Нормативно-правовой аспект
В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» (далее –
Закон) образовательная программа определяет содержание образования определенных
уровня и направленности. В системе общего образования реализуются основные и допол-
нительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формиро-
вания общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание ос-
новы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
К дополнительным образовательным программам относятся образовательные програм-
мы различной направленности, реализуемые:
в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионально-
го образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;
в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, где они являются
основными (Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образо-
вания детей утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта
1995 г. № 233), и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии (ст. 26, п. 2).
Содержание дополнительных образовательных программ
Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образования в конкретном об-
разовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательны-
ми программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным
учреждением самостоятельно.
Содержание образования является одним из факторов экономического и социального
прогресса общества и должно быть ориентировано на:
|
обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню об-
разовательной программы (ступени обучения) картины мира;
интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество
и нацеленного на совершенствование этого общества;
воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соот-
ветствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих
выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством Рос-
сийской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона.
Целями и задачами дополнительных образовательных программ, в первую очередь, яв-
ляется обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с чем, содержание до-
полнительных образовательных программ должно:
соответствовать:
достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным
особенностям регионов;
соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основно-
му общему, среднему (полному) общему образованию);
направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической,
спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-крае-
ведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогиче-
ской, социально-экономической, естественно-научной);
|
современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (ин-
дивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах
обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обуче-
ния, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т. д.); методах контро-
ля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности де-
тей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и мате-
риалов в расчете на каждого обучающегося в объединении).
быть направлено на:
создание условий для развития личности ребенка;
развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
профилактику асоциального поведения;
создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределе-
ния, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой
и отечественной культур;
целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития
личности ребенка;
укрепление психического и физического здоровья детей;
взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Структура программы дополнительного образования детей
Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие
структурные элементы:
1. Титульный лист.
2. Пояснительную записку.
3. Учебно-тематический план.
4. Содержание изучаемого курса.
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
|
6. Список литературы.
Оформление и содержание структурных элементов программы дополнительного обра-
зования детей.
1. На титульном листе рекомендуется указывать:
– наименование образовательного учреждения;
– где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;
– название дополнительной образовательной программы;
– возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
– срок реализации дополнительной образовательной программы;
– Ф. И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;
– год разработки дополнительной образовательной программы;
– название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образо-
вательная программа.
2. В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует
раскрыть:
направленность дополнительной образовательной программы;
новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
цель и задачи дополнительной образовательной программы;
отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от
уже существующих образовательных программ;
возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной
программы;
– сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность
образовательного процесса, этапы);
– формы и режим занятий;
– ожидаемые результаты и способы определения их результативности;
– формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
(выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.).
3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может со-
держать:
перечень разделов, тем;
количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.
4. Содержание программы дополнительного образования детей возможно отразить че-
рез краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).
5. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:
– обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед,
походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);
– рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экс-
периментов или опытов и т.д.;
– дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, те-
матика опытнической или исследовательской работы и т.д.
6. Список использованной литературы.