МИС
Адаптированный и модифицированный вариант опросника 1989 года содержит 110 утверждений, распределенных по 9 шкалам. Методика предназначена для углублённого изучения сферы самосознания личности, включающей различные (когнитивные, динамические, интегральные) аспекты. Относительно области применения МИС, можно отметить хорошие результаты в рамках индивидуального консультирования, так как данная методика позволяет выявить внутриличностные конфликты.
Процедура проведения
Вам предлагается выполнить следующее задание, в котором содержатся вопросы в форме возможных утверждений об особенностях Вашего характера, привычках, интересах и т.д. На эти вопросы не может быть «хороших» или «плохих» ответов, т.к. каждый человек имеет право на свою собственную точку зрения. Для того, чтобы полученные на основании Ваших ответов результаты оказались наиболее информативными и плодотворными для конкретизации собственного представления о себе, Вам нужно постараться выбрать наиболее точные и достоверные ответы.
Отвечая, помните о следующих простых правилах:
· Вопросы составлены так, что особого времени на обдумывание не требуется. Давайте первый ответ, который придёт Вам в голову (как правило, он оказывается наиболее естественным). Конечно, вопросы слишком коротки, чтобы в них содержались все необходимые подробности, Поэтому отвечайте, представляя себе сами типичные ситуации, не задумываясь над деталями.
· Возможно, некоторые вопросы Вам трудно отнести к себе. В таком случае постарайтесь дать предположительный ответ.
· Помните, что «плохих» ответов быть не может. Не пытайтесь произвести своими ответами благоприятное впечатление. Свободно выражайте свое собственное мнение.
|
Читайте последовательно каждое из приведённых выше утверждений и решайте – верно, оно по отношению к Вам или неверно. На бланке ответов рядом с каждым номером утверждения расположены две пустые клетки. Если утверждение верно по отношению к Вам, поставьте «птичку» в левую клетку, если неверно - в правую. Не задумывайтесь долго над ответом.
Обработка результатов
Номера пунктов опросника и знак, с которым пункт входит в соответствующий фактор.
Ключ
Шкала 1. Открытость
· "+": 1, 3, 9, 53, 56, 65.
· "-": 21, 48, 62, 86, 98.
Шкала 2. Самоуверенность
· "+": 7, 24, 30, 35, 36, 51, 52, 58, 61, 73, 82.
· "-": 20, 80, 103.
Шкала 3. Саморуководство
· "+": 43, 44, 45, 74, 76, 84, 90, 105, 106, 108, 110.
· "-": 109.
Шкала 4. Зеркальное Я
· "+": 2, 5, 29, 41, 50, 102.
· "-": 13, 18, 34, 85.
Шкала 5. Самоценность
· "+": 8, 16, 39, 54, 57, 68, 70, 75, 100.
· "-": 15, 26, 31, 46, 83.
Шкала 6. Самопринятие
· "+": 10, 12, 17, 28, 40, 49, 63, 72, 77, 79, 88, 97.
Шкала 7. Самопривязанность
· "+": 6, 32, 33, 55, 89, 93, 95. 101, 104.
· "-": 96, 107.
Шкала 8. Конфликтность
· "+": 4, 11, 22, 23, 27, 38, 47, 59, 64, 69, 81, 91, 94, 99.
Шкала 9. Самообвинение
· "+": 14, 19, 25, 37, 60, 66, 71, 78, 87, 92.
Перевод сырых баллов в стены
Стены Шкалы | ||||||||||
2-3 | 4-5 | 6-7 | ||||||||
0-1 | 3-4 | 5-6 | 7-9 | 11-12 | ||||||
0-1 | 4-5 | 9-10 | ||||||||
3-4 | 6-7 | |||||||||
0-1 | 4-5 | 6-7 | 9-10 | 13-14 | ||||||
0-1 | 3-4 | 6-7 | ||||||||
4-5 | 7-8 | |||||||||
1-2 | 3-4 | 5-7 | 8-10 | 11-12 | ||||||
3-4 | 6-7 |
|
Подсчитанные совпадающие ответы вносятся в колонку результатов “балл” на бланке ответов. Полученные “сырые” баллы по специальной шкале переводятся в стандартные оценки “стены” и заносятся в колонку “стены”. Психологической нормой считаются стены от 3 до 7.
Интерпретация результатов
Описание шкал
Шкала 1. Открытость
Шкала 1 – "внутренняя честность" (открытость) включает 11 пунктов с такими аспектами образа «Я», как самоотношение, поведение, которые, являясь значимыми для личности (с точки зрения моральных норм), с трудом допускаются до сознания. Низкие значения шкалы говорят о глубокой осознанности Я, повышенной рефлексивности и критичности, способности не скрывать от себя и других даже неприятную информацию, несмотря на её значимость. Высокие значения шкалы говорят о закрытости, неспособности или нежелании осознавать и выдавать значимую информацию о себе.
Шкала 2. Самоуверенность
Шкала 2 – самоуверенность содержит пункты, задающие представления о себе как самостоятельном, волевом, энергичном, надёжном человеке, которому есть за что себя уважать. Положительный плюс шкалы соответствует высокому самомнению, самоуверенности, отсутствию внутренней напряженности. Низкие значения говорят о неудовлетворенности собой и своими возможностями, сомнении в способности вызывать уважение.
Шкала 3. Саморуководство
|
Шкала 3 – саморуководство отражает представления о том, что основным источником активности и результатов, касающихся как деятельности, так и собственной личности, является он сам. Высокий балл по шкале свидетельствует, что человек отчётливо переживает собственное «Я» как внутренний стержень, интегрирующий и организующий его личность и жизнедеятельность, считает, что его судьба находится в его собственных руках; чувствует обоснованность и последовательность своих внутренних побуждений и целей. Низкие баллы свидетельствуют о подвластности «Я» влияниям обстоятельств, неспособности противостоять судьбе, плохой саморегуляции, размытом фокусе «Я», отсутствии тенденций поиска причины поступков и результатов в себе самом. Данная шкала по содержанию близка к психологической переменной, которую в литературе принято обозначать как локус контроля.
Шкала 4. Зеркальное Я
Шкала 4 – зеркальное Я (отражённое самоотношение) включает пункты, связанные с ожидаемым отношением к себе со стороны других людей. Высокие значения шкалы соответствуют представлению субъекта о том, что его личность, характер и деятельность способны вызвать в других уважение, симпатию, одобрение и понимание. С низкими значениями связано ожидание противоположных чувств по отношению к себе от другого.
Шкала 5. Самоценность
Высокие оценки по шкале отражают заинтересованность в собственном Я, любовь к себе, ощущение ценности собственной личности и одновременно предполагаемую ценность своего Я для других. Шкала отражает эмоциональную оценку себя, своего Я по внутренним интимным критериям любви, духовности, богатства внутреннего мира. Низкие баллы по шкале говорят о переоценке своего духовного Я, сомнении в ценности собственной личности, отстранённости, граничащей с безразличием к своему Я, потере интереса к своему внутреннему миру.
Шкала 6. Самопринятие
Высокий полюс соответствует дружескому отношению к себе, согласию с самом собой, одобрению своих планов и желаний, эмоциональному, безусловному принятию себя таким, каков есть, пусть даже с некоторыми недостатками. Низкий полюс свидетельствует об отсутствии перечисленных качеств – недостатком самопринятия, что является важным симптомом внутренней дезадаптации.