Принят Государственной Думой 22 сентября 1999 года с последующими изменениями




(Извлечения)

Статья 26.3. Принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации

(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

 

1. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.

2. К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов:

5) предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий;

5.1) предупреждения ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения, и ликвидации их последствий;

(пп. 5.1 введен Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

7) организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;

(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

8) создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения; ведения Красной книги субъекта Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 23.03.2007 N 37-ФЗ)

12) организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение);

(в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ)

12.1) содержания, развития и организации эксплуатации аэропортов и (или) аэродромов гражданской авиации, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации;

(пп. 12.1 введен Федеральным законом от 19.07.2007 N 133-ФЗ, в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

12.2) содержания, развития и организации эксплуатации речных портов, на территориях которых расположено имущество, находящееся в собственности субъекта Российской Федерации;

(пп. 12.2 введен Федеральным законом от 25.11.2008 N 221-ФЗ)

13) обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 21.07.2007 N 194-ФЗ)

13.1) организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в образовательных учреждениях, находящихся в соответствии с федеральным законом в ведении субъекта Российской Федерации;

(пп. 13.1 в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

14) организации предоставления начального, среднего и дополнительного профессионального образования (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

(в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

14.1) организации предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения;

(пп. 14.1 введен Федеральным законом от 29.12.2004 N 199-ФЗ, в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

15) сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения;

(пп. 15 в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

16) организации библиотечного обслуживания населения библиотеками субъекта Российской Федерации, комплектования и обеспечения сохранности их библиотечных фондов;

(в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

17) создания и поддержки государственных музеев (за исключением федеральных государственных музеев, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

18) организации и поддержки учреждений культуры и искусства (за исключением федеральных государственных учреждений культуры и искусства, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти);

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

19) поддержки народных художественных промыслов (за исключением организаций народных художественных промыслов, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти);

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

20) поддержки региональных и местных национально-культурных автономий, поддержки изучения в образовательных учреждениях национальных языков и иных предметов этнокультурной направленности;

21) организации оказания специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях (за исключением федеральных специализированных медицинских учреждений, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти);

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2006 N 258-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

21.1) организации оказания медицинской помощи, предусмотренной законодательством субъекта Российской Федерации для определенных категорий граждан;

(пп. 21.1 введен Федеральным законом от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

23) организации оказания специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи;

24) социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг;

(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ (ред. 18.10.2007))

24.1) создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организации деятельности таких комиссий, а также создания административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации;

(пп. 24.1 введен Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ, в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ)

24.2) организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству;

(пп. 24.2 введен Федеральным законом от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

29) организации и осуществления межмуниципальных инвестиционных проектов, а также инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований;

(в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

30) осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области физической культуры и спорта, организации и проведения официальных региональных и межмуниципальных физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, обеспечения подготовки спортивных сборных команд субъекта Российской Федерации, в том числе среди лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также присвоения спортивных разрядов и соответствующих квалификационных категорий спортивных судей в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

(пп. 30 в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

 

39) установления административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления;

(пп. 42 введен Федеральным законом от 29.12.2004 N 191-ФЗ)

43) проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или об участках недр местного значения, а также участках недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; установления порядка пользования и распоряжения данными участками недр, в том числе разработки и реализации территориальных программ развития и использования минерально-сырьевой базы Российской Федерации;

(пп. 43 в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

45) организации и осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории субъекта Российской Федерации, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

(пп. 45 введен Федеральным законом от 29.12.2004 N 199-ФЗ)

49) организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации;

(пп. 49 введен Федеральным законом от 29.12.2004 N 199-ФЗ)

49.1) изъятия животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории субъекта Российской Федерации с возмещением стоимости изъятых животных и (или) продуктов животноводства;

(пп. 49.1 введен Федеральным законом от 21.07.2007 N 191-ФЗ)

50) осуществления поиска и спасания людей во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации;

(пп. 50 введен Федеральным законом от 29.12.2004 N 199-ФЗ)

51) создания, содержания и организации деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований;

(пп. 51 введен Федеральным законом от 29.12.2004 N 199-ФЗ)

53) организации и осуществления региональных научно-технических и инновационных программ и проектов, в том числе научными организациями субъекта Российской Федерации;

(пп. 53 введен Федеральным законом от 29.12.2004 N 199-ФЗ, в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

54) организации и обеспечения защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Российской Федерации;

56) осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;

(пп. 56 введен Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

58) осуществления региональных и межмуниципальных программ и мероприятий по работе с детьми и молодежью;

(пп. 58 введен Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

60) утверждения порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд, нормативно-правового регулирования отдельных вопросов в области лесных отношений, осуществления полномочий собственников лесных участков в пределах, установленных лесным законодательством;

(пп. 60 введен Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ)

63) участия в обеспечении подготовки, переподготовки и повышения квалификации лиц, замещающих выборные муниципальные должности, а также профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений;

(пп. 63 введен Федеральным законом от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

3. Для целей настоящей статьи под межмуниципальными объектами, программами, проектами понимаются объекты, программы, проекты, предназначенные для решения вопросов местного значения на территориях двух и более муниципальных районов, городских округов.

 

 

Об образовании

Закон Российской Федерации № 3266-1 от 10 июля 1992 г. с последующими изменениями

(Извлечения)

Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспи-

тания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся конста-

тацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образова-

тельных уровней (образовательных цензов).

Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и

подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соот-

ветствующим документом.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных

прав граждан Российской Федерации.

Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодатель-

ством Российской Федерации и нормами международного права.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Государственная политика в области образования

1. Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной.

5. В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах управ-

ления образованием создание и деятельность организационных структур политических

партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются.

Статья 2. Принципы государственной политики в области образования

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей,

жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и раз-

витие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и осо-

бенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4) светский характер образования в государственных и муниципальных образователь-

ных учреждениях;

5) свобода и плюрализм в образовании;

6) демократический, государственно-общественный характер управления образовани-

ем. Автономность образовательных учреждений.

Статья 3. Законодательство Российской Федерации в области образования

3. Субъекты Российской Федерации в соответствии с их статусом и компетенцией могут принимать в области образования законы и иные нормативные правовые акты, не противоречащие федеральным законам в области образования.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в облас-

ти образования не могут ограничивать права физических и юридических лиц по сравнению с законодательством Российской Федерации в области образования.

Статья 5. Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования

3. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного,

начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

ГЛАВА II. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 8. Понятие системы образования

Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаи-

модействующих:

преемственных образовательных программ и государственных образовательных стан-

дартов различного уровня и направленности;

сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-

правовых форм, типов и видов;

органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций;

объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.

Статья 9. Образовательные программы

1. Образовательная программа определяет содержание образования определенных

уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные про-

граммы, которые подразделяются на:

1) общеобразовательные (основные и дополнительные);

2) профессиональные (основные и дополнительные).

2. Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования об-

щей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

3. К общеобразовательным относятся программы:

1) дошкольного образования;

2) начального общего образования;

3) основного общего образования;

4) среднего (полного) общего образования.

Статья 10. Формы получения образования

1. С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осва-

иваются в следующих формах: в образовательном учреждении – в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

Допускается сочетание различных форм получения образования.

Статья 11. Учредитель образовательного учреждения

1. Учредителем образовательного учреждения (далее – учредитель) могут быть:

1) органы государственной власти, органы местного самоуправления;

2) отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объедине-

ния (ассоциации и союзы);

3) отечественные и иностранные общественные и частные фонды;

4) общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на

территории Российской Федерации;

5) граждане Российской Федерации и иностранные граждане.

Допускается совместное учредительство негосударственных образовательных учреждений.

В случае реорганизации органов государственной власти, органов управления образованием и (или) органов местного самоуправления права учредителя переходят к соответствующим правопреемникам.

3. Отношения между учредителем и образовательным учреждением определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 12. Образовательные учреждения

1. Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс,

то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечива-

ющее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

2. Образовательное учреждение является юридическим лицом.

3. Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации), муниципальными, негосударственны-

ми (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)).

Федеральное государственное образовательное учреждение – образовательное учреж-

дение, находящееся в федеральной собственности и финансируемое за счет средств федерального бюджета.

Действие законодательства Российской Федерации в области образования распростра-

няется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

4. К образовательным относятся учреждения следующих типов:

1) дошкольные;

2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного)

общего образования);

3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего

профессионального и послевузовского профессионального образования;

4) учреждения дополнительного образования взрослых;

5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в

развитии;

7) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных

представителей);

8) учреждения дополнительного образования детей;

9) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

5. Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регу-

лируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.

Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образова-

тельных учреждениях выполняют функции примерных.

6. Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации.

7. Филиалы, отделения, структурные подразделения образовательного учреждения

могут по его доверенности осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица.

8. Образовательные учреждения вправе образовывать образовательные объединения

(ассоциации и союзы), в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций (объединений). Указанные образовательные объединения создаются в целях развития и совершенствования образования и действуют в соответствии со своими уставами. Порядок регистрации и деятельности указанных образовательных объединений регули-

руется законом.

9. Права и обязанности учреждений дополнительного образования, предусмотренные

законодательством Российской Федерации, распространяются и на общественные организации (объединения), основной уставной целью которых является образовательная деятельность, только в части реализации ими дополнительных образовательных программ.

Статья 13. Устав образовательного учреждения

1. В уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются:

1) наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образо-

вательного учреждения;

2) учредитель;

3) организационно-правовая форма образовательного учреждения;

4) цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных про-

грамм;

5) основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе:

а) язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание;

б) порядок приема обучающихся, воспитанников;

в) продолжительность обучения на каждом этапе обучения;

г) порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников;

д) система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения;

е) режим занятий обучающихся, воспитанников;

ж) наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договор-

ной основе);

з) порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и

обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей);

6) структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения,

в том числе в части:

а) использования имущества, закрепленного за образовательным учреждением;

б) финансирования и материально-технического обеспечения деятельности образова-

тельного учреждения;

г) осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

д) запрета на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчу-

ждение или обременение имущества, закрепленного за образовательным учреждением,

или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных этому учреждению собственником образовательного учреждения, за исключением случаев, если совершение таких сделок допускается федеральными законами;

е) порядка распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов,

полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

ж) открытия счетов в органах казначейства (за исключением негосударственных образовательных учреждений и автономных учреждений);

7) порядок управления образовательным учреждением, в том числе:

а) компетенция учредителя;

б) структура, порядок формирования органов управления образовательного учрежде-

ния, их компетенция и порядок организации деятельности;

в) порядок комплектования работников образовательного учреждения и условия опла-

ты их труда;

г) порядок изменения устава образовательного учреждения;

д) порядок реорганизации и ликвидации образовательного учреждения;

8) права и обязанности участников образовательного процесса;

9) перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.

2. Устав гражданского образовательного учреждения в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, разрабатывается и принимается образовательным учреждением и утверждается его учредителем. Порядок утверждения устава федерального государственного образовательного учреждения устанавливается Правительством Российской Федерации, государственного образовательного учреждения, находящегося в ведении субъекта Российской Федерации, – органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципального образовательного учреждения – органом местного самоуправления.

3. При необходимости регламентации указанных в настоящей статье сторон деятельно-

сти образовательного учреждения иными локальными актами последние подлежат регистрации в качестве дополнений к уставу образовательного учреждения.

4. Локальные акты образовательного учреждения не могут противоречить его уставу.

Статья 14. Общие требования к содержанию образования

1. Содержание образования является одним из факторов экономического и социально-

го прогресса общества и должно быть ориентировано на:

обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

развитие общества;

укрепление и совершенствование правового государства.

2. Содержание образования должно обеспечивать:

адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню об-

разовательной программы (ступени обучения) картины мира;

интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество

и нацеленного на совершенствование этого общества;

воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

5. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется

образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, при-

нимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.

Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку на основе

государственных образовательных стандартов примерных образовательных программ.

6. Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задача-

ми может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать до-

полнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ.

Статья 26. Дополнительное образование

1. Дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные

услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.

В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов.

2. К дополнительным образовательным программам относятся образовательные про-

граммы различной направленности, реализуемые:

в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;

в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, на станциях юных техников,станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии); посредством индивидуальной педагогической деятельности.

ГЛАВА III. УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 28. Компетенция Российской Федерации в области образования

В области образования ведению Российской Федерации в лице ее федеральных органов

государственной власти и органов управления образованием подлежат:

1) формирование и осуществление федеральной политики в области образования;

2) правовое регулирование отношений в области образования в пределах своей компе-

тенции;

2.1) обеспечение государственных гарантий прав граждан в области образования;

6) установление порядка создания, реорганизации и ликвидации федеральных государ-

ственных образовательных учреждений;

7) установление перечней профессий и специальностей, по которым ведутся професси-

ональная подготовка и профессиональное образование;

8) создание, реорганизация и ликвидация федеральных образовательных учреждений;

10) разработка и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях;

11) установление порядка лицензирования, аттестации и государственной аккредитации

образовательных учреждений;

12) установление порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений и работников органов управления образованием;

13) установление норм труда и нормативов его оплаты в федеральных государственных

образовательных учреждениях;

16) установление:

федеральных нормативов финансирования образования обучающихся, воспитанников

федеральных государственных образовательных учреждений;

общих принципов финансирования образовательных услуг;

образовательного ценза педагогических работников;

ставок заработной платы и должностных окладов работников федеральных государст-

венных образовательных учреждений соответствующих профессионально-квалификационных групп;

федеральных требований к образовательным учреждениям в части строительных норм

и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений;

19) информационное и научно-методическое обеспечение системы образования, разра-

ботка в пределах своей компетенции базисных учебных планов и примерных программ курсов, дисциплин, учебной литературы и учебных пособий. Создание единой для Российской Федерации системы информации в области образования;

20) организация федеральной системы подготовки и переподготовки педагогических

работников и работников государственных органов управления образованием;

21) надзор и контроль исполнения законодательства Российской Федерации в области

образования и качества образования (в части федеральных компонентов государственных образовательных стандартов), принятие мер по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в области образования, в том числе путем направления обязательных для исполнения предписаний образовательным учреждениям и органам управления образованием;

22) установление и присвоение государственных наград и почетных званий работникам

образования;

23) издание нормативных документов в пределах своей компетенции;

Статья 29. Компетенция субъектов Российской Федерации в области образования

В ведении субъектов Российской Федерации в области образования находятся:

1) определение и осуществление политики в области образования, не противоречащей

политике Российской Федерации в области образования;

2) законодательство субъектов Российской Федерации в области образования;

3) установление порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования об-

разовательных учреждений субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом;

6.1) обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступно-

го и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебныепособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации;

7) создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений субъектов Рос-

сийской Федерации (за исключением создания высших учебных заведений), а также лицензирование, аттестация и государственная аккредитация образовательных учреждений (за исключением образовательных учреждений, лицензирование, аттестация и государственная аккредитация которых отнесены к компетенции Российской Федерации);

11) установление нормативов финансирования образования субъекта Росси



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: