МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по прохождению
производственной (преддипломной) практики
программы подготовки специалистов среднего звена
43.02.11.«Гостиничный сервис»
РАССМОТРЕНО
на заседании ЦМК
ОП «Сферы гостеприимства»
Протокол № 1 от 30.08.2019 г.
г. Каменск-Уральский, 2019
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа производственной (преддипломной) практики является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 43.02.11.«Гостиничный сервис» в части освоения видов профессиональной деятельности.
Нормативную правовую основу разработки рабочей программы составляют:
- ФГОС СПО специальности 43.02.11.«Гостиничный сервис»;
- Учебный план специальности;
- Рабочие программы профессиональных модулей ПМ 01, ПМ 02, ПМ 03, ПМ 04, ПМ 05.
Преддипломная практика является многоцелевой. В процессе практики студенты расширяют профессиональные и коммуникативные компетенции, приобретают профессиональный и организаторский опыт, углубленно изучают отдельные профессиональные вопросы.
Основной целью практики является закрепление студентами полученных теоретических знанийна основе практического участия в деятельности предприятий, организаций, учреждений; приобретение ими профессиональных навыков и опыта самостоятельной работы; сбор, анализ и обобщение материалов для написания выпускной квалификационной работы.
Практика преследует цели:
- развития навыков анализа и критического мышления;
- соединения теоретических положений и способов их реализации на практике;
- представление примеров принимаемых финансовых решений;
- представление вариантов последствий принимаемых решений;
- демонстрация различных позиций и точек зрения;
- формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности.
Основными задачами преддипломной практики являются:
1. Изучение особенностей организации и контроля службы приема и размещения.
2. Изучение особенностей организации обслуживания гостей в процессе проживания.
3. Ознакомление с процессом бронирования, продаж гостиничных услуг.
4. Изучение особенностей применения норм права, регулирующих гостиничную деятельность.
5. Выполнение индивидуальной программы исследований по теме выпускной квалификационной работы согласно заданию.
6. Подготовка отчёта о прохождении преддипломной практики в организации.
Деятельность студента в условиях предприятия должна быть заранее четко спланирована, исходя из требований учебного процесса и особенностей функционирования базы практики.
В качестве баз практики могут выступать организации различных организационно-правовых форм собственности.
2. Компетенции обучающегося,
формируемые в результате прохождения практики
Согласно ФГОС по специальности 43.02.11.«Гостиничный сервис», во время прохождения производственной (преддипломной) практики обучающийся выполняет основные виды профессиональной деятельности и формирует профессиональные и общие компетенции:
ВПД 1. Бронирование гостиничных услуг.
ПК 1.1. Принимать заказ от потребителей и оформлять его.
ПК 1.2. Бронировать и вести документацию.
ПК 1.3. Информировать потребителя о бронировании.
ВПД 2. Прием, размещение и выписка гостей.
ПК 2.1. Принимать, регистрировать и размещать гостей.
ПК 2.2. Предоставлять гостю информацию о гостиничных услугах.
ПК 2.3. Принимать участие в заключении договоров об оказании гостиничных услуг.
ПК 2.4. Обеспечивать выполнение договоров об оказании гостиничных услуг.
ПК 2.5. Производить расчеты с гостями, организовывать отъезд и проводы гостей.
ПК 2.6. Координировать процесс ночного аудита и передачи дел по окончании смены.
ВПД 3. Организация обслуживания гостей в процессе проживания.
ПК 3.1 Организовывать и контролировать работу обслуживающего и технического персонала хозяйственной службы при предоставлении услуги размещения, дополнительных услуг, уборке номеров и служебных помещений.
ПК 3.2. Организовывать и выполнять работу по предоставлению услуги питания в номерах (room-service).
ПК 3.3. Вести учет оборудования и инвентаря гостиницы.
ПК 3.4. Создавать условия для обеспечения сохранности вещей и ценностей проживающих.
ВПД.4. Продажи гостиничного продукта.
ПК 4.1. Выявлять спрос на гостиничные услуги.
ПК 4.2. Формировать спрос и стимулировать сбыт.
ПК 4.3. Оценивать конкурентоспособность оказываемых гостиничных услуг.
ПК 4.4. Принимать участие в разработке комплекса маркетинга.
5.2.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
Вместе с профессиональными компетенциями специалист должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
С целью овладения видами профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе преддипломной практики должен получить практический опыт:
- приема заказов на бронирование от потребителей;
- выполнения бронирования и ведения его документационного обеспечения;
- информирования потребителя о бронировании;
- приёма, регистрации и размещения гостей;
- предоставления информации гостям об услугах в гостинице;
- участия в заключении договоров об оказании гостиничных услуг;
- контроля оказания перечня услуг, предоставляемых в гостиницах (по договору);
- подготовки счетов и организации отъезда гостей;
- проведения ночного аудита и передачи дел по окончании смены;
- организации и контроля работы персонала хозяйственной службы;
- предоставления услуги питания в номерах;
- оформления и ведения документации по учету оборудования и инвентаря гостиницы;
- изучения и анализа потребностей потребителей гостиничного продукта, подбора соответствующего им гостиничного продукта;
- разработки практических рекомендаций по формированию спроса и стимулированию сбыта гостиничного продукта для различных целевых сегментов;
- выявления конкурентоспособности гостиничного продукта и организации;
- участия в разработке комплекса маркетинга.
3. Календарно-тематический план
Эффективность производственной (преддипломной) практики как вида учебной деятельности определяется ее вкладом в формирование профессиональных способностей студентов, свойственных будущей деятельности менеджера по продажам. Непосредственное наблюдение, осуществляемое студентами, и регистрация параметров деятельности предприятия, выполненные в период прохождения практики, позволяют создать информационную базу для выполнения дипломной работы. Поэтому практика, как вид учебной деятельности, строится в форме самостоятельного выполнения студентом реальных задач предприятия в условиях рыночной экономики.
График прохождения производственной (преддипломной) практики студентами специальности 43.02.11.«Гостиничный сервис» приведен в таблице 1.
Таблица 1. График прохождения практики студентами специальности 43.02.11.«Гостиничный сервис».
База обучения | Курс | Наименование практики | Время прохождения | Сроки прохождения практики |
ООО | Производственная (преддипломная) практика | 4 недели | с 25 апреля по 23 мая |
4. Права и обязанности студентов
4.1. При прохождении практики студенты имеют право:
- самостоятельно, по согласованию с руководителем практики от техникума найти место прохождения практики и предоставить гарантийные письма (заверенные направления) от руководителя данного предприятия;
- получить место практики от техникума по личному заявлению;
- консультироваться по вопросам прохождения практики с руководителями практики от техникума и предприятия;
- использовать учебно-методический материал и материально-техническую базу техникума, предприятия для выполнения программы практики.
4.2. Студенты, направляемые на практику, обязаны:
- явиться на организационное собрание, проводимое руководителем практики;
- детально ознакомиться с программой практики;
- своевременно прибыть на место прохождения практики;
- составить план-график прохождения практики на предприятии;
- в полном объеме выполнить задания, предусмотренные программой практики, и индивидуальными заданиями;
- соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка;
- изучить и строго соблюдать правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии;
- нести ответственность за выполняемую работу и её результаты наравне со штатными работниками;
- своевременно предоставить руководителю практики дневник, письменный отчет (в виде портфолио) о выполнении всех заданий и защитить портфолио по практике.
4.3. Продолжительность рабочего дня студентов при прохождении практики на предприятиях составляет для студентов в возрасте от 16 до 18 лет не более 36 часов в неделю, в возрасте от 18 лет и старше не более 40 часов в неделю.
4.4. Практика студентов оценивается по результатам:
- защиты отчета/портфолио, составляемого студентами в соответствии с настоящей программой,
- выполнения индивидуального задания;
- отзывов руководителей.
5. ОБЯЗАННОСТИ РУКОВОДИТЕЛей ПРАКТИКИ
5.1. Обязанности руководителя практики от техникума
Руководители практики от учебного заведения принимают участие в распределении студентов по местам практики, оказывают студентам методическую помощь, проводят групповые и индивидуальные консультации, осуществляют контроль выполнения программы практики, за работой практикантов.
Преподавателем должна быть подготовлена соответствующая документация:
- рабочая программа практики;
- календарно-тематический план проведения практики преподавателем, утвержденный руководством техникума;
- график посещения баз практики преподавателем, утвержденный руководством техникума.
5.2. Обязанности руководителя практики от предприятия
К обязанностям руководителя практики от предприятия относятся:
- организация прохождения практики закреплённых за ним студентов в тесном контакте с руководителем практики от техникума;
- составление совместно с руководителем практики от техникума программы и календарно-тематического плана прохождения практики;
- знакомство студентов с организацией работ на конкретном рабочем месте, с управлением технологическим процессом, оборудованием, техническими средствами и их эксплуатацией, экономикой производства, охраной труда;
- осуществление постоянного контроля над производственной работой студентов, помощь в правильном выполнении всех заданий на данном рабочем месте, знакомство с методами работы и консультации по производственным вопросам;
- контроль за ведением студентами дневников и подготовкой отчетов, составление отзыва, содержащего результаты выполнения программы практики и индивидуальных заданий, оценочных листов по итогам прохождения практики;
- участие в работе Государственной аттестационной комиссии при защите выпускной квалификационной работы (по приглашению техникума).
6. Содержание практики
Содержание практики состоит из двух относительно самостоятельных блоков – общего и индивидуального задания. Общее задание соответствует задачам 1 - 4, индивидуальное задание выдается руководителем дипломного проектирования и согласовывается с предприятиями, учреждениями и организациями.
Решая поставленные практические задачи, студент должен придерживаться примерного плана прохождения практики (таблица 2).
Таблица 2. - Примерный план прохождения практики
Выполняемая работа | Продолжительность, дн. |
Инструктаж по ПДП | |
1. Организационно-экономическая характеристика предприятия | |
2. Выполнение индивидуального задания | |
3. Оформление отчета/портфолио | |
4. Защита отчета/портфолио | |
Итого |
В ходе прохождения практики студент обязан по вопросу программы «Организационно-экономическая характеристика предприятия»:
1. Изучить организационно-правовую форму предприятия, цели, задачи, стратегических и тактических направлений деятельности предприятия.
2. Изучить организационную структуру управления предприятием, состав персонала, технология обслуживания клиентов.
3. Ознакомиться с переченем, видами и характером предоставляемых услуг.
4. Охарактеризовать номерной фонд, служебные и общественные помещения гостиничного предприятия.
5. Охарактеризовать технико-экономические показатели гостиничного предприятия.
6. Изучить особенности применения норм права, регулирующих гостиничную деятельность.
7. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ
И ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЕТА
Отчет по практике должно содержать:
Титульный лист установленного образца с подписью руководителя от предприятия и печатью.
Содержание.
Основная часть - дается краткая характеристика предприятия и анализ его деятельности, а также основные перспективные направления его развития, т.е. в этой части работы студент должен ответить на все вопросы, входящие в программу практики и рассмотреть, как эта работа выполняется на данном предприятии. Текст оформляется стандартно, равномерно по всем листам, либо компонуется в таблицу (по рекомендациям руководителя практики).
Заключение - содержит основные выводы и результаты, итоги проделанной работы, основные мероприятия по улучшению деятельности предприятия.
Список литературы - оформляется согласно требованиям стандарта предприятия
Приложения - где представляются изученные и рассмотренные различные формы отчетности предприятия, а также бланки, рисунки и графики.
Отчет по практике оформляется на листах формата А4. Содержание излагается грамотно, четко и логически последовательно. Работа выполняется на компьютере шрифтом Times New Roman, размер 14, через 1,2 - 1,5 интервала см. таблица 3.
Таблица 3.- Требования к оформлению индивидуального проекта.
Требование | Содержание требования | |||||||||||||||
Объем | не менее 15 страниц компьютерного текста | |||||||||||||||
Оформление | текст печатается на одной стороне листа белой бумаги формата A4 | |||||||||||||||
Интервал | 1,5 | |||||||||||||||
Шрифт | «Times New Roman» | |||||||||||||||
Размер | 14 п | |||||||||||||||
Выравнивание | по ширине | |||||||||||||||
Кавычки | «кавычки-елочки» | |||||||||||||||
Параметры страницы | с левой стороны – 30 мм, с правой – 10 мм, сверху – 20 мм, снизу –20 мм. | |||||||||||||||
Нумерация страниц | - арабскими цифрами, - сквозная, от титульного листа, при этом номер страницы на титульном листе не проставляют - проставляется со второй страницы, - порядковый номер страницы ставится внизу по середине строки | |||||||||||||||
Введение, названия глав, заключение, список использованных информационных источников | с новой страницы заглавными буквами по центру, в конце точка не ставится | |||||||||||||||
Оформление глав | 1 ПОНЯТИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕСТВЕННОСТИ | |||||||||||||||
Оформление параграфов | 1.2 Признаки юридической ответственности | |||||||||||||||
Расстояние между названием параграфа, предыдущим и последующим текстом | 2 межстрочных интервала | |||||||||||||||
Список использованных информационных источников | не менее 10 | |||||||||||||||
Параграф | не менее 3 страниц | |||||||||||||||
Иллюстрации | ![]() | |||||||||||||||
Таблицы | Таблица 3 - Местность проживания респондентов
| |||||||||||||||
Подстрочные ссылки | «Текст цитаты в тексте работы.»1 «Текст цитаты в тексте работы.»2 __________________________________________ 1Иванов И.И. Теоретические основы. - М.:, 2000.-С.25. 2Там же. - С.25. | |||||||||||||||
Сокращения | ГПК РФ, ГК РФ, СК РФ и т.д. | |||||||||||||||
НЕЛЬЗЯ разделять общепринятые сокращения (РФ, США и др.), отделять инициалы от фамилии, разделять составляющее одно число цифры, отделять символы процента, параграфа, номера, градусов от цифр |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение А
![]() | Министерство образования и молодежной политики Свердловской области |
ГАПОУ СО «Каменск-Уральский техникум торговли и сервиса» |
ОТЧЕТ
о прохождении преддипломной практики