г) Географические данные




Время и место являются, по сути, очень важными элементами в познании исторического прошлого. Без этого познание и исследование истории представляется весьма сложным и практически невозможным. Таким образом, историк должен прекрасно разбираться в географических данных.

д) Литература

Нельзя отделить литературу от истории и исторические данные от литературы. Поистине литература есть как бы отражение духовного социального и политического положения общества в тот или иной период времени. Историк должен быть знаком с литературой, поэзией и, таким образом, он может более глубоко исследовать как литературу, историю, так и поэзию.

Помимо всего вышесказанного, необходимо исследовать причины, а также те или иные следствия данного исторического события, среди всего этого мы выделяем:

1. Ценности этого исследования в Исламе.[26]

2. Кораническая традиция о пророках.[27]

3. Важность брать опыт из традиции посланника Аллаха и пречистых имамов дома пророка (мир и благословение им!)[28]

4. Указание священного Корана о важности исследования о прошлых поколениях, также брать уроки для себя из прошлого.[29]

5. Принятие Ислама другими народами мира.

Проблемы исламской истории и исторические данные об истории Ислама.

Для того, чтобы быть непредвзятым в исследовании, касающемся истории Ислама, необходимо рассмотреть некоторые вопросы, касающиеся проблем, т.е. те моменты, которые препятствуют достоверному пониманию и передаче исторических фактов истории. Некоторые их этих препятствий имеют исключительное отношение не только к истории, но и касаются истории косвенно.

Что же касается наиболее важных препятствий к достоверному рассмотрению истории, то ими является, прежде всего:

1. Большой промежуток времени между историческим событием и историком, пишущим о данном событии.

Так в данной ситуации многие историки ставили целью только запись того или иного исторического события, без того, чтобы вдаваться в подробности достоверности или недостоверности этого события, видя в собственном комментарии только искажение фактов давности.

2. Разногласия между различными течениями и направлениями.

Такие разногласия только становились причиной того, что каждое из направлений и течений по-своему пыталось интерпретировать те или иные исторические события в угоду своим убеждениям и политическим пристрастиям. Таким образом, это стало причиной искажения исторической правды.

3. Фанатизм

Другим бичом истории по праву можно назвать фанатизм, сюда можно включить религиозную, национальную привязанность, которая оказывает свой отпечаток на передаче исторических событий прошлого, так или иначе связанная с убеждениями или национальной идентичностью историка. В частности здесь интересно было бы привести следующее. Матраф ибн Мугайра передаёт, что: «Я и мой отец были в Шаме. Как-то отец очень печальный и встревоженный вернулся от Муавийи (правителя Шама). Я поинтересовался о причине грусти и взволнованности отца, на что он ответил: «Этот Муавийя не имеет религии и очень мерзкий человек». Я спросил причину того, почему отец так говорит, на что он сказал: «Я ему дал совет, сказав: «Что раз ты уже получил то, что хотел, (власть) теперь лучше было бы, если бы ты делал добро и справедливость по отношению к бани Хашим и прекратил бы их угнетение». На что он мне ответил: «Нет! Нет! Абу Бакр старался делать по справедливости, но умер, и его имя забыто, Умар и Усман также имели такой же результат своего правления. Но имя этого хашимита (т.е. посланника Аллаха) каждый пять раз в день мы слышим в мечетях во время азана и намазов! Поэтому я буду стремиться, чтобы стереть с памяти народа все, что связано с ними (т.е. пророком Ислама и Ахл аль Байт)».[30]

4. Политическая ситуация, влияющая на написание истории.

Любовь к себе и своему государственному правлению была самой большой проблемой для достоверности написания исторических фактов прошлого. Так, в частности, политическое давление правителей Омейядов и Аббасидов на историков в написании исторических событий, связанных с Исламом, было настолько сильным, что всякий, кто передавал хадисы о достоинстве Али и его детей, был представлен вне закона, такой лишался всех привилегий и даже подвергался смертной казни. Как пример этого, можно привести смертный приговор ибн Сиккийяту, который был учителем сына халифа, т.е. Мутавакиля. Смертный приговор группе историков за то, что они посмели привести хадисы о достоинстве Али ибн Аби Талибе (мир ему!) в период правления Аббасидов. Таких примеров, записанных в различных книгах по истории,[31] большое количество.

5. Использование слабых исторических источников, взятых у мусульман немусульманами, и применение их с целью искажения действительности.

В своём большинстве эти исследователи, приводя в своих книгах выдуманные истории, представляют мусульманскую культуру и наследие как основаную на таких недостоверных источниках. Такие передатчики традиции как Кааб аль Ахбар, Абу Хурайра, Ваххаби ибн Мунба, Сайф ибн Умар приводили ложные данные, таким образом пытаясь представить Ислам в неправедном свете. В частности известно высказывание Аби Уджа, сказавшего: «Я и Хаммад ибн Зайд сочинили 4 тысячи хадисов, в которых запретное сделали дозволенным, а дозволенное запретным».

6. Запрет на запись хадисов в раннем периоде Ислама.

Запрет на запись и передачи хадисов, который начался с периода первого халифа Абу Бакра, в период правления Умара ибн Хаттаба, был приказ на уничтожение всего существующего наследия традиции посланника Аллаха. Даже после смерти Умара никто не решался на то, чтобы приводить хадисы от пророка Ислама. В период правления Али ибн Аби Талиба (мир ему!) этот запрет был снят, но после мученической смерти Али и прихода к власти Муавийе этот запрет снова возымел силу. Так продолжалось до периода правления Умара ибн Абд аль Азиза.[32]

Общие принципы написания истории с упором на ценности Ислама и Корана

Некоторые исследователи, имея определённую базу, в особенности знание коранической традиции и хадисов, а также различные источники по истории, посчитали важным и первичным рассмотрение и исследование правильности исторических источников, считая это достаточным для правильного освящения истории. Также они посчитали одним из важных принципов исторических источников[33] сопоставление тех или иных исторических источников с традицией Ислама.

На этом основании обращают на себя особое внимание и требуют более внимательного подхода некоторые критерии, принципы ведения и написания истории, кроме того, источники получают новое видение и положение. Ниже мы приведём некоторые общие принципы:

1. Обращать внимание на все причины развития и упадка того или иного общества, с упором на достоверные источники с начала возникновения того или иного события.

2. Отстранение от высказывания мнения и выводов до того, как будет проведено полное и достаточное исследование.

3. Сохранение наибольшей точности и достоверности в передаче исторического события, сохранение исторических фактов и отстранение от фанатизма в передаче и написании истории.

4. Следование положенной традиции в написании исторических фактов.

5. Непредвзятое написание исторических фактов, отстранение от следования каким-либо политическим группам и партиям.

6. Уделение внимания на место народа в исторических процессах, ибо история есть документ народа, а не партий и правителей.

7. Стремление найти истинные причины тех или иных событий. Отстраняться по мере возможности от предположений и личностных мнений при написании истории.

Исследование истории с упором на научные исследования и достоверные источники, по сути, есть часть истины и не может противоречить традиции Корана и сунны пророка Ислама.

Востоковедение

Исследование западных учёных касательно культуры, религии, истории и литературы Востока получило название востоковедения. Конечно, неправильно будет считать, что именно западные исследователи положили начало науке востоковедения вообще, ибо столетия до этого мусульманские исследователи подобно Якуби, Масуди, Абу Райхон Бируни, ибн Батуте, Фирдауси приложили большие усилия в исследовании культуры, истории не только мусульманского мира, но и Востока вообще.

Некоторые исследователи посчитали 1312 год годом начала науки востоковедения на западе, основоположником данной науки считается Раймон Луль. Сам же Луль считал, что прежде чем приступить к правильному исследованию, необходимо, прежде всего, знание языка данного народа, и лишь после приступить к исследованию их культуры и традиции.[34]

Другие исследователи посчитали, что основоположником науки востоковедения на Западе выступил некий Петрус Альфонс, христианин иудейского происхождения. Начало можно было считать период правления мусульман над Андалузией.

В конце 19 века положено начало более глубоким исследованиям мусульманского Востока на Западе, в частности были открыты в Европе кафедры «исследования мусульманского воспитания», кафедры иранистики, арабистики и т.д.

Исламское возрождение в мусульманском мире в 20 веке, движение в Египте, Афганистане, в особенности иранская исламская революция стали причиной более пристального исследования Ислама и культуры мусульман на Западе, в особенности в США.

Цели Западных востоковедов

Вообще стремление к познанию есть изначально заложенное качество человека, однако исследовательские начинания на Западе больше несли отпечаток политического характера, стремления подчинить и закабалить. Политика имперского характера Запада стала причиной того, что на Востоке наука востоковедение приобрела синоним стремления принизить культуру, религиозные ценности. В целом, к сожалению, наука востоковедение на Западе всегда имела контроль, как спецслужб, так и для политических целей Западных стран.

В частности один из исследователей пишет: «Если западный востоковед скажет вам, что сметана белого цвета, знайте, что есть вероятность того, что, возможно, то, что говорит этот человек есть абсолютная ложь или же доказательство белого цвета необходимо для того, чтобы доказать, что уголь не является чёрного цвета».[35]

Анна Мари Шиммель, намекая на подконтрольность востоковедения на Западе, в частности пишет, что последние десятилетия востоковедение подвергается критическим замечаниям многих исследователей.[36]

Один из исследователей Востока Хенри Ламенс посвятил многие годы исследованию Ислама, но даже в среде своих коллег он подвергался справедливым критическим нападкам за недостоверность и предвзятость. В частности христианский исследователь Джордж Джурдак публично осудил научное исследование Ламенса, подверг его справедливой и вполне обоснованной критике.[37]

Кембриджский университет выпустил книгу «История Ислама». Это, по мнению авторов, «новый» подход к исследованиям касательно распространения Ислама. Эдвард Саид, известный христианский исследователь, востоковед, американец палестинского происхождения относительно данной книги пишет: «Эта книга не имеет никакой научной данности, при всём притом, что плохо представляет Исламскую религию.… В своём большинстве на сотнях страниц первого тома данной книги понятие Ислама ограничивается в рамках военных действий, не имеющих конца. Одна из частей написана совершенно в отвратительном, не имеющем никакой научной основы стиле».[38]

На этом основании мы можем по праву говорить о некоторой предвзятости и недостоверности западных востоковедов в написании Истории Ислама. В частности среди всего этого можно выделить несколько моментов, на которые заостряется внимание:

1. Своеобразное толкование религиозных исламских текстов, имеющие определённые политические цели.

2. Искажение смысла религиозной исламской литературы.

3. Стремление представить в глазах мусульман их историю в неправедном свете.

4. Стремление выработать у мусульманских исследователей и историков желание подражать Западу, ставить буржуазно - либеральные ценности как образец подражания для мусульман.

5. Стремление представить Исламскую религию как основывающуюся на принципах предшествующих религий, т.е. иудаизма и христианства.[39]

6. Стремление представить шиизм как смешение учений зороастризма и иранской культуры в целом, не имеющее основы аутентичности и духовной связи с семейством пророка Ахл аль Байт (мир им!)[40]

7. Стремление представить пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и его семейство!) среди неарабских мусульман как арабского националиста, исказить нравственный образ пророка в лице мусульман, тем самым ослабить любовь мусульман к своему пророку.

8. Женское покрывало (хиджаб) представляется как образец отсталости и угнетённости женщины, как символ ограничения свобод в Исламе и ограничение развития личности.

Помимо этого есть множество и других моментов, но мы здесь привели только часть их. Естественно, для независимого исследователя ясно проглядываются в таких исследованиях двойные стандарты, т.е. использование мало достоверных источников там, где есть на то необходимость и нежелание замечать достоверные источники, которые противоречат их целям.


 

 

Раздел 2

Мир перед началом пророчества Мухаммеда (да благословит его Аллах и его семейство!)

Важность данной темы

Возрождение религии Авраама было положено с началом пророчества Мухаммеда (да благословит его Аллах и его семейство!).[41] С начала божественного откровения Мухаммеду (мир ему!), человечество вступило на совершено новый этап своего существования. Одно то, что западные востоковеды и исследователи Ислама уделяют этому периоду большое место, уже говорит о важности в целом этого периода в истории человечества. Начало божественного откровения Мухаммеду (мир ему!) по истине было началом возрождения человеческой нравственности и духовности в мировом и глобальном масштабе.

Подробное и всестороннее исследование данной темы невозможно без познания ситуации и атмосферы ветшания в Аравии в преддверии начала божественного откровения. Без знания культуры, ценностей традиций арабов до Ислама, невозможно познать, насколько сильно было влияние новой религии на мировоззрение и духовные перемены арабов. Таким образом, познание социально - политической ситуации на аравийском полуострове в период начала ниспослания божественного откровения Мухаммеду (мир ему!) поможет нам в исследовании исторических перепетой того времени, и дать ответ тем, кто считал, что мусульмане в своём большинстве взяли шариат из иудейских предписаний и частично из доисламских традиций арабов.[42]

Аравийский полуостров

а) Географическое расположение

Аравийский полуостров расположен на юго-западе Азии, включая примерно около 3 миллионов 200 тысяч километров территории, и является, по сути, самым большим полуостровом в мире. Некоторые территории этого полуострова по причине постоянных песчаных бурь мало изучены. На севере границы аравийского полуострова граничат с землями Ирака, Сирии, на востоке омывается персидским и аманским заливами. На юге омывается индийским океаном, на западе красным морем. Аравия в своём большинстве пустынная страна. Можно поделить Аравию на три части, это:

1. Западная (Хиджаз) и северная Аравия.

В этих местах находятся святые для всех мусульман города как Мекка, Медина. Также здесь расположены города Джидда, Тайиф и другие. Эта горная местность сочетается с большими пустынными местами. Здесь мало воды и земледелие также не имело в своё время сильного развития, за исключением Медины и Тайифа.

2. Центральная Аравия провинция Наджд

В этих местах редко бывают дожди, в основном пустыни и полупустыни.

3. Юг (Йемен)

Эта самая красивая территория Аравии омывается на юге индийским океаном, на западе красным морем, также арабским морем на юго-востоке. Йемен славился древними цивилизациями, богатой культурой и искусством. Существовали различные царства как, например Хазрамаут, Катабан, Саба, примерно за 14 веков до рождения Иисуса и 6 веков после рождения Иисуса до прихода Ислама некоторые государственные объединения продолжали существовать. Здесь есть богатые исторические памятники как Маарат город, столица государства Саба. Здесь добывают золото, серебро и другие ценные металлы и драгоценности. Известный историк Страбон, посетивший в 1 веке до нашей эры эту землю так описал её: «Маарат являл собой удивительный по красоте город, ибо дома в городе были выбиты из бивней и слоновых костей, имели красивые узоры и украшались драгоценностями. В этом городе были красивые сосуды, поражающие своей красотой».[43] В священном Коране также упоминается народ государства Саба, рассказывается о правительнице Белкайс и истории с птицей удодом в период правления Сулаймана, т.е. 5 столетий до н.э.

Также следует упомянуть историю, связанную с правителем Хабаши Абрахой, который пытался захватить Мекку, но в результате неожиданного нападения птиц, которое уничтожило армию Абрахи, захватить Мекку не удалось. (Сура «Филь»).[44]

До Ислама рядом с язычниками жили иудеи и христиане. Среди них город Ясриб, а также Йемен, были сосредоточением иудеев, а Наджран была местом, где жили христиане.[45] С самого начала появления христианства отношения между христианами и иудеями были очень плохими. Иудеи считали христиан не только заблудшими, но и теми, кого можно убивать. Иисуса же считали богохульником и всячески поносили его светлость Иисуса (мир ему!) Христиане же также не оставались в долгу, считая иудеев заблудшими и врагами Иисуса и его сподвижников.[46] Между христианами и иудеями были постоянно стычки и разногласия, одна из таких известных сражений на аравийском полуострове между ними произошла в период правления Зунаваса, сражение «Назаи». Сам Зунавас был иудеем и подверг христиан Наджрана побоям и пыткам, многих из них он взял в плен и приказал принять иудаизм.[47] Когда весть о мучениях христиан Наджрана дошла до правителя восточно-римской империи, он обращается с просьбой к правителю Хабаши направить свои войска в Йемен, и армия Хабаши нападает на иудеев и освобождает христиан. Многие из армии Хабаши не удовлетворились освобождением христиан, но стали распространять в Йемене христианство. Абраха дал приказ построить в городе Сана большую и очень красивую церковь с целью, что арабы и неарабы в Йемене и его окружении обратились в христианство, а город Сана превратился в религиозный центр. А это в свою очередь даст большие доходы в казну Абрахе. Но люди не обратили внимания на церковь, построенную Абрахой, и продолжали посещать Мекку и совершать обход вокруг Каабы. Разгневанный, Абраха принимает решение разрушить Каабу, чтобы люди обратились к его святыне. С большим войском, в котором были боевые слоны, направились в сторону Каабы, по пути им встречались отряды арабов, которые пытались защитить свою святыню, но терпели поражение от армии Абрахи.

Когда Абрахе поступил к Мекке, отправил Абд аль Муталибу (деду посланника Аллаха) послание, в котором был сказано, что они имеют цель только разрушение Каабы, но не будут трогать людей города, поэтому если вы не будете оказывать сопротивление, мы вас не тронем. В ответ Абд аль Муталиб сказал: «Мы также не имеем цели воевать с вами и помимо этого. Это дом Аллаха и дом пророка Ибрахима халила. Аллах если пожелает, то сам защитит свой дом от вашего посягательства». Солдаты Абрахи захватили более 200 верблюдов Абд аль Муталиба и других жителей Мекки. Абд аль Муталиб пришёл к Абрахе, чтобы вести с тем переговоры, сказав, чтобы тот вернул им их верблюды, на что Абрахе в удивлении сказал: «Я думал, ты будешь просить, чтобы мы не трогали Каабу?!» Абд аль Муталиб хоть и считал разрушение Каабы страшным преступлением, всё же сказал: «Я господин на этим верблюдами, а у Каабы есть свой Господин». Абд аль Муталиб вернулся в Мекку, Абрахе направился в сторону Каабы, чтобы разрушить её. Тогда люди города увидели, что большое количество птиц по имени «Абабиль» летят в сторону армии Абрахи. В клювах каждой из этих птиц были камни, эти птицы подвергли нападению армию Абрахи, закидывая их камнями, так что практически никто не уцелел из армии Абрахи. Это событие описывается в священном Коране в суре «Слон» (Филь). Именно в этот год родился посланник Аллаха Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха!). Этот год получил название год Слона.

б) Политическая ситуация на Аравийском полуострове в период и до начала пророчества Мухаммада (мир ему!)

В своём большинстве арабы были кочевниками, и лишь в местах Хиджаза были города и земледельческие оазисы. Таким образом, арабы на аравийском полуострове делятся на:

1. Арабы баида.

Эти племена за много лет до прихода Ислама были уничтожены различными природными катаклизмами за неповиновение Аллаху.

2. Арабы Арабе.

Это арабы - земледельцы и торговцы. Они главным образом жили на юге (Йемен) и юго–западе Хиджаза. Среди этих племён можно выделить племена Увайс, Хазрадж, которые в период Ислама были самыми крупными племенами в Медине (Ясрибе). Эти два племени свою родословную возводят к Яграбу ибн Кахтану, пятому сыну Ноя (пророка Нуха). Когда в исторических источниках говорят об арабах до Ислама, то всегда имеют в ввиду именно арабов арабе.

3. Арабы мустаарабе (аднанийян)

Эти арабы через Аднана, и несколько поколений непосредственно возводят свою родословную к пророку Исмаилу (мир ему!), сыну Ибрахима (Авраама). Племя курайш является одним из этих племён. Отсутствие единой идеологии, отсутствие постоянных торговых и культурных связей между арабскими племенами стало причиной обособленности племён друг от друга. На арабском полуострове отсутствовала общая государственность, оседлые и кочевые арабы следовали трём принципам племенной традиции: а) родословная; б) знатное происхождение (хисаб); в) ревностная защита своего племени или рода (асаб). На основании этого, все люди должны были знать свои корни и сохранять преданность своему роду и племени.[48] Прибавив к этому ещё и воинственность арабов, мы видим причины основных разногласий и постоянных междоусобиц между ними. Зачастую даже небольшие стычки между двумя арабами из различных племён становилась причиной столкновения между этими двумя племенами, жертвами которой становились сотни, а то и тысячи человек.

После распада таких культур, как Саба и Марат Йемена, арабы более не имели никакой культурной связи, которая могла бы быть основой новой общественной структуры и их государственности. Добродетель, нравственные ценности были ими забыты, в обществе царил разврат и войны.

в) Культура и традиции арабов

Несмотря на кризис духовности, который охватил не только аравийский полуостров, но и витал во всём мире, всё же среди арабов можно было выделить такие хорошие качества как преданность, смелость, гостеприимство, красноречие. Однако всё это только оголяло недостатки в обществе и становилось причиной раздоров и войн.

Стихосложение было наиболее ярким проявлением культурного характера. Главным образом стихи писались о любви к своему племени, предводителю, восхваляли сражение и побои, также женщин и физические страсти.

Самые красивые стихи писались иногда золотом и вывешивались на Каабе. Люди потеряли всякий стыд. Воровство, насилие, гнёт и несправедливость были обыденными у арабов, они часто кичились своими достоинствами, такими как участие в сражениях и убийствах, грабеже и воровстве.

г) Женщины в арабском обществе

Несмотря на то, что женщины в арабском обществе были привержены языческим традициям, всё же наглядно было видно, что женщины рассматривались в обществе как вещь, которую можно было купить и подать. Мужчины могли обращаться с женщинами как хотели, могли убить или продать, поменять или купить. Женщины были бесправны, они не имели никаких прав, в обществе. Мужчина мог иметь, сколько хочет женщин, не имея числа. В ходу были различные виды отношений между мужчиной и женщиной, среди них можно назвать такие как: брак (издивадж сыдк), мута, има, макат, шагар, рахат, мубадилла, мушарикат ухтайн, истибза, тауиз, иджбар и т.д.[49]

Арабы до ислама считали, что рождение девочки есть большой позор, так что многие имели даже традицию закапывать заживо своих детей, если рождались девочки.

Боязнь арабов, что их беременные жены родят девочек, в своём большинстве были не по причине того, что женщины вообще не имели ценностей, но по причинам того, что они практически не могли их сохранить в обществе, где царил разврат и насилие. Возможно, здесь кто-то скажет, что такое отношение к женщинам было только среди арабов - кочевников, но оседлые арабы очень высоко ценили женщин. В этом отношении арабы сильно отличались от других народов. В частности ещё за несколько тысяч лет до н. э арабы сделали своим предводителем женщину Билкайс. В Хирре люди избрали своим руководителем дочь Лукмана ибн Мунзира. В Мекке также известно, что святая Хадиджа (ми с ней!) имела очень высокое и привилегированное положение среди арабов. На это мы ответим, что, к сожалению, как среди кочевников, так и среди оседлых арабов женщины не имели большой ценности и уважения. Тому есть письменные подтверждения. В частности посланник Аллаха в первом договоре Укба взял слово с ясрибцев, что они не будут закапывать заживо своих родившихся девочек.[50] Приводится, что Кайс ибн Асим, когда принял Ислам, пришёл к пророку и покаялся в том, что до Ислама закопал заживо восемь (!) своих дочерей. Он сказал: «О, посланник Аллаха, теперь я очень сожалею о том, что делал, как мне быть теперь?» Посланник Аллаха сказал, чтобы он освободил 8 слуг». Кайс сказал: «У меня есть много верблюдов». Посланник Аллаха сказал: «Если хочешь, вместо этого принеси в жертву верблюдов».[51]

Так как священный Коран упоминает царицу Савскую, но также упоминает и то, что условием присяги женщин посланнику Аллаха является то, что они впредь не должны убивать своих родившихся детей, если те окажутся девочками (с.м. священный Коран сура 60 аят 120).

Эти священные аяты Корана в данной суре указывают и на тот факт, что даже среди арабской аристократии Мекки были обычаи убивать родившихся девочек, с другой стороны, это указывает на тот факт, что впервые в истории, Исламом даются права женщинам участвовать в общественных договорах, в то время как ни одна страна в тот период времени не имела таких привилегий по отношению к женщинам, которые им давал Ислам.[52]

Ещё более страшным были виды развода, которые несли в себе гнёт, несправедливость и аморальный вид отношений. Этот развод не имел ни определённого начала, условий и закона, на который можно было бы опираться при разводе. Мужчина имел полное право без всяких на то причин оставить свою супругу, не нужно было для этого ни свидетелей, ни определённой оплаты для средства к существованию бедной женщины. Один из видов развода среди доисламских арабов был «Зихар», указание на то, что жена похожа на его мать или сестру, и тогда женщина получала развод навсегда. Развод Айила, когда мужчина клялся и давал развод без каких-либо условий. Дирар - это развод, когда женщина не знала, дан ли ей развод или он всё же вернёт её (руджу).

Анализируя все выше сказанное, в общем можно однозначно сказать, что до Ислама женщины не имели никаких прав, были подобны вещам и лишь с приходом Ислама они получили свободу и равноправие с мужчинами.

В данном случае, возможно, сравнивать наше современное общество, основанное на либерально – буржуазных ценностях как подобное до исламской Аравии, в данном случае касательно отношения к женщинам.[53]

д) Экономическая ситуация на Аравийском полуострове.

Одной из основных экономических отраслей арабов было, помимо скотоводства, земледелие и торговля. Кроме этого существовали, конечно, и воровство, торговля под проценты. Среди некоторых племён основным источником жизни были грабежи и нападение на торговые караваны. Священный Коран также указывает на обвешивание.

Наиболее благоприятные были периоды ярмарок, которые устраивались в определенные месяцы, это способствовало укреплению торговых связей с другими городами и провинциями. Язычники проводили эти мероприятия под аккомпанемент музыки, веселья и соответственно разврата. Его светлость Имам Али говорит: (Хутба 26)

е) Религиозная ситуация

Основными религиозными мировоззренческими понятиями арабов были языческая смесь поклонения идолам, природным явлениям и джинам. Они также поклонялись звездам, так среди некоторых племён было популярно поклоняться Йеменской звезде «Шаара». Число идолов к середине 6 началу 7 века, т.е. к периоду прихода последнего пророка, насчитывалось 360. Если же эти идолы имели вид человека, они назвались «Санам». Если же не имели какого-либо обличия, то получали название «Васан». Среди всех идолов были и главные, которым поклонялись практически все арабские племена, это были идолы «Лат», «Манат» и «Узза».[54] Помимо этого идол по имени Хубаль был выбит в виде человека, он также был почитаем у арабов. Эти идолы хранились в Каабе, когда же наступали какие-либо праздники или торжественные дни, этих идолов выставляли на всеобщее обозрение, чтобы люди могли им поклониться и выразить свою любовь и признание. Многие арабы верили и признавали единого Бога, но в то же время считали идолов посредниками, которые могут непосредственно влиять на какие-либо дела людей, природы и т.д. независимо от Бога. Среди арабов, правда, незначительным числом, жили и единобожники, которые причисляли себя к религии Ибрагима и Исмаила, их называли в народе ханифами.[55]

Иудаизм и христианство было в районах Наджрана и Йемене, также иудеи жили в Ясрибе, в районах Хирра встречались и зарострийцы.[56] Многие традиционные моменты частного образа жизни доисламских арабов были взяты ими у иудеев и христиан. Якоби в своей истории насчитал восемь традиций арабов, взятых из иудаизма и христианства, которые стали религиозным мировоззрение языческих арабов, в том числе ширк и вера в рок или судьбу (дахр).[57]

Его светлость Имам Али (мир ему!) говорит касательно веры арабов до Ислама: «Истинно, Аллах ниспослал Мухаммада, да благословит Аллах его и его род и да приветствует для миров предостерегателем и для ниспосланного охранителем, в то время как вы, о сонм арабов, пребывали в наихудшей религии, в наихудшей стране - среди грубых камней и ядовитых змей, пили мутную воду и ели гнилую пищу, поливая кровью друг друга, порывая родственные связи, идолы у вас были прочно утвержденные и в злодеяния свои вы были облеченные».[58]

«Всевышний и присланный Аллах назначил на пророческую миссию Мухаммада тогда, когда люди на земле имели различные религии и убеждения, были в разногласии и не понимали друг друга. Некоторые из них представляли Бога творением, другие вообще отрицали Его, другие поклонялись вместе с Ним и другими Богам. Но он (Мухаммад), придя в мир, наставил их на истину, и вывел их из невежества и заблуждения».[59]

Критические замечание касательно единобожия и многобожия

Многобожие является одним из древнейших религиозных представлений человечества. Некоторые исследователи истории человечества считают, что многобожие было первым религиозным представлением первого человека, именно поэтому большинство людей именно в начальные этапы своих социальных развитий были многобожниками и язычниками. В священном Коране мы видим отношения между пророком Ноем (Нухом) и его народом. Ной был первым пророком, имеющим божественный шариат (закон). Вначале святой пророк Нух в отчаянии говорит: «О, Господин мой, я призывал свой народ ночью и днём, но мой призыв увеличивал только их бегство». «И yxитpилиcь oни вeликoю xитpocтью и cкaзaли oни: "He оставляйте никaк вaшиx бoгoв, нe ocтaвляйтe никaк Baддa, и Cyвa', и Йaгyca, и Йa'yкa, и Hacpa!».[60] Следовательно, то, что многобожие имеет давние традиции среди людей, не имеет никаких сомнений. Однако здесь встаёт вопрос касательно того, что же было первично: многобожие или единобожие в человеческой истории? И как нам дать ответ на этот вопрос?

Некоторые социологи, среди них можно назвать Августа Конта, были убеждены, что люди с самого начала своей истории были многобожниками, затем постепенно с развитием человеческого общества люди познали единобожие. Таким образом, эти исследователи считали, что многобожие стоит в более раннем этапе, чем единобожие, более того, единобожие с их точки зрение есть совершенное выражение многобожия, т.е. многобожие в более совершенном виде.

С точки зрения священного Корана многобожие не только не может быть совершенным выражением единобожия, но многобожие это заблуждение, и возникло оно в связи с различными вопросами, на которые люди не могли дать ответа. Естественно, все люди, так или иначе, стремятся к истине, но идолы преградили им духовный путь к освобождению от оков ереси и неверия.

С точки зрения священного Корана первый человек Адам был пророком Аллаха, и, следовательно, был монотеистом. Помимо этого существует большое количество хадисов от посланника Аллаха Мухаммада (да благословит его Аллах и его семейство!), также имамов дома пророка о том, что первочеловек Адам был единобожником, и среди первых людей соответственно не было многобожия. Его светлость Мухаммад (мир ему!) говорит: «Аллах сохранял нас в чистых от многобожия людях, пока мы не появились на свет божий. Никогда ни один из моих праведных предков не замарал себя многобожием».[61]

История многобожия и его значение

Арабское слово «Джахилийят» происходит от «джахль», но оно не имеет значения только невежество, а предполагает также упадок, провал и безрассудство.[62] Священный Коран также не имеет в виду только одного значения этого слова, как невежество. Так из некоторых аятов священного Корана мы понимаем, что всякий человек, имеющий гордыню, обладает и «джахлем». «A paбы Mилocepднoгo - тe, кoтopыe xoдят пo зeмлe cмиpeннo и, кoгдa oбpaщaютcя к ним c peчью нeвeжды, гoвopят: «Mиp!».[63]

Следовательно, джахилийят также и то, что препятствует человеку в понимании, отстраняет его от духовного приближения к Богу. На том основании, что священный Коран впервые слово «джахилийт» применил к арабам до Ислама, многие посчитали, что это, по сути, относится главным образом к периоду примерно 200 лет до Ислама и до периода пришествия последнего пророка Аллаха, и таким образом ограничили это понятие аравийским полуостровом.

Но универсальный и многогранный смысл священных аятов Корана предполагает, что нельзя ограничивать джахль только периодом доисламской Аравии и только арасскими землями. Для того, чтобы понять значение джахилийят, нам необходимо обратиться к коранической традиции сунне пророка Ислама и непорочных имамов дома пророка.

В священном Корана 4 раза употребляется слово «джахль».

1. «Heyжeли cyдa вpeмeн нeвeдeния (джахилийя) oни xoтят? Kтo жe лyчшe Aллaxa пo cyдy для нapoдa, oблaдaющeгo yвepeннocтью?».[64] Здесь указывается на следование закону и решение, основанное не на божественной истине.

2. «Пoтoм Oн низвeл нa вac пocлe oгopчeния для cпoкoйcтвия coн, кoтopый пoкpыл oднy чacть вac, a дpyгyю чacть oбecпoкoили иx дyши: oни дyмaли oб Aллaxe нecпpaвeдливoе дyмoй язычecтвa, (джахилийя) гoвopя: «Paзвe для нac ecть чтo-нибyдь из этoгo дeлa?» Cкaжи: «Bce дeло пpинaдлeжит Aллaxy».[65] Здесь указывается на то, что люди мало обращают на обещание Аллаха, (маловерие), плохие думы и сомнение касательно Аллаха. Это относится к группе сподвижников пророка, которые в перед Ухуд, хоть и принимали участие, но в сердцах их было лицемерие.

3. Указание на необходимость отстранения женщин от украшений, привлекающих внимание мужчин. Аллах говорит в священном Коране: «Пpeбывaйтe в cвoиx дoмax и нe yкpaшaйтecь yкpaшeниями пepвoгo нeвeдeния (джахилийя). Bыcтaивaйтe мoлитвy, дaвaйтe oчищeниe и пoвинyйтecь Aллaxy и Eгo пocлaнникy».[66]

4. «Boт тe, кoтopыe нe вepoвaли, пoмecтили в cвoиx cepдцax яpocть, яpocть нeвeдeния, (джахилийя) и Aллax низвeл Cвoю caкинy нa Cвoeгo пocлaнникa и нa вepyющиx и cдeлaл нeoтлyчным для ниx cлoвo бoгoбoязнeннocти, и oни имeли пpaвo нa нeгo и были дocтoйны eгo. Aллax o вcякoй вeщи знaющ!».[67] В этом аяте указывается на джахилийят, о



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: