формированию единой системы стратегического планирования, что позволит решать весь спектр задач развития страны и национальной безопасности, обеспечить взаимосвязь долгосрочных целей стратегий и государственных программ, а также ресурсов для их реализации.

 

6 слайд Основными задачами по реализации направления, касающегося обеспечения устойчивого роста реального сектора экономики, являются:

1) комплексная модернизация производственно-технологической базы отраслей реального сектора экономики с учетом требований промышленной и экологической безопасности;

2) обеспечение достаточного (безопасного) уровня технологической независимости национальной экономики, в первую очередь стратегически важных производств;

3) создание и устойчивое развитие перспективных высокотехнологичных секторов экономики;

4) обеспечение устойчивого развития стратегически значимых организаций оборонно-промышленного комплекса;

5) поддержка высокотехнологичного малого и среднего бизнеса;

6) повышение производительности труда, ресурсо- и энергоэффективности производственных процессов;

7) формирование производственных кластеров, развитие территорий, на которых установлен льготный режим осуществления промышленно-производственной и технико-внедренческой деятельности;

8) комплексное развитие транспортной инфраструктуры, создание современных транспортно-логистических комплексов, разработка и внедрение современных транспортных средств;

9) комплексное развитие энергетической инфраструктуры, внедрение перспективных энергоэффективных технологий, повышение эффективности переработки энергоресурсов и диверсификация направлений их экспорта с учетом мировых тенденций перехода на низкоуглеродную экономику;

10) создание стратегических запасов государственных материальных резервов и мощностей, достаточных для гарантированного обеспечения мобилизационных нужд Российской Федерации;

11) расширение использования производственно-технологического и инновационного потенциалов организаций оборонно-промышленного комплекса для развития производства продукции гражданского назначения.

Кабинет министров Михаила Мишустина вынес на заседание проект общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост и долгосрочные структурные изменения в экономике.

Общенациональный план действий направлен на восстановление занятости, рост доходов населения и экономики РФ (рассчитан на период до конца 2021 года). По словам главы МЭР Максима Решетникова, он станет продолжением антикризисных пакетов мер, ранее принятых на фоне распространения коронавирусной инфекции. Реализация мер плана позволит не только преодолеть спад, вызванный пандемией, но и выйти на устойчивые темпы роста ВВП, превышающие докризисный уровень.

Можно пройтись по его основным задачам: восстановление темпов устойчивого роста экономики, снижение уровня безработицы на докризисные показатели, создание условий для роста доходов населения, трансформация в структуре экономике — т.е. смещение от одних источников роста к другим, иными словами, — реализация этапов цифровой трансформации.

7 слайд Основными задачами по реализации направления, касающегося создания экономических условий для разработки и внедрения современных технологий, стимулирования инновационного развития, а также совершенствования нормативно-правовой базы в этой сфере, являются:

1) преодоление критической зависимости от импортных поставок научного, экспериментального, испытательного и производственного оборудования, приборов и микроэлектронных компонентов, программных и аппаратных средств вычислительной техники, селекционных и генетических материалов;

2) интеграция образования, науки и производственной деятельности в целях повышения конкурентоспособности национальной экономики;

3) расширение гос. поддержки научно-технической и инновационной деятельности, формирование благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в эту сферу;

4) обеспечение доступа к иностранным технологическим решениям в интересах национальной экономики;

5) развитие технологий, обеспечивающих укрепление конкурентных позиций РФ на глобальных рынках продукции с высокой добавленной стоимостью, включая фотонику, биотехнологии, аддитивные технологии и новые материалы;

6) регулирование трансграничного трансфера отечественных технологий и результатов научно-технической деятельности с учетом национальных интересов РФ;

7) развитие инструментов финансирования инновационных проектов, включая венчурное

финансирование;

8) стимулирование введения в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности;

9) совершенствование правовых и административных механизмов защиты интеллектуальной собственности и прав российских правообладателей на объекты промышленной собственности;

10) совершенствование правового регулирования и развитие рынков новой высокотехнологичной продукции, создаваемой в рамках реализации проектов Национальной технологической инициативы.

Организация "Цифровая экономика" и правительство Тульской области подписали соглашение о сотрудничестве.

Сотрудничество сторон будет направлено на повышение эффективности государственного управления в Тульской области за счет применения информационных технологий и платформенных решений, ускоренное внедрение на территории региона цифровых проектов, в том числе из базы эффективных кейсов организации "Цифровая экономика", и создание эффективной системы взаимодействия сторон по реализации нацпрограммы "Цифровая экономика РФ".

Организация "Цифровая экономика" провела "цифровую прокачку" отрасли, результатом которой стало определение около 30 российских цифровых решений, внедрение и использование которых позволит повысить как экономическую эффективность деятельности конкретных организаций отрасли, так и эффективность государственного управления отраслью в целом.

 

8 слайд Основными задачами по реализации направления, касающегося устойчивого развития национальной финансовой системы, являются:

1) снижение критической зависимости национальной денежно-кредитной системы от колебаний конъюнктуры на международных финансовых и товарных рынках;

2) снижение использования иностранной валюты при осуществлении хозяйственной деятельности в российской юрисдикции;

3) развитие внутренних (национальных) источников долгосрочных финансовых ресурсов, обеспечение нормы накопления, достаточной для устойчивого развития национальной экономики;

4) развитие механизмов и инструментов инвестиционно ориентированной гос. финансовой политики, предусматривающей в т. ч. увеличение нормы накопления и привлечение накоплений для реализации инвестиционных проектов;

5) совершенствование специализированных инструментов поддержки кредитования стратегических отраслей экономики, наукоемких и высокотехнологичных производств;

6) развитие инфраструктуры национального финансового рынка, национальной платежной системы, национальной системы платежных карт и системы передачи финансовых сообщений;

7) совершенствование регулирования деятельности финансовых организаций, развитие системы пруденциального надзора и методик стресс-тестирования;

8) противодействие переводу безналичных денежных средств в теневой оборот наличных денежных средств и легализации доходов, полученных преступным путем от предикатных экономических преступлений;

9) обеспечение устойчивости и сбалансированности бюджетной системы РФ, в т. ч. гос. внебюджетных фондов;

10) совершенствование управления государственными финансовыми активами и долговыми обязательствами.

Программа поддержки нефтесервиса сохранит спрос на эти услуги на уровне 80% от 2019 г.

Программа «Незавершенная скважина» по поддержке нефтесервиса позволит построить дополнительно 2700 скважин. Это обеспечит спрос на услуги бурильщиков с 2020 г. по апрель 2022 г. на уровне 80% от 2019 г., сказал заместитель директора департамента добычи и транспортировки нефти и газа Министерства энергетики РФ Дмитрий Шведов на заседании комитета Госдумы по энергетике.

«Согласно оценке Минэнерго, реализация предложенного механизма позволит обеспечить такие компании заказами в период с 2020 года по апрель 2022 года. За счет указанных средств планируется построить 2700 скважин, что обеспечит сохранение доли рынка нефтесервисных услуг на уровне 80% от уровня 2019 г. Планируемый объем инвестиций недропользователей в рамках программы составит 300-400 млрд руб.», - отметил он.

 

9 слайд Основными задачами по реализации направления, касающегося обеспечения безопасности экономической деятельности, являются:

1) снижение рисков ведения предпринимательской деятельности, связанных с возможностью использования формальных поводов для ее остановки;

2) профилактика, предупреждение и предотвращение рейдерских захватов, иных преступных и противоправных действий в хозяйственно-финансовой сфере;

3) создание условий, исключающих возможность сращивания интересов должностных лиц бизнес-структур и представителей гос. органов, профилактика и предупреждение формирования коррупционных схем их взаимодействия;

4) предотвращение преднамеренного банкротства и иных противоправных действий в отношении субъектов экономической деятельности;

5) повышение уровня безопасности и антитеррористической защищенности критически важных и потенциально опасных объектов;

6) противодействие деятельности спец. служб и организаций иностранных государств, направленной на нанесение ущерба стратегически важным отраслям национальной экономики РФ, в первую очередь оборонно-промышленному, топливно-энергетическому и транспортному комплексам.

Правительство ввело меры поддержки наиболее пострадавших от коронавируса отраслей.

Правительство утвердило перечень мер поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей, занятых в сферах, наиболее пострадавших от распространения коронавируса COVID-19. В список таких отраслей, объявленный ранее сегодня, вошли в том числе общепит, гостиничный бизнес, авиаперевозки, сфера бытовых услуг.

Перечень мер включает:

- Сроки уплаты налогов, сборов и страховых взносов для субъектов малого и среднего предпринимательства продлили на срок от трех до шести месяцев.

- До 31 мая 2020 года (включительно) отсрочили проведение налоговых проверок, а также проверок соблюдения валютного законодательства (для внеплановых проверок малого и среднего бизнеса нужно будет разрешение прокуратуры).

- Сроки представления налоговых деклараций и расчетов, подать которые нужно в марте—мае 2020 года, продлены на три месяца, сроки подачи документов, сведений и пояснений — на 20 рабочих дней, сроки представления документов, связанных с установлением налогового резидентства, и финансовой информации за 2019 год — на три месяца, сроки направления требований об уплате налогов, сборов, страховых взносов — на шесть месяцев.

- Сроки уплаты страховых взносов (страхование от несчастных случаев на производстве) продлены на четыре-шесть месяцев.

Меры поддержки пострадавшим сферам экономики объявил 25 марта президент России Владимир Путин во время обращения к гражданам. В числе этих мер также были банковские каникулы для физлиц в случае радения доходов более чем на 30%, а также снижение с 30% до 15% ставки соцвзносов для части малого и среднего бизнеса. ЦБ уточнил, что кредитные каникулы не являются бесплатными: банки продолжат начислять проценты на кредит, которые увеличат сумму долга.

 

10 слайд Реализация настоящей Стратегии осуществляется в два этапа:

1) I этап (до 2019 года) - разработка и реализация мер организационного, нормативно-правового и методического характера в целях обеспечения экономической безопасности, совершенствование механизмов мониторинга и оценки ее состояния;

2) II этап (до 2030 года) - выполнение мер по нейтрализации вызовов и угроз экономической безопасности..

Настоящая Стратегия реализуется в процессе осуществления комплекса политических, организационных, социально-экономических, правовых, информационных, дипломатических, военных, специальных и иных мер, разработанных в рамках стратегического планирования в РФ.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, Центральный банк РФ, государственные корпорации, компании с преобладающим участием РФ и иные организации обеспечивают реализацию настоящей Стратегии в соответствии со своей компетенцией. Взаимодействие федеральных органов исполнительной власти при реализации настоящей Стратегии осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.

Правительство РФ организует и обеспечивает выполнение мер организационного, нормативно-правового и методического характера, необходимых для реализации настоящей Стратегии.

Итогом реализации настоящей Стратегии должны стать обеспечение экономического суверенитета РФ и устойчивости национальной экономики к внешним и внутренним вызовам и угрозам, укрепление общественно-политической стабильности, динамичное социально-экономическое развитие, повышение уровня и улучшение качества жизни населения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: