Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса




Принципы специальной педагогики

Специальная педагогика опирается на общепедагогические принципы, также данная составная часть педагогики имеет собственные принципы специальной педагогики –специфические:

1) принцип педагогического оптимизма

Обусловлен уровнем современного научного и практического знания о возможностях лиц с особыми образовательными потребностями, основывается на гуманистическом воззрении: каждый человек, независимости от его способностей может быть включен в образовательный процесс.

В специальной педагогике способность к обучению понимается не только как освоение знаний, сколько освоение доступных ребенку социально и личностно значимых навыков жизненной компетенции, которые обеспечивают его адаптацию к окружающей среде.

Современные специальные педагоги считают, что необучаемых детей нет: педагогическое искусство и новые образовательные технологии, терпение могут творить чудеса.

2) принцип ранней педагогической помощи

Одним из ключевых условий успешной помощи современная педагогика считает обеспечение раннего выявления и ранней диагностики отклонений в развитии ребенка для определения его образовательных потребностей.

Многие сензитивные периоды, играющие решающую роль для последующего развития ребенка, приходятся на ранний и дошкольный возраст.

3) принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования

Предполагает опору на здоровые силы ребенка, с использованием сохранных анализаторов. Обеспечивается современной системой специальных технических средств обучения и коррекции, компенсирующими технологиями, особой организацией образовательного процесса, отражена в методах (меньшая наполняемость групп, увеличены сроки обучения, охранительный педагогический режим, специальные занятия, специальные методы).

4) социально-адаптирующей направленности образования

Коррекция и компенсация рассматривается как средство обеспечения самостоятельности и независимости в самостоятельной жизни. Обеспечивается содержанием программ, формами и средствами коррекционно-образовательного процесса (выработка элементарных гигиенических, коммуникативных, бытовых навыков, социальных навыков, нравственно-этических).

5) деятельностного подхода в обучении и воспитании

Предметно-практическая деятельность в процессе которой развиваются высшие психические функции ребенка являются коррекционно-компенсирующим средством.

6) дифференцированного и индивидуального подхода

Индивидульный подход создает благоприятные условия для учета индивидуальных особенностей ребенка (ВНД, скорость протекания мыслительных процессов, мотивации, уровня развития эмоционально-волевой сферы).

Применение принципа дифференцированного подхода обусловлено различными степенями нарушений.

7) специального педагогического руководства.

Особенности развития обучающихся заставляют вносить изменения в содержание и способы деятельности педагога.

 

2. Методы специального образования

Методы обучения: в специальной педагогике общепедагогические методы и приемы применяются особым образом: предусматривается специальный отбор и композиция методов и приемов, более других отвечающих особым образовательным потребностям воспитанника (на начальных этапах обучения могут быть использованы наглядно-практические методы и приемы обучения, на более поздних – словесные с дополнением наглядных и практических методов).

Методы воспитания. Процесс воспитания в специальной педагогике проходит в осложненных условиях: решая общепринятые задачи, обеспечивают удовлетворение особых образовательных потребностей в воспитании.

 

Формы организации специального образования

1) индивидуальная. Применяется в случаях:

- тяжелых нарушений в развитии;

- в соответствии со спецификой образовательного процесса, возрастными особенностями детей (психотерапевтическая помощь, ранний возраст);

2) подгрупповая. В качестве продолжения индивидуальной, когда достигнут эффект на индивидуальном занятии.

3) фронтальная. Предоставляет возможности для сочетания индивидуальной, подгрупповой, фронтальной работы.

 

Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса

Для эффективной познавательной деятельности в специальной педагогике используются специфические приемы и средства обучения и воспитания.

1) специальные требования к речи педагога (правильная, эмоциональная, с соблюдением требований по характеристикам к темпу, ритму, громкости);

2) дактильная и жестовая речь (дактилема –изображение букв алфавита пальцами руки, жестовая речь – обозначение при помощи жестов слов);

3) чтение с губ. Применяется для обучения глухих детей с 2-летнего возраста;

4) арттерапия (изобразительная деятельнсоть, ручной труд, художественно-речевая деятельность, театр);

5) специальная учебная техника: слуховые аппараты, лупы, очки, компьютер для детей с нарушениями зрения со специальной клавиатурой;

6) специальные книги;

7) особые требования к наглядности: большего объема, стремление к естественности, использование различных анализаторов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: