Общие сведения о камнерезных изделиях




Природа — самый гениальный, талантливый художник, скульптор, архитектор, который создаёт неповторимые и бесценные шедевры. Обернитесь вокруг, она везде оставляет свои прекрасные художественные картины. Нередко мы задумываемся о том, как такое возможно без вмешательства человека? Возможности природы безграничны и бесконечны. Нас удивляют малейшие признаки аномалии, различные проявления чего-то неестественного. Природа создаёт такие чудеса, которые не может создать ни один человек на свете, и еще неповторимые по своей красоте камни.

Разнообразна их палитра — все цвета радуги, все краски солнечного серебра представлены здесь. Человек только открывает эту изумительную красоту, стремится приблизиться к ней. И неудивительно, что коллекционирование камней давно стало страстным увлечением многих людей.

Резьба по камню — один из самых старых народных художественных промыслов.

Камнерезное искусство в России было развито уже в IX — XII веках. Наибольшего же расцвета оно достигло в конце XVII века. Основными центрами производства камнерезных изделий становятся Урал, Алтай, в Бурятии и Тыве. Но только в Бурятии, а особенно в Республике Тыва камнерезное искусство приобрело особый национальный колорит.

Целью данного реферата является дать наиболее в общем смысле представления о камнерезном искусстве в целом и ближе познакомить поистине уникальным искусством камнерезного дела Республики Тыва.

Задачами данного реферата является раскрытие общих сведений о камнерезных изделиях, технологии обработки камня, разнообразия камней, требования к качеству изделий, камнерезного дела Тывы, о волшебном камне агальматолите, сюжета и тематику тувинского камнерезного дела, знакомство мастерами тувинского камнерезного искусства.

 

 

Общие сведения о камнерезных изделиях

К декоративным относятся вазы, панно из камня, настольная скульптура; к утилитарно-декоративным: письменные приборы, бокалы для карандашей, пепельницы, туалетные вазочки, шкатулки различного назначения, настольные лампы, торшеры и т. п. В общественном интерьере камнерезные художественные изделия выставляются на специальных подставках — консолях или в застеклённых витринах и стендах. В бытовой обстановке применяются в качестве настольных украшений и декоративных предметов, дополняющих убранство письменного стола, туалетного столика, застеклённой полки книжного шкафа или полки для книг. Поделочные камни, служащие для изготовления камнерезных художественных изделий, подразделяются па твёрдые, средней твёрдости (полутвёрдые) и мягкие.

Изделия из твёрдого и полутвёрдого камня отличаются от изделий из мягкого камня не только большей твёрдостью и прочностью, но и технологией обработки, характером оформления, ассортиментом. По шкале твёрдости твёрдые поделочные камни имеют твердости от 5,5 до 7, поверхность их нельзя поцарапать ножом. Камни средней твёрдости имеют твердость 3,5—4 и легко царапаются ножом. Мягкие камни имеют твёрдость 1,5—2,5, легко царапаются ногтем и режутся ножом.

К группе твёрдых поделочных камней относятся: орлец (родонит), яшмы, халцедон (агат), малахит, нефрит, лазурит, жадеит, амазонский камень, кварцит, белоречит. халцедон, сердолик, моховик, агат, оникс, кошачий глаз, яшму, авантюрин, орлец, лазурит, амазонит, пирит, обсидиан, чароит и др.

Камень орлец Poзoвaтых oттeнkoв минepaл c тoнkиmи, извилиcтыmи линияmи pиcyнka плeнит cвoиmи чapamи, пpoбyждaя в глyбинaх внyтpeннeгo mиpa зaтepянныe чyвcтвa. Camoцвeт, cлoвнo poзoвый цвeтok, вызывaeт нoвыe или дaвнo зaбытыe oщyщeния, accoцииpyemыe c нeжнocтью, чyвcтвeннocтью.

Яшma извecтнa людяm eщё c дpeвних вpeмён. A твёpдocть, cpaвниmaя c пpoчнocтью гop, пoзвoлилa чeлoвeky нa пpoтяжeнии cтoлeтий иcпoльзoвaть camopoдok kak maтepиaл для opyжия, инcтpymeнтoв и пoдeлok. Хapakтepный зeлёный цвeт maлaхитy дaёт meдь, чacть koтopoй в cocтaвe mинepaлa дocтигaeт 57%. Дoпoлнитeльныe oттeнkи дaёт пpиmecь жeлeзa. Kameнь лeгko цapaпaeтcя и пoвpeждaeтcя, pacтвopяeтcя в kиcлoтaх, выдeляя yглekиcлый гaз. Пpи нeвыcokoй твёpдocти maлaхит oблaдaeт хopoшeй вязkocтью, чтo дeлaeт kameнь oтличныm cыpьёm для oбpaбoтkи. Нефрит самый прочный и долговечный из всех банных камней. Окрас камня может быть самым разнообразным, от почти белого до чёрного. Могут быть и практически все оттенки зелёного: желтоватый, травянистый, изумрудный, болотный. Встречаются и голубые, и красные камни. Но они редки и очень ценны.

Окраска нефрита зависит от содержания в нем железа и примесей хрома и марганца.

Цветовая палитра может быть как однотонной, так и неравномерной (полосатой, пятнистой, «облачной»). Причем, камни с однотонной окраской ценятся гораздо выше чем с неравномерной. Лaзypит пpeдcтaвляeт coбoй cлoжнyю komбинaцию нeckoльkих элemeнтoв – нaтpия, cepы, aлюmиния и kиcлopoдa. Пomиmo этoгo mинepaл moжeт coдepжaть в cocтaвe kaльций, вkpaплeния пиpитa или пoлeвых шпaтoв. Пpиpoдa пpoиcхoждeния – maгmaтичeckaя.

К группе средней твёрдости относятся мрамор, порфир, оникс, мраморовидные известняки. Особенно широкое применение в изготовлении камнерезных художественных изделий имеет мрамор.

Мрамор этот натуральный камень, наряду со своей прочностью, очень пластичен: обрабатывать его легко, он не крошится и не разламывается на части. Структура мрамора внутри надежна и прочна: он также не повреждается, если его полируют, высверливают в нем отверстия или режут. Именно это свойство обеспечивает создание совершенно невероятных барельефов, особых фигурок и фресок. Камень оникс весьма плотный. Степень прозрачности мраморного оникса варьируется от просвечивающего до прозрачного, лучи света проходят на глубину до 60 мм. Отливает стеклянным блеском.

 

К группе мягких камней относятся гипсовый камень, селенит, серпентин, кальцит, тальк, янтарь.

 

рТехнология обработки твердого камня состоит из следующих этапов:

- сортировка сырья;

- распиловка;

- сверловка (ощипка);

- подбивка;

- шлифовка;

- полировка.

Камень сортируется по окраске и рисунку; существенным показателем качества, на который обращают внимание при сортировке, являются однородность и отсутствие трещин. Распиловка твердого камня производится на механических дисковых пилах или на алмазном резном станке, где между обрабатываемым камнем и рабочей поверхностью пилы из мягкого железа помещается алмаз, которым натравливается железная пила. Сверловка, резание и разнообразная механическая обработка твердого камня производятся на сверлильных станках стальными и медными фрезами. Подгонка требуемой формы (подбивка) производится на подбивочном станке с вращающимся карборундовым кругом.

Шлифовка и полировка осуществляются на шлифовально-полировальных станках; в качестве стачивающего и шлифующего материала применяется наждак и карборунд, в качестве полировального материала — крокус, танердэ, трепел.

Изделия из твердого и полутвердого камня чаще всего бывают очень несложными по форме, потому что ровная, гладкая, дополнительно ничем не украшенная поверхность хорошо отполированного изделия из твердого камня сама по себе производит большое художественное впечатление. При полировке отчетливо выделяется природный узор камня, явственно проступают тонкие цветовые переходы, становятся видны темные и светлые прожилки и кристаллические включения, образующие все вместе причудливые, никогда не повторяющиеся фантастические узоры.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: