Подтема 7.1. Современный мир.
1. Какой параметр в наибольшей мере характеризует прогресс в социальной сфере общества?
а) развитая система социальной защиты людей;
б) справедливое распределение доходов между людьми;
в) социальная солидарность и партнерство людей;
г) обеспечение высокого уровня и качества жизни людей.
2. Кто из социологов и в какой работе заявил следующее: "Мы должны рассматривать человечество в его целом, как великое собирательное существо или социальный организм, живые члены которого представляют различные нации. С этой точки зрения очевидно, что ни один народ не может жить в себе, через себя и для себя, но жизнь каждого народа представляет лишь определенное участие в общей человеческой жизни".
а) О.Шпенглер. Закат Европы.
б) В.Соловьев. Русская идея.
в) У.Ростоу. Стадии роста.
г) Д.Белл. Постиндустриальное общество.
д) В.Ленин. Статистика и социология.
3. Какая теория наиболее адекватно характеризует перспективы мирового сообщества?
а) теория коммунизма (К.Маркс);
б) теория конвергенции (У.Ростоу)
в) теория коммунитарного общества (К.Мангейм);
г) теория постиндустриального общества (Д.Белл);
д) теория массового общества (У.Тард).
4. Какая цивилизация характеризует сегодняшнее движение человечества к прогрессу?
а) космогенная;
б) техногенная;
в) антропогенная;
г) социогенная.
5. Какому аспекту социальной защиты людей придается наибольшее значение в настоящее время?
а) перераспределение доходов посредством налогообложения;
б) гарантия зарплаты на уровне прожиточного минимума;
в) защита уровня и качество жизни посредством индексации зарплаты;
г) обеспечение доступности к медицинскому, страховому, образовательному обслуживанию.
|
Подтема 7.2. Россия, Татарстан в контексте современного мира.
1. Какой принцип является наиболее научно - обоснованным в определении места России и Татарстана в мире?
а) конвергенция с миром;
б) обособление, замкнутость;
в) реализация общечеловеческих ценностей;
г) сочетание общечеловеческого с национально-особенным;
д) вхождение в единый общеевропейский дом.
2. Кто из социологов и в какой работе заявил следующее: "Русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ. Россия есть целая часть света, огромный Восток-Запад, она соединяет два мира. И всегда в Русской душе боролись два начала, восточное и западное"?
а) Г.Плеханов. К вопросу о роли личности в истории.
б) П.Чаадаев. Философские письма.
в) В.Соловьев. Русская идея.
г) Н.Бердяев. Русская идея.
д) Л.Лихачев. О Национальном характере русских.
3. Что именно характеризует взаимоотношения социальных общностей людей в РФ и РТ?
а) социальная солидарность и партнерство;
б) социальный конфликт;
в) социальная напряженность;
г) социальные противоречия;
д) социальная корпоративизация.
4. Население России делится на пять групп: 1) правящая элита; 2) рабочие; 3) интеллигенция; 4) крестьяне; 5) «новая буржуазия». Какой принцип положен в основу этой классификации?
а) классовый;
б) стратный;
в) по уровню жизни;
г) по роли в управлении;
д) по доходам.
5. Какие отношения Татарстана с Россией признаются наиболее оптимальными?
а) федералистские;
б) конфедеративные;
в) отношения суверенитета;
г) отношения самостоятельных государств;
|
д) отношения ассоциированных государств.
Ответы.
Подтема | Подтема | ||||||||||
1.1 | г | в | б | в | в | 5.1 | б | г | в | а | в |
1.2 | г | а | в | в | б | 5.2. | в | г | в | б | в |
2.1 | е | а | б | в | а | 5.3 | б | в | б | в | г |
2.2 | в | б | б | б | в | 5.4 | а | б | г | в | д |
2.3 | б | д | ж | в | в | 5.5 | д | в | б | а | а |
2.4 | б | г | в | а | б | 5.6 | б | г | б | б | в |
3.1. | д | а | б | г | г | 5.7 | б | в | е | б | в |
3.2 | в | г | в | б | г | 5.8 | а | в | б | а | б |
3.3 | в | а | в | в | б | 5.9 | в | а | б | б | в |
3.4 | б | в | а | в | г | 5.10 | в | б | г | б | б |
3.5 | д | г | в | д | д | 6.1 | г | г | в | а | б |
4.1 | в | д | в | а | в | 6.2 | в | б | б | б | а |
4.2 | б | в | в | в | в | 6.3 | в | в | г | в | б |
4.3 | в | г | б | г | в | 7.1 | в | б | г | в | б |
4.4. | б | в | б | г | г | 7.2 | г | г | в | б | в |
Список рекомендуемой литературы.
1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли.- М., 1993.
2. Бурдье П. Социология политики. – М., 1993.
3. Бэлл Д. Грядущее постиндустриальное общество. – М., 1999.
4. Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.
5. Гараджа В.И. Социология религии. – М., 1995.
6. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М., 1990.
7. Говяко Б.И. Студенческая семья. – Л., 1988.
8. Государственный стандарт РФ по высшему и профессиональному образованию. - М.,1995.
9. Дюргейм Э. О разделении общественного труда. – М., 1994.
10. Дюргейм Э. Социология, ее предмет, метод, назначение. – М., 1995.
11. Как провести социологическое исследование. - М.,1989.
12. Коган Л.Н. Социология культуры. – Екатеринбург, 1992.
13. Краткий очерк истории философии. – М., 1990.
14. Краткий словарь по социологии.– М., 1989.
15. Маркович О. Социология труда. – М., 1988.
16. Нечаев В.Я. Социология образования. – М., 1992.
|
17. Общество в разных измерениях. - М., 1990.
18. Парсонс Т. Система современных обществ. – М., 1997.
19. Политология на российском фоне. – М., 1993.
20. Пухликов В.А. Человек и общество. – М., 1990.
21. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. – М., 1995.
22. Российская социологическая энциклопедия.–М., 1999.
23. Сабиров А.Г. Социально-философская антропология. – М., 1997.
24. Сабиров А.Г. Максимы и притчи о смысле жизни человека, его месте и роли в мире. - Елабуга, 1996.
25. Смелзер Н. Социология. - М., 1994.
26. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.
27. Социальный конфликт. – М., 1991.
28. Социологическая мысль в России. - Л., 1978.
29. Социология. Хрестоматия. – М., 1993.
30. Социология образования. – СПб, 1996.
31. Тексты по истории социологии. Хрестоматия. - М., 1994.
32. Фетисов В.Я. Специфика социологии как науки и учебной дисциплины. – Социально-политический журнал. – 1990, №4.
33. Филипов Ф.Р. От поколения к поколению. – М., 1989.
34. Фролов С.С. Социология. - М., 1994.
35. Харчев Л.Г. Социология воспитания. – М., 1990.
36. Энциклопедический социологический словарь. – М., 1995.
37. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. – М., 2001.
38. Яковлев А.М. Социология экономической преступности.
***
Сабиров Аскадула Галимзянович
Проблемные задания в курсе “Социология”.
Методическое пособие для преподавателей и студентов
высших учебных заведений.
Технический редактор Сабирова Ф.М.
___________________________
Сдано в печать 05.01.2004
Формат 84х108/82. Объем 2 п.л.
Тираж 500 экз.
Отпечатано 30.01.2004 г.
Типография ЕГПУ.
Издательство ЕГПУ
423604, г.Елабуга, ул.Казанская, 89.