Адаптация ребенка к школе после летних каникул: памятка для учителя




Журнал «Справочник классного руководителя»

https://www.menobr.ru/article/60023-qqe-16-m7-adaptatsiya-rebenka-k-shkoleposle-letnih-kanikul

Адаптация ребенка к школе после летних каникул Современные психологи считают, что самый сложный месяц в учебном году – сентябрь. Казалось бы, все лето у детей было огромное количество времени для отдыха, должны были накопить силы, а учеба дается с огромным трудом. После длительного отдыха включаться в работу очень сложно даже взрослому человеку, это не требует дополнительного объяснения. Ребенку приходится еще труднее. Все дети переживают этот переход от отдыха к организованной произвольной деятельности по-разному. Поэтому недомогание, усталость и угнетенное состояние – нередкие спутники начала учебного года для очень многих детей.

Насколько легко и спокойно пройдет период адаптации ребенка к школе в начинающемся учебном году, зависит прежде всего от педагогов и родителей. Главная задача, которую̆ предстоит решить родителям и педагогам на этом этапе, – как не зародить в душе ребенка негативное отношение к школе. Не нужно спешить. У каждого ребенка своя длительность̆ периода адаптации.

В помощь родителям и учителям мы предлагаем памятки по созданию условий постепенного погружения ученика в активный познавательный процесс. В сентябре, в начале учебного года психологи советуют не ругать школьника за отметки, не считать ребенка безответственным, не придираться к нему по пустякам, быть снисходительнее к его промахам. Будет лучше найти в себе силы подбодрить и продемонстрировать веру в возможности ребенка, чем бесконечно напоминать о его ошибках. Тогда ребенок не будет испытывать дискомфорта при каждой неудаче и у него появится стимул улучшить и усовершенствовать свои навыки.

 

Адаптация ребенка к школе после летних каникул: памятка для учителя

1. Не нагружать сразу учебной работой. Часто учителя забывают, что школьникам нужно переключиться от режима летнего отдыха на учебу и привыкнуть к возросшим нагрузкам. Некоторые учителя начинают обучение интенсивно, требуют безошибочного и максимально полного выполнения заданий. Ученики при этом еще не готовы концентрировать внимание на новом материале, они еще не абстрагировались от летних впечатлений и стремятся поведать об этом одноклассникам. Надоевшее всем сочинение «Как я провел лето» станет нудной работой для ученика. Вместо этого можно предложить детям провести «Прощание с каникулами» – праздничное мероприятие, где каждый ребенок сможет рассказать что-нибудь интересное, подготовить презентацию, поделиться впечатлениями, фотографиями, продемонстрировать сувениры, привезенные из поездок. Можно провести специальные «ритуалы» прощания с каникулами и встречи новой, полной событий и свершений жизни в школе. Вы можете организовать совместный выезд на природу с детьми и их родителями. Постепенное возвращение в школьный режим сделает адаптацию ребенка к школе после летних каникул спокойной, усвоение нового материала будет более эффективной.

2. Начать с повторения. Лучше всего посвятить первые уроки повторению того, что было пройдено в предыдущих классах. Если у учителя есть возможность объединить учеников из разных классов, то можно предложить младшим школьникам провести уроки повторения для старших. Это будет очень интересный положительный опыт для всех.

3. Использовать нетрадиционные методики. Самой распространенной и любимой нетрадиционной формой урока является игра. Именно она и нужна ребенку в первые дни учебного года. Играть любят все, независимо от возраста. В игре даптация ребенка к школе после летних каникул проходит значительно быстрее. Для учителя этот метод станет возможностью не только закрепить учебный материал и выявить возможные пробелы в знаниях, но и вызвать стойкий познавательный интерес к учебному предмету.

4. Проводить минутки эмоционально-физической разгрузки. На протяжении летних месяцев дети преимущественно активно двигались, и усадить их сейчас на 45 мин за парту – значит отрицательно воздействовать на психическое, эмоциональное и физическое состояние. Это неизбежно негативно скажется на результатах. Минутки эмоционально-физической разгрузки очень полезны на уроках в течение всего учебного года, но в самом начале они необходимы и будут радостно восприняты учениками. В течение последующих уроков первое время нелишними будут дополнительные паузы в учебной работе, физкультминутки, короткие беседы на отвлеченные темы.

5. Запастись терпением. Сколько времени потребуется ребенку, чтобы включится в учебный процесс, предсказать невозможно. Значит, терпение, терпение и еще раз терпение. Чем младше ребенок, тем больше времени потребуется: первоклассникам необходимо от 1,5 до 3 месяцев, чтобы полноценно включиться в учебу, пятиклассник поймет, что лето кончилось, за месяц-полтора, а старшеклассникам будет достаточно двух-трех недель.

6. Создать ситуацию успеха. Делать то, что хорошо получается, легко и приятно. Но в сентябре большинству детей учиться не так легко, как хотелось бы. И ребенок не захочет идти туда, где его ждут бесплодные усилия и постоянные неудачи. Если не получается само собой, значит, ситуацию успеха нужно создавать. Помните, что период адаптации к школе после летних каникул - процесс непростой и небыстрый. Чаще подбадривайте ребенка, обращайте внимание на его успехи, хвалите за успех, не ругайте за неудачи. Напоминайте, что не существует проблем, которые решить нельзя. Иными словами, старайтесь повысить его самооценку.

7. Не требуйте отличных результатов с первых уроков в новом учебном году. Объяснимо, что отметки в сентябре почти у всех обычно ниже, чем обычно. Ребенку сложно переключиться, ему трудно вновь привыкать к школьным будням, сложно вновь переходить к режиму дня, за лето много забылось и пр.

 

Адаптация ребенка к школе после летних каникул: памятка для родителей

1. Набраться терпения. Сколько времени нужно ребенку, для включения в учебный процесс, никто точно скажет. Значит, терпение просто необходимо. Чем младше ребенок, тем дольше проходит адаптация ребенка к школе после летних каникул: первоклассникам нужно от 1,5 до 3 месяцев, чтобы полноценно включиться в школьную жизнь, пятикласснику обычно хватает месяца, а старшеклассники пройдут этот этап за 2–3 недели.

2. Не ждите от ребенка отличных результатов с первых дней. Это очень предсказуемо, что в начале учебного года отметки будут ниже привычных даже у отличников. Ребенку сложно перестроиться, он каждый день борется с собой, когда по утрам нужно просыпаться и идти в школу, за лето много успело забыться и пр.

3. Заранее начать переход на школьный режим дня. Перестраиваться на новый режим нужно постепенно. За месяц или хотя бы в последнюю неделю августа начните ограничивать ночные бдения̆ у телевизора или компьютера, укладывайте спать раньше и повторяйте с ним пройденное за прошлый год. Особенно важен полноценный и достаточно продолжительный сон. Доказано, что дети, которые высыпаются вволю, успешнее усваивают учебный материал и не вступают в конфликты с одноклассниками и учителями. Процесс адаптации ребенка к школе после летних каникул проходит легче. Переходите к школьному режиму дня плавно и ненавязчиво. Очень хорошо, если родители станут придерживаться режима дня вместе с детьми. Какое-то время в течение дня лучше отвести обучающим играм, чтению, конструированию и т. п. Тогда первая учебная неделя не будет для ребенка источником стресса. С первых же дней сентября хорошо ввести строгий режим учебы и отдыха: это поможет ребенку войти в колею.

4. 1 сентября устроить праздник. Конечно, первый после каникул школьный день всегда наполнен для ребенка волнениями и впечатлениями, и он ждет его, ожидая чего-то интересного. Но создать праздничную атмосферу желательно и дома: украсить детскую комнату, запланировать после уроков поход всей в семьей в кафе, на прогулку в парк или в кино. Выбор нарядной школьной формы и других нужных вещей также принесет детям радость, они будут ожидать начала учебных занятий с радостью.

5. Заинтересовать новым. При переходе в следующий класс у ребенка наверняка появились новые учебные предметы: физика, биология, история или экономика. Пока еще ребенок очень приблизительно представляет, что он будет изучать, но вы можете рассказать, насколько интересными и увлекательными будут уроки по этим предметам, как много любопытного и полезного узнают ученики.

6. Помочь с домашним заданием. Часто проблемы с учебой возникают не из-за непонимания материала, а по причине неорганизованности и неумения заставить себя учиться. Адаптация ребенка к школе после летних каникул пройдет спокойнее, если в этот период родители постараются уделить домашним заданиям побольше внимания. Ребенок, привыкнув к контролю, быстрее войдет в привычный режим. Некоторым детям очень помогает собраться вывешенное на двери расписание уроков и перечень предметов, которым требуется уделять особое внимание. Продумайте изменение учебной зоны в детской комнате, чтобы ребенку было удобно. Устраивайте паузы при подготовке домашнего задания, дайте ребенку возможность подвигаться.

7. Организовать внешкольную нагрузку. В посещении кружков и секций в начале сентября лучше приостановить на неделю-две, когда ребенок уже привыкнет к учебному графику. Внешкольная занятость никогда не должна быть чрезмерной, особенно для младших учеников и особенно в начале учебного года. Большая нагрузка негативно сказывается на состоянии неокрепшей нервной системы ребенка.

8. Создать ситуацию успеха. Деятельность, создающая атмосферу успеха, не требует дополнительной мотивации. Ребенок не желает идти в школу, если для него она связана с бесполезными усилиями и непрекращающимися неудачами. Чаще хвалите ребенка, обращайте больше внимания на его успехи, напоминайте, что неразрешимых проблем не бывает. То есть, старайтесь повысить его самооценку. После школы обсудите прошедший учебный день, но говорите не о полученных оценках, а о том, что интересное и полезное ребенок узнал, чему научился, что понравилось или не очень и почему. Если ребенок воспринимает учебу как бесконечный и увлекательный процесс познания, результаты будут гораздо лучше.

9. Организовать полноценное питание. Здоровое питание – залог хорошей учебы. Полноценное питание обеспечивает детский мозг всем необходимым, это требуется всегда, а в период обучения – особенно. Самой нужной «пищей для мозга» в период активной умственной деятельности считаются холин и лецитин. Эти вещества в большом количестве содержатся в молоке, яйцах, рыбе и печени. Еще одним очень нужным элементом для работы головного мозга является магний, его много в орехах, гречневой крупе, какао, бананах, семечках, печеном картофеле. Постарайтесь дополнить рацион ребенка этими продуктами и этап вхождения в учебную деятельность будет даваться ему легче и проще.

10. Покажите, демонстрируйте ребенку свою любовь. Самое важное для каждого ребенка – знать, чувствовать, что родители любят его, заботятся о нем. Искренне интересуйтесь одноклассниками ребенка – к тому, как они изменились за каникулы, чем были заняты летом, что о них думает ваш ребенок. Спросите, где ваш ребенок хочет провести свои следующие каникулы. Такие разговоры радуют детей, вселяют в них уверенность в своей нужности родителям и желание двигаться дальше. Это важно всегда, а в период адаптации ребенка к школе после летних каникул просто необходимо.

11. Восстанавливайте контакт с учителем. Налаживайте контакт с учителем. Чаще всего негативное отношение ребенка к школе объясняется не успеваемостью, а с его взаимоотношениями с одноклассниками, с учителями. Вместе с педагогом будет проще распознать этот негатив и найти конструктивное решение проблемы.

 

Источник: https://www.menobr.ru/article/60023-qqe-16-m7-adaptatsiyarebenka-k-shkole-posle-letnih-kanikul

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: