Утверждено Приказом Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. №69
(Извлечения)
I. Общие положения
1.1. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагоги-
ческих и других работников образовательных учреждений (далее – Положение) устанавли-
вает порядок регулирования режима рабочего времени и времени отдыха работников с уче-
том особенностей деятельности образовательных учреждений различных типов и видов.
1.2. Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников об-
разовательных учреждений, включающий предоставление выходных дней, определяется с
учетом режима деятельности образовательного учреждения (круглосуточное пребывание
обучающихся, воспитанников, пребывание их в течение определенного времени, сезона,
сменности учебных занятий и других особенностей работы образовательного учреждения)
и устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреж-
дения, графиками работы, коллективным договором, разрабатываемыми в соответствии с
Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными норматив-
ными правовыми актами, настоящим Положением.
1.3. Режим работы руководителей образовательных учреждений, их заместителей, дру-
гих руководящих работников определяется с учетом необходимости обеспечения руковод-
ства деятельностью образовательного учреждения.
1.4. Для педагогических работников, выполняющих свои обязанности непрерывно в те-
чение рабочего дня, перерыв для приема пищи не устанавливается. Работникам образова-
тельного учреждения обеспечивается возможность приема пищи одновременно вместе с
обучающимися, воспитанниками или отдельно в специально отведенном для этой цели по-
|
мещении.
II. Режим рабочего времени учителей, преподавателей, педагогов дополнительного
образования, тренеров-преподавателей образовательных учреждений в период учебного
года
2.1. Выполнение педагогической работы учителями, преподавателями, тренерами-пре-
подавателями, педагогами дополнительного образования (далее – педагогические работ-
ники, ведущие преподавательскую работу) характеризуется наличием установленных норм
времени только для выполнения педагогической работы, связанной с преподавательской
работой.
Выполнение другой части педагогической работы педагогическими работниками, веду-
щими преподавательскую работу, осуществляется в течение рабочего времени, которое не
конкретизировано по количеству часов.
2.2. Нормируемая часть рабочего времени работников, ведущих преподавательскую ра-
боту, определяется в астрономических часах и включает проводимые уроки (учебные заня-
тия) (далее – учебные занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы
(перемены) между каждым учебным занятием, установленные для обучающихся, в том чис-
ле «динамический час» для обучающихся I класса. При этом количеству часов установлен-
ной учебной нагрузки соответствует количество проводимых указанными работниками
учебных занятий продолжительностью, не превышающей 45 минут.
Конкретная продолжительность учебных занятий, а также перерывов (перемен) между
ними предусматривается уставом либо локальным актом образовательного учреждения с
|
учетом соответствующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН),
утвержденных в установленном порядке. Выполнение преподавательской работы регулиру-
ется расписанием учебных занятий.
При проведении спаренных учебных занятий неустановленные перерывы могут суммиро-
ваться и использоваться для выполнения другой педагогической работы в порядке, преду-
смотренном правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения.
2.3. Другая часть педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу,
требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, вы-
текает из их должностных обязанностей, предусмотренных уставом образовательного учре-
ждения, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, та-
рифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулируется гра-
фиками и планами работы, в т.ч. личными планами педагогического работника, и включает:
выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических
советов, с работой по проведению родительских собраний, консультаций, оздоровительных,
воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой;
организацию и проведение методической, диагностической и консультативной помощи
родителям (законным представителям), семьям, обучающим детей на дому в соответствии
с медицинским заключением;
время, затрачиваемое непосредственно на подготовку к работе по обучению и воспита-
|
нию обучающихся, воспитанников, изучению их индивидуальных способностей, интересов
и склонностей, а также их семейных обстоятельств и жилищно-бытовых условий;
периодические кратковременные дежурства в образовательном учреждении в период
образовательного процесса, которые при необходимости могут организовываться в целях
подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня обучающими-
ся, воспитанниками, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени, в том
числе во время перерывов между занятиями, устанавливаемых для отдыха обучающихся,
воспитанников различной степени активности, приема ими пищи. При составлении графи-
ка дежурств педагогических работников в образовательном учреждении в период проведе-
ния учебных занятий, до их начала и после окончания учебных занятий учитываются смен-
ность работы образовательного учреждения, режим рабочего времени каждого педагоги-
ческого работника в соответствии с расписанием учебных занятий, общим планом меро-
приятий, другие особенности работы с тем, чтобы не допускать случаев длительного де-
журства педагогических работников, дежурства в дни, когда учебная нагрузка отсутствует
или незначительна. В дни работы к дежурству по образовательному учреждению педагоги-
ческие работники привлекаются не ранее чем за 20 минут до начала учебных занятий и не
позднее 20 минут после окончания их последнего учебного занятия;
выполнением дополнительно возложенных на педагогических работников обязанно-
стей, непосредственно связанных с образовательным процессом, с соответствующей до-
полнительной оплатой труда (классное руководство, проверка письменных работ, заведо-
вание учебными кабинетами и др.).
2.4. Дни недели (периоды времени, в течение которых образовательное учреждение осу-
ществляет свою деятельность), свободные для педагогических работников, ведущих препо-
давательскую работу, от проведения учебных занятий по расписанию, от выполнения иных
обязанностей, регулируемых графиками и планами работы, педагогический работник может
использовать для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям и т.п.
2.5. Режим рабочего времени учителей, которым не может быть обеспечена полная
учебная нагрузка и гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере в
случаях, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ап-
реля 2003 г. №191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической
работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учрежде-
ний» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, №14, ст. 1289; 2005, №7,
ст. 560), определяется с учетом их догрузки до установленной нормы часов другой педаго-
гической работой.
Формой догрузки может являться педагогическая работа без дополнительной оплаты в
группе продленного дня, кружковая работа, работа по замене отсутствующих учителей,
проведение индивидуальных занятий на дому с обучающимися, организуемых в соответст-
вии с медицинским заключением, выполнение частично или в полном объеме работы по
классному руководству, проверке письменных работ, внеклассной работы по физическому
воспитанию и другой педагогической работы, объем работы которой регулируется образо-
вательным учреждением.
2.7. Режим рабочего времени учителей общеобразовательных учреждений, преподава-
телей образовательных учреждений начального и среднего профессионального образова-
ния, у которых по не зависящим от них причинам (сокращение количества часов по учеб-
ному плану и учебным программам и (или) классов, групп и др.) в течение учебного года
учебная нагрузка уменьшается по сравнению с учебной нагрузкой, установленной им на на-
чало учебного года, до конца учебного года определяется количеством часов пропорцио-
нально сохраняемой им в порядке, установленном Правительством Российской Федерации,
заработной платы, с учетом времени, необходимого для выполнения педагогической рабо-
ты, предусмотренной в п. 2.3 настоящего Положения.
III. Разделение рабочего дня на части
3.1. При составлении графиков работы педагогических и других работников перерывы в
рабочем времени, не связанные с отдыхом и приемом работниками пищи, не допускаются,
за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением.
3.2. При составлении расписаний учебных занятий образовательное учреждение обяза-
но исключить нерациональные затраты времени педагогических работников, ведущих пре-
подавательскую работу, с тем, чтобы не нарушалась их непрерывная последовательность и
не образовывались длительные перерывы (так называемые «окна»), которые в отличие от
коротких перерывов (перемен) между каждым учебным занятием, установленных для обу-
чающихся, воспитанников, рабочим временем педагогических работников не являются.
3.3. В исключительных случаях в образовательных учреждениях с круглосуточным пре-
быванием обучающихся, воспитанников (школы-интернаты, детские дома, интернаты при
общеобразовательных учреждениях), в которых чередуется воспитательная и учебная дея-
тельность в течение дня в пределах установленной нормы часов, работодатель с учетом
мнения выборного профсоюзного органа либо по согласованию с ним может вводить для
воспитателей, осуществляющих педагогическую работу в группах воспитанников школьно-
го возраста, режим рабочего дня с разделением его на части с перерывом, составляющим
два и более часа подряд, с соответствующей компенсацией такого неудобного режима ра-
боты в порядке и размерах, предусматриваемых коллективным договором. Время переры-
ва между двумя частями смены в рабочее время не включается.
Перерывы в работе, образующиеся в связи с выполнением воспитателями работы сверх
установленных норм, к режиму рабочего дня с разделением его на части не относятся.
В целях экономии времени воспитателей целесообразно предусматривать вместо режима
рабочего времени с разделением его на части с перерывом более 2 часов режим их работы с
разной ежедневной продолжительностью рабочего времени в утренние часы до начала заня-
тий у обучающихся и в часы после их окончания, имея в виду установление суммированного
учета рабочего времени с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени в неделю
(месяц, квартал) не превышала среднемесячной нормы часов за учетный период.
IV. Режим рабочего времени работников образовательных учреждений в каникулярный
период
4.1. Периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленных для обучаю-
щихся, воспитанников образовательных учреждений и не совпадающие с ежегодными оп-
лачиваемыми основными и дополнительными отпусками работников (далее – каникуляр-
ный период), являются для них рабочим временем.
4.2. В каникулярный период педагогические работники осуществляют педагогическую,
методическую, а также организационную работу, связанную с реализацией образователь-
ной программы, в пределах нормируемой части их рабочего времени (установленного объ-
ема учебной нагрузки (педагогической работы)), определенной им до начала каникул, и
времени, необходимого для выполнения работ, предусмотренных пунктом 2.3 настоящего
Положения, с сохранением заработной платы в установленном порядке.
Учителя, осуществляющие индивидуальное обучение на дому детей в соответствии с ме-
дицинским заключением, в каникулярный период привлекаются к педагогической (методи-
ческой, организационной) работе с учетом количества часов индивидуального обучения та-
ких детей, установленного им до начала каникул.
4.3. Режим рабочего времени педагогических работников, принятых на работу во время
летних каникул обучающихся, воспитанников, определяется в пределах нормы часов пре-
подавательской (педагогической) работы в неделю, установленной за ставку заработной
платы и времени, необходимого для выполнения других должностных обязанностей.
4.4. Режим рабочего времени учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала в
каникулярный период определяется в пределах времени, установленного по занимаемой
должности. Указанные работники в установленном законодательством порядке могут при-
влекаться для выполнения хозяйственных работ, не требующих специальных знаний.
4.5. Преподаватели образовательных учреждений начального и среднего профессиональ-
ного образования, которым установлен годовой объем учебной нагрузки, во время зимних ка-
никул, а также в период летних каникул, не совпадающий с их отпуском, привлекаются к уча-
стию в работе методических комиссий, семинаров, мероприятий по повышению квалифика-
ции, а также к организации и проведению культурно-массовых мероприятий, к работе пред-
метных цикловых комиссий, комплектованию учебных кабинетов, лабораторий.
4.6. Режим рабочего времени всех работников в каникулярный период регулируется ло-
кальными актами образовательного учреждения и графиками работ с указанием их характера.
V. Режим рабочего времени работников образовательных учреждений в период отмены
для обучающихся, воспитанников учебных занятий (образовательного процесса) по
санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям
5.1. Периоды отмены учебных занятий (образовательного процесса) для обучающихся, вос-
питанников по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям являют-
ся рабочим временем педагогических и других работников образовательного учреждения.
5.2. В периоды отмены учебных занятий (образовательного процесса) в отдельных клас-
сах (группах) либо в целом по образовательному учреждению по санитарно-эпидемиологи-
ческим, климатическим и другим основаниям учителя и другие педагогические работники
привлекаются к учебно-воспитательной, методической, организационной работе в порядке
и на условиях, предусмотренных в разделе IV настоящего Положения.
VI. Режим рабочего времени работников в оздоровительных образовательных учрежде-
ниях, образовательных учреждениях, выезжающих на летние дачи и (или) организующих
летний отдых в той же или другой местности, а также при проведении туристских походов,
экскурсий, экспедиций, путешествий
6.1. Режим рабочего времени педагогических работников, привлекаемых в период, не
совпадающий с ежегодным оплачиваемым отпуском, на срок не более одного месяца, в оз-
доровительные образовательные лагеря и другие оздоровительные образовательные учре-
ждения с дневным пребыванием детей, создаваемые в каникулярный период в той же ме-
стности на базе общеобразовательных и других образовательных учреждений, определяет-
ся в порядке, предусмотренном разделом IV настоящего Положения.
6.2. Привлечение педагогических работников в каникулярный период, не совпадающий с
их ежегодным оплачиваемым отпуском, к работе в оздоровительные лагеря и другие оздоро-
вительные образовательные учреждения, находящиеся в другой местности, а также в качест-
ве руководителей длительных (без возвращения в тот же день) походов, экспедиций, экскур-
сий, путешествий в другую местность может иметь место только с согласия работников.
Режим рабочего времени указанных работников устанавливается с учетом выполняемой
ими работы и определяется правилами внутреннего трудового распорядка образовательно-
го учреждения, графиками работы, коллективным договором.
6.3. Режим рабочего времени работников образовательных учреждений из числа плав-
состава учебных судов клубов юных моряков, речников, морских центров и других образо-
вательных учреждений такого профиля при нахождении их в плавании с обучающимися на
борту и во время стоянок определяется в соответствии с особенностями, установленными
для соответствующих категорий работников речного и морского флота, а также с учетом
выполнения обязанностей по руководству плавпрактикой обучающихся.
VII. Режим рабочего времени профессорско-преподавательского состава образовательных
учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений до-
полнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
7.1. Режим рабочего времени лиц из числа профессорско-преподавательского состава
образовательных учреждений высшего профессионального образования и образователь-
ных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалифи-
кации) специалистов в пределах 36-часовой рабочей недели определяется с учетом выпол-
нения преподавательской работы, а также осуществления научно-исследовательской, твор-
ческо-исполнительской, опытно-конструкторской, учебно-методической, организационно-
методической, воспитательной, физкультурной, спортивно-оздоровительной работы.
7.2. Режим выполнения преподавательской работы регулируется расписанием учебных
занятий. Объем преподавательской работы каждого преподавателя определяется образова-
тельным учреждением самостоятельно в зависимости от квалификации работника и про-
филя кафедры и не может превышать 900 часов в учебном году – в образовательных учре-
ждениях высшего профессионального образования и 800 часов в учебном году – в образо-
вательных учреждениях дополнительного профессионального образования (повышения
квалификации) специалистов.
7.3. Режим выполнения преподавателем обязанностей, связанных с научно-исследова-
тельской, творческо-исполнительской, опытно-конструкторской работой, а также учебно-
методической, организационно-методической, воспитательной, физкультурной, спортив-
но-оздоровительной деятельностью, регулируется правилами внутреннего трудового рас-
порядка образовательного учреждения, планами научно-исследовательских работ, про-
граммами, графиками и т.д.
Правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, другие ло-
кальные акты могут регулировать выполнение указанной работы как непосредственно в об-
разовательном учреждении, так и за его пределами.