Код и направление подготовки : 44.04.02




Щеглова Анна Андреевна

Формирование представлений счетной деятельности

Детей седьмого года жизни

По средствам игровых технологий

Код и направление подготовки: 44.04.02

Направленность (профиль) магистерской программы:
Оздоровительные технологии в дошкольном образовании

 

Выпускная квалификационная работа
магистранта

 

 

Заведующий кафедрой

Теорий и методик дошкольного

образования
канд. пед. Наук, профессор
В.И. Яшина
___________________________

Научный руководитель-

канд. пед. наук, проф. кафедры теории и
методики дошкольного образования
Павлова Людмила Ивановна

 

Глава I. Теоретические основы формирования счетной деятельности у детей дошкольного возраста

1.1 Генезис представлений о числе и счете у детей дошкольного возраста

1.2. Характеристика игровых технологий и их значение в образовании дошкольников

1.3. Анализ использования игровых технологий в процессе развития счетной деятельности у детей дошкольного возраста

Вывод по I главе

Глава II. Педагогические условия формирования счетной деятельности у детей седьмого года жизни посредством игровых технологий.

2.1. Выявление уровня счетной деятельности и представлений о числе у детей

2.2. Содержание и экспериментальная методика формирования счетной деятельности у детей

2.3. Динамика развития счетной деятельности и представлений о числе у дошкольников в ходе экспериментальной работы

Вывод по II главе

Заключение
Список литературы
Приложение

 

Введение
В качестве общегосударственной задачи на современном этапе рассматривается модернизация российской системы образования. Одной из ее структурных частей является дошкольное образование. Утвержденный в 2013 году Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), прежде всего, направлен на повышение качества воспитания и развития подрастающего поколения. В нем особо подчеркивается необходимость развития познавательной сферы детей дошкольного возраста, в состав которой входит и математическое образование.
Согласно «Концепции о развитии математического образования в Российской Федерации» (от 24 декабря 2013 года) в разделе «Основные направления реализации Концепции» отмечено, что в дошкольном образовании для развития математических способностей важны в первую очередь условия предметно-пространственной и информационной среды, образовательные ситуации, средства педагогической поддержки ребенка для освоения воспитанниками первичных математических представлений и образов. К педагогическим средствам для освоения математики относятся оборудование для самостоятельных игр и занятий детей, комплекты наглядного-дидактического материала для занятий, а так же дидактических игр и упражнений для формирования количественных, пространственных и временных представлений и др. Дидактические игры и упражнения входят в состав игровых технологий, которые в свете последних государственных документов занимают центральное место в системе дошкольного образования. Почему не пишите про указание использовать игру??? Почитайте внимательно там это есть

Игровые технологии- это образовательные технологии направлены на активизацию и улучшение результативности работы детей. Они представляют собой игровую форму взаимодействия воспитателя и детей через реализацию определенного сюжета: игры, сказки, спектакля, делового общения и включают обширную группу приемов организации образовательного процесса в форме разных педагогических игр.
Игровая технология выгодно отличается от других педагогических технологий тем, что позволяет ребенку быть лично причастным к функционированию изучаемого явления, дает возможность прожить некоторое время в «реальных» жизненных условиях. Она является эффективным средством формирования личности ребенка, его морально-волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Использование игровых технологий способствует развитию индивидуальности дошкольника. Это является своего рода фундаментом всего образовательного процесса.
Игровые технологии уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепление ранее изученного.
Разработкой игр (игровых технологий) для детей дошкольного возраста в области математики занимались многие ученые и практики (Е.И. Тихеева,Л.В. Глаголева, Ф.Н. Блехер, З. П. Дьенеш, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина)

Так Ф.Н. Блехер предложила общие пути работы по формированию математических представлений. Она выделила два основных пути, один из которых путь, тесно связанный с играми и занятия со специальным заданием по счёту. Согласно Ф. Н. Блехер дидактические игры, игровые занимательные упражнения - это основной путь математического развития детей. Таким образом, Ф.Н. Блехер разработала не только содержание обучения математическим знаниям детей дошкольного возраста, но и некоторые методы, преимущественно игровые.

В методических пособиях Е. И. Тихеевой впервые был определен объем знаний, которым должны овладеть дети к концу пребывания в детском саду. Особая роль отводилась счетным навыкам. Наибольшую ценность представляют разработанные ею игры-занятия по формированию элементарных математических представлений.Так же автор разработаласистему дидактических игр с картинками («Игры парами», разрезные картинки, игры с картинками типа «Лото»). В работе «Счет в жизни маленьких детей» (1920). Е.И.Тихеева также выступала против «притеснения» в математическом развитии ребенка. Она высказывалась против систематического обучения на занятиях, предлагая ознакомление детей с числом в процессе организации разнообразных игр и режимных моментов.
Автор возражает против коллективных занятий, ибо в них «навязывается» всем то, к чему не лежит душа некоторых детей. По ее мнению, грамоту и счет дети усваивают легко и незаметно без систематического обучения, взаимно обучая друг друга. В этих целях Е. И. Тихеева создает ряд пособий типа парных картинок, лото и др. Она разрабатывает 60 задач для игр-занятий на закрепление количественных и пространственных представлений, объясняя необходимость их тем, что математика, как точная наука, требует систематизации усвоенных числовых представлений. В качестве счетного материала она советует брать естественный материал — камешки, бобы, листья, шишки, а также мелкие игрушки, пуговицы, ленточки и др.
До 1939 г. в детских садах детей обучали счету по методике Л. В. Глаголевой. В ряде ее методических пособий: «Преподавание арифметики лабораторным методом» (1919); «.равнения величин предметов в нулевых группах школ» (1930);.Математика в нулевых группах» (1930) —раскрыты содержание, методы и приемы формирования у детей первоначальных представлений о числах, величинах и их измерении, делении целого на равные части.
В методике обучения счету Л. В. Глаголева рекомендовала опираться на обе господствовавшие в то время теории: восприятия чисел путем счета и путем образа (числовые фигуры и группировки предметов). Во всех пособиях, разработанных ею, прослеживается мысль о необходимости идти при обучении от числа к числу. Это дает возможность формировать понятия числа во всех отношениях к другим числам (монографический метод).
Л. В. Глаголева пропагандировала разнообразие методов обучения. При этом большое значение имел каждый метод: лабораторный (практические действия с использованием наглядного материала), исследовательский (поиск детьми ситуаций применения знаний, аналогичных изучаемым), иллюстративный (закрепление знаний, умений в продуктивной деятельности), наглядный (демонстрация наглядных пособий). Игра рассматривалась ею как метод обучения на занятиях. Ценность игры Л. В. Глаголева видела в развитии интересов детей, активности, находчивости и сообразительности, приучения их к наблюдательности на основе развития памяти, разумной критики и осознания своих ошибок.

Таким образом, методические разработки Л.В. Глаголевой сыграли большую роль в становлении методики формирования элементарных математических представлений у дошкольников.

Анализ состояния обучения дошкольников в математике приводит многих специалистов (В.Н.Аванесова, О.М.Дьяченко, З.А.Михайлова, А.А.Смоленцова, А.А.Столяра и др.) к выводу о необходимости реализации в дидактических играх функции формирования новых знаний, представлений, способов познавательной деятельности. Иными словами речь идёт о необходимости использования не только обучающих, но и развивающих функций игры, обучения и развития через игру.
По словам А. И.Сорокиной (уч.пособие «Дидактические игры в детском саду», 1982) дидактическая игра -это игра познавательная, направленное на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных способностей.

По словам Усовой А.П. («Роль игры в воспитании детей», 1976г.) - дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразить учебную деятельность ребенка, вносят занимательность.

Анализ публикаций показывает, что недостаточно исследованы некоторые вопросы использования игровых технологий. Практики отмечают, что применение игры не всегда может дать желаемые результаты, особенно в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Излишнее увлечение игровыми технологиями и методически неверное их использование, приводит к тому, что теряется образовательное содержание, не решаются поставленные цели обучения.

Таким образом, изучение психолого-педагогических трудов и состояния практики показывает, что существуют противоречия между рекомендациями широкого использования игровых технологий в дошкольном образовании и недостаточной разработанностью их применения при обучении счету детей седьмого года жизни.

Из противоречия вытекает проблема: каковы педагогические условия эффективного формирования счетной деятельности детей седьмого года жизни посредством игровых технологий. Решение данной проблемы будет ц елью исследования.
Объект исследования:
представления счете у детей дошкольного возраста дошкольников.
Предмет исследования: процесс формирования счетной деятельности у детей седьмого года жизни посредством игровых технологий.
Задачи исследования:

1. Изучить теоретические основы развития счетной деятельности у детей дошкольного возраста и определить. особенности использования игровых технологий в образовательном процессе ДОУ.
2. Выявить уровни развития счетной деятельности и представлений о числе у детей седьмого года жизни

3. Определить, обосновать и экспериментально проверить эффективность

педагогических условий формирования счетной деятельности у детей седьмого года жизни посредством игровых технологий.

Гипотеза исследования: игровые технологии могут выступать в качестве эффективного средства формирования счетной деятельности у детей седьмого года жизни при следующих педагогических условиях:

- специального подбора игровых технологий в соответствии обоснованными требованиями к ним;
- построении обучения на игровых технологиях с учетом особенностей развития счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста;
- выстраивании последовательности игр и упражнений в определённой в логике усложнения. Методы исследования:
- теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования; сравнение и обобщение материалов;

- теоретический анализ игровых технологий математического содержания;

- беседа и анкетирование педагогов;

- педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольные этапы;

- анализ сравнение и обобщение опытных данных;

- методы математической обработки экспериментальных данных.

Научная новизна и теоретическое значение исследования:

- уточнении и конкретизации особенностей развития счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста;

- выявлении возможностей применения игровых технологий для формирования счетной деятельности у дошкольников;

- научном обосновании требований (критериев) к отбору игровых технологий, использующихся в процессе формирования счетной деятельности у детей седьмого года жизни;

- определении и обосновании педагогических условий формирования счетной деятельности посредством игровых технологий.

Практическая значимость результатов исследования определяется разработанной методикой формирования у детей седьмого года жизни счетной деятельности с использованием игровых технологий, позволяющей улучшить качество работы по разделу «количество и счёт», обогатить содержание работы с детьми. Материалы исследования могут быть использованы в системе непрерывного педагогического образования при подготовке и повышении квалификации специалистов дошкольного профиля: в процессе чтения курса "Теория и методика математического развития детей дошкольного возраста" для студентов педагогических училищ, колледжей, вузов, институтов повышения квалификации. На основании исследования может быть разработано методическое пособие и игровыми технологиями для использования их в обучении детей счетной деятельности.

 


 

 

 

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫФОРМИРОВАНИЯ СЧЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: