Б1.Б.10 «Организация туристской деятельности»
Тема: Туристские центры и дестинации
Знание туристских центров и туристских территорий - одно из главных требований, предъявляемых к менеджеру туристского бизнеса.
Центр туризма - город, местность или объект, где на базе туристско-рекреационных ресурсов создан комплекс туристско-экскурсионного обслуживания.
Туристский центр - местность, привлекающая туристов наличием туристско-рекреационных ресурсов, удобством транспортно-географического положения и доступной для туриста информацией о нем.
В специальной литературе предлагается развернутая типология туристских центров в зависимости от того, какой цикл рекреационной деятельности может быть в них реализован: паломнический, культурно-исторический, курортный, приморский, альпийский, альпинистский, активно-оздоровительный, коммерческо-деловой, экологический, водный, конгрессный, спортивный, охотничье-рыболовный, приключенческий, экзотический, этнографический, развлекательный.
Исходя из этой типологии видно, что циклы рекреационной деятельности также могут быть комбинированными.
Типология туристских центров, с одной стороны, отражает большое разнообразие рекреационной деятельности туристов, за которой в свою очередь стоят различные потребности людей. С другой стороны, она связана с наличием культурного и природного наследия, рекреационных ресурсов в том или ином месте, без которых рекреационная деятельность не может быть реализована. Таким образом, и типология туристских центров соотносит объективную и субъективную стороны туризма, т. е. наличие рекреационных ресурсов и рекреационную мотивацию населения.
|
Этот диалектический феномен позволил И. В. Зорину выделить три группы факторов формирования туристских центров: генерирующие (связанные с потребностью), реализующие (связанные с ресурсами) и локализующие (связанные с информированностью населения).
Дестинацией называется территория, предлагающая определенный набор услуг, отвечающих потребностям туриста, удовлетворяющих его спрос на перевозку, ночлег, питание, развлечения и т. д., и ставшая целью его путешествия.
Следовательно, дестинация, чтобы быть таковой, должна обладать определенным набором услуг, достопримечательностями, информационными системами.
Дестинация имеет определенный цикл развития:
- активное развитие - увеличение количества туристов, рост инвестиций и доходов от туризма;
- насыщение и стабилизация - увеличение количества рабочих мест, изменение в архитектурном облике, экологической ситуации, социокультурной среде, появление новых жителей;
- упадок - сокращение количества туристов; рост безработицы, перепрофилирование основных турцентров; снижение доходности туризма.
На рисунке 1 представлены основные стадии циклического развития туристской дестинации.
Рисунок 1. Цикл развития туристской дестинации.
Выделяют несколько типов туристских дестинаций. К первому относятся города-столицы, которые чаще всего обладают значительным туристским потенциалом, т. е. располагают богатыми культурно-историческими ресурсами и развитой туристской инфраструктурой. Второй тип образуют два подтипа: центры целенаправленного развития местных обычаев и культуры и центры для организации туров, располагающие развитой сетью туристских предприятий и разнообразным историко-культурным потенциалом. Третий тип образуют специально построенные для целей туризма центры (тематические парки, туристские города, курорты и т. д.
|
Тема: Пространственная организация туризма.
1. Туристские регионы и зоны.
2. Этапы развития туристской территории.
Туристский регион - цель путешествия и туристский продукт одновременно.
Л. В. Ковынева определяет туристский регион как отдельную территориальную единицу, находящуюся в единстве с природой и обладающую определенными физико-географическими, этнически-историческими, эколого-экономическими, политико-административными и правовыми свойствами, обеспечивающими ее функционирование.
Туристский регион - внутринациональная категория, которая может соответствовать административно-территориальному делению (например, Бурятия), занимать часть административно-территориального деления (например, г. Хабаровск) или представлять собой территорию, расположенную в пределах нескольких административно-территориальных единиц (Золотое кольцо, Прибайкалье).
Ю. Д. Дмитревский, увязывая распространенные трактовки туристской территории, предложил понятие «потенциально туристский район», который, имея определенные ресурсы, становится действительно туристским районом только после создания необходимой инфраструктуры. Он определяет туристский район как территорию, обладающую определенными признаками аттрактивности и обеспеченную туристской инфраструктурой и системой организации туризма.
|
В ряде работ используется понятие «туристско-рекреационный район», представляющий собой территорию, сформированную туристским и рекреационным спросом, обладающую туристскорекреационными ресурсами, условиями, необходимой степенью развития туристской и рекреационной инфраструктуры и отличающуюся от других районов специализацией на определенных видах туризма и рекреации.
Под туристской зоной понимается:
— часть национальной территории, на которой имеется два или более центров по приему туристов не менее чем на 5 тыс. мест проживания;
— территория с приоритетным развитием туристской инфраструктуры;
— территория, на которой сосредоточены объекты показа, привлекающие туристов, а также другие туристские объекты (гостиницы, санатории, пансионаты и др.).
Низовой уровень в системе туристских территорий занимает туристский центр - город, природный объект, участок местности, где на базе сосредоточенных туристских ресурсов создан комплекс туристско-экскурсионного обслуживания. Он состоит из объектов размещения туристов, предприятий питания, спортивных сооружений торговых и иных предприятий сферы услуг.
Итак, туристский район - территория, обладающая определенными признаками аттрактивности и обеспеченная туристской инфраструктурой и системой организации туризма.
Туристские районы отличаются следующими признаками:
- временем возникновения, историческими особенностями формирования;
- природными, историко-культурными, социально-экономическими и населенческими предпосылками формирования;
- уровнем развития туристской инфраструктуры;
- туристской специализацией.
Однако не любой регион способен стать туристским, а лишь тот, в котором имеются:
- необходимые для принятия туристов качественные услуги (трансфер, размещение и питание с соответствующим уровнем обслуживания);
- достопримечательности для привлечения туристов, порождающие интерес людей к данному региону и создающие конкуренцию с другими;
- информационные системы — важное средство функционирования региона на туристском рынке.
Любой туристский регион в процессе становления проходит определённый цикл развития (рисунок 2).
Рисунок 2. Цикл развития туристского региона.
Изначально основными мотивами приезда в регион людей служит посещение родственников и друзей, а также деловые поездки. Затем возникает интерес к природным и культурным достопримечательностям этого региона. Такие потребности легко удовлетворяются существующей сферой обслуживания, и посетители уезжают с хорошими впечатлениями.
На этой стадии развития туризма лишь небольшая часть имеющейся инфраструктуры зависит от количества прибывающих и сроков их нахождения. Но постепенно информация о качественном обслуживании и достопримечательностях распространяется, способствуя увеличению потока туристов. На это незамедлительно реагируют туристские предприятия, развивая специализированные сервисные услуги для приезжих.
Таким образом, регион начинает приобретать характерные черты туристского: появляются новые средства размещения, предприятия питания, развлечений и др. Инвестиции приносят большую прибыль, и, естественно, возникают новые дополнительные возможности для привлечения туристов и их обслуживания. В свою очередь приезжие изменяют уклад жизни местных жителей, привнося свои традиции и культуру. Появляется необходимость управления, основные цели которого - в продвижении региона на рынке для привлечения необходимого количества туристов, чтобы поддержать на высоком уровне туристский бизнес, а также в выборе инструментов, обеспечивающих развитие выгодных с финансовой точки зрения форм и видов туризма. На данном этапе органом управления туризмом принимаются решения, какие виды услуг развивать, как удовлетворять постоянно меняющиеся вкусы приезжих.
Кроме того, в регион идет постоянный приток новой рабочей силы, в результате чего происходит постепенная ассимиляция местных жителей, что нередко приводит к утрате местной культуры и формированию новой, но уже не характерной для данного региона. Далее следуют необратимые экологические изменения, из-за чего регион теряет свою привлекательность, количество туристов снижается, пустуют средства размещения, прибыль сокращается. Важно незамедлительно отреагировать на эти изменения: усовершенствовать политику развития туризма, разрабатывая новую программу.
Широко известна также модель развития туристских территорий, разработанная Ю. А. Ведениным и дополненная Ю. А. Худеньких (таблица 1).
Согласно этой модели, туристские территории в своем развитии проходят три взаимосвязанные стадии (формирование, зрелость и деградацию), каждая из которых включает два этапа. В частности, на стадии формирования туристские территории проходят этапы возникновения и становления; на стадии зрелости район переживает расцвет, а затем и стагнацию; и, наконец, стадия деградации включает этапы упадка и исчезновения туристской территории. В заключение следует сказать, что освоение новых регионов как туристских должно происходить при соблюдении следующих принципов: рационального использования природных ценностей и ресурсов; обязательного учета мнений и традиций местных сообществ; научного подхода к освоению новых туристских территорий; предоставления гарантий безопасности туристам; оптимального сочетания цены и качества на туристские продукты и услуги; гибкой программы туристского освоения территорий, гарантирующей охрану туристских ресурсов; планомерного и сбалансированного развития туристских дестинации.
Таблица 1.
Этапы развития туристской территории | ||
Критерий туристского развития | Процесс, происходящий на каждом этапе развития туристской территории | |
Формирование | ||
Возникновение | Возрастание объема информации | Рекреационное освоение территории. Появление отдельных групп туристов, черпающих информацию из устных сообщений или письменных отчетов первопроходцев, отличающихся невысокими требованиями к комфорту. Туристский поток невелик, трудноизмерим, его величина прямо пропорциональна объему информации о районе, который можно выразить в количестве и доступности, детальности описания. Дополнительным критерием могут служить затраты на преодоление расстояний |
Становление | Увеличение числа туристских предприятий | Оформление регулярных групп туристов возрастание туристского потока, формирование общей и специальной инфраструктуры, появление предприятий, обслуживающих туристов и отдыхающих. Туристские предприятия не только формируют туристский продукт, но и берут на себя функцию распространения информации. В территориальной структуре происходят процессы концентрирования и диверсификации туристских функций, хотя отдельные территории остаются монофункциональными (курорты) |
Зрелость | ||
Расцвет | Возрастание туристского потока | Туристский поток растет высокими темпами, достигая максимума. Формируются взаимосвязанные сети туристских предприятий, которые могут вызывать появление туристских агломераций. Наличие системы регулирования туризма позволяет организовать статистический учет, что дает возможность оценивать процессы развития на основе объемов конкретных туристских потоков. В территориальной структуре достигается высокий уровень диверсификации туристских функций, начинается территориальная диверсификация, выстраивается иерархическая структура многофункционального туристского комплекса |
Деградация | ||
Упадок | Сокращение туристского потока | Наблюдается резкое сокращение туристского потока, а также деформация сети туристских предприятии, исчезновение отдельных туристских функций территории |
Исчезновение | Сокращение числа туристских предприятий | Привлекательность территории снижается, так как туристская функция вытесняется другими отраслями хозяйства. Происходит резкое сокращение туристских предприятий |
Согласно этой модели, туристские территории в своем развитии проходят три взаимосвязанные стадии (формирование, зрелость и деградацию), каждая из которых включает два этапа. В частности, на стадии формирования туристские территории проходят этапы возникновения и становления; на стадии зрелости район переживает расцвет, а затем и стагнацию; и, наконец, стадия деградации включает этапы упадка и исчезновения туристской территории. В заключение следует сказать, что освоение новых регионов как туристских должно происходить при соблюдении следующих принципов: рационального использования природных ценностей и ресурсов; обязательного учета мнений и традиций местных сообществ; научного подхода к освоению новых туристских территорий; предоставления гарантий безопасности туристам; оптимального сочетания цены и качества на туристские продукты и услуги; гибкой программы туристского освоения территорий, гарантирующей охрану туристских ресурсов; планомерного и сбалансированного развития туристских дестинаций.