Воспоминания о походе по установке памятника на месте партизанского лагеря.




В нашей стране всегда уделялось большое внимание военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Почти в каждой школе велась следопытско-поисковая работа. Целью этой деятельности был девиз «Никто не забыт, и ничто не забыто», а содержанием этой работы было собрать воспоминания участников Великой отечественной войны. В 1967-69 годах в нашей 389 школе под руководством преподавателя истории Петрушенко Надежды Николаевны была организована следопытско-поисковая работа по сбору материалов и изучению деятельности 11 Волховской патризанской бригады. Бригада вела борьбу с фашистскими оккупантами на территориях Ленинградской области. Поисковая работа велась в основном «А» классом, в котором Петрушенко Н.Н. была классным руководителем. Был собран большой объём документов, фотографий, карт военного времени, воспоминаний участников боевых действий героической борьбы 11 партизанской бригады. На основе этих материалов была оформлена большая экспозиция в виде стендов.

Вспомнил, как делали стенды для размещения результатов следопытской деятельности. Сами стенды делали на уроках труда в количестве 26 штук. Это были деревянные рейки, с прикреплёнными к ним фанеркам. К фанеркам были приделаны из жести скобы, которыми фиксировали стекла, закрывающие фотографии и напечатанный текст. Почему я хорошо это запомнил, потому что в июне 1969 года мне пришлось заканчивать эту работу. Утром приходила учительница истори Петрушенко Н.Н. и окончательно размещала материал на стенде по рамкам, а затем я приклеивал и загибал уголки. Потом мы с преподавателем труда, вешали эти стенды на стены в школьных рекреациях. Я занимался этим весь июнь месяц, когда другие ребята уже отдыхали на каникулах.

В майский праздник Победы в 1968 году в школе была проведена конференция, посвящённая деятельности 11 Волховской партизанской бригады. Присутствовали партизаны и рассказывали, как они в годы войны вели борьбу на оккупированной территории, помогая действующей армии громить фашистских захватчиков. Они создавали в лесах партизанские лагеря и оттуда совершали боевые рейды. Очень важной партизанской деятельностью было сбор информации о размещении и численности фашистских войск, в этом им помогали и местные жители. С большим интересом мы прочитали книгу «Горят костры партизанские», в которой был помещён рассказ Самухина В.П. «Неуловимые», рассказывающий о «Каменном лагере». Не знаю, у кого родилась идея, но как естественное продолжение нашей работы, было создание и установка памятника на месте партизанского лагеря, называемого в годы войны «Каменный лагерь». На этом месте 17 июня 1943 годапроисходил бой, памятный участникам партизанского отряда.

Ещё наверно интересно будет узнать, как создавался проект памятника. Хорошо помню, что в школе был объявлен конкурс на проект памятника. Помню, на уроках рисования, наша учительница провела с нами урок с показом фотографий различных видов существующих памятников, посвящённых Великой отечественной войне. Разобрали на примерах глубокую идейную суть этого вида творчества, важнейшие элементы, которые бы с первого взгляда давали бы человеку понимание мысли замысла. Объяснила нам, что должно быть центральным элементом памятника, который бы точно отражал кому, зачем, почему он установлен. Такая работа была проделана во многих классах школы. В конце урока было дано задание: изобразить проект памятника, который мы собирались установить на месте партизанского лагеря. Конкурс подводил очень долго и сложно, т.к. сначало все работы оценивались советом педагогического коллектива. Затем активистам-следопытам доверили высказать предпочтения по уже выбранным лучшим работам. И уже окончательно, ветераны партизанского движения высказали свои отзывы по лучшим проектам. Так получилось, что окончательно проект памятника был создан и доработан на основе нескольких лучших работ. Из каждой работы было взято наиболее важное и значимое. Потом проект памятника был согласован с шефским предприятием, на котором его собирались изготовить. Необходимо было согласовать материал, его свойства, технологичность изготовления. Сегодня можно гордиться и порадоваться за всех кто принимал участие в создании, изготовлении и установке памятника, т.к. он простоял 50 лет и сохранился на сегодня. И сейчас требуются только небольшие ремонтно-восстановительные работы по укреплению фундамента и покраске. Спасибо добровольцам в лице Иванова Игоря и руководителя музея 11 Волховской партизанской бригады школы № 20 Купрова Антона, которые хотят произвести эти работы. Пусть сохранится память о героических днях борьбы нашего народа за независимость нашей Родины ещё на долгие годы.

Как я уже сказал, сам памятник изготовили на заводе им. Жданова (ныне «Северная вервь») из алюминия, но, несмотря на это, он был достаточно тяжёлый. Поэтому его сделали из двух частей, чтобы можно было транспортировать, неся в руках. Помню, верхнюю часть нёс Иванов Виктор, а нижнюю Гарбузюк Владимир, они тогда учились в 9 классе и были старше нас на 2 года, а мы учились в 7 классе. Бронзовые таблички тоже изготовили на заводе, а вот надписи вытравливали химическим путём в школе под руководством преподавателя по гражданской обороне, отставного военного.

Почему памятник изготавливался на Ждановском заводе (ныне «Северня верфь)», это наверно требует пояснения. В советское время была система шефствования над каждой школой какого-нибудь близко находящегося предприятия. Связи не строились на коммерческо-экономических основах, а функционировали на социальных принципах. Цель их была помогать школе в её деятельности: ремонте, помощь в необходимых материалах, требуемых для организации учебного процесса, изготовлении методических пособий. Молодые работники предприятия, юноши и девушки, склонные к педагогической деятельности, были вожатыми в классах и помогали преподавателям во внеклассной деятельности. Организовывались экскурсии на предприятия для профессиональной ориентации школьников. В школе было уделено большое внимание черчению, под руководством преподавателя рисования и черчения Румянцевой Тамары Николаевны. Это позволяло выпускникам, сразу после окончания школы, пойти работать на Ждановский завод чертёжником. Специалистами в этой профессии очень нуждалось предприятие. Школьники подготавливали выступления и с концертами выступали перед работниками завода в памятные дни календаря. Когда работа с шефами была налажена хорошо, то это было взаимоинтересно и полезно для всех.

Итак, осенью в октябрьские дни, мы построились у школы с нашим памятником, чтобы отправиться в поход по партизанским тропам 11 партизанской бригады. Главной целью похода, было установить памятник на месте «Каменного лагеря» 11 Волховской партизанской бригады в память о бое, проходившем 17 июня 1943 года и узнать об этом подробнее на месте непосредственных событий той героической борьбы.

Поход наш начинался с п. Радофинниково Октябрьской ж.-д. и должен был закончиться на ж.-д. станции Чолово Витебской ж.-д., предстояло пройти более 50 км. На поход отводилось несколько дней, т.к. он проходил в период осенних школьных каникул.

 

 

В Радофиниково у нас была первая ночёвка в помещении местной школы. На следующий день, мы сфотографировались на ж-.д. платформе и попробовали своими сила сдвинуть вагончик с места, который обычно тянул дизель-паровоз называемый «кукушка». Узкоколейная дорога использовалась в то время для вывоза торфа и древесины из леса на ж.-д. станцию Радофиниково. Нам очень повезло, что ещё действовала эта узкоколейная дорога, и нас подвезли ближе к месту партизанского лагеря. Здесь была вторая ночёвка, о которой я расскажу немного позднее. А на следующее день мы занимались установкой памятника. Далее наш маршрут проходил по лесной бездорожной местности, и вёл нас по трофейной карте комиссар 11 партизанского отряда Сазанов Фёдор Иванович (1905 – 1969).

 

Следующая ночёвка проходила у нас в деревне Жилое Рыдно, где мы остановились в здании поселковой школы. А утром произошёл неприятный случай, один из наших одноклассников, Архипов Саша, колол для костра дрова, чтобы сготовить завтрак и поранил топором руку. Оказалось, что в этом посёлке нет ни медпункта и никого из медперсонала. Нам пришлось обращаться в соседний посёлок, т.к. только там был медпункт. Мы нашли медсестру, которая согласилась с нами пройти несколько километров, чтобы оказать певую медицинскую помощь, за что ей мы были очень благодарны. Далее поход проходил по дороге к ж.-д. станцию Чолово. В конце похода мы подъехали на автобусе к станции, чтобы сесть на электричку в город Ленинград. Мы ещё раз возвратились в эти места весной 1969 года, чтобы пройти сельскохозяйственную практику. Если не изменяет память, то мы жили в посёлке Милодеж, разместили нас в бараке и спали мы на нарах. Во время работ разбирали бурты с картошкой и перебирали её, также убирали камни с полей. Вечерами часто сидели на берегу р. Оредеж и жгли костёр.

Была очень сложная вторая ночёвка на месте «Каменного лагеря» где устанавливали памятник. Несмотря на то, что лагерь назывался каменным, место было довольно низким, а может, той осенью было много дождей, и устанавливать палатки фактически надо было в воду. Было принято решение сделать из деревьев деревянный настил виде плота. Делали его из берёз, т.к. их было больше всего в этом лесу. Затем натаскали и застелили всё лапником (ветками елей) и уже только затем установили палатки. Мы очень устали, разбивая лагерь, т.к. в повседневной городской жизни нам не приходилось рубить так много деревьев, таскать их и складывать. Многие натёрли мозоли от такой работы. Удалось установить 4 палатки: две десятиместные и две двухместные. Сделанного настила для установки всех палаток не хватило. Поэтому старшим ребятам пришлось ночевать в спальниках под открытым небом

Для костра тоже пришлось создать возвышение, чтобы его развести и поддерживать в течение ночи. Приготавливая ужин, обнаружили, что забыли взять консервный нож открывать металлические банки с тушёнкой и сгущёнкой. Немного помучились, но наловчились: сначала пробуя это делать обычным перочинным ножом, а затем попробовав топором, и дело пошло легко и быстро. Потом, когда я оказывался в подобной ситуации, то проблем никогда уже больше с этим не было, т.к. топор всегда под рукой в поход.

 

 

С утра на следующий день мы занимались установкой памятника. Вырыли ямы для стоек, осушили их от воды, сделали опалубку, подготовили цементный раствор, установили памятник и залили стойки приготовленным раствором цемента. После проделанной работы было торжественное построение и митинг, на котором бойцы партизанского отряда рассказывали о событиях далёкого прошлого, вспоминали те сложные и героические дни борьбы с врагом, пришедшим на нашу землю. Вспоминали, что лагерь находился на краю болота, что подходы к нему были заминированы, стояли растяжки. Что во время последнего боя, погибло всего 4 человека из партизан, но после него пришлось лагерь переносить в другое место. В конце митинга прогремел салют в честь павших в этом бою и всех героически сражавшихся за нашу свободу. Затем был праздничный обед. Ещё вспоминаю, что на месте лагеря, свободные от непосредственой установки памятника одноклассники, ходили и собирали вокруг лагеря «следы» боевого прошлого: гильзы от патронов, куски колючей проволоки, осколки от снарядов, неразорвавшиеся мины, части от стрелкового оружия, проржавевшие каски бойцов. Это потом было выставлено в школе отдельной экспозицией. Также было сделано несколько фотографий тех памятных мест. После обеда мы вышли на маршрут, который предстояло пройти по местам боевой деятельности 11 партизанской бригады.

Во время похода Сазанов Фёдор Иванович показывал нам места боевых действий, места сожжёных деревень фашистами в годы войны и рассказывал о событиях того времени.

 

На платформе, которой фактически не было, мы сфотографировались в память окончания успешно завершённого похода.

Спустя годы понимаешь, как это было надо нам, вступающим в жизнь, учиться тому, как любить и самоотверженно защищать нашу любимую Родину.

P.S.

Осенью 2018 года на электронный адрес школы 389 пришло письмо от Иванова Игоря с фотографиями нашего памятника и вопросом, можно ли найти людей, которые в те годы устанавливали памятник. Как раз, в октябре месяце, 389 школа отмечала свой 60-летний юбилей, и на торжественном мероприятии был показан памятник, и прозвучал вопрос: кто принимал в этом участие. На встрече оказался Гарбузюк Владимир, он и рассказал, как это было. А затем, историей установки памятника, заинтересовалась руководительница музея в посёлке Приозёрном Евгения Сергеевна Фёдорова. Потом установили связь со школой № 20 Невского района, в которой с 1975 года создан музей 11 Волховской партизанской бригады. Почему наша 389 школа не продолжила эту работу, объясняется сложившимися объективными причинами. Открылась новая школа рядом, уменьшилось число учащихся в нашей школе, перегруппировали классы, стало меньше нагрузки, часть учителей перевели в другие учебные заведения, в том числе и учительницу истории Петрушенко Н.Н.. Вся экпозиция осталась в 389 школе, ну а там никого не нашлось продолжить начатую следопытско-поисковую деятельность.

В написании воспоминаний о походе и установке памятника приняли активное участие бывшие участники того похода Гарбузюк Владимир, Морозова Татьяна, Иванов Андрей, Петрушенко Александр.

27.01.2019 год

13.03.19



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: