Горький не идеализирует бабушку – он создает правдивый, реалистический образ. «Некрасивые» портретные детали делают этот образ жизненным. Кроме того, они удивительно вписываются в общий облик бабушки, не портя его, а приближая, оживляя.
- Прочитайте описание танцующей бабушки:
…она плыла по полу бесшумно, как по воздуху, разводя руками, подняв брови, глядя куда-то вдаль тёмными глазами…
Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то. Вот она идёт тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, всё её большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно. Остановилась, вдруг испугавшись чего-то, лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой. Откачнулась в сторону, уступая кому-то дорогу, отводя рукой кого-то; опустив голову, замерла, прислушиваясь, улыбаясь всё веселее, – и вдруг её сорвало с места, закружило вихрем, вся она стала стройней, выше ростом, и уже нельзя было глаз отвести от неё – так буйно красива и мила становилась она в эти минуты чудесного возвращения к юности!
- Какую роль играет это описание? Как раскрывается личность бабушки в танце?
- Как раскрывает ее духовный мир речевая характеристика, данная рассказчиком?
...Говорила она, как‑то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные...
- Как бабушка относится к членам семьи: сыновьям, внукам, мужу?
- Замечает ли она их пороки?
- Влияют ли эти пороки на ее отношение к родственникам? Каким образом?
- Почему она выделяет Алешу из круга родни? Как это ее характеризует?
- Как бабушка относится к прочим домочадцам: Цыганку, Григорию, Хорошему Делу? Какие черты ее личности проявляются в этих отношениях?
- Как ведет себя бабушка в сцене пожара? Как это ее характеризует? Какие строки Н. Некрасова можно было бы взять эпиграфом к этому эпизоду?
- Какой мы видим бабушку в конце повести? Как она переносит новые жизненные испытания? Изменился ли ее характер?
- В чем вы видите истоки ее мужества?
- Среди антонимов, которые вы подбирали в начале урока, выберите четыре слова, которые выражают сущность характера бабушки:
Вражда – дружба Ненависть – любовь Жестокость – милосердие Уродство – красота | Злоба – доброта Лицемерие – искренность Тусклый – яркий Больной – здоровый | Лживый – честный Невежественный – образованный Корыстолюбивый – бескорыстный Безотрадный – радостный | Тесный – просторный Приземлённый – поэтичный Темный – светлый Агрессивный – спокойный |
Мёртвый – живой |
-
![]() |
Какую роль сыграла бабушка в судьбе Алёши? Найдите в тексте повести слова, которыми рассказчик выражает своё отношение к ней.
Цыганок
- Как Иван появился в доме Кашириных?
- Сколько ему лет?
- Чем он занимается в мастерской деда?
- Как относится к нему дед? Почему дядья все время ругают Цыганка друг перед другом?
- Прочитайте описание Цыганка:
Квадратный, широкогрудый, с огромной кудрявой головой, он явился под вечер, празднично одетый в золотистую, шелковую рубаху, плисовые штаны и скрипучие сапоги гармоникой. Блестели его волосы, сверкали раскосые веселые глаза под густыми бровями и белые зубы под черной полоской молодых усов, горела рубаха, мягко отражая красный огонь неугасимой лампады...
- Какую черту личности Цыганка подчеркивает Горький в этом портрете?
- С каким животным рассказчик часто сравнивает Цыганка? Какую роль играет это сравнение?
- Как проявляется характер Цыганка в танце?
...среди кухни огнем пылал Цыганок, реял коршуном, размахнув руки, точно крылья, незаметно передвигая ноги; гикнув, приседал на пол и метался золотым стрижом, освещая всё вокруг блеском шелка, а шелк, содрогаясь и струясь, словно горел и плавился. Цыганок плясал неутомимо, самозабвенно, и казалось, что, если открыть дверь на волю, он так и пойдет плясом по улице, по городу, неизвестно куда…
- Каким словом, обозначающим черту личности, можно объединить танец Цыганка и его работу в мастерской?
- Каким способом Цыганок выражает свою благодарность семье Кашириных?
- Дайте оценку его «подвигам»: хорошо ли он поступает?
- Почему никто в доме не запрещает ему воровать?
- Имеет ли он от этого личную выгоду?
- Можно ли на основании этих поступков назвать Цыганка безнравственным?
- Какой эпизод выражает характер Ивана наиболее ярко? Что заставило его подставлять свою руку под розги?
- Как погиб Цыганок? В чем причина его смерти?
- Среди антонимов, которые вы подбирали в начале урока, выберите пять слов, которые выражают сущность характера Цыганка:
Вражда – дружба Ненависть – любовь Жестокость – милосердие Уродство – красота | Злоба – доброта Лицемерие – искренность Тусклый – яркий Больной – здоровый | Лживый – честный Невежественный – образованный Корыстолюбивый – бескорыстный Безотрадный – радостный | Тесный – просторный Приземлённый – поэтичный Темный – светлый Агрессивный – спокойный |
Мёртвый – живой |
- Какую роль сыграл Иван в судьбе Алёши? Найдите в тексте повести слова, которыми рассказчик выражает своё отношение к нему.
Хорошее Дело
- Кто такой Хорошее Дело?
- Почему его так прозвали?
- Чем занимается Хорошее Дело?
- Чем жилец отличается от остальных обитателей дома?
- Как относятся к нему в доме Кашириных? Почему?
- Почему Алёша тянется к жильцу?
- Среди антонимов, которые вы подбирали в начале урока, выберите четыре слова, которые выражают сущность характера Хорошего Дела:
Вражда – дружба Ненависть – любовь Жестокость – милосердие Уродство – красота | Злоба – доброта Лицемерие – искренность Тусклый – яркий Больной – здоровый | Лживый – честный Невежественный – образованный Корыстолюбивый – бескорыстный Безотрадный – радостный | Тесный – просторный Приземлённый – поэтичный Темный – светлый Агрессивный – спокойный |
Мёртвый – живой |
- Какую роль сыграл нахлебник в судьбе Алёши? Найдите в тексте повести слова, которыми рассказчик выражает своё отношение к нему.
11. Выполните одно письменное задание на свой выбор:
- Внесите выбранные вами характеристики в таблицу. Дополните таблицу двумя-тремя своими характеристиками (на 4 балла):
Герой повести | Выбранные характеристики | Мои характеристики |
Бабушка | ||
Цыганок | ||
Хорошее Дело |
- Ответьте на вопрос в 6-7 предложениях (на 5 баллов): Какие нравственные уроки вынес Алёша из своего детства?