I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях оказания практиче-
ской помощи органам местного самоуправления по организации работы с детьми и моло-
дежью в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции
Федерального закона от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграниче-
ния полномочий»).
1.2. Местные органы самоуправления в решении вопросов организации и осуществле-
ния мероприятий по работе с детьми и молодежью руководствуются:
Конституцией Российской Федерации;
Конвенцией ООН о правах ребенка;
положениями Европейской хартии местного самоуправления (ратифицирована Феде-
ральным законом от 11 апреля 1998 г. № 55-ФЗ «О ратификации Европейской хартии ме-
стного самоуправления») и Европейской хартии об участии молодежи в общественной жиз-
ни на местном и региональном уровне (пересмотренной) (от 21 мая 2003 г.);
Основными направлениями государственной молодежной политики, (одобрены поста-
новлением Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 года № 5090-1);
Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-I «О занятости населения
в Российской Федерации»;
Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;
Федеральным законом от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке мо-
лодежных и детских общественных объединений»;
Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслу-
живания населения в Российской Федерации»;
Федеральным законом от 24 июня 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ре-
бенка в Российской Федерации»;
Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилакти-
ки безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организа-
ции местного самоуправления в Российской Федерации»;
Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 г. № 1075 «О первооче-
редных мерах в области государственной молодежной политики»,
а также уставами (основными законами) и иными нормативными правовыми актами
субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
1.3. В соответствии с законодательством Российской Федерации в Методических реко-
мендациях приводятся следующие основные понятия:
государственная молодежная политика – система государственных приоритетов и мер,
направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффе-
ктивной самореализации молодежи, развития ее потенциала в интересах России. Реализа-
ция государственной молодежной политики выступает инструментом социально-экономи-
ческого и культурного развития, обеспечения конкурентоспособности и укрепления нацио-
нальной безопасности страны;
дети – лица до достижения ими возраста 18 лет;
молодежь – граждане Российской Федерации, включая лиц с двойным гражданством, в
возрасте от 14 до 30 лет;
молодые семьи – семьи в первые три года после заключения брака (в случае рождения
детей – без ограничения продолжительности брака), при условии, что один из супругов не
достиг 30-летнего возраста, а также неполных семей с детьми, в которых мать или отец не
достигли 30-летнего возраста;
молодежное общественное объединение – это объединение граждан в возрасте до 30
лет, объединившихся на основе общности интересов;
детское общественное объединение, – это объединение граждан, в которое входят гра-
ждане в возрасте до 18 лет и совершеннолетние граждане, объединившиеся для совмест-
ной деятельности.
1.4. Мероприятия по осуществлению работы с детьми и молодежью осуществляются во
всех муниципальных образованиях: поселении, муниципальном районе и городском округе.
1.5. Функции по организации мероприятий по работе с детьми рекомендуется осуществ-
лять через отраслевые (функциональные) органы местной администрации (органы управле-
ния образованием, культуры, физической культуры и спорта, социальной защиты населения).
Функции по организации мероприятий по работе с молодежью рекомендуется осущест-
влять через отраслевые (функциональные) органы местной администрации (органы по де-
лам молодежи), организационную структуру и штатную численность которых рекомендует-
ся определять в зависимости от численности молодежи, проживающей на территории му-
ниципального образования и степени отдаленности от центра субъекта Российской Феде-
рации (примерная структура прилагается).
1.6. Мероприятия по работе с детьми непосредственно осуществляют образовательные
учреждения, учреждения культуры, физической культуры и спорта, социального обслужи-
вания, социальной защиты населения и др.
Мероприятия по работе с молодежью непосредственно осуществляют учреждения орга-
нов по делам молодежи во взаимодействии с молодежными и детскими общественными
объединениями.
1.7. При организации работы с детьми и молодежью рекомендуется привлекать моло-
дежь к формированию и реализации муниципальных (местных) программ по работе с деть-
ми и молодежью, а также подпрограмм по работе с детьми и молодежью в соответствую-
щих программах социально-экономического развития муниципальных образований и субъ-
екта Российской Федерации.
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ И МОЛОДЕЖЬЮ
2.1. Цели, задачи, приоритетные направления и основное содержание работы с детьми
и молодежью на муниципальном уровне определяются в соответствии с Программой соци-
ально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу
(2006-2008 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от
19 января 2006 г. № 38-р, Федеральной целевой программой «Дети России на 2003-2006
годы», Государственной программой патриотического воспитания граждан в Российской
Федерации на 2006-2010 годы, Федеральной целевой программой «Комплексные меры
противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005–2009
годы», региональными и муниципальными (местными) программами социально-экономи-
ческого развития.
2.2. Задачами в организации работы в муниципальных образованиях являются:
с детьми – создание необходимых правовых, социально-экономических, социокультур-
ных условий для физического, психологического, духовного, социального, эмоционально-
го, познавательного и культурного развития детей и реальное обеспечение основных гаран-
тий прав детей, в том числе, находящихся в трудной жизненной ситуации;
с молодежью – вовлечение молодежи в социальную практику и информирование о по-
тенциальных возможностях ее развития в регионе и России; развитие созидательной актив-
ности молодежи; интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации,
в жизнь общества.
III. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАБОТЕ
С ДЕТЬМИ И МОЛОДЕЖЬЮ
3.1. При определении функций органов по работе с молодежью и учреждений органов
по делам молодежи рекомендуется учитывать следующие примерные направления работы:
3.1.1. Воспитание гражданственности и патриотизма:
организация и проведение массовых мероприятий, посвященных памятным датам исто-
рии России, государственным символам Российской Федерации;
организация и проведение творческих мероприятий с детьми и молодежью, способству-
ющих воспитанию гражданственности и патриотизма (в том числе по техническим, турист-
ским, военно-прикладным видам спорта, проведение муниципальных этапов оборонно-
спортивной игры «Победа», соревнований по программе «Школа безопасности», спартаки-
ад допризывной молодежи);
проведение муниципальных мероприятий с детским и молодежным активом обществен-
ных гражданско-патриотических объединений и иных организаций, работающих с детьми и
молодежью, по обмену опытом работы;
организация поисковой работы, деятельности по увековечению памяти воинов, погиб-
ших при защите Отечества.
3.1.2. Поддержка талантливой и способной молодежи, детских и молодежных социаль-
ных позитивных инициатив:
реализация мероприятий в рамках приоритетного национального проекта «Образова-
ние» по поддержке талантливой и способной молодежи;
поддержка объединений обучающихся в системе дополнительного образования детей;
научно-технического творчества молодежи;
развитие системы муниципальных культурно-массовых, досуговых и спортивных меро-
приятий, основанных на преемственности культурно-исторических традиций муниципаль-
ного образования и субъекта Российской Федерации;
развитие муниципальной системы мер поощрения способной и талантливой молодежи
(учреждение стипендий, грантов, премий);
стимулирование деятельности юридических и физических лиц, оказывающих поддерж-
ку способной и талантливой молодежи;
организация проведения общемуниципальных детских и молодежных праздников;
поддержка развития в образовательных учреждениях объединений обучающихся («ма-
лых академий наук», студенческих научных клубов, научных обществ обучающихся и т.д.);
развитие системы конкурсов социальных проектов среди детей и молодежи и поддерж-
ка их реализации в муниципальном образовании, по месту жительства, учебы и т.д.;
разработка и реализация системы мер по социально – экономической, организационной
и правовой поддержке предпринимательской деятельности молодежи.
3.1.3. Организация работы с детьми и молодежью по месту жительства:
создание условий для поддержки и развития сети подростковых, молодежных клубов
(центров) по месту жительства;
содействие в организации игровых и спортивных площадок по месту жительства;
повышение квалификации работников подростковых и молодежных клубов (центров)
по месту жительства;
проведение смотров-конкурсов подростковых и молодежных клубов (центров) по месту
жительства.
3.1.4. Поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений:
проведение обучения актива молодежных общественных объединений и осуществление
подготовки профессиональных кадров, работающих в сфере молодежной политики;
организация стажировки актива молодежных общественных объединений в органах ме-
стного самоуправления;
предоставление грантов и исполнение муниципальных заказов молодежными и детски-
ми общественными объединениями;
проведение семинаров, тренингов, конференций, слетов, смен лагерей, круглых столов
с участием представителей молодежных и детских общественных объединений;
развитие форм ученического, молодежного и студенческого самоуправления; содейст-
вие общественным формированиям (детским и молодежным парламентам, ассамблеям,
«правительствам», советам, ассоциациям и др.), способствующим гражданскому воспита-
нию детей и молодежи, защите их законных интересов, формированию правовой, полити-
ческой культуры и гражданской позиции детей и молодежи.
3.1.5. Обеспечение занятости и трудоустройства молодежи:
создание выездных молодежных, студенческих трудовых отрядов, в том числе между-
народных трудовых отрядов;
организация смен лагерей труда и отдыха дневного пребывания (круглосуточного пре-
бывания);
организация временных рабочих мест для трудоустройства молодежи;
организация занятости молодых людей с ограниченными возможностями.
3.1.6. Формирование здорового образа жизни и организация отдыха и оздоровления де-
тей и молодежи:
развитие и поддержка массовой физической культуры и спорта (проведение соревнова-
ний на призы: «Золотая шайба»; «Кожаный мяч», организация соревнований «Веселые
старты»; фестиваля-соревнования «Президентские состязания», спартакиад обучающихся,
работающей, сельской молодежи, универсиад студентов, соревнований по национальным
видам спорта);
сохранение и развитие инфраструктуры загородного отдыха и оздоровления детей и мо-
лодежи;
реализация программ по организации малозатратных форм отдыха и оздоровления де-
тей и молодежи (смен полевых лагерей, лагерей с дневным пребыванием на базе учрежде-
ний дополнительного образования детей по месту жительства детей и молодежи, а также
учреждений органов по делам молодежи);
организация пропаганды здорового образа жизни среди детей и молодежи;
организация детско-юношеского туризма и экскурсионная работа с детьми и молодежью.
3.1.7. Профилактика безнадзорности, правонарушений и наркозависимости, экстреми-
стских проявлений среди детей и молодежи:
развитие межведомственной системы учреждений социальной адаптации и реабилита-
ции детей и молодежи группы риска;
организация антинаркотической пропаганды среди детей и молодежи;
разработка, принятие и реализация муниципальных (местных) программ в сфере про-
филактики наркомании и токсикомании;
пропаганда здорового образа жизни, распространение информации об опасности нар-
комании и токсикомании для жизни и здоровья;
организационно-методическое обеспечение и координация деятельности по профилак-
тике наркомании и токсикомании среди детей и молодежи;
участие в развитии системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации
медиков, педагогов (в том числе специалистов по работе с несовершеннолетними, употреб-
ляющими наркотические средства), психологов, юристов, социологов, социальных работ-
ников и иных специалистов, занимающихся профилактической работой по предупрежде-
нию наркомании и токсикомании;
содействие общественным объединениям, иным организациям, деятельность которых
связана с осуществлением мер по профилактике наркомании и токсикомании;
создание постоянных специализированных рабочих мест для незанятой молодежи, на-
ходящейся в трудной жизненной ситуации;
организация сезонной трудовой занятости в лагерях труда и отдыха, трудовых отрядах
для детей и молодежи группы риска;
создание и развитие служб молодежных социальных работников для осуществления вос-
питательного сопровождения и контроля за поведением детей и молодежи группы риска;
развитие форм пропаганды толерантного поведения;
создание мобильных групп по работе с неформальными молодежными объединениями
асоциальной направленности.
3.1.8. Поддержка молодых семей, в том числе в решении жилищных проблем:
мобилизация внебюджетных ресурсов для улучшения жилищных условий молодежи;
создание самофинансируемой системы оказания помощи молодым семьям в решении
жилищных проблем;
оказание поддержки молодым семьям в улучшении жилищных условий путем форми-
рования системы ипотечного кредитования;
создание межведомственных структур консультирования молодой семьи (по медико-пе-
дагогическим и правовым вопросам).
3.1.9. Информационное обеспечение работы с детьми и молодежью:
сбор и анализ информации по всем направлениям молодежной политики;
предоставление информации молодежи, молодежным и детским общественным объе-
динениям, специалистам, работающим с детьми и молодежью;
издание информационных, методических и исследовательских материалов для детей и
молодежи;
организация теле-, радиопередач по детской и молодежной тематике;
проведение мониторинга и комплексных исследований по вопросам молодежной проб-
лематики;
поддержка и развитие системы информационных каналов (телефона «доверия», сайтов
в сети Интернет, освещающих вопросы работы с детьми и молодежью в муниципальном
образовании и т.д.).
3.2. При организации и осуществлении мероприятий по работе с детьми и молодежью
необходимо создавать условия для кадрового обеспечения этой работы, в том числе:
обеспечивать подготовку, переподготовку, повышение квалификации кадров для рабо-
ты с детьми и молодежью;
организовывать стажировку кадров для работы с детьми и молодежью;
организовывать методическую работу по направлениям, перечисленным в п.3.1;
создавать условия для стимулирования кадров, работающих с детьми и молодежью, по-
вышения престижа их труда.
3.3. По решению местных администраций и представительных органов местного само-
управления отраслевые (функциональные) органы местного самоуправления могут осуще-
ствлять и иные полномочия по работе с детьми и молодежью (в т.ч. по кадровому обеспе-
чению работы с детьми и молодежью), участвовать в разработке и реализации муниципаль-
ных, межмуниципальных и региональных программ по работе с детьми и молодежью.
IV. ФИНАНСОВЫЕ ОСНОВЫОРГАНИЗАЦИИ
И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РАБОТЫС ДЕТЬМИ И МОЛОДЕЖЬЮ
4.1. Органы местного самоуправления организуют осуществление мероприятий по рабо-
те с детьми и молодежью в соответствии с законодательством Российской Федерации в
пределах ассигнований, предусматриваемых в муниципальном (местном) бюджете на реа-
лизацию работы с детьми и молодежью.
4.2. Финансирование организации и осуществления мероприятий по работе с детьми и
молодежью осуществляется за счет средств муниципального (местного) бюджета, преду-
сматриваемых отдельной строкой в его расходной части, и средств регионального бюдже-
та, выделяемых на реализацию программ и проектов межрайонного уровня на территории
субъекта Российской Федерации, и внебюджетных источников в соответствии с законода-
тельством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
4.3. Организация мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселениях, город-
ских округах и муниципальных районах может осуществляться в форме разработки и реа-
лизации комплексных муниципальных (местных) программ по работе с детьми и молоде-
жью и целевых муниципальных (местных) программ, разделов в программах (подпрограм-
мах). При разработке данных программ (подпрограмм) рекомендуется учитывать предло-
жения молодежных и детских общественных объединений, иных организаций, работающих
с детьми и молодежью.
Директор Департамента государственной молодежной политики,
воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России С.Н.Апатенко