УРОК 1
За синим прямоугольником скрываются тема и цели урока. Не торопитесь его удалять. Попробуйте, как обычно, сформулировать их самостоятельно. А для этого выполните (устно) первые семь заданий урока.
Максим Горький (1868 – 1936). «Детство». Автобиографический характер повести.
«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни».
Вера в творческие силы народа
Т.л. Портрет. Понятие о теме и идее произведения
ЦЕЛИ: продолжив анализ системы образов, очертить круг героев, которые вносили в жизнь Алёши добро и свет;
охарактеризовать этих героев;
Определить роль этих героев в становлении личности мальчика и его судьбе.
В этом уроке 11 заданий: 10 устных (для всех), 1 письменное (на выбор)
В детстве я представляю сам себя ульем, куда разные простые, серые люди сносили, как пчелы, мед своих знаний и дум о жизни, щедро обогащая душу мою, кто чем мог. Часто мед этот был грязен и горек, но всякое знание — все-таки мёд.
Максим Горький
На прошлом уроке мы говорили об изображенных в повести «свинцовых мерзостях дикой русской жизни».
А нужно ли нам знать о темной стороне жизни и зачем нам это знание?
Как отвечает на этот вопрос сам писатель? Найдите в тексте ответ на этот вопрос.
Подсказка: выделите синий прямоугольник, нажмите Delete (в скачанном документе)
«Вспоминая эти свинцовые мерзости дикой русской жизни, я минутами спрашиваю себя: да стоит ли говорить об этом? И, с обновлённой уверенностью, отвечаю себе – стоит; ибо это – живучая, подлая правда, она не издохла и по сей день. Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать её из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной?
Обратитесь к эпиграфу урока. Что нового добавляет он к вашему пониманию авторской позиции?
3. Вспомните ключевые литературоведческие понятия:
Тема произведения – это предмет авторского изображения, те явления и события, на которые автор хочет обратить внимание читателя.
Тематика произведения – комплекс тем, которые автор рассматривает в своем произведении.
Проблема произведения – важный для личности, общества, человечества вопрос, который автор ставит перед собой и читателем в произведении.
Проблематика произведения – комплекс проблем, которые автор ставит и решает в произведении.
Идея произведения – авторская позиция, основная мысль произведения, отношение автора к теме его произведения, ответ на вопрос проблемы.
Система образов – совокупность героев произведения во всем богатстве их взаимоотношений; их роль в раскрытии авторского замысла.
Собирательная характеристика – характеристика группы героев произведения, объединённых какой-либо общей чертой: происхождением или социальным положением, общим делом, образом жизни, чертами характера, ролью в жизни главного героя и т.п. Например: «Запорожская Сечь – главный герой повести Н. Гоголя "Тарас Бульба"».
4. Рассмотрите соотношение темы, проблемы и идеи (авторской позиции) на материале повести «Детство»:
ТЕМА | ПРОБЛЕМА | АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ |
Изображение «свинцовых мерзостей дикой русской жизни» | Какова роль изображения темных сторон жизни в повести? | Знание «подлой правды» жизни обогащает наш духовный опыт и дает нам оружие и душевные силы для борьбы со злом. |
5. Подумайте, исчерпывается ли тематика и проблематика повести материалом этой таблицы? Смог ли бы Алеша противостоять темной действительности без противовеса?
6. На прошлом уроке вы составляли кластер о «свинцовых мерзостях» и использовали для их описания образную и оценочную лексику. Подберите антонимы к этим словам:
Вражда –??? Ненависть –??? Жестокость –??? Уродство –??? | Злоба –??? Лицемерие –??? Тусклый –??? Больной –??? | Лживый –??? Невежественный –??? Корыстолюбивый –??? Безотрадный –??? | Тесный –??? Приземлённый –??? Темный –??? Агрессивный –??? |
Мёртвый –??? |